НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания) от 27.07.2020 № 2-1448/20

Дело № 2-1448 /2020

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

27 июля 2020 года г. Владикавказ

Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Дзусова А.К.,

с участием:

представителя истца – Хугаева М.В.,

представителя ответчика – Плиева Р.И.,

при секретаре судебного заседания Хузмиевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цоциева Виталия Лазоевича к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по РСО-Алания и Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным бездействия и решения подкомиссии УФСИН России по РСО-Алания, возложении обязанности, признании незаконным бездействия и решения комиссии ФСИН России компенсации морального вреда, признании права и возложении обязанности на УФСИН России по РСО-Алании,

у с т а н о в и л:

Цоциев В.Л. обратился в Промышленный районный суд г.Владикавказа с исковыми требованиями:

- признать незаконным бездействие подкомиссии УФСИН России по РСО-Алания, выразившееся в ненадлежащем проведении проверки представленных Цоциевым В.Л. документов для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на предмет их соответствия перечню, определенному в Правилах предоставления единовременной социальной выплаты, утв. постановлением Правительства РФ от ....N 369, а также установленному порядку их оформления, в не выявлении недостатков в документах, и невозвращении документов Цоциеву В.Л. с указанием в письменном виде причин возврата по истечении 15 рабочих дней со дня регистрации его рапорта;

- признать незаконным решение подкомиссии УФСИН России по РСО- Алания от .... о направлении учётного дела Цоциева В.Л. в ФСИН России на рассмотрение вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;

- обязать УФСИН России по РСО-Алания вернуть Цоциеву В.Л. документы, представленные им для принятия на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с указанием в письменном виде причин возврата;

- признать незаконным бездействие комиссии ФСИН России, выразившееся в непринятии решения по рапорту и документам Цоциева В.Л. в течение 3 месяцев с даты их приёма (поступления), ненаправлении выписки из решения в отношении Цоциева В Л в течение 10 дней со дня его издания в подкомиссию УФСИН России по РСО-Алания, не уведомлении Цоциева В.Л в письменном виде в течение 1 месяца о принятом решении;

- признать незаконным решение комиссии УФСИН России по РСО-Алания от .... об отказе Цоциеву В.Л. с составом семьи из 5 человек в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;

- взыскать с ФСИН России и УФСИН Росси по РСО-Алания в пользу Цоциева В.Л. по 200 000 (двести тысяч) рублей с каждого ответчика в счёт компенсации морального вреда, причинённого незаконными решениями и бездействием;

- признать за Цоциевым В.Л. право на подачу заявления о постановке его с семьёй на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в комиссию УФСИН России по РСО-Алания по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;

- обязать УФСИН России по РСО-Алания рассмотреть на комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по РСО-Алания единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения заявление Цоциева В.Л. о постановке его с семьёй на учет для получения единовременной социальной выплаты, при условии представления Цоциевым В.Л. документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утв. постановлением Правительства РФ от ....N 369.

В обоснование исковых требований было указано на то, что согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ....N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и - несении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз а весь период государственной службы, в том числе и органах.

Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения (ЕСВ) признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Закона. В частности, согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона, социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно ч. 7 ст. 4 Закона, право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами РФ, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Согласно ч. 6 ст. 4 Закона, порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от ....N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ (Правила предоставления ЕСВ).

Пунктом 2 Постановления ФСИН постановлено утверждать в 3-месячный срок порядок формирования работы комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Приказом ФСИН России от ....N 496 (утратил силу .... в связи с изданием приказа ФСИН России от ....N 550) был утверждён Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого.

Согласно п. 6 Порядка формирования и работы комиссий, о дате приема рапортов, заявлений о постановке на учет для получения единовременной (приложение N 1), а также документов для получения единовременной выплаты сотрудникам и гражданам выдается справка (приложение N 2).

С .... по .... Цоциев В.Л. проходил службу в УФСИН России по РСО-А, где была создана подкомиссия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по РСО-А единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого.

По состоянию на июль 2014 г. Цоциев В.Л. с семьёй в составе пяти человек проживал в доме, состоящем из четырех комнат общей площадью 69,9 кв.м., в том числе жилой - 36,7 кв.м. Дом принадлежит его матери Цоциевой Мишурат Андреевне на основании свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом от ......... В доме проживали 8 человек.

.... Цоциев В.Л. подал в подкомиссию УФСИН России по РСО-А рапорт и представил документы для принятия его на учёт для получения ЕСВ на состав семьи из 5 человек. В тот же день Цоциеву В.Л. выдали справку о том, что документы, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от ........ приняты.

Согласно п. 10 Порядка формирования и работы комиссий, территориальные подкомиссии (...):

10.1. Осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.

10.2. В целях выполнения возложенных на них функций осуществляют следующие основные полномочия: регистрируют рапорта и заявления в Книгах учета заявлений; проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата; рассматривают в 20-дневный срок со дня регистрации рапорта, заявления на заседаниях Территориальных подкомиссий документы для получения единовременной выплаты в целях принятия решения об их направлении в Комиссию ФСИН России с указанием в протоколах заседаний указанных подкомиссий оснований принятых решений. Ведение Книги учета заявлений возлагается на секретарей комиссий.

Поскольку со дня регистрации рапорта Цоциева В.Л. УФСИН России по РСО-А не вернуло ему документы по истечении 15 дней по причине их несоответствия перечню, и определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, Цоциев В.Л. полагал, что документы соответствуют требованиям законодательства для постановки его с семьёй на учёт для получения ЕСВ.

Однако, по мнению истца, в нарушение требований п.п. 10.1. и 10.2. Порядка формирования и работы комиссий, подкомиссия УФСИН России по РСО-А: не проверила надлежащим образом сведения, содержащиеся в представленных документах для получения ЕСВ; не провела надлежащую проверку представленных документов для получения ЕСВ на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта Цоциева В.Л., не выявила недостатки в вышеуказанных документах и не вернула их ему, с указанием в письменном виде причин возврата.

Вместо этого, .... подкомиссия УФСИН России по РСО-А, по мнению истца, приняла незаконное решение о направлении учётного дела Цоциева В.Л., без необходимых документов, в ФСИН России на рассмотрение вопроса предоставления ЕСВ.

Согласно 3 абз. п. 16 Порядка формирования и работы комиссий, выписки из решений Территориальных подкомиссий и Подкомиссий рассылаются их секретарями в течение 3 рабочих дней со дня утверждения сотрудникам и гражданам.

Однако, в нарушение требований третьего абз. п. 16 Правил, УФСИН России по РСО-А не направила Цоциеву В.Л. выписку из решения подкомиссии в течение 3 рабочих дней со дня утверждения.

Кроме того, подкомиссия УФСИН России по РСО-А не была наделена функцией направления учётного дела в ФСИН России на рассмотрение вопроса предоставления ЕСВ, а должна была осуществлять функцию направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке на учет для получения ЕСВ.

Приказом ФКУ РЖ-1 УФСИН России по РСО-А от ........ л/с Цоциев В.Л. был уволен со службы по достижении предельного возраста, с .....

На момент увольнения со службы Цоциев В.Л. также был убеждён в том, что представленные им в подкомиссию УФСИН России по РСО-А документы для получения ЕСВ соответствуют перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, и не знал о допущенных подкомиссией УФСИН России по РСО- А. нарушениях Порядка формирования и работы комиссий.

Таким образом, в результате незаконного бездействия подкомиссии УФСИН России по РСО-А, выразившегося в нарушении требований п.п. 10.1. и. 10.2. Порядка формирования и работы комиссий, и незаконно принятого решения о направлении учётного дела Цоциева В.Л. в ФСИН России, он лишился возможности до увольнения со службы устранить недостатки в представленных документах для получения ЕСВ.

Согласно п. 19 Порядка формирования и работы комиссий, документы для получения единовременной выплаты должны быть Комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.

Согласно п. 23 Порядка формирования и работы комиссий, выписки из решений Комиссии ФСИН России в течение 10 дней со дня их издания направляются в заинтересованные Территориальные подкомиссии и Подкомиссии.

Территориальные подкомиссии и Подкомиссии не позднее 3 рабочих дней со дня получения выписок из решений Комиссии ФСИН России доводят их до сведения сотрудников и граждан.

Согласно второму абз. п. 21 Порядка, председатель, заместитель председателя и члены Комиссии ФСИН России несут ответственность за правомерность своевременность принятых ими решений в соответствии с законодательством РФ.

Однако, в нарушение требований п. 19 Порядка формирования и работы комиссий, комиссия ФСИН России не рассмотрела документы Цоциева В.Л. в течение 3 месяцев с даты их приёма (поступления), и в нарушение требований п. 23 Порядка не направила в течение 10 дней выписку из решения со дня его издания в подкомиссию. УФСИН России по РСО-А, в результате чего подкомиссия УФСИН России по РСО-А не могла не позднее 3 рабочих дней со дня получения выписки из решения комиссии ФСИН России довести его до сведения Цоциева В.Л.

В результате незаконного бездействия комиссии ФСИН России, нарушившей требования п. 19 Порядка формирования и работы комиссий, Цоциев В.Л. не узнал о недостатках в представленных документах для получения ЕСВ по истечении 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, тем самым, лишился возможности до увольнения со службы устранить эти недостатки.

Приказом ФСИН России от ....N 550 утверждён Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (Порядок формирования и работы комиссий). Приказ вступил в силу .... Этим же приказом отменён приказ ФСИН России от N496.

Согласно п. 4 Приказа, заявления (рапорты), поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членами их семей и гражданами РФ, уволенными со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, до вступления в силу настоящего приказа, рассматриваются комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно второму абз. п. 18. Порядка формирования и работы комиссий, председатель, заместитель председателя и члены комиссии несут ответственность за правомерность своевременность принятых ими решений в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 7 Правил предоставления ЕСВ, утв. постановлением Правительства РФ от ....N 369, на основании заявления и документов, указанных в п. 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ по одному из условий, определенных ч. 3 cт. 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

Лишь .... комиссией ФСИН России принято решение об отказе Цоциеву В.Л. в постановке на учёт для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления ЕСВ, утв. постановлением Правительства РФ от .........

Таким образом, в нарушение требований п. 7 Правил предоставления ЕСВ, утв. постановлением Правительства РФ от ....N 369, комиссия ФСИН России приняло решение с нарушением 3-месячного срока, более того не уведомила Цоциева В.Л. о принятом решении в течение 1 месяца со дня его принятия.

Из смысла 2 абз. п. 2 постановления Правительства РФ от ....N 369 следует, что на ФСИН России была возложена обязанность утвердить в 3-месячный срок порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Ни о каких «подкомиссиях» в постановления Правительства РФ от ....N 369 не упоминается.

Следовательно, п. 3 приказа ФСИН России от ....N 496, возлагавший на начальников территориальных органов ФСИН России и образовательных учреждений ФСИН России создать соответствующие территориальные подкомиссии и подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, противоречил второму п. 2 постановления Правительства РФ от ....N 369.

В нарушение требований п. 2 постановления Правительства РФ от ....N 369, утвердив приказом от ....N 496 Порядок формирования и работы комиссий, ФСИН России ограничило полномочия комиссий территориальных органов ФСИН России, не наделив их полномочиями по принятию решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения ЕСВ, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него, и ограничила их функции:

- принятием документов для получения ЕСВ;

- проверкой сведений, содержащихся в документах для получения ЕСВ;

- подготовкой для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения ЕСВ.

Подобное «нормотворчество» стало причиной длительной волокиты при рассмотрении комиссией ФСИН России документов, необходимых для постановки сотрудников и граждан на учет для получения ЕСВ, в том числе документов Цоциева В.Л.

Из смысла п. 4 приказа ФСИН России от ....N 550 следует, что заявления (рапорты), поданные сотрудниками учреждений и органов УИС до вступления в силу указанного приказа, рассматриваются комиссией ФСИН России.

Тем самым, ФСИН России возложило на комиссию ФСИН России исполнить обязанность, предусмотренную п. 19 ранее действовавшего Порядка формирования и работы комиссий, утв. приказом ФСИН России от ....N 496, по принятию решений по заявлениям (рапортам), поданным сотрудниками учреждений и органов УИС до вступления в силу приказа ФСИН России от 6 10.2014 N 550.

При этом, ФСИН России не наделило комиссии территориальных органов ФСИН России, в том числе комиссию УФСИН России по РСО-А, полномочиями по рассмотрению заявлений (рапортов), поданных сотрудниками учреждений и органов УИС до вступления в силу приказа ФСИН России от ....N 550.

Однако, в нарушение требований п. 4 приказа ФСИН России от ....N 550, Комиссия УФСИН России по РСО-А по рапорту Цоциева В.Л., поданному ...., т.е. до вступления в силу приказа ФСИН России от ....N 550., не имея на то полномочий, приняло .... решение об отказе ему с составом семьи из 5 человек в г остановке на учёт для получения ЕСВ.

Об указанных нарушениях ответчиками норм права Цоциевау В.Л. стало известно в 2017 г. в ходе рассмотрения гражданского дела по его иску, поданному к тем же ответчикам по другому предмету иска и по другим основаниям.

Несмотря на то, что .... Цоциев В.Л. представлял в подкомиссию УФСИН России по РСО-А не все документы, необходимые для принятия на учёт для получения ЕСВ на состав семьи из 5 человек, тем не менее, он являлся сотрудником, имеющим общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, являлся членом семьи собственника жилого помещения, и его семья была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.

Следовательно, как полагал истец, в соответствии с требованиями ст. 4 Федерального закона от ....N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Цоциев В.Л. имел право на ЕСВ один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Однако, по вине УФСИН России по РСО-А и ФСИН России Цоциев В.Л. не мог до увольнения со службы реализовать своё право и повторно представить документы, необходимые для принятия на учёт для получения ЕСВ на состав семьи из 5 человек.

Согласно ст. 53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 и ст. 151 данного кодекса.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ....N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Согласно второму абз. ст. 151 ГК РФ, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно п. 1 ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Согласно первому абз. п. 2 ст. 1101 ГК РФ, компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Согласно второму абз. п. 2 ст. 1101 ГК РФ, характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Между незаконными решениями и бездействием ответчиков и перенесёнными Цоциевым В. Л. нравственными страданиями имеется причинно-следственная связь, поскольку незаконные решения и бездействие совершены ответчиками в отношении его прав:

- на своевременное уведомление о принятом законном и обоснованном решении по рапорту Цоциева В.Л. о постановке его с семьёй на учёт для получения ЕСВ;

- на своевременную повторную подачу документов для постановки Цоциева В.Л. с семьёй на учёт для получения ЕСВ.

В результате незаконных решений и бездействия УФСИН России по РСО-А Цоциев В.Л. испытал и продолжает испытывать душевные страдания и разочарование от осознания того, что:

- ответчики в течение более двух лет не сообщили ему о недостатках в представленных документах для получения ЕСВ;

- будучи уволенным со службы утратил право повторно подать необходимые документы для ЕСВ, а также право на денежные средства ЕСВ, которые разумно рассчитывал получить в соответствии со своей очередью, и таким образом улучшить жилищные условия своей семьи.

Причинённый УФСИН России по РСО-А моральный вред Цоциев В.Л. оценивает в 200 000 рублей. Считает указанный размер компенсации разумным и справедливым.

В результате незаконного бездействия ФСИН России Цоциев В.Л. также испытывал и испытывает душевные страдания и разочарование от осознания того, что утратил право повторно подать необходимые документы для ЕСВ, а также право на денежные средства ЕCB, которые разумно рассчитывал получить в соответствии со своей очередью, и таким образом улучшить жилищные условия своей семьи.

Причинённый ФСИН России моральный вред Цоциев В.Л. также оценивает в 200000 рублей. Считает указанный размер компенсации разумным и справедливым.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, решения действия бездействие) государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной РФ в 1998 г., каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действующими в официальном качестве. В статье 12 ГК РФ перечислены способы защиты гражданских прав, в том числе:

признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; компенсации морального вреда; иными способами, предусмотренными законом.

Истец, в исковом заявлении, полагал, что единственным способом защиты нарушенного ответчиками его права на повторную подачу документов для постановки его с семьёй на учёт для получения ЕСВ является:

- возложение судом на УФСИН России по РСО-А обязанности вернуть Цоциеву В.Л. документы, представленные им для принятия на учёт для получения ЕСВ, с указанием в письменном виде причин возврата в соответствии с п. 10.2. Порядка формирования и работы комиссий, утв. приказом ФСИН России от ....N 496;

- признание судом за Цоциевым В.Л. права на подачу заявления и документов о постановке его с семьёй на учет для получения ЕСВ в комиссию УФСИН России по PCО- Алания по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;

- возложение судом на УФСИН России по РСО-А обязанности рассмотреть на комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по РСО-А единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения заявление Цоциева В.Л. о постановке его с семьёй на учет для получения ЕСВ, при условии представления Цоциевым В.Л. документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утв. д остановленном Правительства РФ от ....N 369.

В судебное заседание Цоциев В.Л., извещённый судом в установленном законом порядке, не явился.

Суд, с учетом вышеизложенного и при наличии сведений об извещении истца о времени месте судебного разбирательства по правилам статей 113-116 ГПК РФ, мнения представителей истца и ответчиков, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель Цоциева В.Л. – Хугаев М.В., действующий на основании нотариальной доверенности от ...., заявленные исковые требования своего доверителя, поддержал в полном объеме и в их обоснование привел аналогичные доводы.

Представитель ответчиков: ФСИН России и УФСИН России по РСО-Алания Плиев Р.И., действующий на основании доверенности №вн.13-946 от ...., в судебном заседании исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Суд, заслушав доводы представителя истца, возражения представителя ответчиков, исследовав материалы настоящего дела, приходит к убеждению о том, что исковые требования Цоциева В.Л. не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от ....N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ....N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственного противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок выплаты единовременной социальной выплаты, а также порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты.

В соответствии с п. 23 Правил, единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Согласно Приказа ФСИН России от ....N 496, действовавшего на момент обращения истца с рапортом, были утверждены следующие комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: комиссия ФСИН России; комиссии территориальных органов ФСИН России; комиссии образовательных учреждений ФСИН России.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Цоциев В.Л. проходил службу в ФКУ ИК .... УФСИН по РСО – Алания в должности младшего инспектора 1-й категории отдела безопасности, имеет звание прапорщика внутренней службы, его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет.

Цоциев В.Л. состоит в зарегистрированном браке с Батяевой Зенфирой Михайловной с 1991 года рождения, имеет сына Цоциева Олега Витальевича, .... года рождения, дочь Цоциеву Карину Витальевну, .... года рождения, сына Цоциева Альберта Витальевича, .... года рождения.

Цоциев В.Л. с ...., его супруга с ...., сын - Цоциев О.В. с апреля 2006 г., дочь - Цоциева К.В. с ...., сын - Цоциева А.В. с .... имеют постоянную зарегистрацию по адресу: РСО - Алания, .....

Данное жилое помещение общей площадью 69,9 кв.метров принадлежит на праве собственности Цоциевой М.А. - матери заявителя. В квартире постоянно зарегистрировано 8 человек.

В соответствии с пунктом 4 Приказа ФСИН России от ....N 550 установлено, что заявления, поданные сотрудниками до ...., рассматриваются комиссией ФСИН России.

.... Цоциев В.Л. обратился в ФСИН России с рапортом о принятии на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от ........-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно выписке из протокола .... заседания подкомиссии УФСИН России по РСО - Алания от .... было постановлено направить учётное дело Цоциева В.Л. в комиссию ФСИН России на рассмотрение вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно пунктам 10.1, 10.2 Приказа ФСИН России от ....N 496, территориальные подкомиссии уполномочены на проверку соответствия представленных заявителем документов, установленному перечню, а также их оформления, но не на проверку содержания документов, что отнесено к исключительной компетенции комиссии ФСИН России, равно, как и непосредственно принятие решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо решения об отказе в постановке на учет.

Обязанность по представлению тех или иных документов в подкомиссию возлагается на заявителя, следовательно истребование каких-либо обязательных документов в полномочия подкомиссий и комиссий не входит.

Таким образом, доводы стороны истца о том, что в нарушение пункта 10.2 Приказа N 496 подкомиссия должна была провести проверку представленных Цоциевым В.Л. документов, а при выявлении недостатков в документах возвратить их заявителю, несостоятельны, поскольку проверка полноты и достоверности документов, подлежащих представлению вместе с рапортом, отнесена к компетенции ФСИН России, а не его территориального управления.

При установленных обстоятельствах суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований Цоциева В.Л. о признании незаконным бездействие подкомиссии УФСИН России по РСО-Алания, выразившееся в ненадлежащем проведении проверки представленных Цоциевым В.Л. документов для получения ЕСВ, и о признании незаконным решение подкомиссии УФСИН России по РСО- Алания от ..... о направлении учётного дела Цоциева В.Л. в ФСИН России на рассмотрение вопроса предоставления ЕСВ, поскольку проверка содержания поданных заявителем документов не отнесено к компетенции территориальной комиссии УФСИН России по РСО-Алания.

Решением комиссии ФСИН России от ...., согласно выписки из протокола ...., Цоциеву В.Л. было отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от .........

Отказ комиссии мотивирован тем, что заявитель Цоциев В.Л. не представил информацию о регистрации сына Цоциева Альберта Витальевича, .... года рождения по месту жительства за последние 5 лет, не представлены справки из бюро технической инвентаризации и информация органами Росреестра.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ....N 21-КГ18-2 и в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ....N 22-КГ17-17 при решении вопроса о постановке Цоциева В.Л. с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения юридически значимым является не определение места жительства несовершеннолетнего ребенка в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ, а представление Цоциевым В.Л. вместе с заявлением (рапортом) документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и содержащих необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов ее семьи (в том числе и несовершеннолетних детей) за последние 5 лет до подачи заявления.

Наличие условий для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.

Между тем, несоблюдение Цоциевым B.Л., претендующим на получение ЕСВ, установленных названными правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, а именно непредставление им сведений о регистрации несовершеннолетнего сына – Цоциева А.В. по месту жительства за последние 5 лет до подачи рапорта, а также справок из БТИ, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности Цоциева В.Л. и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений, лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у Цоциева В.Л. оснований, предусмотренных статьёй 4 Федерального закона от ........-Ф3, для постановки его с составом семьи из четырех человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.

Из справки, выданной секретарем комиссии, усматривается, что документы, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ .... были приняты у Цоциева B.Л. .....

Согласно п. 7.1.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 октября 2014 года N 550, на Комиссию в числе иных возложены функции, связанные с принятием документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления.

Подпункт «з» пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.

Согласно пункту 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты - на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

Согласно пункту 16 раздела 4 Порядка: документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией в течение 3 месяцев с даты приема (получения указанных документов), отраженной в книге учета заявлений.

В соответствии с Порядком формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Приказом ФСИН России от ....N 496 и действовавшим до вступления в силу Приказа ФСИН России от ....N 550, функции по принятию решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него осуществляет комиссия ФСИН России (пункт 8.1), а территориальные подкомиссии осуществляют принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.

Поскольку Приказ ФСИН России от ....N 550, которым утвержден новый Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, вступил в силу лишь после регистрации в Минюсте России, последовавшей ...., то есть после обращения .... Цоциева В.Л. с рапортом на постановку его на учет, компетенция территориальной комиссии к данному моменту изменилась.

Однако, документы, поступившие в Комиссию, рассматриваются в порядке общей очередности. То есть, комиссия обязана рассмотреть представленные истцом документы в порядке общей очередности, не нарушив процедуру рассмотрения ранее поданных документов сотрудниками учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членами их семей и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах УИС, а также их законные права и интересы.

Поскольку, комиссия ФСИН России рассматривает документы в порядке общей очередности, учитывая, что территориальная подкомиссия в соответствии с действовавшим на момент подачи истцом рапорта Приказом N 496 осуществляла функции по принятию документов, проверке соответствия установленному перечню, подготовке для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке на учет, что было выполнено, оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным бездействия комиссии УФСИН России по РСО-Алания и комиссии ФСИН России суд не усматривает.

В соответствии со статьей 3 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ.

Выбор способа защиты права принадлежит субъекту права, который вправе воспользоваться как одним из них, так и несколькими способами. Вместе с тем способ защиты права предопределяется теми правовыми нормами, которые регулируют конкретные правоотношения. Избранный способ защиты должен соответствовать характеру нарушенных прав и служить эффективным средством для восстановления нарушенных интересов.

Само по себе признание незаконным действий ФСИН России в части соблюдения сроков рассмотрения заявления Цоциева В.Л. не повлечет для истца какого-либо правового результата, не приведет к восстановлению нарушенных, по его мнению, прав, поскольку не возлагает на ответчика обязанности по совершению тех или иных действий, а потому не может быть признан эффективным.

При этом суд считает необходимым указать на то, что само по себе нарушение сроков рассмотрения и направления документов, не свидетельствует о незаконности решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет.

В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123 часть 3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Однако, стороной истца не было представлено суду никаких доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов нарушением сроков рассмотрения и направления документов.

В свою очередь обоснованность принятого Комиссией ФСИН России решения была предметом рассмотрения и получила правовую оценку в Определении Верховного Суда РФ от .... по делу ....-КГ17-18.

Также решением Промышленного районного суда .... от ...., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания от .... было отказано в удовлетворении исковых требований Цоциева В.Л. о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В связи с чем исковые требования Цоциева В.Л. о признании незаконным бездействия комиссии ФСИН России, выразившееся в непринятии решения по рапорту и документам Цоциева В.Л. в течение 3 месяцев с даты их приёма (поступления), ненаправлении выписки из решения в отношении Цоциева В Л в течение 10 дней со дня его издания в подкомиссию УФСИН России по РСО-Алания, не уведомлении Цоциева В.Л в письменном виде в течение 1 месяца о принятом решении и о признании незаконным решения комиссии УФСИН России по РСО-Алания от 06.09.2016 г. подлежат оставлению без удовлетворения.

Кроме того, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований Цоцоиева В.Л. о признании за ним права на подачу заявления о постановке на учет для получения ЕСВ и об обязании УФСИН России по РСО-Алания рассмотреть заявление Цоциева В.Л. о постановке его с семьёй на учет для получения ЕСВ, при условии представления им документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утв. постановлением Правительства РФ от ....N 369 по следующим основаниям.

Так, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ........-КГ17-6 было указано на то, что органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

В свою очередь Правила и ФЗ-283 ограничений по сроку обращения в Комиссию с момента увольнения сотрудника, при наличии к тому оснований, не содержат.

Таким образом, Цоциев Л.В., исправив вышеуказанный недостаток не был лишен возможности повторно подать заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты во внесудебном порядке и в свою очередь суд не может подменять и решать за комиссию УФСИН России по РСО-Алания не давшим правовую оценку вновь представленным документом, вопрос о постановке на учет для получения ЕСВ.

При этом стороной истца не было приведено никаких доводов и не представлено никаких доказательств, свидетельствующих о его повторном обращении по вопросу постановки его на учет для получения ЕСВ во внесудебном порядке с учетом устранения выявленных недостатков и не возможности такого обращения в ином кроме судебного порядке.

Также стороной истца, в порядке статьи 56 ГПК РФ, не было приведено никаких доводов и не представлено суду никаких доказательств о его обращении по вопросу возвращения ранее поданных документов и не возможности их получения в ином кроме судебного порядке.

Кроме того, стороной истца не было представлено никаких обоснований о необходимости получения указания в письменном виде причин возврата и не указаны на правовые последствия для истца при получении такого ответа.

В тоже время основания для отказа в принятии Цоциева В.Л. на учет для получения ЕСВ нашли свое отражение в решении Промышленного районного суда .... от ...., вступившим в законную силу .... и известном истцу.

При изложенных обстоятельствах суд считает необходимым отказать Цоциеву В.Л. в удовлетворении требования об обязании УФСИН России по РСО-Алания вернуть ему документы, представленные для принятия на учёт для получения ЕСВ с указанием в письменном виде причин возврата;

В связи с тем, что основные требования истца о признании незаконными бездействия подкомиссии УФСИН России по РСО-Алания и комиссии ФСИН России судом оставлены без удовлетворения, и нарушений прав Цоциева В.Л. не были установлены в ходе судебного разбирательства, правовых оснований для удовлетворения производных требований о взыскании компенсации морального вреда не имеется.

При установленных обстоятельствах, суд считает необходимым оставить исковые требования Цоциева В.Л. без удовлетворения в полном объеме по приведённым выше основаниям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ

р е ш и л :

Исковые требования Цоциева Виталия Лазоевича к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по РСО-Алания и Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным бездействия и решения подкомиссии УФСИН России по РСО-Алания, возложении обязанности, признании незаконным бездействия и решения комиссии ФСИН России компенсации морального вреда, признании права и возложении обязанности на УФСИН России по РСО-Алании – оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда РСО-Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.К. Дзусов