НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край) от 28.11.2011 № 2-5863

                                                                                    Промышленный районный суд города Ставрополя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Промышленный районный суд города Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-5863/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2011 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края

В составе:

председательствующего судьи Бреславцевой И.А.,

с участием:

заявителя ФИО1,

при секретаре Гома Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК об оспаривании постановления ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК от 09.09.2011 года,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением к ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК об оспаривании постановления ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК от ДД.ММ.ГГГГ, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ почтовым отправлением ФИО1 получено постановление судебного пристава - исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства в отношении него на основании постановления ГУ УПФ РФ по городу Ставрополю от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, с ФИО1 должны быть взысканы страховые взносы в размере -  рубль 70 копеек.

С постановлением ГУ УПФ РФ по городу Ставрополю от ДД.ММ.ГГГГ № и соответственно с постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов о возбуждении в отношении заявителя исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не согласен по следующим причинам.

Постановление ГУ УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ вступает в силу через десять дней после его вручения заявителю и если от него не поступят возражения. В случае поступления возражений постановление отменяется, и вопрос разрешается в судебном порядке. В данном случае постановление ФИО1 вручено не было и, следовательно, не вступило в силу, а также не может быть исполнительным документом, на основании которого может быть возбуждено исполнительное производство. Копия постановления ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю от ДД.ММ.ГГГГ истцом получена от судебного пристава - исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Ставрополя ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 года № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона. Указанное требование ФИО1 не получалось.

С 1995 года истец ФИО1 является пенсионером Министерства внутренних дел РФ. В соответствии с определением Конституционно суда РФ от 24 мая 2005 года № 223-0, в отличие от права на трудовую пенсию, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению не связывается законодателем с уплатой страховых взносов. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающим основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, финансирование выплаты этих пенсий производится за счет средств федерального бюджета.

Согласно названному Федеральному закону право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют, в частности, военнослужащие, к которым этот Федеральный закон относит также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, прокурорских работников (ст. 2 п.п. 2 п. 1 ст. 4); пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет или по инвалидности) назначаются им в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (пункт 1 статьи 8).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 апреля 2005 года N 164-0 по жалобе гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", отнесение индивидуальных предпринимателей и адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии.

В силу приведенной правовой позиции законодатель, предусматривая участие в обязательном пенсионном страховании тех индивидуальных предпринимателей и адвокатов, которым уже выплачивается пенсия по государственному пенсионному обеспечению, и, возлагая на них обязанность уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, должен гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Право на получение одновременно двух пенсий (пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии) предоставлено ограниченному кругу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, к которым относятся инвалиды вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившие в новый брак, и некоторые другие категории лиц (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Следовательно, индивидуальным предпринимателям и адвокатам - военным пенсионерам, если только они не относятся к числу лиц, имеющих право на получение одновременно двух пенсий, в настоящее время трудовая пенсия, а именно ее базовая и страховая части, может устанавливаться и выплачиваться вместо пенсии по государственному пенсионному обеспечению; при этом перевод с пенсии, назначенной в связи с военной и (или) правоохранительной службой, на трудовую пенсию может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию, и не ограничен каким-либо сроком. Что же касается накопительной части трудовой пенсии, то, как следует из п. 4 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", выплата пенсии по государственному пенсионному обеспечению не препятствует получению этой части трудовой пенсии.

Распространение на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязательного пенсионного страхования призвано, таким образом, гарантировать им возможность приобретения права на получение трудовой пенсии, осуществление выбора пенсии. Между тем уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа в размере, определенном пунктам 2 и 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - при том, что действующее законодательство не предусматривает перевод из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации средств для формирования расчетного пенсионного капитала при переходе военного пенсионера на трудовую пенсию, - в большинстве случаев, не позволяет обеспечить назначение им трудовой пенсии в размере, превышающем их военную пенсию.

Тем самым установление обязанности индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве гарантии, обеспечивающей им возможность выбора пенсии, утрачивает какой-либо смысл, поскольку выбор как таковой в подобных случаях заведомо не предполагается.

Индивидуальные предприниматели и адвокаты - военные пенсионеры, осуществляя в силу предписаний п.п. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 и п. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, не могут рассчитывать и на какую-либо прибавку к своей военной пенсии с учетом сумм, накопленных на их индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Таким образом, взаимосвязанные нормативные положения п.п. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 и п. 1-3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 23 декабря 2004 года N 19-П и в настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

В условиях действующего нормативно-правового регулирования цель обеспечения реализации этими лицами права на получение трудовой пенсии и выбора наиболее выгодного для себя варианта пенсионного обеспечения может быть достигнута посредством предоставления им возможности добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации, которое регулируется статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Пунктом 1 данной статьи в его конституционно-правовом смысле, выявленном в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2004 года N 19-П, такая возможность применительно к данной категории лиц не исключается.

Просит суд признать незаконным постановление ГУ УПФ РФ по городу Ставрополю от ДД.ММ.ГГГГ № и обязать ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ № и направить копию постановления об отмене в Октябрьский районный отдел судебных приставов г. Ставрополя.

Кроме того просит суд обязать ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК выплатить ФИО1 денежную сумму в размере  рубль 70 копеек, незаконно списанных с его счёта на основании платежного поручения Октябрьского районного отдела судебных приставов города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ №.

В судебном заседании заявитель ФИО1   поддержал заявленные требования в полном объеме, дал показания, аналогичные изложенным в заявлении, и просил суд их удовлетворить.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю – ФИО3   по доверенности, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явилась, причины неявки суду не известны, в связи с чем на основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителя заинтересованного лица. Однако ранее ею были представлены в суд письменные возражения относительно заявленных требований, в соответствии с которыми следует, что согласно п.п.2 п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Ст. 14 Закона № 167-ФЗ обязывает страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 01.01.2010 в соответствии со ст. 28 Закона № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели были обязаны ежегодно, не позднее 31 декабря текущего года, уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

Конституционный Суд Российской Федерации (Определение от 24.05.2005 № 223-0) рассмотрел поступающие обращения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров и, учитывая, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в целях обеспечения права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения (пенсии), приняв во внимание, что действовавшее на момент рассмотрения законодательство не содержало норм, допускающих какую-либо прибавку к военной пенсии за счет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, освободил индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до установления надлежащего правового регулирования.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» установил для указанной категории лиц право (при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости) на одновременное получение военной пенсии и трудовой пенсии по старости, т.е. законодательство приведено в соответствие.

Одновременно сообщаем, что в соответствии со статьей 3 Закона № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые учитываются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Уплаченные страховые взносы учитываются как при назначении трудовой пенсии, так и при перерасчете трудовой пенсии действующим пенсионерам.

Согласно Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

С 01.01.2010 произошло изменение норм действовавшего ранее законодательства и вместо страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в виде фиксированных платежей, и единого социального налога, индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Статья 16 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» обязывает индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы не позднее 31 декабря текущего календарного года. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства. Исчисление и уплата страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, осуществляется плательщиками самостоятельно.

Также в соответствии с частью 2 статьи 13 Закона № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

ССГ=МРОТ * тариф (%) * 12 мес.

Размер МРОТ на начало 2010г. и 2011г. составляет 4330 руб., на начало 2012 г. -4611руб.

Тарифы страховых взносов:

Год

ПФР*

ФФОМС

ТФОМС

2010

20%

1,1%

2,0%

2011

26%

3,1%

2,0%

с 2012

26%

5,1%

0,0%

- из них 6 % на накопительную часть трудовой пенсии для граждан ДД.ММ.ГГГГ года рождения и моложе.

Так, размер подлежащих уплате в 2011 году страховых взносов составляет:

- на обязательное пенсионное страхование:

для страхователей ДД.ММ.ГГГГ года рождения и старше:

-  руб. - на страховую часть трудовой пенсии; для страхователей ДД.ММ.ГГГГ года рождения и моложе:

-  руб. - на страховую часть трудовой пенсии,  руб. - на накопительную часть трудовой пенсии;

- на обязательное медицинское страхование (независимо от возраста):

-  руб. - в ФФОМС;

-  руб. - в ТФОМС.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» уплата страховых взносов в виде фиксированных платежей была отменена. Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 № 582 «Об утверждении правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере» распространяется на платежи по обязательствам по уплате страховых взносов в виде фиксированных платежей, образовавшихся до 31.12.2009.

Освобождение от уплаты страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, нормами действующего в настоящее время законодательства не предусмотрено.

С учетом изложенного, освобождение от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа может быть предоставлено за период до 01.01.2010 на основании поданного в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве страхователя заявления, а также документа, подтверждающего получение военной пенсии.

Кроме того, индивидуальные предприниматели обязаны представлять в срок до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, в территориальный орган ПФР по месту регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Форма Расчета утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.11.2009 № 895н.

Одновременно с Расчетом следует представить сведения, поименованные в части 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», по формам СЗВ-6-1 и АДВ-6-2, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.07.2010 № 166п «О внесении изменений в Постановлении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п».

На основании вышеизложенного, страхователи индивидуальные предприниматели и приравненные к ним категории, с 01.01.2010 являются плательщиками страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, а не в размере фиксированного платежа.

Управлением уведомлены индивидуальные предприниматели - военные пенсионеры об изменении с 01.01.2010 порядка и условий уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Уведомление об изменении порядка и условий уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды направлено в адрес индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров в декабре 2009 года.

Согласно статье 18 Закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Во избежание начисления пени и штрафных санкций за нарушение законодательства, необходимо своевременно производить уплату страховых взносов и предоставлять отчеты за отчетный период.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица УФССП по Октябрьскому району г. Ставрополя,   извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, в суд представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителя заинтересованного лица.

Суд, выслушав пояснения заявителя, исследовав письменные материалы дела, полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ по городу Ставрополю СК вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя), на основании которого с ФИО1 подлежит произвести взыскание страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества ФИО1 в размере  рубль 70 копеек.

Постановление ГУ УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ вступает в законную силу через десять дней после его вручения истцу и если от него не поступят возражения. В случае поступления возражений постановление отменяется, и вопрос разрешается в судебном порядке. В данном случае постановление ФИО1 вручено не было и представителем ответчика этот факт опровергнут не был. Следовательно, данное постановление не вступило в силу, а также не может быть исполнительным документом, на основании которого может быть возбуждено исполнительное производство.

Однако ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом–исполнителем Октябрьского районного отдела судебных приставов города Ставрополя вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО1 на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ №.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является индивидуальным предпринимателем в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ серия 26 № за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРН) – , в соответствие с которым с ФИО1 должны быть взысканы страховые взносы в размере - 12 631 рубль 70 копеек.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является получателем государственной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» на основаниях, установленных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Судом установлено, что 26 октября 2011 года с ФИО1 взыскано в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» страховых взносов, в размере неуплаченных сумм – 12631 (двенадцать тысяч шестьсот тридцать один) рубль 70 копеек, на основании постановления ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК от ДД.ММ.ГГГГ №.

Трудовая пенсия складывается из базовой, страховой и накопительных частей, каждая из которых имеет свой источник финансирования: базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет, страховая же и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет страховых взносов, уплачиваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В отличие от права на трудовую пенсию, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению не связывается законодателем с уплатой страховых взносов. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающим основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, финансирование выплаты этих пенсий производится за счет средств федерального бюджета.

22 июня 2008 года был принят Федеральный закон N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения". В соответствии с этим Федеральным законом военные пенсионеры при наличии у них условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, а также трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой согласно Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Однако в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ не все работающие военные пенсионеры смогут претендовать на получение страховой части трудовой пенсии.

Во-первых, для получения страховой части трудовой пенсии введены жесткие ограничения по возрастному цензу: для получения такого рода права военный пенсионер должен достичь общегражданского пенсионного возраста, дающего основание для назначения трудовой пенсии по старости (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).

При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удаленной либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) - не учитывается.

Во-вторых, для получения страховой части трудовой пенсии военный пенсионер после увольнения с военной службы должен иметь официальный страховой стаж не менее пяти лет. Чтобы получать "вторую" пенсию после увольнения с военной службы, необходимо не только пять лет отработать, но и работодатель военного пенсионера весь указанный период должен ежемесячно отчислять соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В случае назначения военному пенсионеру страховой части трудовой пенсии в страховой стаж не включаются периоды военной службы, с учетом которых был определен размер его военной пенсии, а в случае назначения пенсии по инвалидности - периоды военной и приравненной к ней службы, предшествовавшие назначению этой пенсии. Дело в том, что из смысла ст. 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" следует, что на военнослужащих в период прохождения ими военной службы нормы, установленные этим Законом, не распространяются, и, соответственно, на них не уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Суд полагает, что одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, а также трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части) является правом, а не обязанностью военных пенсионеров при наличии у них условий для назначения им трудовой пенсии по старости.

Следовательно, в случае прекращения ФИО1 трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и на момент прекращения трудовой деятельности страховой стаж будет менее пяти лет, право на получение страховой части трудовой пенсии при достижении им общеустановленного пенсионного возраста – отсутствует.

Судом установлено, что в условиях действующего нормативно-правового регулирования цель обеспечения реализации ФИО1 права на получение страховой части трудовой пенсии по старости может быть достигнута посредством предоставления ему возможности добровольного вступления в правоотношения по пенсионному страхованию с ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК.

Суд критически относится к требованиям заявителя об обязании ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ № и направить копию постановления об отмене в Октябрьский районный отдел судебных приставов г. Ставрополя, поскольку настоящее определение является основанием для отмены постановление от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительного постановления ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК не требуется. Следовательно, суд полагает необходимым в данной части заявленных требований отказать.

Таким образом, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 к ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК об оспаривании постановления ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК от ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить частично.

Признать постановление ГУ УПФ РФ по городу Ставрополю от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.

Обязать ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК возвратить ФИО1 денежную сумму в размере 12631 (двенадцать тысяч шестьсот тридцать один) рубль 70 копеек, незаконно списанных с его счёта на основании платежного поручения Октябрьского районного отдела судебных приставов города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ №.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение 10 суток с момента оглашения.

Судья И.А. Бреславцева