Дело № 2-782/17
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
15 июня 2017 года г. Владикавказ
Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Дзусова А.К.,
при секретаре судебного заседания Джанаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания и АМС Пригородного района РСО-Алания о признании членом семьи вынужденного переселенца,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 и ФИО2, обратились в суд с требованиями о признании членом семьи ФИО1 вынужденного переселенца - участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по категории граждан - "вынужденные переселенцы" отца - ФИО2 ... г.р.; обязании АМС МО-Пригородный район включить ФИО2 в состав семьи ФИО1 - участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по категории граждан - "вынужденные переселенцы"; обязании Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания включить ФИО1 с составом семьи ФИО2 в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г. для расчета суммы выплаты по государственному жилищному сертификату.
В обоснование заявленных требований было указано на то, что Решением УФМС России от 23.05.2002 года ФИО1 в составе семьи 1 человек признан вынужденным переселенцем, с предоставлением соответствующего удостоверения. Ежегодно срок действия этого статуса Управление УФМС России продлевает в соответствии с положениями п.4 ст.5 ФЗ «О вынужденных переселенцах».
Решением АМС МО - Пригородный район РСО-Алания ФИО1 был принят на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вынужденный переселенец с момента подачи заявления, то есть с 28.08.2002 года.
В январе 2017 в АМС - Пригородный район РСО-Алания ФИО1 был сдан рапорт о включении в состав участников подпрограммы с составом семьи 1 человек. Однако ФИО1 стало известно о внесении изменений в Закон «О вынужденных переселенцах» в отношении членов семьи вынужденного переселенца, возможности включить отца, не имеющего статуса вынужденного переселенца в состав семьи, в связи с чем, в феврале 2017 года ФИО1 направлено соответствующее заявление о включении в состав семьи отца - ФИО2, с приложением необходимых документов для признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Однако АМС МО - Пригородный район РСО-Алания было отказано в связи с направлением учетного дела в Министерство архитектуры и строительства РСО-Алания и отсутствия оснований затребовать его обратно.
На сегодняшний день ФИО1 является не обеспеченным жилищным сертификатом, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Исходя из совокупности положений статьи 52 ЖК РФ, пункта 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 "О вынужденных переселенцах", пунктов 37, 38 Положения о килищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года N 845) учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством путем введения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.
В соответствии с пп. "ж" п. 5 Правил, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: б) в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил: проживающие с гражданином - участником подпрограммы независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (в редакции ФЗ от 30.12.2015 г. N 467-ФЗ), члены семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.
Из буквального толкования вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что родители являются членами семьи вынужденного переселенца без представления доказательств ведения общего хозяйства. Отец ФИО1 зарегистрирован и проживает вместе с сыном с 1997 года по адресу: с.Михайловское, ул..... Указанные обстоятельства, в том числе подтверждены справкой паспортиста.
Перечень лиц, признаваемых членами семьи гражданина - участника подпрограммы, определенный в подпункте "ж" пункта 17 Правил, по своему содержанию соответствует части 1 статьи 31 ЖК РФ, согласно которому к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно Части 1 статьи 69 ЖК РФ также к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (Решение Верховного Суда РФ от 29.04.2013 г. № АКПИ13-251).
В судебном заседании, истец - ФИО1 и представитель ФИО2 – ФИО3, действующая на основании нотариальной доверенности от 25.05.2017 года, заявленные требования, так и доводы, приведённые в их обоснование поддержали в полном объеме.
В судебном заседании, истец - ФИО1 показал, что они с отцом – ФИО2 не входят в состав семьи дяди, а являются отдельной семью и проживают по адресу с. Михайловское, ул. ...» у ФИО4 ... с 2006 года.
В судебном заседании, представитель– ФИО3 пояснила, что ФИО1 в заявлениях указывал только себя так как Закон предусматривал ведение учета только вынужденных переселенцев имеющих статус, и поэтому документы предоставлялись на него одного. Он проживает безвозмездно у своего дяди.
Впоследствии были внесены изменения в ФЗ «О вынужденных переселенцах» 30.12.2016 г. В нем было определено понятие, кто является членом семьи вынужденного переселенца, это дети, родители, супруги, вне зависимости от наличия статуса вынужденного переселенца и ее доверитель указал своего отца.
В судебном заседании, представитель ФИО2 – ФИО3, указала на то, что законодатель не ограничивает в подаче заявления вынужденного переселенца, и списки формируются органом местного самоуправления согласно правилам №153 до 01 июля. Заявитель мог направить заявление уже в другой форме, где он указал члена своей семьи, а орган местного самоуправления должен был проверить нуждаемость этого гражданина и учитывать в соответствии с представленными документами о том, что за ним ничего не значится, сделать запрос в регистрационную палату и включить в состав семьи. При прохождении перерегистрации в Миграционной службе для продления статуса, было написано заявление от имени члена семьи, так как существует определенная форма заявления и ФИО2 тоже был проверен на наличие объектов недвижимости с 1997 года по сегодняшний день.
В судебном заседании, представитель– ФИО3 полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, в связи с тем, что законом с 30.12.2016 г. «О вынужденных переселенцах» и правилами реализации сертификатов утвержденным постановлением правительства от 2006 г. №153 разграничены понятия вынужденного переселенца и членов его семь, участника подпрограммы и члена его семьи. При этом, оба нормативно правовых акта допускают отсутствие статуса у члена семьи вынужденного переселенца и не предусматривает судебный порядок включения в состав семьи родителей проживающих с вынужденным переселенцем. Однако обратившись в Администрацию Пригородного района с заявлением истцы плучили отказ, который обоснован не представлением документов на отца на протяжении многих лет. Такой отказ является незаконным и пресекает свободу в написании заявления и включения в состав семьи кого посчитает нужным вынужденный переселенец. Представленные документы позволяли органу местного самоуправления установить родственные отношения, а также факт совместного проживания, отсутствия за членом семьи объектов недвижимости и установления его нуждаемости. На орган местного самоуправления возлагается вести учет нуждающихся вынужденных переселенцев в улучшении жилищных условий. Правила позволяют с 1 января до 1 июля подачу заявления в орган местного самоуправления, что и было сделано заявителями, так как на момент обращения с заявлением участник подпрограммы Тибилов О. не реализовал свое право на улучшение жилищных условий, снят с жилищного учета не был, законных оснований для отказа в принятии в состав его семьи отца у Администрации не было.
В судебное заседание, истец - ФИО2, извещённый в установленном порядке не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, представителей сторон, и согласно статьи 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ФИО2
В судебном заседании, представитель Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания – ФИО5, действующий на основании доверенности № 101-11/661 от 21.04.2017 года, полагал исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Так, для включения ФИО6 в состав семьи ФИО2 в сводный список граждан необходимо установить факт совместного проживания, а также постановку на учет вынужденного переселенца ФИО2 ФИО1 при подаче заявления указал, что в состав его семьи входит он один. С момента подачи первого заявления, а также в ходе ведения всего учетного дела он подавал всегда такие заявления, кроме одного, где он указал в составе семьи сестру. Постановка на учет носит заявительный характер, и он везде указывал себя одного. В соответствии с п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилье» на 2015-2010 годы», регламентируется перечень необходимых документов, а именно необходимо предоставить удостоверение вынужденного переселенца на каждого совершеннолетнего члена семьи. ФИО2 не является вынужденным переселенцем, и рассчитать на него будет невозможно в соответствии с этими правилами. Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания руководствуется этими правилами и ФЗ «О вынужденных переселенцах», где говориться, что члены семьи должны проживать совместно. На основании изложенного, просим отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания - ФИО5 показал, что ФИО1 с 2002 года обращается к ним с заявлениями и с указанного времени, с 2002 года, он жильем не обеспечивался.
В судебном заседании, представитель АМС МО Пригородного района РСО-Алания – ФИО7, действующая на основании доверенности № 03-15/217 от 03.04.2017 года, обратилась к суду с письменными возражениями, в которых указала на то, что полагает доводы истцовой стороны необоснованными, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, условия и порядок признания членом семьи определяются нормами жилищного законодательства, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Согласно части 1 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" к другим родственникам могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п. Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем, в материалах дела отсутствуют: договор найма (поднайма) с собственником жилого помещения, доказательства о материальном обеспечении истцом своего отца и ведения с ним общего хозяйства.
Таким образом, требования статьи 69 ЖК РФ и разъяснений, изложенных в Постановлении, должны быть судом учтены как юридически значимые обстоятельства при разрешении вопроса о признании ФИО2 членом семьи его сына - ФИО6
Согласно сведениям УВМ МВД России по РСО - Алания, направленным по запросу АМС района от 29.05.2017 года № 10/5/5156 в ходатайстве о признании ФИО1 вынужденным переселенцем от 09.04.2002 года, состав семьи указан 1 человек.
Решением ТО МФ РФ в РСО - Алания от 23.05.2002года ФИО1 предоставили статус вынужденного переселенца, а удостоверение вынужденного переселенца серии АГ № ... ему выдано 05.11.2002 года.
Таким образом, в Сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих на учете в Управлении по вопросам миграции МВД России по РСО - Алания вынужденный переселенец ФИО1 состоит с составом семьи 1 человек.
Как следует из материалов учетного дела ФИО1 на учете нуждающихся в жилых помещениях при АМС МО - Пригородный район, аналогично состоит с составом семьи 1 человек.
В соответствии с п.п. «д» п. 19, п. 24 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 при подаче документов для участия в подпрограмме и выделении сертификата на планируемый год (в том числе и на планируемый 2018год), ФИО1 подавал в АМС МО - Пригородный район перечень документов с составом семьи - один человек.
Согласно фотокопии паспорта ФИО1 зарегистрирован по вышеуказанному адресу с 18.01.2000 года, а ФИО2 - с 17 июля 1997года.
Между тем, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (абз. 6 п. 11 Постановления).
В соответствии с п. 3 ст. 1 указанного Закона к членам семьи вынужденного переселенца относятся проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
Между тем в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие ведение общего хозяйства с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
Согласно разъяснению Минрегионразвития России от 07.12.2012г. № ВФ10/8-1565 членами семьи гражданина - участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также дети самого получателя сертификата.
В соответствии с п.п. «ж» п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления, на учете нуждающихся в получении жилых помещений.
При таких обстоятельствах довод истца о том, что ФИО2 не имея статуса вынужденного переселенца, не состоящий на учете нуждающихся в жилых помещениях при АМС МО - Пригородный район является членом семьи ФИО1 и правомерно претендует на получение социальной выплаты, нельзя признать законным, поскольку он не является субъектом права.
Согласно Решению ВС РФ от 01.07.2014г. № АКПИ14-510 и Определению Апелляционной коллегии ВС РФ от 06.11.2014года № АПЛ14-503 в законодательстве о вынужденных переселенцах гарантии в части жилищного обустройства граждан РФ, распространяются исключительно на лиц, имеющих статус вынужденного переселенца. Совершеннолетние граждане Российской Федерации, не имеющие статуса вынужденного переселенца, под действие Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N4530-1 «О вынужденных переселенцах» не подпадают и вправе реализовать право на улучшение жилищных условий при наличии к тому правовых оснований в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Полномочия по признанию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и постановке их на жилищный учет относятся к исключительной компетенции муниципалитета в лице уполномоченного на то органа, суд же не вправе вмешиваться в его деятельность путем возложения обязанности на орган местного самоуправления исполнить его полномочия. (Апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 22 марта 2016 г. по делу N 11-3675/2016 ).
Изменение состава семьи лица, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий, не предусмотрено законом в качестве основания для внесения изменений в дату постановки на учет, а также изменения очередности (апелляц. Определение СК по гражданским делам Саратовского облсуда от 19.03.2014г. по делу № 33-1632).
Суд, заслушав доводы истца, представителя истца, возражения представителей ответчиков, показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, с участием специалиста, приходит к убеждению о том, что исковые требования ФИО1 и ФИО2 подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Статья 40 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2 ст. 40 Конституции РФ).
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 № 156-О: Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Названная статьяЗаконом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (абзац третий пункта 2). Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности. Из изложенного следует, что гарантии, установленные Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1, предоставляются вынужденным переселенцам, а также членам их семей. Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. (Аналогично и в отношении членов семьи нанимателя жилого помещения ч. 1 ст. 69 ЖК РФ)Как усматривается из п. «ж» ч.5 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №153 (ред. от 29.12.2016) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы")(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.07.2016 N 629, от 30.11.2016 № 1266) - право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.Пункт 17 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" определяет круг лиц, которые признаются членами семьи гражданина - участника подпрограммы, в зависимости от того, к какой категории граждан Российской Федерации, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, относится этот участник. Подпункт "б" данного пункта распространяется на граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 Правил, к ним относятся проживающие с гражданином - участником подпрограммы независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке;Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о рождении III-РЭ № ..., выданного 21.04.1969 года, ФИО1 родился ... года и его отцом является ФИО2 Согласно паспорта ... ФИО1 имеет постоянную регистрацию в <...> с 18.01.2000 года. Из паспорта <...> усматривается, что ФИО2 имеет постоянную регистрацию в <...> с 17.07.1997 года. Указанное подтверждается сведениями из выписки из домовой книги и самой домовой книгой по домовладению в с.Михайловское по ул.К..... Кроме того, суду были представлены письменные документы о том, что ФИО2 состоит на амбулаторном учете в Поликлинике по ул.К..., в почтовом отделении, как получатель пенсии по старости, зарегистрирован так же по указанному адресу. При этом и представленной выписки из ЕГРП от 29.05.2017 года усматривается, что объекты недвижимости на праве собственности за ФИО2 не зарегистрированы. Как усматривается из удостоверения вынужденного переселенца АГ № ..., выданного 05.11.2002 года ФИО1 был присвоен статус вынужденного переселенца.Указанное так же подтверждается справкой №161 от 25.01.2017 годы выданной МВД по РСО-Алания УВМ на имя ФИО1, а так же ответом №10/5/5434 от 02.06.2017 г. УВМ МВД по РСО-Алания.При обращении с ходатайством о предоставлении статуса вынужденного переселенца 09.02.2002 года ФИО1 указал, что он имеет родственников на территории РФ. Согласно справке № 459 от 03.02.2017 года, выданной Администрацией Михайловского сельского поселения Пригородного района, ФИО1 действительно зарегистрирован в <...> и в состав его семьи входит отец – ФИО2 Из лицевого счета № <***> по домовладению в с.Михайловское по ул.... усматривается, что в указанном домовладении зарегистрированы помимо собственника – ФИО8, так же и истцы по настоящему делу. Как усматривается из материалов учетного дела № 274 ФИО1 был поставлен на жилищный учет 28.08.2002 года.Из ответа АМС Пригородного района от 28.08.2002 г. на обращение ФИО1, усматривается, что его семья принята на учет улучшения жилищных условий при АМС Пригородного района под №525 от 28.08.2002 г.В материалах данного учетного дела представлены сведения о том, что за ФИО1 на праве собственности объекты недвижимости не значаться, при этом данные сведения неоднократно документально подтверждались заявителем. ФИО1 зарегистрирован, и постоянно проживает на условиях найма жилого помещения в домовладении по ул.... общей площадью ... кв. метров, принадлежащего на праве собственности ФИО8 на основании договора купли-продажи от 20.07.1994 года.Согласно п.11 ст. 25 Закона РСО-Алания от 27 октября 2006 г. N 51-РЗ "О жилищной политике в РСО-Алания" - Органы, осуществляющие принятие на учет, ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Соблюдение заявителем указанных требований отражено в материалах исследованного судом учетного дела ФИО1
Так, ФИО1 ежегодно, начиная с 2009 года (последний раз 26.01.2017 г.) обращался с заявлениями на имя Главы АМС МО-Пригородный район по вопросу включения его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и выдачи ему жилищного сертификата.
Как усматривается из материалов учетного дела № 274, первоначально, 14.08.2002 года, ФИО1 в качестве члена семьи была указана сестра – ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Впоследствии ФИО1 неоднократно указывал в составе семьи только себя самого, что так же подтверждается актом обследования жилищных условий заявителя от 27.01.2017 года.
Как усматривается из материалов похозяйственной книги ФИО1 был прописан в домовладении по ул.... А, принадлежащем на праве собственности ФИО8, с 18.01.2000 года, а его отец –ФИО2 с 17.07.1997 года.
Указанное подтверждается сведениями из «Домовой книги» домовладения по ул.К.Либкнехта 208 А.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно статье 3 вышеуказанного Закона регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 17 июля 1995 г. № 713», посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.
В ходе обозрения в судебном заседании похозяйственных книг с. Михайловское, специалист – юрист Михайловского сельского поселения Пригородного района РСО-Алания ФИО10 пояснила, что в распоряжении администрации имеется три похозяйственные книги <...> начиная с 1991 года. В книге за 1991 - 1995 год впервые появляется упоминание о семье Т-вых. Дом по адресу ул. ... а, раньше принадлежал семье К-ных и согласно записи, этот дом был приобретен ФИО8 Дата приобретения не указана. Какой-то период времени книги не велись, по неизвестной причине. Далее заведены книги за 2004-2006 г.г., 2011-2015 г.г. в которой имеется также ссылка о семье Т-вых. ФИО8 это собственник дома, его называют «Гурам», а по паспорту он Георгий. Сведения вносятся в похозяйственные книги на основании сведений, предоставляемых главой семьи о составе семьи. Истцы прописан по указанном адресу с 1997 года Нодари, а с 2000 года Омари.
Специалист ФИО10 пояснила, так же, что справки о составе семьи выдает администрация, на основании сведений внесенных в похозяйственную книгу. Но бывают случаи, когда лица, проживающие по тому или иному адресу, не внесены в похозяйственную книгу, по разным причинам, и в этом случае заявитель обращается и представляет паспорта. Специалист, удостоверившись в том, что имеется штамп подтверждающий регистрацию на территории Михайловского сельского поселения, предоставляет справки. В связи с этим довольно часто бывают случаи когда человек зарегистрирован и проживает, но не внесен в похозяйственную книгу, бывают, как и наоборот, зарегистрирован, но не проживает.
ФИО2 и ФИО1 проживают по данному адресу. Заместитель Главы подтверждает, что неоднократно ФИО2 обращался за справками, знает семью Т-вых как проживающих на территории Михайловского сельского поселении достаточно давно.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО11 показала, что она знакома с ФИО2, ФИО1 и они являются соседями, ее семья приехала жить в с. Михайловское в 2007 году и они уже там жили. ФИО2 и ФИО1 и живут у брата – ФИО8, а всего там проживают четверо, проживают вместе, и она это видит каждый день. Дом по ул.К.Либкнехта принадлежит брату - ФИО8, в доме четыре комнаты, и истцы проживают вместе.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО12 показал, что проживает в с.Михайловское с 1960 года прописан с 1988 года, по-соседству по ул.К.Либкнехта и знаком ФИО2, ФИО1 около 15 – 20 лет и они проживают в доме брата – ФИО8, при этом ФИО2 и ФИО1 (отец и сын) живут одной семьей. Свидетель бывает в гостях у Т-вых и ему известно о том, что в указанном доме проживают Гурам (хозяин дома) его жена Наира, Нодари и Омари.
Свидетелю достоверно известно о том, что из Грузии сначала приехал Гурам, который купил дом, а ФИО2 и ФИО1 (отец и сын) приехали потом, вместе, и живут вместе.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2015 № 467-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О вынужденных переселенцах» в п.3 статьи 1 был изложен как - «Члены семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке». (редакция вступила в силу с 10.01.2016 года).
Согласно части 1 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 4 п.п. «б» пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» - под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Таким образом, в результате исследования и оценки по правилам статьи 67 ГПК РФ представленных доказательств, а так же свидетельских показаний, полученных в порядке ст. 177 ГПК РФ, а так же пояснений специалиста, полученных в порядке ст. 188 ГПК РФ, суд приходит к убеждению о том, что ФИО1, имеющий статус вынужденного переселенца и состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилищном обустройстве, и его отец –ФИО2 являются одной семьей.
Исследованные в судебном заседании документы, суд считает допустимыми и достаточными доказательствами для подтверждения факта того, что ФИО2 является членом семьи ФИО1, проживает с ним совместно с момента постановки последнего на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включенного в подпрограмму «Жильё» и имеющего статус вынужденного переселенца.
16 февраля 2017 года ФИО1 обратился на имя главы Пригородного района РСО-Алания ФИО13 по вопросу включения в состав его семьи - отца ФИО2
Кроме того, заявление о том, что им было подано заявление о включении в состав семьи было направлено в Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания 16.02.2017 года.
Письменным ответом АМС МО Пригородного района от 16.03.2017 года ФИО1 сообщается о том, что он как вынужденный переселенец с составом семьи из 1 человека состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 28.02.2002 года и является участником подпрограммы.
Вынужденным переселенцам финансовая поддержка государства в целях приобретения жилого помещения осуществляется в соответствии с правилами реализации подпрограммы Федеральной целевой программы «Жилье» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года.
Отец – ФИО2 на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении при администрации Пригородного района не состоял и документы, предусмотренные п.19 Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов на него не предоставлялись.
Учетное дело ФИО1 передано на рассмотрение рабочей группы при Правительстве РСО-Алания с учетом состава семьи из 1 человека и оснований затребовать его обратно нет.
Письменным ответом АМС МО Пригородного района от 10.05.2017 г. ФИО1 отказано во внесении в состав его семьи отца – ФИО2
При этом приведены аналогичные основания.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 05.07.2016 № 629 «О внесении изменений в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы» -подпункт "б" пункта 17 был изложен в следующей редакции:
"б) в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил:
проживающие с гражданином - участником подпрограммы независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем;
в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке;" и тем самым был приведен в соответствие с формулировкой ч.3 ст.1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах».
При установленных обстоятельствах суд приходит к убеждению о необоснованности доводов ответной стороны, изложенных как в письменных возражениях, так и приведённых в судебном заседании, так как возражения основываются на нормах законодательства в редакции, не действовавшей на момент обращения ФИО1 по вопросу включения его отца в состав его семьи.
При этом ФИО1, в соответствии с требованиями п.11 ст. 25 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27 октября 2006 г. N 51-РЗ "О жилищной политике в Республике Северная Осетия-Алания" ежегодно проходил перерегистрацию, что нашло свое документальное подтверждение в учетном деле, однако до настоящего времени жилищно не обустроен.
При установленных обстоятельствах суд считает исковые требования ФИО1 и ФИО2 подлежащими удовлетворению в полном объеме по приведённым выше основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1 и ФИО2 к Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания и Администрации местного самоуправления Пригородного района РСО-Алания о признании членом семьи вынужденного переселенца, - удовлетворить.
Признать членом семьи ФИО1 вынужденного переселенца - участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по категории граждан - "вынужденные переселенцы" отца - ФИО2 ... г.р.;
Обязать Администрацию местного самоуправления муниципального образования – Пригородный район РСО-Алания включить ФИО2 в состав семьи ФИО1 - участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по категории граждан - "вынужденные переселенцы";
Настоящее решение является основанием для включения Министерством строительства и архитектуры РСО-Алания ФИО1 с составом семьи ФИО2 в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г. для расчета суммы выплаты по государственному жилищному сертификату.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца со дня вынесения.
Судья А.К. Дзусов
Копия верна: Судья А.К. Дзусов
Решение вступило в законную силу «______»_________________20____года
Судья А.К. Дзусов