НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край) от 30.05.2014 № 2-4396/14

  Дело № 2-4396\14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г.Ставрополь 30 мая 2014 года

 Промышленный районный суд г.Ставрополя в составе:

 председательствующего судьи Степановой Е.В.,

 при секретаре Плотниковой А.А.,

 с участием истца Гойденко Е.А.,

 представителя истца Заблоцкого Ю.В.,

 представителя ответчика ГУ УПФ РФ по г.Ставрополю Ставропольского края Ковальчук О.С., действующей на основании доверенности,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Гойденко Е. А. к ГУ УПФ РФ по г.Ставрополю СК о признании права на включение в трудовой стаж время выполняемой работы в период отбывания реального уголовного наказания в исправительном учреждении, обязании ответчика включить в общий трудовой стаж время выполняемой работы в период отбывания реального уголовного наказания в исправительном учреждении,

 УСТАНОВИЛ:

 Гойденко Е.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ по г.Ставрополю СК о признании права на включение в трудовой стаж время выполняемой работы в период отбывания реального уголовного наказания в исправительном учреждении, обязании ответчика включить в общий трудовой стаж время выполняемой работы в период отбывания реального уголовного наказания в исправительном учреждении.

 Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда России по Ставропольскому краю отказывает включить Гойденко Е.А. в трудовой стаж время работы в период с дата по дата годы, когда он отбывал уголовное наказание в местах лишения свободы за совершённое преступление. Факт осуждения его и отбывания уголовного наказания в местах лишения свободы в указанный период подтверждается архивной справкой и письмом <данные изъяты>.

 Однако архивные и иные документы, подтверждающие время работы в указанный период отбывания наказания и требуемые в ГУ – ОПФР по СК, истец представить не может. У него таких документов не имеется, при отбытии уголовного наказания и освобождении из ИТЛ, в ИТЛ не выдавали.

 Как указывает Управление ПФР по Ставропольскому краю: в указанные истцом и документально подтвержденные годы отбывания уголовного наказания, учёт отработанного осужденными времени не велся, так как по действующему в тот период законодательству все трудоспособные осужденные обязаны были трудиться и их трудовой стаж фактически совпадал с отбытым сроком наказания в исправительно-трудовой колонии.

 На его заявление ФБУ ГУ ФСИН РФ по Красноярскому краю в его адрес была направлена архивная справка, подтверждающая его пребывание в местах лишения свободы в которой сообщили, что направить архивную справку о времени работы на осужденного Гойденко Е. А. в период отбывания им наказания <данные изъяты> с дата по дата не представляете возможным в связи с тем, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ о дата № и Инструкцией, согласованной с Управлением Пенсионного фонд РФ, Министерством социальной защиты населения РФ и министерством труда РФ, время работы осужденных на предприятиях исправительно-трудовых учреждений и следственных изоляторов в РФ засчитывается в общий трудовой стаж, начиная с дата  года. До этого времени не был предусмотрен учет отработанного осужденными времени, не сохранялись документы по начислению им заработной платы. По его мнению УПФ РФ по г.Ставрополю СК в своем письменном ответе в его адрес.

 По его мнению и уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Селюкова А.И. УПФ РФ признало факт его трудовой деятельности в местах лишения свободы в указанный период,  а соответственно, при наличии признания факта и периода трудовой деятельности, по моему мнению, ГУ-ПФР по г.Ставрополю СК обязаны зачесть в общий срок трудового стажа период отбывания мной уголовного наказания в местах лишения свободы.

 Отказы ГУ-УПФР по г. Ставрополю Ставропольского края и других включить в его трудовой стаж время работы (трудовой деятельности) в период с дата по дата годы, когда он отбывал уголовное наказание в местах лишения свободы за совершённое преступление, существенно влияет на его право получать достойное государственное пенсионное обеспечение, что также существенно отражается на его материальном положении... В настоящее время он не имеет возможности во вне судебном порядке доказать факт трудовой деятельности в период отбывания уголовного наказания в ИТЛ.

 Просит суд признать за ним право на включение в трудовой стаж время выполняемой мной работы в период отбывания реального уголовного наказания в исправительном учреждении, обязать ответчика ГУ УПФ РФ по г.Ставрополю СК включить/зачесть в его общий трудовой стаж неучтенное время выполняемой им работы в период отбывания реального уголовного наказания в исправительном учреждении с дата по дата годы по приговору нарсуда <данные изъяты>) от дата по ст.<данные изъяты> УССР на <данные изъяты> лет лишения свободы.

 В судебном заседании истец Гойденко Е.А. поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в иске и просил суд их удовлетворить.

 Представитель истца Заблоцкий Ю.В. в судебном заседании дал пояснения, аналогичные изложенным в иске, просил суд исковые требования удовлетворить.

 В судебном заседании представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю СК Ковальчук О.С. возражала против удовлетворения исковых требований.

 Представители третьих лиц Министерства внутренних дел России, ФБУ ГУ ФСИН России по Красноярскому краю в суд не явились, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

 Суд, выслушав мнение участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

 В соответствии со ст.19 Конституции РФ (ч.1 и ч.2) все равны перед Законом и судом, и государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения и других обстоятельств.

 Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

 Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.

 В силу требований ст. 55 Конституции Российской Федерации право истца на социальное обеспечение, включение в трудовой стаж спорного периода общественно полезной деятельности может быть ограничено лишь федеральным законом.

 Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

 В судебном заседании установлено, что Гойденко Е.А. в период с дата года по дата год отбывал уголовное наказание в местах лишения свободы за совершенное им преступление, что подтверждается архивной справкой от дата года.

 В данной архивной справке указано, что Гойденко Е.А. был осужден дата нарсудом <данные изъяты> по ст.<данные изъяты> на <данные изъяты> лет лишения свободы, считая срок наказания с дата. Освобожден по отбытию наказания дата года .

 Гойденко Е.А. обратился в УПФ РФ по г.Ставрополю СК с заявлением о включении в его трудовой стаж периода нахождения в местах лишения свободы с дата г. по дата г.

 УПФ РФ по г.Ставрополю Гойденко Е.А. дан ответ о том, что частью 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР (в редакции Закона РФ от 12.06.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР,, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»), согласно которой время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж вступила в законную силу с 01.09.1992 года. С этой даты исправительные учреждения производят отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, с этой даты ведется учет времени работы осужденного в период отбывания им наказания в виде лишения свободы. Время работы осужденных в местах лишения свободы засчитывается в стаж не ранее чем с 01 сентября 1992 года.

 Таким образом, УПФ РФ по г.Ставрополю отказано Гойденко Е.А. во включении периода отбывания им реального уголовного наказания.

 Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с этим Федеральным законом.

 В соответствии с пунктом вторым статьи седьмой данного Федерального закона одним из условий назначения пенсии по старости является наличие не менее 5 лет страхового стажа.

 Периоды, подлежащие включению в вышеназванный стаж, указаны в статье десятой этого же Федерального закона.

 Так, согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

 В силу ст. 45, 50 Уголовного кодекса Российской Федерации лишение свободы является основным видом наказания, которое отбывается осужденным в местах, определяемых судом.

 Порядок и условия отбывания указанного вида наказания устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, который не содержит ограничений в части включения периода отбывания наказания в виде лишения свободы в трудовой стаж.

 Как следует из положения об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах министерства внутренних дел СССР основными средствами исправления и перевоспитания заключенных является строгое соблюдение заключенными трудового режима, установленного в ИТК и тюрьмах, обязательное участие заключенных в общественно полезном труде

 Из содержания ст. 103 "Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 05.05.2014) каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

 Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах в соответствии с частью седьмой статьи 74 настоящего Кодекса, организуется только на территории тюрьмы.

 Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

 Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

 Из содержания ст. 104. Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 05.05.2014) продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

 С учетом характера работ, выполняемых осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, допускается суммированный учет рабочего времени.

 Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года. При систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправительного учреждения из его общего трудового стажа. Решение администрации исправительного учреждения может быть обжаловано осужденным в суд.

 Таким образом, период отбывания наказания в виде лишения свободы одновременно является периодом работы.

 Кроме того, законодательство, регламентирующее уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не содержит каких-либо изъятий в отношении граждан, отбывающих наказание, т.е. на них распространяется общий порядок уплаты страховых взносов.

 Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

 Согласно пункту четвертому этой же статьи правила подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 Данный порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий".

 Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 12.06.1992 N 2989-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации от 12.06.1992 N 2988-1 "О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" в ИТК РСФСР от 18.12.1970 г. (с последующими изменениями и дополнениями) были внесены изменения, в соответствии с которыми время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в трудовой стаж для назначения пенсии, если этот период работы имел место после 01.09.1992 г.

 До внесения указанных изменений, ИТК РСФСР (действовавший в редакции Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 11.03.1977 г., от 04.03.1983 г. и от 18.09.1985 г.) в части 6 статьи 38 и части 3 статьи 66 предусматривал, что при условии добросовестной работы и примерного поведения осужденным, отбывавшим наказание, суд по совместному ходатайству органа, ведающего исполнением наказания, и наблюдательной комиссии при исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, может включить время их работы в колониях-поселениях в общий трудовой стаж.

 При этом, до 01 сентября 1992 года осужденным, отбывавшим наказание в местах лишения свободы трудовой стаж засчитывался по решению суда, о чем делалась запись в справке об освобождении в соответствии с Приказом МВД ССР N 243 от 16 июля 1970 года "О зачете трудового стажа по решению суда", основанного на Постановлении государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и секретариата ВЦСПС от 05 июня 1970 года N 166-16.1.

 В соответствии с Положением об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах Министерства внутренних дел СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от дата № исправление и перевоспитание осужденных основывается на общественно полезном труде. Каждый способный к труду заключенный обязан трудиться; труд заключенных оплачивается. Условия труда заключенных определяются законодательством о труде, правилами по технике безопасности.

 Федеральный закон, действующий на момент обращения Гойденко Е.А. о включении в его трудовой стаж периода отбывания реального уголовного наказании, не содержит ограничения права на пенсию в виде исключения из общего трудового стажа периодов отбывания наказания в виде реального лишения свободы, этот период работы истца подлежит включению в общий трудовой стаж.

 Судом установлено, что у истца отсутствует возможность подтвердить время работы в указанный период отбывания наказания, поскольку после отбытия наказания ему никаких документов не выдали, а в настоящее время возможность истребовать указанные документы отсутствует.

 Более того в материалах дела имеется архивная справка от 27.02 2010 года согласно которой Гойденко Е. А. отбывал наказание в <данные изъяты> с датаг. по дата

 В то же время представителем ответчика в материалы дела не представлено подтверждение того что период отбытия наказания в местах лишения свободы не включен трудовую книжку Гойденко Е. А.

 Доводы представителя ГУ-УПФ РФ по г. Ставрополю противоречат конституционным нормам о равенстве всех перед законом и о праве на пенсию, поэтому требования Гойденко Е.А. о включении периода отбывания реального уголовного наказания подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясьст.194-198ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Исковые требования Гойденко Е. А. - удовлетворить.

 Признать за Гойденко Е. А. право на включение в трудовой стаж время выполняемой им работы в период отбывания реального уголовного наказания в исправительном учреждении.

 Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ по г.Ставрополю Ставропольского края включить в общий трудовой стаж Гойденко Е.А. неучтенное время выполняемой им работы в период отбывания реального уголовного наказания в исправительном учреждении с дата по дата год по приговору нарсуда  <данные изъяты>) от дата.

 Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г.Ставрополя в течение одного месяца.

 Судья Е.В. Степанова