Дело № 2-856/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2023 года г. Владикавказ
Промышленный районный суд гор. Владикавказа РСО-Алания в составе:
председательствующего судьи А
при секретаре судебного заседания Д
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ирафского района РСО-Алания, поданного в интересах Б к Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания, с привлечением в качестве третьих лиц Министерства финансов РСО-Алания и Правительства РСО-Алания, об обязании Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания предоставить Б и членам его семьи социальную выплату на приобретение жилья и обустройство гражданам, проживающим на территориях, подверженных неблагоприятным геологическим процессам, в опасных зонах схода оползней, селевых потоков и подтопления и подлежащим переселению в районы с благоприятными условиями проживания, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ирафского района РСО-Алания обратился в Промышленный районный суд г. Владикавказа в интересах Б с исковыми требованиями к Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания и, с учетом уточнений, просил обязать Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания предоставить Б и членам его семьи социальную выплату на приобретение жилья и обустройство гражданам, проживающим на территориях, подверженных неблагоприятным геологическим процессам, в опасных зонах схода оползней, селевых потоков и подтопления и подлежащим переселению в районы с благоприятными условиями проживания, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований было указано, что согласно сведениям похозяйственной книги Ахсарисарского сельского поселения № (лицевой счет №) установлено, что на территории Ахсарисарского сельского поселения Ирафского района республики по адресу: <адрес> расположено домовладение общей площадью 108 м2.
Из сведений кадастрового учета следует, что в отношении данного домовладения ДД.ММ.ГГГГ за № зарегистрировано право собственности Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по указанному адресу совместно со своей семьей в составе:
сын Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
сноха Ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
внук Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
правнучка Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
правнучка Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В связи с имеющимися процессами деформации несущих конструкций названного дома Б в Администрацию местного самоуправления муниципального образования Ирафский район было подано заявление о необходимости обследования жилого помещения на предмет его пригодности к проживанию.
В отношении названного домовладения семьи Б в июле 2019 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы АМС МО Ирафский район от ДД.ММ.ГГГГ, проведено обследование, в ходе которого установлено растрескивание стен, пола и перекрытий дома в связи с его нахождением в обвально-оползневой зоне, на расстоянии от обрыва 45 м, с сейсмичностью в 9 баллов, что свидетельствует о непригодности домовладения для проживания и необходимости проведения мероприятий по отселению семьи Б. На основании акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ№ Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ домовладение, расположенное по адресу: РСО-Алания, <адрес>, признано непригодным для проживания в связи с нахождением в опасной для проживания обвально-оползневой зоне.
ДД.ММ.ГГГГ семья Б в количестве 6 человек включена в Сводный список граждан-участников мероприятия на получение социальной выплаты, утвержденный Правительством РСО-Алання, в соответствии с которым Б и членам его семьи подлежит предоставлению социальная выплата в размере 4 874 364,00 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления Б жилищной комиссией АМС МО Ирафский район семья Б признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (протокол заседания межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№).
В связи с чем, постановлением Главы АМС МО Ирафский район от ДД.ММ.ГГГГ№, Б с семьей в количестве 6 человек принят на учет в АМС МО Ирафский район в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включен в список граждан - участников мероприятия «Переселение граждан, проживающих на территориях, подверженных геологическим процессам, в опасных зонах схода оползней, селевых потоков и подтопления» подпрограммы «Развитие жилищного строительства на территории РСО - Алания» государственной программы РСО-Алания «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Республике Северная Осетия-Алания» на 2016- 2024 годы.
Вместе с тем, несмотря на включение семьи Б в сводный список граждан-участников программного мероприятия, фактические меры по переселению граждан из опасной для проживания зоны не приняты с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации, предоставленной Министерством строительства и архитектуры РСО-Алания, являющимся ответственным исполнителем подпрограммы, Б и членам его семьи социальная выплата с целью их переселения в благоприятное для проживание жилое помещение не осуществлялась, жилое помещение по договору социального найма из жилищного фонда республики не предоставлялась.
Не предоставление Б и членам его семьи социальной выплаты целевого характера, предназначенной для приобретения жилого помещения, расположенного в благоприятном для жизни районе, с целью переселения граждан из опасной для проживания оползневой зоны, является нарушением требований жилищного законодательства и жилищных прав граждан на безопасные условия проживания.
В судебном заседании представители истца помощник прокурора Ирафского района РСО-Алания А и старший помощник прокурора Ирафского района РСО-Алания Д исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
В судебное заседание Б, в интересах которого было подано исковое заявление, не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
В судебном заседании представитель Б – Б, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Прокурора Ирафского района РСО-Алания поддержал, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания Б, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Прокурора Ирафского района РСО-Алания не признала, просила в иске отказать по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15.03.2016 N 73 "О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Республике Северная Осетия-Алания" на 2016 - 2024 годы" (далее – Государственная программа) утверждены Правила осуществления социальных выплат на приобретение жилья и обустройство гражданам, проживающим на территориях, подверженных неблагоприятным геологическим процессам, в опасных зонах схода оползней, селевых потоков и подтопления и подлежащим переселению в районы с благоприятными условиями проживания в рамках реализации основного мероприятия "Переселение граждан, проживающих на территориях, подверженных неблагоприятным геологическим процессам, в опасных зонах схода оползней, селевых потоков и подтопления" (далее-Правила).
Социальная выплата имеет целевой характер и предоставляется за счет средств федерального и республиканских бюджетов в соответствии с условиями, установленными федеральным законодательством для выделения указанных средств (абзац 2 пункта 1 Правил).
Вместе с тем следует отметить, что статьей 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ предусмотрено, что в бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Федеральным законом от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" и Законом Республики Северная Осетия-Алания «О Республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годы» не предусмотрены лимиты бюджетных обязательств для осуществления расходных обязательств в рамках основного мероприятия "Переселение граждан, проживающих на территориях, подверженных неблагоприятным геологическим процессам, в опасных зонах схода оползней, селевых потоков и подтопления".
Что также подтверждается ведомственной структурой расходов республиканского бюджета РСО-Алания, утвержденной Законом Республики Северная Осетия-Алания «О Республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годы».
Отсутствие лимитов бюджетных обязательств в рамках указанного Мероприятия подтверждается также таблицей 5б Государственной программы «Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы» в разделе «Основное мероприятие 1.10», в котором расходы по годам составляют 0 рублей по всем источникам ресурсного обеспечения (республиканский и федеральный бюджет).
В настоящее время Правительством Российской Федерации даны поручения федеральным органам исполнительной власти по определению источника финансирования мероприятий Республики Северная Осетия-Алания по защите граждан, проживающих в оползневых зонах. Рассматривается вопрос включения расходов в состав государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года.
В настоящее время Минстроем Российской Федерации совместно с Правительством Республики Северная Осетия-Алания проводится инвентаризация жилых помещений с включением указанных мероприятий в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по аналогии с реализацией мероприятий по переселению граждан, проживающих в оползневой зоне на территории Чеченской Республики.
Ввиду того, что единая согласованная позиция по вопросу выделения бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий по защите граждан, проживающих в оползневых зонах на территории РСО-Алания Правительством Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, по настоящее время не выработана, Правительством РСО-Алания по инициативе Министерства направлено соответствующее обращение в адрес Президента Российской Федерации.
Кроме того, в 2021 году федеральными органами исполнительной власти РФ был разработан и согласован комплекс мер, направленный на расселение людей, проживающих в оползневых зонах, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа. Данный комплекс мер предполагал включение бюджетных ассигнований на софинансирование мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа по переселению граждан из оползневых зон в проект федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Реализация указанного комплекса мер не осуществлена по настоящее время.
Расходы федерального бюджета, в том числе на финансирование расходных обязательств субъектов РФ, утверждаются Федеральным законом от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При наличии в федеральном бюджете лимитов бюджетных обязательств, выделяемых Республике Северная Осетия-Алания на мероприятие по приобретению жилья и обустройство граждан, проживающих на территории, подверженной неблагоприятным геологическим процессам, в опасных зонах схода оползней, селевых потоков и подтопления и подлежащему переселению в районы с благоприятными условиями проживания, подлежит заключению Соглашение о выделении бюджету РСО-Алания из федерального бюджета субсидии в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Ежегодно распоряжением Правительства Российской Федерации утверждается предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В 2023 году уровень софинансирования по РСО-Алания составил 94%.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство финансов РСО-Алания и Правительство РСО-Алания.
В судебном заседании представитель Министерства финансов РСО-Алания К, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Прокурора Ирафского района РСО-Алания не признал, просил в иске отказать, указав, что Законом Республики Северная Осетия-Алания от 26 декабря 2022 № 88-РЗ "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" лимиты бюджетных обязательств для осуществления расходов по основному мероприятию «Переселение граждан, подверженных неблагоприятным геологическим процессам, в опасных зонах схода лавин, оползней, селевых потоков и подтопления». Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ определяет лимит бюджетных обязательств как объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Таким образом, в настоящее время у исполнителей мероприятия «Переселение граждан, подверженных неблагоприятным геологическим процессам, в опасных зонах схода лавин, оползней, селевых потоков и подтопления» отсутствует в денежном выражении право осуществлять указанное мероприятие до внесения изменений в соответствующие положения Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 декабря 2022 № 88-РЗ "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Часть 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ указывает, что положения, установленные статьей для казенных учреждений, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов. Пункт 2 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ уполномочивает получателя бюджетных средств принимать и (или) исполнять в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Таким образом, исполнение требований Истца не представляется возможным ввиду отсутствия законных оснований для такового.
В судебном заседании представитель Правительства РСО-Алания С, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Прокурора Ирафского района РСО-Алания не признала, просила в иске отказать, указав, что в исковом заявлении прокурора отсутствует обоснование требований к Правительству Республики Северная Осетия-Алания или Министерству. Ссылки на статьи 49 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, содержащиеся в исковом заявлении, не доказывают обязательства Правительства республики или Министерства по осуществлению социальной выплаты Б, поскольку данными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления жилья по социальному найму гражданину, который признан в установленном порядке малоимущим. При этом обязательство по предоставлению такого жилья возложено на орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого проживает гражданин, признанный малоимущим, и ставший на соответствующий учет.
Ссылка на Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» носит явно ошибочный характер, так как, во-первых, данный Федеральный закон утратил силу, во-вторых, в указанной норме речь шла о чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.
Ссылки на статью 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» также ошибочны, поскольку в рассматриваемом случае не установлен режим чрезвычайной ситуации, тем более чрезвычайной ситуации регионального (межмуниципального) характера, ликвидация последствий которой входит в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок использования бюджетных средств бюджетов субъектов Российской Федерации урегулирован Бюджетным кодексом Российской Федерации. Частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, в том числе соглашений о межрегиональном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного веденйя, указанных в частях 1 и 5 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»; заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных названным Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Частью 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов).
Закон Республики Северная Осетия-Алания о республиканском бюджете на 2023 год не предусматривает обязательств подобного рода.
Таким образом, законы Республики Северная Осетия-Алания, определяющие бюджетные обязательства и регулирующие жилищные отношения в Республике Северная Осетия-Алания, не устанавливают обязательств республиканских государственных органов по осуществлению выплат на жилищное обустройство граждан в случае признания их жилых помещений непригодными для проживания.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми обусловлены расходные обязательства субъектов Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Статьей 44 указанного Закона установлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Однако обязательств по предоставлению социальных выплат данной категории граждан нормами статьи 44 Федерального закона № 414-ФЗ также не предусмотрено. 1
Таким образом, федеральное законодательство не содержит норм, обязывающих субъект Российской Федерации предоставлять социальные выплаты данной категории граждан.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15.03.2016 № 73 утверждена государственная программа Республики Северная Осетия-Алания «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Республике Северная Осетия-Алания на 2016-2024 годы»), в качестве одной из подпрограмм которой предусмотрена подпрограмма 1 «Развитие жилищного строительства на территории Республики Северная Осетия-Алания».
Приложением 5 к подпрограмме 1 установлены Правила осуществления социальных выплат на приобретение жилья и обустройство гражданам, проживающим на территориях, подверженных неблагоприятным геологическим процессам, в опасных зонах схода оползней, селевых потоков и подтопления и подлежащим переселению в районы с благоприятными условиями проживания.
Указанные Правила устанавливают порядок предоставления мер социальной поддержки в виде социальных выплат на приобретение жилья и обустройство гражданам, проживающим на территориях, подверженных неблагоприятным геологическим процессам, в опасных зонах схода оползней, селевых потоков и подтопления и подлежащим переселению в районы с благоприятными условиями проживания в рамках реализации основного мероприятия «Переселение граждан, проживающих на территориях, подверженных неблагоприятным геологическим процессам, в опасных зонах схода оползней, селевых потоков и подтопления».
В исковом заявлении на данное постановление указано как на основание социальной выплаты. Однако указанное постановление лишь определяет правила осуществления соответствующих социальных выплат, но не сам факт выплат.
Абзацем вторым пункта 1 Правил установлено, что социальная выплата имеет целевой характер и предоставляется за счет средств федерального и республиканского бюджетов в соответствии с условиями, установленными федеральным законодательством для выделения указанных средств. В настоящее время ни в федеральном, ни в республиканском законодательстве не установлена норма о предоставлении социальной выплаты данной категории граждан.
Таким образом, для удовлетворения искового заявления прокурора Ирафского района Республики Северная Осетия-Алания отсутствуют правовые основания.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, приходит к убеждению о том, что исковые требования Прокурора Ирафского района РСО-Алания, поданного в интересах Б к Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания об обязании Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания предоставить Б и членам его семьи социальную выплату на приобретение жилья, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела судом установлено, что Б является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных на территории Ахсарисарского сельского поселения Ирафского района РСО-Алания по адресу: <адрес>.
По указанному адресу Б проживает совместно со своей семьей в составе:
сын Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
сноха Ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
внук Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
правнучка Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
правнучка Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы АМС МО Ирафский район, проведено обследование жилого дома Б, в ходе которого установлено растрескивание стен, пола и перекрытий дома в связи с его нахождением в обвально-оползневой зоне, на расстоянии от обрыва 45 м, с сейсмичностью в 9 баллов, что свидетельствует о непригодности домовладения для проживания и необходимости проведения мероприятий по отселению семьи Б.
На основании акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ№ Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания в связи с нахождением в опасной для проживания обвально-оползневой зоне.
ДД.ММ.ГГГГ семья Б в количестве 6 человек включена в Сводный список граждан-участников мероприятия на получение социальной выплаты, утвержденный Правительством РСО-Алання.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления Б жилищной комиссией АМС МО Ирафский район семья Б признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (протокол заседания межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№).
Постановлением Главы АМС МО Ирафский район от ДД.ММ.ГГГГ№, Б с семьей в количестве 6 человек принят на учет в АМС МО Ирафский район в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включен в список граждан - участников мероприятия «Переселение граждан, проживающих на территориях, подверженных геологическим процессам, в опасных зонах схода оползней, селевых потоков и подтопления» подпрограммы «Развитие жилищного строительства на территории РСО - Алания» государственной программы РСО-Алания «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Республике Северная Осетия-Алания» на 2016- 2024 годы.
Таким образом, судом установлено, что Б с семьей в количестве 6 человек, проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении, признанном непригодным для проживания, в связи с нахождением в опасной для проживания обвально-оползневой зоне. Включен в Сводный список граждан-участников мероприятия на получение социальной выплаты, утвержденный Правительством РСО-Алання. В связи с чем, является участником государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Республике Северная Осетия-Алания" на 2023 - 2025 годы".
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 18.07.2023 N 277 "О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Республике Северная Осетия-Алания" на 2023 - 2025 годы" (далее – Государственная программа) утверждены Правила осуществления социальных выплат на приобретение жилья и обустройство гражданам, проживающим на территориях, подверженных неблагоприятным геологическим процессам, в опасных зонах схода оползней, селевых потоков и подтопления и подлежащим переселению в районы с благоприятными условиями проживания (Приложение 6), (далее-Правила).
Согласно п. 4 Приложения 6 Правил, Право на получение социальной выплаты имеют граждане, постоянно проживающие в принадлежащем им на праве единоличной или долевой собственности жилом помещении или в жилом помещении, занимаемом гражданином по договору социального найма, расположенном в опасной зоне, и признанном органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Республики Северная Осетия-Алания непригодным для проживания.
Согласно п. 6 Приложения 6 Правил, ответственным исполнителем подпрограммы является Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 17 Приложения 6 Правил, Уполномоченный орган на основании списков граждан - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия из республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания на соответствующий год, формирует сводный список граждан - участников мероприятия на получение социальной выплаты, по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам, и направляет на утверждение в Правительство Республики Северная Осетия-Алания (далее - сводный список).
Согласно п. 18 Приложения 6 Правил, для получения свидетельства участники мероприятия подают в уполномоченный орган заявление (в произвольной форме) о выдаче свидетельства.
Между тем, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, участником программы Б, в уполномоченный орган - Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания, заявление для получение свидетельства, не подавалось. Что свидетельствует о том, что установленный порядок получения субсидии в полном объеме не соблюден. В связи с чем, и требование об обязании ответчика предоставить Б социальную выплату, по мнению суда неправомерно.
Более того, статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ определяет лимит бюджетных обязательств, как объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Часть 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ указывает, что положения, установленные статьей для казенных учреждений, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
Пункт 2 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ уполномочивает получателя бюджетных средств принимать и (или) исполнять в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Статьей 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ предусмотрено, что в бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Федеральным законом от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" и Законом Республики Северная Осетия-Алания «О Республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годы» не предусмотрены лимиты бюджетных обязательств для осуществления расходных обязательств в рамках основного мероприятия "Переселение граждан, проживающих на территориях, подверженных неблагоприятным геологическим процессам, в опасных зонах схода оползней, селевых потоков и подтопления".
Отсутствие лимитов бюджетных обязательств в рамках указанного Мероприятия подтверждается также «Ресурсным обеспечением реализации Государственной программы» "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Республике Северная Осетия-Алания" на 2016 -2024 годы, где в разделе «Основное мероприятие 1.10», расходы по годам составляют 0 рублей по всем источникам ресурсного обеспечения (республиканский и федеральный бюджет).
Таким образом, в настоящее время у исполнителей мероприятия «Переселение граждан, подверженных неблагоприятным геологическим процессам, в опасных зонах схода лавин, оползней, селевых потоков и подтопления» отсутствует в денежном выражении возможность осуществлять указанное мероприятие до внесения изменений в соответствующие положения Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 декабря 2022 № 88-РЗ "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
При отсутствии в Бюджете РСО-Алания на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годы» лимитов для осуществления расходных обязательств в рамках основного мероприятия "Переселение граждан, проживающих на территориях, подверженных неблагоприятным геологическим процессам, в опасных зонах схода оползней, селевых потоков и подтопления", по мнению суда, на ответчика Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания не может быть возложена обязанность предоставить Б и членам его семьи социальную выплату.
Кроме того, согласно п. 1 Приложения 6 Правил, Социальная выплата имеет целевой характер и предоставляется за счет средств федерального и республиканского бюджетов в соответствии с условиями, установленными федеральным законодательством для выделения указанных средств.
Расходы федерального бюджета, в том числе на финансирование расходных обязательств субъектов РФ, утверждаются Федеральным законом от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При наличии в федеральном бюджете лимитов бюджетных обязательств, выделяемых Республике Северная Осетия-Алания на мероприятие по приобретению жилья и обустройство граждан, проживающих на территории, подверженной неблагоприятным геологическим процессам, в опасных зонах схода оползней, селевых потоков и подтопления и подлежащему переселению в районы с благоприятными условиями проживания, подлежит заключению Соглашение о выделении бюджету РСО-Алания из федерального бюджета субсидии в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2332 от 19 августа 2022 г. утвержден предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы, согласно которого, уровень софинансирования РСО-Алания на 2023 и 2024 годы составляет 94%, а на 2025 год 95%.
Таким образом, размер финансирования обязательств субъекта Российской Федерации из республиканского бюджета на 2023 и 2024 годы составляет всего лишь оставшиеся 6%.
Принимая во внимание, что согласно п. 1 Приложения 6 Правил, Социальная выплата имеет целевой характер и предоставляется за счет средств федерального и республиканского бюджетов, тогда как размер финансирования обязательств субъекта Российской Федерации из республиканского бюджета составляет всего лишь оставшиеся 6%, обязание Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания предоставить Б и членам его семьи социальную выплату на приобретение жилья в полном объеме, является неправомерным.
Ссылки истца на статьи 49 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, содержащиеся в исковом заявлении, по мнению суда, являются необоснованными, поскольку данными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления жилья по социальному найму гражданину, который признан в установленном порядке малоимущим. При этом обязательство по предоставлению такого жилья возложено на орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого проживает гражданин, признанный малоимущим, а не на орган государственной власти, в частности Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания.
Довод истца о том, что Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 18.07.2023 N 277 "О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Республике Северная Осетия-Алания" на 2023 - 2025 годы" предусмотрена обязанность осуществления социальной выплаты на приобретение жилья Б как лицу, проживающему на территории в опасной зоне схода оползней, суд считает несостоятельным, поскольку указанным Постановлением установлен порядок и правила осуществления указанной выплаты, а не обязанность по ее осуществлению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Ирафского района РСО-Алания, поданного в интересах Б к Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания, с привлечением в качестве третьих лиц Министерства финансов РСО-Алания и Правительства РСО-Алания, об обязании Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания предоставить Б и членам его семьи социальную выплату на приобретение жилья и обустройство гражданам, проживающим на территориях, подверженных неблагоприятным геологическим процессам, в опасных зонах схода оползней, селевых потоков и подтопления и подлежащим переселению в районы с благоприятными условиями проживания, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья И.Р. Арбиева