НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пряжинского районного суда (Республика Карелия) от 09.08.2023 № 2А-268/2023

10RS0014-01-2023-000553-82

№2а-268/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

9 августа 2023 г. пгт Пряжа

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Прохорова А.Ю., при секретаре Борововой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия к ФИО1 о восстановлении срока подачи административного искового заявления, взыскании задолженности по налоговым обязательствам,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее – Управление ФНС по РК) обратилось в суд с настоящим административным иском, в котором просит взыскать с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2018 год – 2450,00 руб.; пени за неуплату транспортного налога за 2018 год в установленный законом срок за период с 03.12.2019 по 12.02.2020 – 36,95 руб.; страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование за 2020 год – 27220,27 руб.; пени за неуплату страховых взносов в фиксированном размере на ОПС за 2020 год в установленный законом срок за период с 18.11.2020 по 26.11.2020 – 34,71 руб.; пени за неуплату страховых взносов в фиксированном размере на ОПС за 2017 год в установленный законом срок за период с 27.02.2019 по 19.10.2020 – 3290,72 руб.; пени за неуплату страховых взносов в фиксированном размере на ОПС за 2018 год в установленный законом срок за период с 27.02.2019 по 19.10.2020 – 3337,81 руб.; страховые взносы в фиксированном размере на обязательное медицинское страхование за 2020 год – 7068,48 руб.; пени за неуплату страховых взносов в фиксированном размере на ОМС за 2020 год в установленный законом срок за период с 18.11.2020 по 26.11.2020 – 9,01 руб.; пени за неуплату страховых взносов в фиксированном размере на ОМС за 2017 год в установленный законом срок за период с 28.12.2018 по 19.10.2020 – 649,90 руб.; пени за неуплату страховых взносов в фиксированном размере на ОМС за 2018 год в установленный законом срок за период с 27.02.2019 по 19.10.2020 – 734,33 руб.; всего на общую сумму 44832,18. Одновременно с подачей административного искового заявления административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на его подачу.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств не представлено.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в том числе, с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ и подпунктом 1 части 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Неисполнение налогоплательщиками и плательщиками страховых взносов в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций, влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами НК РФ и КАС РФ.

Так, по общему правилу, установленному частью 2 статьи 286 КАС РФ, исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу части 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения

Как усматривается из материалов административного дела, требование от 13.02.2020 об уплате транспортного налога за 2018 год, пени было направлено ответчику со сроком исполнения до 07.04.2020.

Таким образом, налоговый орган должен был обратиться с требованием к административному ответчику о взыскании указанных платежей в судебном порядке в срок до 07.10.2020.

Из материалов дела следует, что за судебным приказом налоговый орган обратился 14.09.2022, определением мирового судьи судебного участка Пряжинского района РК от 19.09.2022 в принятии заявление УФНС России по РК было отказано по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ. С настоящим административным иском УФНС России по РК обратилось в Пряжинский районный суд РК 23.05.2023.

Таким образом, административный истец обратился в судебном порядке с пропуском сроков, установленных частью 2 статьи 48 НК РФ.

В обоснование заявления о восстановлении пропущенного срока административный истец указал, что неуплата налоговых платежей и финансовых санкций влечет неисполнение доходной части бюджета Российской Федерации. Кроме того, плательщику предоставлен достаточный срок для погашения имеющейся задолженности.

Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №41, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное же взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года №479-О-О).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года №381-О-П установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Принимая во внимание изложенное, суд не усматривает наличие уважительных причин пропуска административным истцом срока для обращения в суд. Доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий для реализации права на судебную защиту в пределах установленного процессуальным законом срока, а также существенных обстоятельств, которые не зависели от волеизъявления административного истца, в материалы дела не представлено.

Принимая во внимание продолжительность пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления УФНС России по РК срока для предъявления административного иска в суд.

Как указано в части 5 статьи 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Поскольку налоговым органом пропущен срок для взыскания с ФИО1 задолженности по налоговым обязательствам в судебном порядке, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия к ФИО1 о восстановлении срока подачи административного искового заявления, взыскании задолженности по налоговым обязательствам отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья А.Ю. Прохоров

В соответствии со ст. 177 КАС РФ мотивированное решение по делу составлено 21 августа 2023 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 21 сентября 2023 года.