НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край) от 25.10.2016 № 2А-8161/16

.

Дело № 2а-8161/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2016 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Степановой Е.В.,

с участием:

административного истца Борисовой В.А.,

представителя административного ответчика ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК – Тенчуринской Д.А. по доверенности,

при секретаре Приходько Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административном исковому заявлению Борисовой В.А. к ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК о признании постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов незаконными и их отмене,

УСТАНОВИЛ:

Борисова В.А. обратилась в Промышленный районный суд г. Ставрополя с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным, к ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК о признании постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов незаконными и их отмене.

В обоснование заявленных требований указано, что дата Борисова В.А. была зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя.

дата Борисовой В.А. заключен договор аренды земельного участка с КУМИ города Ставрополя на размещения торгового павильона с целью реализации продуктов питания. Вплоть до марта 2014 года истцом осуществлялась предпринимательская деятельность.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В соответствии с действующим законодательством уплата страховых взносов индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

До даты исключения из ЕГРИП предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Весь этот период Борисова В.А. уплачивала все причитающиеся страховые взносы в Пенсионный фонд, сдавала отчетность в налоговые органы.

Однако, КУМИ города Ставрополя в 2014 году обратился в арбитражный суд с иском об обязании Борисовой В.А. возвратить земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в освобожденном виде путем демонтажа нестационарного торгового объекта и 26.05.2014 года Арбитражным судом Ставропольского края было вынесено решение обязать индивидуального предпринимателя Борисову В.А., г. Ставрополь, ОГРНИП , в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу возвратить комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, ОГНН , земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в освобожденном виде путем демонтажа нестационарного торгового объекта.

За период с 2014 года по март 2016 года Борисовой В.А. изыскивались методы и способы продлить аренду земельного участка и поэтому ведение предпринимательской деятельности было рискованно, то есть закупка продуктов, хранение, так как в любой момент торговый павильон должны были демонтировать. Борисова В.А. неоднократно обжаловала вышеуказанное решение в Шестнадцатом Апелляционном суде, который вынес решение 06.10.2014 года об оставлении решения без изменений, в Арбитражном суде Северо-Кавказского округа, который 10.03.2015 года узаконил два предыдущих решения первой и второй инстанции.

Поняв, что дальнейшее ведение предпринимательской деятельности нецелесообразно, Борисова В.А. подала заявление о ликвидации ее как ИП и Постановлением ИФНС №11 по г. Ставрополю с дата была снята с учета в качестве индивидуальною предпринимателя.

дата судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Ставрополя Акопян А.К. возбуждено исполнительное производство в отношении Борисовой В.А. на сумму <данные изъяты> рублей, в связи с неуплатой страховых взносов в Пенсионный фон за 2011 год.

Данное исполнительное производство возбуждено на основании Постановления УПФР по г. Ставрополю о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов (по состоянию на дата) от дата за на сумму <данные изъяты> рублей, которое, в свою очередь, составлено на основании Требования УПФР по г. Ставрополю об уплате недоимки по страховых взносов, пеней и штрафов от дата за на сумму <данные изъяты> рублей. Ксерокс вышеуказанных документов впервые были вручены Борисовой В.А. год спустя, в 2016 г.

Суммы Постановления УПФР и исполнительного производства не совпадают. Также в Постановлении УПФР по г. Ставрополю о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов (по состоянию на дата) от дата за на сумму <данные изъяты> рублей не указан период, за который взыскивается задолженность.

О том, что Борисова В.А. является должником, она узнала после посещения Пенсионного фонда, в то время как Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ предусматривает порядок извещения плательщиков о выявленных нарушениях.

Статья 22 указывает на то, что требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законном) или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Несмотря на указание в законе, письменного извещения с требованием оплатить страховые взносы в адрес Борисовой В.А. не поступало, в то время как ее место жительства и почтовый индекс не менялся и почта работает регулярно, кроме того все письма и уведомления с Пенсионного фонда и с других организаций доходят стабильно.

Так, статья 20 указанного закона регулирует порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет иного имущества плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя. Орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, штрафов – организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю исполнения.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о несоблюдении процедуры взыскания страховых взносов.

Также, год спустя, впервые, в 2016 году Борисова В.А. получила ксерокопию Постановления судебного пристава-исполнителя за от дата с требованием оплатить страховые взносы, включая пени в размере <данные изъяты> рублей.

Данное Постановление возбуждено на основании Постановления УПФР по г. Ставрополю о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов организации (индивидуального предпринимателя) от дата за в сумме <данные изъяты> рублей (по состоянию на дата), которое, в свою очередь, составлено на основании Требования УПФР по г. Ставрополю об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от дата за на сумму <данные изъяты> рублей.

Суммы Постановления УПФР и исполнительного производства не совпадают.

дата Борисова В.А. обратилась в ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю с заявлением о предоставлении ей Постановления от дата, вступившего в законную силу дата, предмет исполнения – страховые взносы, включая пеню в размере <данные изъяты> рублей в отношении должника Борисовой В.А. в пользу ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю и Постановления УПФР по г.Ставрополю о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) от дата за в сумме <данные изъяты> рублей.

Только дата Борисова В.А. получила ксерокопии вышеуказанных документов. В связи с чем считает, что срок на подачу заявления припущен по уважительной причине.

С 2010 года единый социальный налог заменен страховыми взносами, распорядителем которых является Пенсионный фонд РФ. Соответственно, Пенсионным фондом РФ ведутся судебные споры относительно взыскания страховых взносов и пеней за их несвоевременную уплату.

Однако необходимо обращать внимание на срок исковой давности. Пенсионный фонд РФ не может требовать взыскание пеней за периоды, по которым срок исковой давности истек.

Так, при неуплате плательщиком взносов в установленный срок требование об уплате недоимки, должно быть направлено ему не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты (ст. 70 НК РФ), а при неисполнении требования заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечении срока его исполнения (статья 48 НК РФ). Данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Пунктами 1 и 4 статьи 54 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предусмотрено, что акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Просит суд признать незаконным и отменить требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов с Борисовой В.А. от дата за на сумму <данные изъяты> рублей, в связи с пропуском срока исковой давности.

Также просит суд признать незаконным и отменить постановление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о взыскании страховые взносов, пеней и штрафов с Борисовой В.А. (по состоянию на дата) от дата за на сумму <данные изъяты> рублей, в связи с пропуском срока исковой давности.

Кроме того просит суд признать незаконным и отменить требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам от дата о взыскании <данные изъяты> рублей за 2014 год, в связи с неосуществлением предпринимательской деятельности и пропуском срока предъявления требования о взыскании задолженности.

Просит суд признать незаконным и отменить постановление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) от дата в сумме <данные изъяты> рублей за 2014 год, в связи с неосуществлением предпринимательской деятельности и пропуск срока предъявления требования о взыскании задолженности.

В судебном заседании административный истец Борисова В.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, и просил суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК – Тенчуринская Д.А. по доверенности заявленные исковые требования в части отмены требования УПФ РФ по г. Ставрополю о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов с Борисовой В.А. от дата за на сумму <данные изъяты> рублей, и отмены постановления УПФ РФ по г. Ставрополю о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов с Борисовой В.А. (по состоянию на дата) от дата за на сумму <данные изъяты> рублей признала и не возражала против их удовлетворения.

Однако исковые требования в оставшейся части не признала, возражала против их удовлетворения, считая их незаконными и необоснованными, в связи с чем просила суд в их удовлетворении отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по отдельности и в их совокупности, считает необходимым заявленные требования удовлетворить частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ч. 1, 2, 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что дата административный истец Борисова В.А. была зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП по состоянию на дата.

Из искового заявления следует, что дата между Борисовой В.А. и КУМИ г. Ставрополя заключен договор аренды земельного участка на размещение торгового павильона с целью реализации продуктов питания. Вплоть до марта 2014 года истцом осуществлялась предпринимательская деятельность.

На основании ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В соответствии с действующим законодательством уплата страховых взносов индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

До даты исключения из ЕГРИП предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Следовательно, административный истец Борисова В.А., с момента приобретения ею статуса индивидуального предпринимателя, являлась плательщиком страховых взносов, в связи с чем она уплачивала все причитающиеся страховые взносы в Пенсионный фонд, а также сдавала отчетность в налоговые органы.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

С дата за Пенсионным фондом РФ закреплены функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

В связи с возникшими трудностями в сфере предпринимательской деятельности, Борисова В.А. подала заявление о ликвидации ее как ИП, в результате чего Постановлением ИФНС № 11 по г. Ставрополю с дата она была снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя.

Из пояснений истца следует, что в период осуществления Борисовой В.А. предпринимательской деятельности, от Пенсионного фонда РФ ей не поступало извещений об имеющейся у нее задолженности по оплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Однако из материалов дела следует, что ответчик ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю, установив неуплату истцом Борисовой В.А. страховых взносов в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на дата, вынес требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов , которым предложил уплатить образовавшуюся задолженность в срок до дата.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

В ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ указано, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

Из ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ следует, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Согласно ч. 14 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.

На основании ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона (ч. 1).

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2).

Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования (ч. 3).

Так, на основании вышеуказанных положений закона, административным ответчиком ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК вынесено постановление от дата о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов (по состоянию на дата) на сумму <данные изъяты>, которое составлено на основании вышеуказанного требования от дата за .

Затем, дата ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК вынесено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в отношении Борисовой В.А., которым предложено уплатить образовавшуюся задолженность по состоянию на дата в размере <данные изъяты> рублей в срок до дата.

В связи с неуплатой задолженности в установленный срок, ответчиком ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК вынесено постановление от дата о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов (по состоянию на дата) на сумму <данные изъяты> рублей, которое составлено на основании вышеуказанного требования от дата за .

Из ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ следует, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

В силу ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.

В соответствии с ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Однако, в ходе судебного заседания установлено, что административный истец Борисова В.А. узнала о том, что она является должником по уплате страховых взносов только в 2016 году, посетив ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК, поскольку до этого момента никакие письменные извещения с требованием оплатить страховые взносы в адрес Борисовой В.А. не поступали, в связи с чем она не могла погасить образовавшуюся задолженность в установленный срок. Доказательств обратного суду не представлено.

Так, судом установлено, что административным ответчиком ГУ ПФ РФ по г. Ставрополю СК допущено нарушение требований ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», предусматривающей процедуру взыскания страховых взносов.

Из материалов дела следует, что на основании вышеуказанных постановлений ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК судебными приставами-исполнителями были возбуждены в отношении должника Борисовой В.А. исполнительные производства на предмет взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Также, впервые, в 2016 году Борисова В.А. получила копии постановлений судебного пристава-исполнителя УФССП по Ленинскому району г. Ставрополя с требованием оплатить страховые взносы, включая пени, на сумму <данные изъяты> рублей и на сумму <данные изъяты> рублей.

Кроме того вышеуказанные копии постановлений ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК были получены Борисовой В.А. только дата.

Согласно ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

В силу ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ жалоба в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

Так, суд полагает, что поскольку копии обжалуемых постановлений были получены административным истцом Борисовой В.А. дата, а настоящее исковое заявление подано в суд дата (то есть в пределах трехмесячного срока с момента, когда она узнала о нарушении своего права), то срок исковой давности для подачи иска в суд истцом не пропущен, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.

Анализируя вышеизложенное, с учетом положений ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, суд полагает необходимым признать незаконными требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов с Борисовой В.А. от дата за на сумму <данные изъяты> рублей, а также об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам от дата о взыскании <данные изъяты> рублей за 2014 год, поскольку данные требования не были направлены плательщику страховых взносов – истцу Борисовой В.А. – в установленный законом 10-тидневней срок. Доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, с учетом положений ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, суд полагает необходимым признать постановление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о взыскании страховые взносов, пеней и штрафов с Борисовой В.А. (по состоянию на дата) от дата за на сумму <данные изъяты> рублей, вынесенное на основании требования от дата за , незаконным, поскольку оно вынесено в нарушение установленного годичного срока после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, указанного в требовании (дата).

Также суд полагает необходимым признать постановление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о взыскании страховые взносов, пеней и штрафов с Борисовой В.А. (по состоянию на дата) от дата на сумму <данные изъяты> рублей за 2014 год, вынесенное на основании требования от дата за , незаконным, поскольку требование, на основании которого вынесено данное постановление, и само постановление должнику в установленный законом срок не направлялось.

Кроме того в указанный период Борисова В.А. предпринимательскую деятельность фактически не осуществляла, поскольку после вынесения Арбитражным судом Ставропольского края решения от 26.05.2014 года об обязании ИП Борисовой В.А., г. Ставрополь, ОГРНИП , в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу возвратить КУМИ г. Ставрополя земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в освобожденном виде путем демонтажа нестационарного торгового объекта, и после многочисленного его обжалования в период времени с 2014 года по март 2016 года ведение предпринимательской деятельности было нецелесообразно.

Также суд полагает необходимым отметить, что на фактическое прекращение предпринимательской деятельности Борисовой В.А. указывают возбуждение УФССП по Ленинскому району г. Ставрополя исполнительного производства по решению Арбитражного суда Ставропольского края от 26.05.2014 года и объяснения самой Борисовой В.А., данные ею в рамках исполнительного производства.

Рассматривая требования Борисовой В.А. об отмене обжалуемых требований и постановлений Управления ПФР по г. Ставрополю о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов, суд считает необходимым отказать в их удовлетворении по следующим основаниям.

Суд полагает, что способ защиты нарушенного права, предложенный административным истцом Борисовой В.А., в виде отмены вышеуказанных требований и постановлений не может быть удовлетворен судом, поскольку судебные органы не вправе вмешиваться в полномочия органов, наделенных государственными полномочиями, к компетенции которых относится контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные фонды.

Таким образом, суд считает заявленные административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Борисовой В.А. к ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК о признании постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов незаконными и их отмене – удовлетворить частично.

Признать незаконным требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов с Борисовой В.А. от дата за на сумму <данные изъяты> рублей.

Признать незаконным постановление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о взыскании страховые взносов, пеней и штрафов с Борисовой В.А. (по состоянию на дата) от дата за на сумму <данные изъяты> рублей.

Признать незаконным требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам от дата о взыскании <данные изъяты> рублей за 2014 год, в связи с неосуществлением предпринимательской деятельности и пропуском срока предъявления требования о взыскании задолженности.

Признать незаконным постановление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о взыскании страховые взносов, пеней и штрафов с Борисовой В.А. (по состоянию на дата) от дата на сумму <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении исковых требований об отмене требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю от дата за , от дата об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам административному истцу Борисовой В.А. – отказать.

В удовлетворении исковых требований об отмене постановлений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю от дата за , от дата, от дата о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов административному истцу Борисовой В.А. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Степанова

.

.

.

.

.

.