НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленновского районного суда (Кемеровская область) от 10.06.2019 № 2А-328/19

Дело № 2а-328/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Промышленная 10 июня 2019 года

Судья Промышленновского районного суда <.....> Семенова Л.А., при секретаре Дудиной А.В., с участием представителя административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №........ по <.....> к ФИО2 о взыскании задолженности по пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогооблажения, задолженности по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, пени на задолженность,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №........ по <.....> обратилась в Промышленновский районный суд с административным иском заявлением к ФИО2 о взыскании задолженности по пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогооблажения, задолженности по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, пени на задолженность.

Требования административного истца мотивированы тем, что ФИО2 (ИНН №........), согласно выписке из ЕГРИП, с <.....> по <.....> являлась индивидуальным предпринимателем. В соответствии со ст. 346.12 НК РФ ФИО2 применяла специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогооблажения. ФИО2 в налоговый орган были представлены налоговые декларации по упрощенной системе налогооблажения за 2017, 2018 (общая сумма дохода 8 060 971,0 руб., в том числе за 2017 - 7 522 556,0 руб., за 2018 - 538 415,0 руб.; общая сумма налога к уплате - 81 964,0 руб., в том числе за 2017 - 75 226 руб., за 2018 - 6 738,0 руб.). В соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 92,26 руб. В порядке ст. 69-70 НК РФ налоговым органом в адрес должника были выставлены и направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов №........ от <.....>, №........ от <.....>, №........ от <.....>. Данные требования направлены заказными письмами.

В установленные законом сроки ФИО2 обязанность по уплате налогов и пеней не исполнила, в связи с чем, в порядке ст. 48 НК РФ, задолженность за 2017-2018 была взыскана по судебному приказу №........ от <.....>.

В соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику была начислена пеня за период <.....> по <.....> в сумме 1 814,14 руб.:

- за период с <.....> по <.....>: (74 (дня) х 81 964,00 (недоимка для пени) х 0,02416667 (процент пени или 1/300*СтЦБ) = 1 465,79 руб.;

- за период с <.....> по <.....>: (17 (дней) х 81 964,00 (недоимка для пени) х 0,02500000 (процент пени или 1/300*СтЦБ) = 348,35 руб.

ФИО2 на дату прекращения деятельности должна была оплатить задолженность по страховым взносам за 2017-2018 в сумме 74 609,74 руб. в том числе:

на страховую часть трудовой пенсии, при величине дохода плательщика за 2017 превышающего 300 000 руб. в фиксированном размере - 72 225,56 руб. (7 522 556 - 300 000 x 1 %); на страховую часть трудовой пенсии, при величине дохода плательщика за 2018 превышающего 300 000 руб. в фиксированном размере - 2 384,15 руб. (538 415 - 300 000 x 1%).В соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислена пеня за период с <.....> по <.....> в сумме 1 973,61 руб.:

- за период с <.....> по <.....>: (3 (дня) х 19 722,47 (недоимка для пени) х 0,02416667 (процент пени или 1/300*СтЦБ) = 14,30 руб.;

- за период с <.....> по <.....>: (52 (дня) х 88 231,93 (недоимка для пени) х 0,02416667 (процент пени или 1/300*СтЦБ) = 1 108,78 руб.;

- за период с <.....> по <.....>: (24 (дня) х 84 506,23 (недоимка для пени) х 0,02416667 (процент пени или 1/300*СтЦБ) = 491,38 руб.;

- за период с <.....> по <.....>: (17 (дней) х 84 506,23 (недоимка для пени) х 0,02500000 (процент пени или 1/300*СтЦБ) = 359,15 руб.

В порядке ст. 69-70 НК РФ налоговым органом в адрес должника были выставлены и направлены требованиями об уплате налога, сбора, страховых взносов №........ от <.....>, №........ от <.....>, №........ от <.....>. Данные требования направлены заказными письмами.

В нарушение ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 НК РФ, которые устанавливают, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа должником до настоящего времени не исполнены.

Просит взыскать с ФИО2 задолженность за 2017-2018гг. в общей сумме 78 397,46 руб., в том числе: пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017-2018гг. в сумме 1 814,14 руб.; страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в общей сумме 76 583,32 руб.: страховые взносы - 74 609,71 руб., пеня - 1 973,61 руб.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС №........ по <.....>ФИО1, действующая на основании доверенности №........ от <.....> в судебном заседании административные исковые требования полностью поддержала, продублировала доводы изложенные в административном исковом заявлении и дополнила, что ФИО2 уплачивает налоги по упрощенной системе налогооблажения. Пунктом 1 статьи 419 НК РФ определены правила учета дохода плательщиков в зависимости от применяемого ими налогового режима, которые изложены в п. 9 ст. 430 Кодекса. Для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со ст. 346.15 данного кодекса, согласно п. 1 которой при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. п. 1 и 2 ст. 248 Кодекса. Применительно к обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование указанных в ст. 430 Кодекса плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, законодатель не ввел предписания об исчислении в целях применения положений п. 1 ст. 419 Кодекса доходов указанной категории плательщиков с учетом расходов, предусмотренных ст. 346.16 Кодекса. Согласно письму Минфина России от <.....>№........, Налоговым кодексом РФ вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период, предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков находящихся на других налоговых режимах, Налоговый кодекс РФ не содержит.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала частично, поддержала доводы изложенные в возражении на административное исковое заявление, согласно которых при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 3.11.2016 N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от <.....> N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Следовательно, при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода. Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 304-КГ16-16937 и отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2017) (п. 27).

Однако, налоговым органом произведено начисление подлежащих уплате сумм страховых взносов без учета произведенных в 2017 и 2018 года расходов, так за 2017 год сумма доходов составила - 7 522 556 рублей, расходов -7 028 854 рубля, прибыль -493 702 рубля, за 2018 сумма доходов составила - 538 415 рублей, расходов - 493 496 рублей, прибыль - 44 919 рублей. При таких обстоятельствах за 2017 год доплате подлежат страховые взносы в размере: 493 496 - 300 000*1%= 1 937,02 рубля, за 2018 год отсутствует обязанность по доплате страховых взносов. Просила в удовлетворении заявленных требований в части взыскания 72 672,69 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 973,61 руб. отказать. Также пояснила, что доходом является то что осталось от расходов, и с этой оставшейся суммы необходимо оплачивать налог. Полагает, что сумма в размере 1 814,14 руб. с нее уже взыскивается, что подтверждается справкой с Пенсионного фонда. С декабря 2018 года у нее из пенсии удерживают по 50% в счет оплаты суммы в размере 81 964 руб. На сегодняшний день остаток задолженности составляет 51 000 рублей. Полагает, что пеня в размере 1 814,14 руб. уже вошла в эту сумму. Она работала по упрощенной системе налогооблажения, поскольку ее расходы могли составлять до 90% от дохода. Согласно решения Верховного Суда РФ, у индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогооблажения, не имеющих работников, расходы не учитываются. Она оплатила налог с суммы, которая у нее осталась от расходов.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства в письменной форме, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административным истцом требования в силу следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст.ст.23, 45 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов.

Согласно пункту 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

В соответствии со ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии со ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 2 ст. 346.23 НК РФ налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с п. 8 ст. 346.13 НК РФ, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.

Согласно ст. 346.21 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального) предпринимателя). Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации (ст. 346.2 НК РФ). Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 (ИНН №........) с <.....> по <.....> являлась страхователем по обязательному пенсионному страхованию как индивидуальный предприниматель, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от <.....>, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и состояла на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в <.....>.

В соответствии со ст. 346.12 НК РФ ФИО2 применяла специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогооблажения.

За 2017 и 2018 гг. ФИО2 в налоговый орган были представлены налоговые декларации по упрощенной системе налогооблажения (общая сумма дохода 8 060 971,00 руб., в том числе за 2017 - 7 522 556,00 руб., за 2018 - 538 415,00 руб.; общая сумма налога к уплате - 81 964,00 руб., в том числе 2017 - 75 226,00 руб., за 2018г. - 6 738,00 руб.). В соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 92,26 руб.

Административным истцом в адрес административного ответчика ФИО2 были выставлены и направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов №........ от <.....>, №........ от <.....>, №........ от <.....>. Направление требований подтверждается почтовыми реестрами об отправке (л.д. 11, 13-14, 16).

В связи с тем, что требования от <.....>, <.....>, <.....>ФИО2 не исполнены, Межрайонная ИФНС России №........ по <.....> обратилась к мировому судье судебного участка №........ Промышленновского судебного района <.....> с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.

<.....> мировым судьей судебного участка №........ Промышленновского судебного района <.....> вынесен судебный приказ о взыскании с должника УСН в общей сумме 82 056,26 руб., в том числе налог в размере 81 964,00 руб., пени в размере 92,26 руб., задолженности по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за 2018 год: налог – 4 923,67 руб., пени – 669,83 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год: налог – 1 083,23 руб., пени – 135,22 руб.

<.....>, в связи с поступившими возражениями ФИО2, судебный приказ от <.....> был отменен (л.д. 19).

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику была начислена пеня за период <.....> по <.....> в сумме 1 814,14 руб.:

- за период с <.....> по <.....>: (74 (дня) х 81 964,00 (недоимка для пени) х 0,02416667 (процент пени или 1/300*СтЦБ) = 1 465,79 руб.;

- за период с <.....> по <.....>: (17 (дней) х 81 964,00 (недоимка для пени) х 0,02500000 (процент пени или 1/300*СтЦБ) = 348,35 руб.

При таких обстоятельствах, поскольку пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 – 2018 гг. в сумме 1 814,14 руб. до настоящего времени не уплачены, то суд считает необходимым требования административного истца удовлетворить и взыскать с административного ответчика вышеуказанную сумму пени в размере 1 814,14 руб.

Доводы административного ответчика о том, что пеня в размере 1 814,14 руб. с нее уже взыскивается, суд считает необоснованными, поскольку указанная пеня была начислена за период с <.....> по <.....> и к взысканию предъявляется впервые.

Согласно ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст.28 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются две категории лиц, являющихся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Кодекс определяет их как лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями - подпункт 1 приведенной нормы), и как плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (подпункт 2).

На основании пункта 2 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 данной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, а также доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 430 Кодекса установлен дифференцированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для упоминаемой категории плательщиков в зависимости от величины дохода плательщика за расчетный период, если иное не предусмотрено данной статьей: если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 г., 29 354 рубля за расчетный период 2019 г., 32 448 рублей за расчетный период 2020 г. (абзац второй подпункта 1); если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 г. (29 354 рубля за расчетный период 2019 г., 32 448 рублей за расчетный период 2020 г.) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период (абзац третий подпункта 1). При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым данного подпункта (абзац четвертый).

Таким образом, если доход плательщика в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то помимо фиксированного размера страховых взносов, он доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0 процента с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но до определенной предельной величины.

При этом согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса в целях применения положений пункта 1 данной статьи для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса.

Исходя из положений статьи 346.15 Налогового кодекса, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при определении доходов учитывают доходы, упомянутые в пунктах 1 и 2 статьи 248 Налогового кодекса.

Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса, в этом случае не учитываются.

Частью 5 статьи 432 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Согласно части 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В судебном заседании было установлено, что в нарушение ст. 432 НК РФ, административный ответчик ФИО2 на дату прекращения деятельности не оплатила задолженность по страховым взносам за 2017-2018 в сумме 74 609,74 руб. в том числе: на страховую часть трудовой пенсии, при величине дохода плательщика за 2017 превышающего 300 000 руб. в фиксированном размере - 72 225,56 руб. (7 522 556 - 300 000 x 1 %); на страховую часть трудовой пенсии, при величине дохода плательщика за 2018 превышающего 300 000 руб. в фиксированном размере - 2 384,15 руб. (538 415 - 300 000 x 1%).

В соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислена пеня за период с <.....> по <.....> в сумме 1 973,61 руб.:

- за период с <.....> по <.....>: (3 (дня) х 19 722,47 (недоимка для пени) х 0,02416667 (процент пени или 1/300*СтЦБ) = 14,30 руб.;

- за период с <.....> по <.....>: (52 (дня) х 88 231,93 (недоимка для пени) х 0,02416667 (процент пени или 1/300*СтЦБ) = 1 108,78 руб.;

- за период с <.....> по <.....>: (24 (дня) х 84 506,23 (недоимка для пени) х 0,02416667 (процент пени или 1/300*СтЦБ) = 491,38 руб.;

- за период с <.....> по <.....>: (17 (дней) х 84 506,23 (недоимка для пени) х 0,02500000 (процент пени или 1/300*СтЦБ) = 359,15 руб.

Административным истцом в адрес административного ответчика ФИО2 были выставлены и направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов №........ от <.....>, №........ от <.....>, №........ от <.....>. Направление требований подтверждается почтовыми реестрами об отправке (л.д. 11, 13-14, 16).

В нарушение ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 НК РФ, которые устанавливают, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа должником до настоящего времени не исполнены.

При таких обстоятельствах, поскольку страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в общей сумме 76 583,32 руб., из которых: страховые взносы - 74 609,71 руб., пеня - 1 973,61 руб., до настоящего времени не уплачены, то суд также считает необходимым требования административного истца в данной части удовлетворить и взыскать с административного ответчика вышеуказанную сумму.

Доводы административного ответчика ФИО2 о том, что при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода, суд считает необоснованными.

Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, согласно статьи 419 НК РФ является плательщиком страховых взносов.

Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 статьи 430 НК РФ доход для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, учитывается в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок определения доходов вне зависимости от выбранного объекта обложения по УСН (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов). Порядок определения расходов по упрощенной системе налогообложения установлен статьей 346.16 НК РФ, отсылки на которую пункт 3 части 9 статьи 430 НК РФ не содержит.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса (глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Из системного толкования положений подпункта 3 пункта 9 статьи 430, пункта 1 статьи 41, статьи 346.15, статей 248, 249 и 250 НК РФ следует, что доходом для целей расчета страховых, взносов на обязательное пенсионное страхование, предпринимателями, применяющими УСН, является конкретная экономическая выгода от сделки или совокупности сделок индивидуального предпринимателя, выраженная в суммовом выражении без учета расходов.

При этом, суд полагает, что к рассматриваемым правоотношениям правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П, на которую ссылается административный ответчик, не подлежит применению.

Выводы Конституционного Суда Российской Федерации в указанном деле сделаны в рамках рассмотрения вопроса исчисления страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В частности, Конституционный Суд Российской Федерации отметил следующее.

Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель - исходя из того что они осуществляют предпринимательскую деятельность на свой риск, как это вытекает из статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрел для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, особый порядок исчисления страховых взносов с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 14 Федерального закона N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Принимая во внимание указанные особенности правового положения индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с <.....> федеральный законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до 300 000 рублей за расчетный период либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) - при доходе свыше 300 000 рублей за расчетный период.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что размер облагаемого страховыми взносами дохода определяется в зависимости от установленного плательщику страховых взносов режима налогообложения, в том числе с учетом его волеизъявления.

Соответственно, предусмотренная федеральным законодателем дифференциация размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в зависимости от величины полученного за расчетный период дохода и определения размера облагаемого взносами дохода в зависимости от установленного налогового режима сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные требования, поскольку основана на объективных критериях и обеспечивает увеличение размера пенсий при увеличении размера страховых взносов или увеличении объема облагаемого страховыми взносами дохода.

Также, в зависимости от режима налогообложения, учитывается и доход для целей исчисления страховых взносов согласно положениям пункта 9 статьи 430 НК РФ.

Учитывая выводы Конституционного Суда Российской Федерации следует отметить, что федеральный законодатель целенаправленно разделил порядок исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим общую систему налогообложения (подпункт 1 пункта 9 статьи 430 НК РФ) и порядок исчисления такого дохода для предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, в частности, упрощенную систему налогообложения (подпункт 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ).

При этом общий и специальные налоговые режимы отличаются друг от друга. Упрощенная система налогообложения считается льготным, преференционным режимом, который предусматривает освобождение налогоплательщиков от уплаты ряда налогов, включая налог на доходы физических лиц.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ применение индивидуальными предпринимателями УСН предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за некоторыми исключениями), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, также за некоторыми исключениями), а также указанные лица не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (также за некоторыми исключениями).

Аналогичные положения предусмотрены НК РФ в отношении иных специальных налоговых режимов: системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения, также предусматривающих освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (за некоторым исключением). Также указанные лица не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (за некоторыми исключениями). Кроме того, при применении ряда специальных налоговых режимов налоговая база определяется без учета расходов налогоплательщиков.

Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая специальные правила исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в зависимости от применяемого налогового режима, принимал во внимание существенное различие между общим и упрощенным режимом налогообложения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о преимуществах упрощенной системы налогообложения перед общей системой налогообложения и как следствие о невозможности проведения между ними аналогии при рассмотрении вопроса исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При этом выбор системы налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.

Заявляя о праве применения упрощенной системы налогообложения, предприниматели должны учитывать наличие различий при исчислении дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Следовательно, в целях определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, величиной дохода будет являться сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 НК РФ, в данном случае не учитываются.

В целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период, без учета расходов.

Необходимо отметить, что положения подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя исходя из его дохода не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого специального налогового режима (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения и т.д.). В целях применения положений пункта 1 статьи 430 НК РФ доход учитывается в соответствии с выбранной налогоплательщиком системой налогообложения в целом (пункт 9 статьи 430 НК РФ).

При этом вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен Кодексом только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, НК РФ не содержит.

В вышеупомянутом постановлении Конституционный Суд Российской Федерации, в целях рассмотрения возможности учета вычетов по налогу на доходы физических лиц при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, также анализировал указанные положения пункта 9 статьи 430 НК РФ.

При этом в постановлении отмечено, что пункт 9 статьи 430 НК РФ предписывает учитывать доход именно в соответствии со статьей 210 НК РФ, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.

Учитывая, что речь в данном случае идет про ситуацию, в которой налогоплательщик уплачивает налог на доходы физических лиц (находится на общем режиме налогообложения и Конституционный Суд Российской Федерации делает ссылку на статью 210 НК РФ (определение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц), то при рассмотрении настоящего дела необходимо учитывать особенности определения налоговой базы по упрощенной системе налогообложения и руководствоваться только статьей 346.15 НК РФ (порядок определения доходов).

При таких обстоятельствах проведение аналогии между общей системой налогообложения, при которой предпринимателями уплачивается налог на доходы физических лиц, и упрощенной системой налогообложения, предусматривающей освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц, невозможно, а поэтому Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П к рассматриваемому случаю применению не подлежит, расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в данной ситуации производится без учета понесенных предпринимателем расходов.

На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно письму Минфина России от 12.02.2018 №........, доведенному до нижестоящих налоговых органов письмом Федеральной налоговой службы от 21.02.2018 N №........ НК РФ вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, НК РФ не содержит.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от <.....> по делу № №........ отказано в удовлетворении административного искового заявления гражданина о признании недействующим письма Минфина России от <.....>№......... Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от <.....>№........ указанное решение оставлено без изменений.

Также Верховным Судом Российской Федерации отмечено, что к рассматриваемым правоотношениям не может быть применена позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, так как предметом конституционного нормоконтроля являлись другие законоположения, регулирующие отношения с участием плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц.

Согласно ч.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к которым, как указано в ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относится и государственная пошлина. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В силу ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей – 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.

Таким образом, в порядке ст.111, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2 551,93 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №........ по <.....> к ФИО2 о взыскании задолженности по пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогооблажения, задолженности по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, пени на задолженность - удовлетворить.

Взыскать с административного ответчика ФИО2, проживающей по адресу: <.....> задолженность за 2017-2018гг. в общей сумме 78 397 рублей 46 копеек, в том числе:

- пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 – 2018 гг. в сумме 1 814 рублей 14 копеек;

- страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в общей сумме 76 583 рубля 32 копейки: страховые взносы - 74 609 рублей 71 копейка, пеня - 1 973 рубля 61 копейка.

Взыскать с административного ответчика ФИО2, проживающей по адресу: <.....>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 551 рубль 93 копейки.

Задолженности должны быть перечислены административным ответчиком по следующим реквизитам:

Расчетный счет: №........ ИНН: <***> УФК по <.....> (Межрайонная ИФНС России №........ по <.....>) Банк: Отделение Кемерово БИК: 043207001

УСН

КБК для уплаты налога: №........

КБК для уплаты пени: №........ ОКТМО 32625151

Страховые взносы

КБК для уплаты налога: №........

КБК для уплаты пени: №........ ОКТМО 32625151

Государственная пошлина должна быть перечислена административным ответчиком по следующим реквизитам:

ИНН <***>, КПП 421201001,

Наименование получателя: УФК по <.....> (Межрайонная ИФНС России №........ по <.....>)

ЕКС:№........

Банк получателя: Отделение Кемерово БИК: 043207001

КБК: №........, ОКТМО 32625151

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд с подачей жалобы через Промышленновский районный суд <.....> в течение одного месяца со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, которое они могут получить с <.....>.

Судья Л.А. Семенова