Дело №2а-1627/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2020 г. г. Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Новикова М.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области к Лукьянову Денису Александровичу о взыскании задолженности и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному),
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области обратилась в суд с административным иском к Лукьянову Д.А. о взыскании задолженности и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере в размере: 3427,71 руб, пени 808.84 руб, а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в сумме 405,70 руб.
В обоснование предъявленных требований указывалось, что Лукьянов Д.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 14.09.2012 года и утратил статус индивидуального предпринимателя 25.11.2016 года в связи с принятием им соответствующего решения. 01.01.2017 года Пенсионным фондом в налоговый орган в отношении Лукьянова Д.А. переданы суммы недоимки. За административным ответчиком по состоянию на 24.03.2020 числится недоимка по страховым взносам в общей сумме 4642,25 руб., из которых:
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года - 3427,71 руб. (сумма недоимки на настоящий момент не оплачена, в связи с чем, за период с 06.05.2017 года по 22.11.2017 года начислены пени в общей сумме 808,84 руб),
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии в сумме 405.70 руб, начисленные за период с 23.05.2017 года по 22.11.2017 года.
По причине неуплаты административным ответчиком в установленный законом срок страховых взносов, Инспекцией на основании ст.430 и 432 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику исчислены страховые взносы. Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 291,72 руб. списаны Инспекцией в порядке ст.12 ФЗ от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Лукьянову Д.А. налоговым органом направлялись требования об уплате недоимки по уплате страховых взносов и пени, судебный приказ, вынесенный мировым судьей судебного участка №42 г. Пскова 05.03.2018 года отменен по заявлению должника 04.10.2019 года.
При таких обстоятельствах, ссылаясь на положения ст. 31, 48,75 ст. 419, 430 и 432 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 95, 286-287 КАС РФ административный истец просил взыскать с административного ответчика задолженность и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере в размере: 3427,71 руб., пени 808.84 руб., а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии в сумме 405,70 руб.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.3 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству сторонам разъяснен порядок упрощенного (письменного) судебного разбирательства и предложено выразить свое согласие или возражения относительно применения правил упрощенного (письменного) производства.
Судебное извещение, а также определение суда о подготовке административного дела к судебному разбирательству, направленные по адресу места жительства административного ответчика, возвращены в суд за истечением срока хранения, в связи с чем по правилам статей 165.1 ГК РФ и 100, 101 КАС РФ указанные судебные документы считаются доставленными.
Принимая во внимание сумму задолженности по обязательным платежам, отсутствие возражений административного ответчика против применения упрощенного (письменного) производства, суд, руководствуясь ст. 291, 292 КАС РФ, рассмотрел дело в порядке упрошенного (письменного) производства.
Статьей 57 Конституции РФ, ст.3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статьям 1 и 3 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Федеральный закон N 212-ФЗ).
С 01.01.2017 года вышеуказанный Закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 года N250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
Согласно абз.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст.6 Федерального закона N 167-ФЗ и п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона N 212-ФЗ, регулировавшего отношения по исчислению и уплате страховых взносов до 01.01.2017 года, индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и плательщиками страховых взносов. При этом в силу ст. 18, 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов были обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Часть 8 ст.16 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривала, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно. Аналогичная норма содержится и в действующем в настоящее время п.5 ст. 432 НК РФ, согласно которому в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Согласно ст. 22 (ч. 3, 5) названного выше Федерального закона N 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено этой же статьей закона, которое должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Из ст.419 НК РФ следует, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Частью 5 ст.432 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Письмом ФНС России от 26.02.2018 N ГД-4-11/3724@ «Об определении величины дохода индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в целях исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при прекращении и возобновлении им предпринимательской деятельности в течение календарного года» разъяснено, что исходя из положений п.5 ст.430 НК РФ, если индивидуальные предприниматели прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.
Согласно частям 1, 2 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, исчисляется плательщиками страховых взносов самостоятельно. Страховые взносы уплачиваются за расчетный период не позднее 31 декабря текущего года. Под расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Согласно п.2 ст.57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как установлено по делу, Лукьянов Д.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 14.09.2012 года и утратил статус индивидуального предпринимателя 25.11.2016 года в связи с принятием им соответствующего решения, данные обстоятельства подтверждаются списком лиц, снятых с учета в регистрирующем органе в ноябре 2016 года (л.д.47) и выпиской из ЕГРИП, размещенной на официальном сайте ФНС России (л.д. 59-62).
Как неоднократно указывал Констуционный Суд Российской Федерации отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов, направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ст.39 Конституции. Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии. Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в твердой сумме, определив ее минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода. Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и т.п.
Таким образом, в силу приведенных выше норм права у административного ответчика в период осуществления им предпринимательской деятельности имелась обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Вместе с тем, в период осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанность по уплате страховых взносов, о чем свидетельствуют направлявшиеся ему пенсионным органом требования об уплате недоимки по страховым взносам №07002540020802 (л.д.21-22), № 07002540003931 от 03.02.2015 (л.д.25), № 070501160032316 от 10.03.2016 (л.д. 27), а также постановления о возбуждении исполнительных производств от 03.06.2014 (л.д.23-24), от 13.07.2015 (л.д. 26) и от 03.11.2016 (л.д.28-29), возбужденных на основании постановлений органа, осуществляющего контрольные функции (Управления Пенсионного фонда РФ в г. Пскове и Псковском районе). Из указанных документов усматривается, что на момент прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у Лукьянова Д.А. уже имелась задолженность по уплате страховых взносов (23 330,67 руб. по состоянию на 03.11.2016 года).
На имевшуюся задолженность начислялись пени, что подтверждается таблицами начисления пеней, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ (л.д. 30-31,35-44), на накопительную часть страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ (л.д.34), и на обязательное медицинское страхование (л.д.33-33).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п.1 ст.45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела после передачи с 01.01.2017 налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование Межрайонная ИФНС России №1 по Псковской области также направляла Лукьянову Д.А. требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени.
Так, в соответствии с требованием №52167 со сроком уплаты до 02.08.2017 года по состоянию на 11.07.2017 года со сроком исполнения до 02.08.2017 года административному ответчику были начислены пени в общей сумме 6 262,71 руб., из которых 1025,18 руб. – по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии за 4 квартал 2016 года, 4992,78 руб – по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии, 25,14 руб. – по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере до 01.01.2017 года (прочие начисления 4 квартала 2016 года), а также на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 219,61 руб. (л.д.17)
Согласно требованию №7879 со сроком уплаты до 08.09.2017 года по состоянию на 17.08.2017 года у Лукьянова Д.А. сохранялась задолженность по пеням в сумме 4089,96 руб., в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии в сумме 3661,90 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере до 01.01.2017 года – 160,96 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии в размере 197,33 руб., а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2013 года (прочие начисления) – 69,77 руб. (л.д.15).
В соответствии с требованием №12593 по состоянию на 22.11.2017 года за административным ответчиком имеется недоимка в сумме 419 517,82 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) – 348 492,42 руб., в том числе уплаченная (взысканная). При этом на указанную задолженность Лукьянову Д.А. начислены пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии в сумме 9 076,58 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование – 403,13 руб., и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии в размере 208,37 руб., а всего 9 688,08 руб. (л.д.13). Срок исполнения требования устанавливался до 14.12.2017 года.
Вышеуказанные документы направлены административному ответчику посредством электронного документооборота, в соответствии со ст. 11.2 НК РФ, поскольку у должника 18.09.2015 был открыт личный кабинет налогоплательщика (л.д.14, 16, 18) и к моменту направления требований он утратил статус индивидуального предпринимателя.
Данные требования налогового органа в добровольном порядке должником не исполнены, задолженность по страховым взносам перед бюджетом не погашена.
Согласно представленному административным истцом расчету по состоянию на 22.11.2017 года (дата выставления последнего требования) Лукьянову Д.А. начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального ФОМС за периоды до 01.01.2017 года в сумме 808,84 руб. и пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату накопительной части пенсии в размере 405,70 руб. (л.д.19-20).
Вынесенный 05.03.2018 года судебный приказ мирового судьи судебного участка №42 г. Пскова о взыскании с Лукьянова Д.А. недоимки и пеней отменен 04.10.2019 года по заявлению должника (л.д.10). Определением мирового судьи судебного участка №42 г. Пскова от 18.11.2019 года исправлена описка в резолютивной части определения от 04.10.2019 года (л.д.12).
Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ (в ред. от 27.11.2017) плательщики, указанные в п.п. 2 п. 1 ст.419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса (в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей). В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
Кроме того, указанные выше плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса (5,1 %).
Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в п.п.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Аналогичная норма содержалась и в ч.1 ст.14 Федерального закона №212-ФЗ согласно которой, расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п.2 ч.1 ст.5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2 ст.12 Федерального закона N 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016), действовавшей на дату прекращения Лукьяновым Д.А. предпринимательской деятельности, тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации были установлены в размере 26%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2012 года - 5,1 %.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п.2 ч. 1 ст.5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с ч.1.1 ст.14 Федерального закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке. В случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (п.1.2. ч.1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ).
Таким образом, механизм расчета размеров страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование принципиально не изменился после 01.01.2017 года.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в п.п.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 п. 2 ст. 432 НК РФ).
Представленный административным истцом расчет соответствует приведенным выше требованиям законодательства, в связи с чем суд соглашается с ним.
Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов. Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов за предыдущие периоды возникла у Лукьянова Д.А. 11.12.2016 года.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе, денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим липом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов; подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (1500 рублей - в редакции НК РФ №247 от 03.12.2012), за исключением случая, предусмотренного н. 2 ст. 48 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Указанный срок административным органом не пропущен, поскольку исковое заявление потупило в суд 30.03.2020 года.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Пунктом 11 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ предусмотрено, что положения ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В данном случае недоимка, на которую начислены пени, взыскана с индивидуального предпринимателя Лукьянова Д.А. по решению налогового органа до дня вступления Федерального закона N436-ФЗ в силу (до 29 декабря 2017 года) и поэтому не может быть признана безнадежной ко взысканию.
Административным ответчиком доказательств, подтверждающих погашение задолженности по пени в предъявленной к взысканию сумме, как того требуют положения ч. 1 ст. 62 КАС РФ, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суммы страховых взносов и пеней заявлены административным истцом обоснованно, срок предъявления их в судебном порядке не истек, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п. 1 ст. 114 КАС РФ, с подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, ст. 61 БК РФ с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области к Лукьянову Денису Александровичу о взыскании задолженности и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимки и задолженности по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) удовлетворить.
Взыскать с Лукьянова Дениса Александровича, 22.01.1974 года рождения, уроженца С., зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН №*********, недоимку в общей сумме 4642 рубля 25 копеек, в том числе:
-по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года – 3427 рублей 71 копейку, пени за период с 06.05.2017 года по 22.11.2017 года в общей сумме 808 рублей 84 копейки;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) пени в сумме 405 рублей 70 копеек за период с 23.05.2017 года по 22.11.2017 года.
Взыскать с Лукьянова Дениса Александровича в доход бюджета муниципального образования «Город Псков» госпошлину в сумме 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья подпись М.В. Новикова