НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край) от 24.12.2013 № 2-9395/13

  Дело № 2-9395/13

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 24 декабря 2013 года г. Ставрополь

 Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

 Председательствующего судьи Степановой Е.В.,

 при секретаре Зайнадиновой Д.М.,

 с участием истца Пащенко М.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Пащенко М. Н. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении досрочной трудовой пенсии,

 У С Т А Н О В И Л:

 Пащенко М.Н. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении досрочной трудовой пенсии, в обоснование иска указано, что в июле месяце 2013 года её педагогический стаж составил 25 лет и она обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в Пенсионный фонд.

 Пенсионный фонд отказал ей в назначении пенсии и исключил из её педагогического стажа период работы с дата по дата в должности преподавателя фортепиано и концертмейстера в <данные изъяты> <адрес> – <данные изъяты>, так как пунктом 2 раздела «Учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей № 781 предусмотрено название должности «преподаватель», а не «преподаватель и концертмейстер».

 В указанный период она работала преподавателем фортепиано, а после окончания учебных занятий выполняла работу концертмейстера. В соответствии с п.2 постановления Минтруда России от дата № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» работа без занятия штатной должности в том же учреждении не считается совместительством и не требует заключения другого трудового договора.

 В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в педагогический стаж засчитываются периоды работы в учреждениях в должностях, указанных в Списке № 781 до 01.09.2000 года независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической ил учебной нагрузки).

 Разделом 2 «Наименование должностей» Списка № 781 предусмотрена должность «преподаватель», а не «преподаватель фортепиано». Слово «фортепиано» лишь указывает на трудовую функцию в структуре образовательного учреждения. Аналогично тому, как работа по должности «преподаватель» засчитывается в педагогический стаж при работе в должности «преподаватель истории», «преподаватель музыки» и т.д., так и работа в должности «преподаватель фортепиано» должна включаться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

 Неисполнение ответственными лицами предусмотренных законодательством требований при оформлении трудовых книжек не должно ограничивать её законные права на пенсионное обеспечение.

 Исходя из вышеизложенного, считает необходимым включение периода работы с дата по дата в должности преподавателя фортепиано и концертмейстера Детской музыкальной школы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

 Также Пенсионный фонд не включил в её педагогический стаж период работы с дата по дата в должности учителя в муниципальном общеобразовательном учреждении лицее № 15, так как по мнению Пенсионного фонда, ей не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы.

 В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 года № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляет 18 часов в неделю учителям 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы.

 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» установлена продолжительность рабочего времени 18 часов в неделю учителям 5-11(12) классов общеобразовательных учреждений, 20 часов в неделю учителям 1-4 классов общеобразовательных учреждений.

 В её трудовой книжке за № от дата сделана запись о приеме на работу в среднюю общеобразовательную школу № на должность «учитель музыки». У неё, как у учителя музыки, так же как и у учителей любых других дисциплин, норма часов за ставку заработной платы составляет 18 часов, независимо от того в каких классах она работала. Согласно архивной справки № её суммарная педагогическая нагрузка превышает (равна) норме часов за ставку заработной платы, а значит я имею полное право на включение указанного периода в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

 В периоды с дата по дата года, с дата по дата года, кроме того, что она выполняла норму рабочего времени (18 часов), она еще работала воспитателем в группе продленного дня на 0,5 ставки, т.е. её суммарная нагрузка составляла 1,5 ставки, с дата по дата года, она как учитель преподавала 17 часов музыки и работала на 0,75 ставки воспитателем в группе продленного дня, т.е. её суммарная нагрузка была более 1,5 ставки.

 Учителем начальных классов, у которых до 2010 года норма часов за ставку заработной платы составляла 20 часов она никогда не работала.

 В связи с изложенным считает необходимым включить указанный период в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

 На основании изложенного просит, обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю включить в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей периоды работы с дата по дата в должности преподавателя фортепиано и концертмейстера в <данные изъяты> <адрес> – 46; с дата по дата в должности учителя в муниципальном общеобразовательном учреждении лицее №, далее переименованном в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № города Ставрополя.

 Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края назначить пенсию с даты обращения за ней, то есть с дата.

 Истец Пащенко М.Н. в судебном заседании доводы искового заявления поддержала, дала аналогичные вышеизложенному пояснения, просила иск удовлетворить.

 Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края, действующая по доверенности Сластенова С.В., в судебное заседание не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором она также выражает несогласие с заявленными исковыми требованиями, просит отказать в их удовлетворении в полном объеме.

 Выслушав истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

 Обязанностью государства является признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающую установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод.

 Обязанность государства в сфере пенсионного обеспечения лиц означает необходимость такого правового регулирования, которое бы исключало возможность блокирования реализации приобретенных прав и позволяло на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.

 В судебном заседании установлено, что в июле месяце 2013 года педагогический стаж Пащенко М.Н. составил 25 лет и она обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в Пенсионный фонд.

 Решением Пенсионного фонда от дата ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с тем, что Пенсионный фонд отказал ей в назначении пенсии и исключил из её педагогического стажа период работы с дата по дата в должности преподавателя фортепиано и концертмейстера в <данные изъяты> <адрес> – <данные изъяты>, так как пунктом 2 раздела «Учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей № 781 предусмотрено название должности «преподаватель», а не «преподаватель и концертмейстер».

 Также Пенсионный фонд не включил в педагогический стаж Пащенко М.Н. период работы с дата по дата в должности учителя в муниципальном общеобразовательном учреждении лицее № поскольку ей не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы.

 При этом сам факт педагогической деятельности Пащенко М.Н. в указанных учреждениях для детей Пенсионным фондом не отрицался.

 Согласно ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

 С 01 января 2002 года вступил в силу Федеральный Закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подп.19 п.1 ст.27 которого предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

 В соответствии с п.2 ст.31 Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ федеральные законы, принятые до вступления в силу данного закона (то есть до 01.01.2002 года) и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Закону от 17.12.2001 года №171-ФЗ.

 Пунктом 3 ст.3 Закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с п.п.7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ,

 Как указано в Постановлении Правительства РФ от 21.01.2002 года № 30 нормативные правила, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным законам.

 В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

 В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

 Согласно пункту 2 статьи 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

 Трудовые пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения назначаются досрочно лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, по характеру и условиям труда связанную с повышенной интенсивностью и сложностью и ведущую к досрочной утрате профессиональной трудоспособности до достижения ими общеустановленного возраста, и тем самым носят компенсационный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения.

 Согласно ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основным условием для назначения досрочной трудовой пенсии является педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей, поэтому название учреждения, его подчиненность, организационно - правовая форма и статус не могут служить основными критериями для назначения пенсии.

 Несмотря на то, что название профессии Пащенко М.Н. – «преподаватель фортепиано и концертмейстер» не соответствовало Списку № 781, она осуществляла педагогическую деятельность и её должностные обязанности соответствовали нормативным документам, установленным законодательством.

 Неисполнение органами местного самоуправления и другими учредителями образовательных учреждений, предусмотренных законодательством требований, использование произвольных и не точных наименований образовательных учреждений в нарушении действующего законодательства не должно ограничивать законные права истца на пенсионное обеспечение.

 Также судом установлено, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 года № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляет 18 часов в неделю учителям 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы.

 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» установлена продолжительность рабочего времени 18 часов в неделю учителям 5-11(12) классов общеобразовательных учреждений, 20 часов в неделю учителям 1-4 классов общеобразовательных учреждений.

 В трудовой книжке Пащенко М.Н. за № от дата сделана запись о приеме на работу в среднюю общеобразовательную школу № на должность «учитель музыки». У неё, как у учителя музыки, так же как и у учителей любых других дисциплин, норма часов за ставку заработной платы составляет 18 часов, независимо от того в каких классах она работала. Согласно архивной справки № её суммарная педагогическая нагрузка превышает (равна) норме часов за ставку заработной платы, а значит она имеет полное право на включение указанного периода в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

 Указанные периоды работы Пащенко М.Н. подтверждаются соответствующими отметками в её трудовой книжке.

 Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно пункта 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

 Статья 55 Конституции РФ определяет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина, а статья 115 Конституции РФ указывает, что Правительство РФ издаёт постановления на основе и во исполнение Конституции РФ и Федеральных законов. В связи с чем издание Постановления правительства № не может служить основанием и трактоваться в сторону ограничения установленных законом прав граждан.

 Таким образом, суд считает, что исковые требования истца правомерны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

 На основании изложенного и в соответствии со ст. 194-199 ГПК РФ

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Пащенко М. Н. – удовлетворить.

 Признать за Пащенко М. Н. право на досрочную трудовую пенсию.

 Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края включить в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей периоды работы с дата по дата в должности преподавателя фортепиано и концертмейстера в Детской музыкальной школе <адрес> – <данные изъяты> с дата по дата в должности учителя в муниципальном общеобразовательном учреждении лицее №, далее переименованном в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № города Ставрополя.

 Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края назначить Пащенко М. Н. пенсию с даты обращения за ней, то есть с дата.

 Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя.

 Судья Степанова Е.В.