НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания) от 12.10.2022 № 2-1093/22

Дело № 2-1093/22

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2022 года г. Владикавказ

Промышленный районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Цопановой З.Г.,

при секретаре судебного заседания Цагараевой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цаллаговой ФИО12 к Северо-Осетинской таможне о взыскании компенсации за сверхурочную работу, взыскании компенсации за непредоставленные и неиспользованные дополнительные отпуска за работу во вредных условиях труда, взыскании ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания, взыскании с работодателя суммы материальной ответственности, льготном исчислении стажа, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Цаллагова Н.В. обратилась в Промышленный районный суд г. Владикавказ РСО-Алания с исковым заявлением к Северо-Осетинской таможне о взыскании компенсации за сверхурочную работу за время работы во вредных условия труда за период с 01.01.2011 по 01.01.2021 года; взыскании компенсации за не предоставленные и неиспользованные дополнительные отпуска за работу во вредных условиях труда за период с 01.01.2011 года по 01.01.2021 года в сумме 187 392 рублей 19 копеек; взыскании недоплаченной надбавки к окладу денежного содержания за стаж работы за периоды с 01.08.2015 года по 16.08.2021 года в размере 49 702 рубля; взыскании с работодателя материальной ответственности в порядке ст. 236 ТК РФ в размере 18 573 рублей 10 копеек; с требованием засчитать Цаллаговой Н.В. льготный стаж в выслугу лет за службу в высокогорных условиях их расчета один месяц службы за полтора месяца за весь период прохождения службы на таможенном посту МАПП Нижний Зарамаг; взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей.

В обоснование заявленного требования указано следующее.

Цаллагова Н.В. занимала различные должности в Северо-Осетинской таможне, начиная с 2008 года перешла в отдел применения инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), где и работала до момента увольнения. Приказом № 245-к от 11.05.2021 майор таможенной службы Цаллагова Н.В. была уволена со службы в таможенных органах РФ, с должности ведущего инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Северо-Осетинской таможни по п.п.3 п.2 ст. 48 ФЗ-114 от 21.07.1997 «О службе в таможенных органах РФ» (по выслуге срока службы, дающей право на пенсию), с выслугой лет общей продолжительностью в 30 лет, 11 месяцев и 05 дней.

Начиная с 2008 года, Цаллагова Н.В. работала в отделе применения инспекционно-досмотровых комплексов. Работа с такими комплексами сопряжена с вредными условиями труда, поскольку функционирование комплекса основано на работе с источниками радиации и ионизирующего излучения.

Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» предусмотрены льготы для работников, непосредственно занятых на установках рентгеноспектрального, рентгеноструктурного анализа, промышленной рентгенографии (п.6 раздела XLI).

Постановлением Правительства РФ от 15.02.1998 N 189 «О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях» для начальников и заместителей начальников отделов, групп, главных, ведущих, старших инспекторов, инспекторов, непосредственно работающих на досмотровой рентгеновской технике, также предусмотрено право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 15.02.1998 N 189 издан Приказ ГТК РФ от 30.06.1998 N 440 «О предоставлении дополнительного отпуска и установлении сокращенного служебного времени сотрудникам таможенных органов Российской Федерации за исполнение своих должностных обязанностей во вредных условиях».

Перечисленными нормативными актами предусмотрены права сотрудников таможенных органов, непосредственно занятых на установках ИДК, на дополнительный отпуск продолжительностью 14 рабочий день и сокращенная 30-часовая рабочая неделя.

Указанные льготы предоставлялись работодателем вплоть до конца 2010 года, с начала 2011 года их предоставление было приостановлено, с тех пор дополнительный отпуск не предоставлялся, рабочая неделя составила обычные 40 часов, при этом условия труда не менялись и остались прежними.

Согласно п.2 Рекомендаций о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным служащим и работникам таможенных органов РФ и учреждений, подведомственных ГТК России, исполняющим должностные обязанности во вредных условиях труда, являющимся приложением к письму ГТК России от 18.02.2004 года №01-06/5989, замена дополнительного отпуска денежной компенсацией не допускается. Денежная компенсация может быть выплачена лишь при увольнении федерального государственного служащего или работника таможенных органов РФ и учреждений, подведомственных ГТК России.

В силу положений ст. 152 ТК РФ, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

В соответствии с требованиями ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

В нарушение указанных норм, при увольнении Цаллаговой Н.В. работодатель не выплатил компенсацию за сверхурочную работу и дополнительные отпуска за период с 2011 года по 2021 годы.

В соответствии с положениями ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Согласно приложенному к иску заключению (расчёту) ООО «Эксперт Аудит», размер задолженности ответчика перед истцом составил: компенсация за непредоставленные и неиспользованные дополнительные отпуска за работу во вредных условиях труда за период с 01.01.2011 по 01.01.2021 в сумме 187 392 рубля 19 копеек, недоплаченная ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж работы (выслугу лет) за периоды с 01.08.2015 по 16.08.2021 в размере 49 702 рубля, сумма материальной ответственности работодателя в порядке ст. 236 ТК РФ в размере 18 573 рубля 10 копеек; а в общей сумме 255 667 рублей 29 копеек. При этом рассчитать компенсацию за невыплаченные сверхурочные не представилось возможным в силу отсутствия табелей учета рабочего времени за указанные периоды.

Как следует из приказа № 245-к от 11.05.2021 об увольнении Цаллаговой Н.В., на день увольнения выслуга лет составляет 30 лет 11 месяцев 05 дней, льготная 00 лет 00 месяцев 00 дней.

Между тем, согласно п.п. б п.4 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, в выслугу лет, исчисленную согласно подпункту «а» п.2 настоящего Положения, в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 время службы (работы) засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в высокогорных местностях на высоте 1500 метров над уровнем моря.

Таможенный пост МАПП Нижний Зарамаг, на котором преимущественно проходила службу Цаллагова Н.В., находится на высоте 1740 метров над уровнем моря. Половину служебного времени истица фактически проходила на ТП МАПП Ларс, который высокогорным не является, половину – на ТП МАПП Нижний Зарамаг.

Таким образом, за каждый календарный год службы Цаллаговой Н.В. должен был быть засчитан льготный стаж в размере дополнительных 6 месяцев, чего сделано не было, в нарушение её трудовых прав и интересов.

Как установлено п.63 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии с ч.4 ст. 3 и ч. 9 ст. 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац 14 части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Вышеуказанными неправомерными действиями работодателя, выразившимися в непредоставлении льгот за службу во вредных условиях и отказе в исчислении положенного в силу закона льготного стажа Цаллаговой Н.В. причинены нравственные и физические страдания, которые она оценивает в 500 000 рублей.

В судебное заседание истец Цаллагова Н.В., представитель истца Тедеев А.Х., действующий на основании доверенности 15АА0960689 от 24.05.2021 года, не явился, в адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также в отсутствие истца Цаллаговой Н.В.

В адрес суда также поступили дополнения к основаниям иска Цаллаговой Н.В., из которых усматривается, что 21.06.2021 Цаллагова Н.В. обратилась в Промышленный районный суд г. Владикавказа с иском к Северо-Осетинской таможне о взыскании сверхурочных и компенсации за дополнительный отпуск, и перерасчёте выслуги лет (стажа службы).

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

От ответчика в суд поступил отзыв на иск Цаллаговой Н.В., в связи с чем, сторона истца считает необходимым дополнить основание иска нижеследующим.

Обосновывая прекращение предоставления льгот с 2011 года, Северо-Осетинская таможня сослалась на результаты аттестации от 2011 года. Между тем, как следует из представленной карты аттестации рабочего места, 2 класс по ионизирующему излучению был установлен на основании показаний индивидуального дозиметра. Данный способ аттестации рабочего места не соответствует требованиям закона.

29.07.2005 руководителем Роспотребнадзора утверждено Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006-05 (далее – Руководство).

Согласно п. 1.2 Руководства, оно применяется с целью, в том числе, аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации.

Пунктом 3 определено понятие вредного фактора рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства (в том числе, ионизирующее излучение).

Приложением 14 к указанному Руководству определены гигиенические критерии оценки и классификация условий труда при работах с источниками ионизирующего излучения. Согласно п.2 Приложения 14, Гигиенические критерии оценки ионизирующего фактора имеют принципиальное отличие от оценки других факторов рабочей среды, что обусловлено специфическими особенностями его воздействия на организм человека, сложившейся практикой оценки ионизирующего излучения и необходимостью обеспечения радиационной безопасности в соответствии с Законом Российской Федерации "О радиационной безопасности населения" N 3-ФЗ от 09.01.96.

В соответствии с п. 1.4 Приложения 14, Гигиенические критерии основываются на Нормах радиационной безопасности НРБ-99 и характеризуют только потенциальную опасность работы в конкретных условиях при неукоснительном соблюдении федеральных норм и правил по контролю реального облучения человека в процессе труда и не влекут каких-либо изменений к требованиям НРБ-99 по ограничению реального облучения установленными пределами доз.

Пунктами 2.2 и 2.3 того же Приложения 14 разъяснено, что ионизирующая радиация при воздействии на организм человека может вызывать два вида неблагоприятных эффектов, которые клинической медициной относят к болезням: детерминированные (лучевая болезнь, лучевой дерматит, лучевая катаракта, лучевое бесплодие, аномалии в развитии плода и др.) и стохастические (вероятностные) беспороговые эффекты (злокачественные опухоли, лейкозы, наследственные болезни). В отношении детерминированных эффектов излучения Нормами радиационной безопасности - НРБ-99 предполагается существование порога, ниже которого эффект отсутствует, а выше - тяжесть эффекта зависит от дозы. Вероятность возникновения стохастических беспороговых эффектов пропорциональна дозе, а тяжесть их проявления не зависит от дозы. Латентный период возникновения этих эффектов у облученного человека составляет от 2 - 5 до 30 - 50 лет и более.

Пунктом 2.6 Приложения 14 установлено, что вышеизложенное (п. п. 2.1 - 2.5) определяет особенности гигиенических критериев оценки и классификации условий труда при работе с источниками ионизирующих излучений:

- степень вредности условий труда определяется не выраженностью проявления у работающих пороговых детерминированных эффектов, а увеличением риска возникновения стохастических беспороговых эффектов;

- условия труда характеризуются как вредные даже при соблюдении гигиенических нормативов (ПД по НРБ-99).

При таких обстоятельствах, аттестация рабочих мест Северо-Осетинской таможни за 2011 год проведена с нарушениями Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, лишь на основании показаний индивидуального дозиметра, что нарушило трудовые (служебные) права истца и создало условия для лишения её предоставленных законом гарантий и льгот.

28.12.2013 года был принят ФЗ-426 «О специальной оценке условий труда».

Письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.06.2017 № 15-1/ООГ-1593 «О проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий работников» разъяснено, что «…Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях ФТС (далее - таможенные органы) и основы правового положения должностных лиц таможенных органов, в том числе за работу во вредных условиях труда, определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ).

Так, согласно статьям 34, 39 Федерального закона N 114-ФЗ для сотрудников таможенных органов, исполняющих свои должностные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность служебного времени и предоставляется дополнительный отпуск. Перечень должностей сотрудников таможенных органов РФ, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, за исполнение которых предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенное служебное время, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.02.1998 N 189.

В связи с тем, что вопрос предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда сотрудникам таможенных органов урегулирован соответствующим федеральным законом, проведение специальной оценки условий труда в отношении их рабочих мест не требуется».

Учитывая, что, в силу статьи 3 Федерального закона N 114-ФЗ должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов, проведение специальной оценки труда для предоставления Цаллаговой Н.В. спорных льгот не требовалось, они должны были быть предоставлены по факту занятия соответствующей должности, указанной в Постановлении Правительства РФ от 15.02.1998 N 189. Это является дополнительной гарантией для должностных лиц таможенных органов и коррелирует с Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», согласно п.п. 2 п.11 которого идентификация не осуществляется в отношении рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Вопреки доводам ответчика, ни один нормативный акт, регулирующий спорные правоотношения, не содержит указания на то, что льготы за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях распространяются только на лиц, состоящих на таможенной службе, и не распространяется на лиц, состоящих на гражданской службе.

Напротив, Письмом от 18 февраля 2004 года N 01-06/5989 «О предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда» ГТК России установило, что «…С учетом изложенного федеральным государственным служащим и работникам таможенных органов может предоставляться дополнительный оплачиваемый отпуск и устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени, осуществляющим функции таможенного контроля и досмотра делящихся и радиоактивных материалов, товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений в соответствии с пунктом 11 раздела XII «Работа с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений» указанного Списка (продолжительность дополнительного отпуска - 18 рабочих дней; продолжительность сокращенного рабочего дня - 6 часов), занятым на работах с досмотровой рентгеновской техникой, переносными радиоизотопными приборами, на установках рентгеноструктурного анализа в соответствии с пунктом 6 раздела XLI (продолжительность дополнительного отпуска - 18 рабочих дней; продолжительность сокращенного рабочего дня - 5 часов) и на работах по ремонту и наладке рентгеновской техники в соответствии с пунктом 9 раздела XLI (продолжительность дополнительного отпуска - 12 рабочих дней; продолжительность сокращенного рабочего дня - 6 часов).

В этой связи, попытки ответчика привязать предоставление льготы за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях к количеству включений лучевой досмотровой техники за смену ничем иным, кроме попытки ввести суд в заблуждение, не являются. Напротив, согласно пункту 7 Правил предоставления сотрудникам таможенных органов РФ дополнительного отпуска за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.02.1998 № 189, при подсчёте времени в расчёт берутся дни, а не часы. Более того, в пункте 7 Рекомендаций о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным служащим и работникам таможенных органов РФ и учреждений, подведомственных ГТК России, исполняющим должностные обязанности во вредных условиях труда, являющихся Приложением к письму ГТК России от 18 февраля 2004 года N 01-06/5989, специалистам по таможенному контролю за время работы во вредных условиях засчитывается время выполнения ими своих служебных (функциональных) обязанностей по должности (независимо от суммарного времени, проводимого ими возле источника ионизирующего излучения) со дня подписания приказа по таможенному органу о допуске указанных специалистов к работе с источниками ионизирующего излучения.

Также надуманны доводы ответчика касаемо того, что льготный стаж за службу в высокогорных условиях Цаллаговой Н.В. не засчитан, поскольку она занимала должности в СОТ, а не МАПП Нижний Зарамаг, поскольку последний не является юридическим лицом и не мог быть по отношению к истице работодателем. В любом случае, значение имеет не место нахождения юридического лица – работодателя, а фактические условия труда.

В адрес суда поступили письменные возражения ответчика – представителя Северо-Осетинской таможни Зукуровой А.Н., действующей на основании доверенности, из которой усматривается, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.1998 года № 189 утвержден Перечень должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, за исполнение которых представляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенное служебное время. Согласно данному перечню, инспектора, непосредственно осуществляющие таможенных контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения, а также инспектора, непосредственно работающие на досмотровой рентгеновской технике, исполняют должностные обязанности во вредных условиях, которым положен дополнительный отпуск в размере 14 дней. В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2002 года № 78-ФЗ был осуществлен перевод указанных должностей из разряда сотрудников таможенной службы на государственную гражданскую службу. В период работы истца в ОПИДК не было должностей сотрудников, осуществляющих досмотр и проверку радиоактивных материалов, но данное постановление Правительства не прекратило свое действие, а иного постановления правительства, определяющего перечень должностей именно в таможенных органах, относящихся к категории с вредными условиями, издано не было.

Истец указано, что в срок службы в таможенных органах до конца 2011 года указанные льготы предоставлялись, с начала 2011 года их предоставление было приостановлено, с тех пор отпуск не предоставлялся, рабочий день составил обычные 8 часов, при этом, условия труда не менялись. И остались прежними.

Исковое заявление содержит ссылки на постановление Правительства Российской Федерации с 15.02.199 года № 189 «О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях», а также приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации и установлении сокращенного служебного времени сотрудниками таможенных органов Российской Федерации за исполнение своих должностных обязанностей во вредных условиях».

Вместе с тем, что указанные нормативно-правовые акты не распространяют свое действие на государственных служащих, а соответственно на государственную службу Н.В. Цаллаговой с 2011 года.

Нормами ТК РФ (статьи 92, 117, 147) установлено, что сокращенная продолжительность рабочего времени, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска по результатам специальной оценки условий труда и отнесения к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда работников на рабочих местах, в том числе с целью соблюдения прав работников, касающихся безопасности веления трудовой деятельности на рабочих местах установлен Федеральным законом от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда является единственным комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасные производственные факторы им оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактически значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ).

Частью 4 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрено специальное регулирование проведения специальной оценки условий труда, в том числе, в отношении условий труда указанной категории лиц регулируется федеральными законами и иными ненормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе.

То есть проведение специальной оценки условий труда государственных гражданских служащих возможно только после принятия соответствующих актов, поскольку в Федеральном законе № 426-ФЗ прямо предусмотрена такая необходимость. Нормативно-правовые акты должны содержать специальные нормы, учитывающие особенности труда работников данной категории.

Правовые организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27.0-7.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с приказом Северо-Осетинской таможни от 03.02.2011 года № 58 «О создании аттестационной комиссии по условиям труда» была проведена аттестация 27 рабочих мест (ОПИК, ОТКДРМ)отдел специальных таможенных процедур, отдел таможенного досмотра). Согласно результатам аттестации (карты аттестации рабочих мест по условиям труда) были выявлены вредные условия по ионизирующим излучениям на рабочих местах лишь ОТКДРМ (отдел таможенного контроля делящихся радиоактивных материалов).

Должностным лицам ОТКДРМ предложено установить 36 часовую неделю дополнительным отпуском 21 календарный день.

Для должностных лиц ОПИДК же предложено установить 40 часовую неделю без дополнительных дней отпуска.

В карте аттестации указан класс условий труда ОПИДК по степени вредности – 2 допустимые: по степени ионизирующего излучения – 2 допустимые.

Согласно п. 4.2 Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, критериев и классификаций условий труда, утвержденных Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучная человека 29.07.2005 года, исходя их степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают уставленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха, или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

В соответствии с п. 3.4.5 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.1997 года № 12 (действовавшим на момент проведения аттестации) при отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам, а также при выполнении требований по травмбезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Рабочее место признается аттестованным.

В карте аттестации (строка 080) даны рекомендации по улучшению условного вреда: для уменьшения пульсации освещенности установить электронные пускорегулирующие аппараты (ЭПРА).

При таких обстоятельствах, возможно сделать вывод, что истец не осуществлял работу во вредных условиях труда в спорный период. Требования являются незаконными и необоснованными. Аттестация не признана незаконной, само по себе несогласие представителя истца с результатами аттестации не свидетельствуют о ее незаконности.

С 01.01.2014 года и по настоящее время указанным федеральными законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной гражданской службы порядок проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих не урегулирован. Следовательно, не имеется оснований для применения общих норм о проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих.

Таким образом, не может быть проведена специальная оценка условий труда, являющаяся обязательным основанием для установления сокращенной продолжительности рабочего времени, представления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в отношении рабочих мест государственных и гражданских служащих.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации письмо от 24.06.2016 года № 15-1/В-2081 подтверждено, что в настоящее время в связи с неурегулированностью вопроса в отношении прохождения государственной гражданской службы во вредных условиях, правовые основания для предоставления государственным гражданским служащим гарантии, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ не имеется.

С 01.10.2020 года, то есть с момента назначения истца на должность сотрудника таможенных органов (ведущий инспектор ОПИДК), в соответствии с приказами таможни от 21.10.2020 года № 102-п и от 25.01.2021 года № 5-п «О надбавке к должностному окладу сотрудникам таможни за выполнение задач, связанные с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время» Цалаговой Н.В. была установлена и выплачивалась в размере 5% должностного оклада процентная надбавка за работу с источниками ионизирующих излучений.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.02.1998 да № 189 «О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях», сотрудникам таможенных органов РФ, исполняющим обязанности во вредных условиях предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенное служебное время.

В соответствии с п. 4 Правил предоставления сотрудникам таможенных органов РФ дополнительного отпуска за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях Постановления дополнительный отпуск предоставляется сотрудникам таможенных органов полностью в случае исполнения ими обязанностей во вредных условиях не менее 1 месяцев в течение года.

Согласно п. 7 Правил предоставления сотрудникам таможенных органов РФ дополнительного отпуска за исполнения должностных обязанностей во вредных условиях, при подсчете времени исполнения должностных обязанностей во вредных условиях засчитываются лишь те дни, в которые сотрудник таможенного органа фактически был занят в этих условиях не менее половины служебного времени, устанвленног7о для сотрудника таможенных органов Российской Федерации.

Исходя их вышеуказанного, для Северо-Кавкаского таможенного управления устанавливаются значения показателя «Интенсивность использования инспекционно-досмотровых комплексов» 2,5 объекта в час (приказ ФТС России от 23.093.2021 года № 230 «О внесении изменений в приложение №№6,8,12,28,36,36 к приказу ФТС России от 29.12.2020 года № 1160»). Иными словами, инспекционно-досмотровый комплекс в час сканирует 2,5 объекта.

Сканирование одного транспортного средства проводится в течение1-1,5 минут, что подтверждается скринкопией из базы данных ИДК, далее инспектор приводит анализ операции, сканирование документов, архивирование, сохранение, передачу информации, полученной с использованием ИДК (п. 21 Приказа ФТС России от 09.12.2010 года № 2354). Общий срок проведения таможенных операций не должен превышать 15 минут с момента предоставления товаров, транспортных средств и документов таможенному органу (п. 35 Приказа ФТС России от 09.12.2010 года № 2354).

Таким образом, с учетом обеденного времени и времени на отдых, фактическая работа «Во вредных условиях» с учетом потраченного времени на сканирование одного транспортного средства, составляет 52,5 мин (менее часа) – 78,75 (1 час 19 минут) за смену, соответственно, доза ионизирующего излучения не превышает допустимые нормы.

Проведена экспертиза инспекционно-досмотрового комплекса на соответствие требованиям СанПин 2.6.1.2369-08 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками».

Проведенные испытания подтвердили соответствие комплекса нормативным требованиям. Максимальная мощность дозы на рабочих местах персонала при работе комплекса не превышает фоновых значений.

Комплекс не содержит радиоактивные вещества и не генерирует из при работе (Санитарно-эпидемиологическое заключение от 11.02.2014 года № 15.01.09.000.М.000020.02.14 и от 11.09.2008 года № 77.99.37.427.Д.009858.0908).

Доводы истца о том, что Таможенный пост МАПП Нижний Зарамаг находится на высоте 1740 метров над уровнем моря и в связи с этим должен быть засчитан на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в высокогорных местностях несостоятельный по следующим основаниям.

Цаллагова Н.В. в соответствии с приказом от 14.01.2009 года № 03-К назначена на должность главного государственного гражданского таможенного инспектора ОПИДК Северо-Осетинской таможни в соответствии с приказом от 14.01.2009 года № 03-К назначена на должность ведущего инспектора ОПИДК Северо-Осетинской таможни. Тем самым Цаллагова Н.В. занимала должности непосредственно в Северо-Осетинской таможне, а не на таможенном посту МАПП Нижний Зарамаг. В связи с этим, льготный стаж за работу в высокогорных районах не засчитан в общий стаж службы.

Истец представил в суд заключение ООО «Экспертаудит» которым произведен расчет задолженности за сверхурочные и компенсации за дополнительный отпуск, указанный в заявлении Цаллаговой Н.В. За период с 01.11.2011 года по 01.01.2021 года.

Однако, каким именно образом произведен расчет, что взято за основу расчетов непонятно. Не представлены формулы произведенных расчетов, лишь указаны суммы, без какого-либо подтверждающего документа.

В судебное заседании е представитель Северо-Осетинской таможни не явился. Был извещен о дате и времени проведения судебного заседания. В адрес суда поступило ходатайство представителя ответчик, действующего на основании доверенности Гатеева В.М. о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Служба в таможенных органах как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ), который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов.

Условия службы в таможенных органах определены в Главе V Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ, статьей 35 которого установлены виды отпусков с сохранением денежного довольствия предоставляемых сотрудникам таможенных органов, в том числе дополнительного (за выслугу лет в таможенных органах, за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, по другим основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом) (подпункт 4 пункта 1 статьи 35 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ).

Пунктами 2, 3 статьи 35 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ установлено, что замена отпуска денежной компенсацией не допускается, за исключением случаев увольнения сотрудников таможенных органов, не использовавших свой очередной ежегодный отпуск и дополнительные отпуска. Продолжительность отпусков исчисляется в календарных днях.

Согласно пункту 1 статьи 36 названного Федерального закона сотруднику таможенного органа очередной ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно.

Положением пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ предусмотрено, что сотруднику таможенного органа предоставляется дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью: 1) при выслуге 10 лет - 5 календарных дней; 2) при выслуге 15 лет - 10 календарных дней; 3) при выслуге 20 лет и более - 15 календарных дней.

Сотрудникам таможенных органов предоставляется дополнительный отпуск за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, перечень указанных должностей, продолжительность и порядок предоставления указанного отпуска устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 39 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).

Сотрудникам таможенных органов, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями, предоставляется дополнительный ежегодный отпуск. Перечень указанных районов и местностей, а также продолжительность дополнительного отпуска определяются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ).

Правила предоставления дополнительного отпуска сотрудникам таможенных органов за вредные условия несения службы утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.02.1998 N 189 "О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях". Согласно Постановлению дополнительные отпуска по данным обстоятельствам предоставляются:

продолжительностью 14 календарных дней - начальникам, заместителям начальников отделов, групп, главным, ведущим, старшим инспекторам, инспекторам, непосредственно осуществляющим таможенный контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения, начальникам, заместителям начальников отделов, групп, главным, ведущим, старшим инспекторам, инспекторам, непосредственно работающим на досмотровой рентгеновской технике;

продолжительностью 7 календарных дней - главным, ведущим, старшим инспекторам, инспекторам, непосредственно занятым обслуживанием и ремонтом рентгеновской техники.

Порядок предоставления дополнительного отпуска сотрудникам таможенных органов по основанию несения службы в районах с тяжелыми климатическими условиями определен Постановлением Правительства РФ от 10.12.1999 N 1376 "О продолжительности дополнительного отпуска сотрудников таможенных органов Российской Федерации, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями". Этим сотрудникам в зависимости от района пребывания установлена следующая продолжительность дополнительного ежегодного отпуска:

в районах Крайнего Севера - 15 суток;

в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 10 суток;

в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями - 5 суток.

Дополнительный отпуск сотрудникам таможенных органов Российской Федерации предоставляется полностью по истечении 11 месяцев непрерывного исполнения ими должностных обязанностей в данных районах и местностях. В случае если исполнение должностных обязанностей осуществлялось менее 11 месяцев - пропорционально времени службы в указанных районах.

Материалами дела установлено следующее.

Приказом № 03-к от 14.01.2009 года и.о. начальника таможенной службы Северо-Осетинской таможни Дзускаева В.И. Цаллагова Н.В. назначена с 15.01.2009 года, референт государственной гражданской службы 3 класса Цаллагова ФИО14 главный государственный инспектор таможенного инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста МАПП Верхний Ларс на должность главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Северо-осетинской таможни, освободив ее от ранее занимаемой должности.

Приказом начальника Северо-Осетинской таможни от 11.05.2021 года № 245-к Цаллагова Н.В. была уволена со службы в таможенных органах Российской Федерации по п.п. 3 п. 2 статьи 489 Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).

Согласно приказа, выслуга лет для назначения пенсии Цаллаговой Н.В. на 18.05.2021 года составляет: календарная – 30 лет 11 месяцев 05 дней, льготная – 00 лет 00 месяцев, 00 дней, общая - 30 лет, 11 месяцев 04 дней.

Выслуга лет для назначения ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания составляет 30 лет 11 месяцев 05 дней.

Общая продолжительность службы на 18 мая 2021 года для выплаты единовременного пособия при увольнении составляет 30 лет 11 месяцев 05 дней.

Приказом начальника таможенной службы Северо-Осетинской таможни от 21.11.2011 года №24 было приказом приостановить действие пунктов 3,5 приказа СОТ от 24.02.2009 года № 87 и пунктов 2,3 приказа СОТ от 30.04.2010 года № 24 (в части предоставления соответствующих льгот).

Приказом начальника Северо-Осетинской таможни Троцко С.В. от 21.10.2020 года № 102-к «О надбавке к должностному окладу сотрудникам таможни за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время была установлена сотрудникам таможни ежемесячная надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) дл жизни и здоровья с мирное время в размере 5% должностного оклада.

Приказом от 21.01.2021 года № 5-п начальника таможни Бреусова А.В., было приказано сотрудникам таможни выплачивать ежемесячную надбавку к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время в размере 5% должностного оклада.

Ответчиком в материалы дела представлено заключение Государственной экспертизы условий труда по контролю качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда «Северо-осетинской таможни» от 10.08.2012 года № 8-1218, согласно выводам которого, на основании материалов аттестации 169 рабочих мест государственная экспертиза условий труда считает результаты проведенной работы в Северо-Осетинской таможне признать действительными. Все материалы соответствуют Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Из экспертного заключения № 01Р от 12.01.2021 года по результатам лабораторно-инструментальных исследований (измерений, испытаний) на протокол лабораторных исследований № 01-21и от 12.01.2021 года, индивидуальные дозы персонала Северо-Осетинской таможни не превышают основанных пределов доз для лиц группы А согласно требованиям СанПин 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности» НРБ-99/2009.

Также в материалах дела имеется карта аттестации рабочего места по условиям труда № 221 главного государственного таможенного инспектора (оператор по анализу изображений) Северо-Осетинской таможни, согласно которой рабочее место аттестовано,

Ответчиком в материалы дела также представлено письмо от 24.05.2017 года №; 03-282/27217 за подписью начальника Главного финансово-экономического управления Федеральной Таможенной службы России (ФТС России), из которого усматривается, что согласно письму Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.05.2017 года № 05-37/1136, селене Нар Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания находится на высоте 1753,83 метра над уровнем моря, поэтому к денежному содержанию гражданских служащих и заработной плате работников указанного таможенного поста коэффициент не применяется. Размеры коэффициентов и порядок их применения при расчете денежного довольствия сотрудников таможенных органов определен постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравнены к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях». Согласно пункту 14 приложения к указанному постановлению Правительства РФ, размер коэффициента за службу в высокогорных районах, расположенных на высоте 1500-2000 метров над уровнем моря составляет 1,15.

Указанный размер коэффициента следует применять к денежному довольствию сотрудников таможенного поста «Нижний Зарамаг».

Истец Цаллагова Н.В. к категории сотрудников в спорный период не относилась, занимала должность государственной гражданской службы Северо-Осетинской таможни.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 года № 103 было утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, которым определяется порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенным из таможенных органов с правом на получение пенсии. В названном положении, п. 4 подпункте «б» указано на то, что в выслугу лет, исчисленную согласно п. «а» пункта 2 положения, в соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 941 время службы один месяц службы за полтора месяца исчисляется за время службы в высокогорных местностях на высоте 1500 метров над уровнем моря (кроме времени службы в высокогорных местностях на высоте 2500 метров и более), с 21 07.1993 год.

Таким образом, названным постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрена возможность льготного исчисление стажа в связи с работой в высокогорной местности по должности, которую занимала истец в оспариваемый период, т.к. она отнесена к категорий должностей государственной гражданской службы, а не сотрудника таможни, т.к. трудовые гарантии государственных гражданских служащих имеют самостоятельно законодательное регулирование.

Аналогичные доводы применяются в отношении гражданских служащих Федеральной таможенной службы относительно применения положений постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 25.10.1974 года № 298/п-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда., работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» от 21.11.1975 года № 273/П-30 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Списка производств и цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает прав на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», содержатся в письме от 16.02.2022 года № 28-7/В-434 Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в котором разъяснено, что постановления не подлежат применению в отношении гражданских служащих, поскольку законодательством о гражданской службе на сегодняшний день не предусмотрен порядок проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда гражданских служащих, а также предоставления соответствующих компенсаций и льгот за работу во вредных условиях труда.

Таким образом, положения законодательства Российской Федерации в части обеспечения дополнительными льготами государственных гражданских служащих, несущих службу в таможенных органах не урегулирован, в связи с чем в тот период работы, когда Цаллагова Н.В. замещала должность государственной гражданской службы Северо-Осетинской таможни не подлежит включению для пер6есчета стажа в льготном исчислении, а также как основание для взыскания компенсации за сверхурочную работу во вредных условиях труда.

Кроме того, аттестация рабочего места истцом не оспаривалась, Цаллагова Н.В. была своевременно ознакомлена с ее результатами, о чем свидетельствует ее собственноручная подпись в листе ознакомления. Данное обстоятельство также исключает возможность удовлетворения требований истца о взыскании предусмотренных трудовым законодательством компенсаций за работу во вредных условиях труда, т.к. материалами дела не подтверждается, что исполнение служебных обязанностей Цаллаговой Н.В. производилось при превышении предельно допустимых норм вредного воздействия ионизирующего излучения.

При таких обстоятельствах, доводы искового заявления своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, в связи с чем, исковые требования Цаллаговой Н.В. к Северо-Осетинской таможне подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Цаллаговой ФИО13 к Северо-Осетинской таможне о взыскании компенсации за сверхурочную работу, взыскании компенсации за непредоставленные и неиспользованные дополнительные отпуска за работу во вредных условиях труда, взыскании ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания, взыскании с работодателя суммы материальной ответственности, льготном исчислении стажа, компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный Суд РСО-Алания.

Судья З.Г. Цопанова