НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край) от 24.03.2017 № 12-164/17

РЕШЕНИЕ

по жалобена постановление по делу

об административном правонарушении

<адрес> 24 марта 2017 года

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Каплаухова А.А.,

при секретаре <данные изъяты>

с участием:

представителей лица, привлеченного к административной ответственности, Голоскокова Ю.В. по доверенности Путина В.И., Гайдидей И.Н.,

представителя заинтересованного лица – региональной тарифной комиссии <адрес>Чубреевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> жалобу Голоскокова Ю. В. на постановление председателя региональной тарифной комиссии <адрес> от дата по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением председателя региональной тарифной комиссии <адрес> от дата должностное лицо – заместитель директора по экономике и финансам МУП «Водоканал» <адрес>Голоскоков Ю.В. привлечен к административной ответственности, в связи с выявленным нарушением порядка ценообразования, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назназчено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Голоскоков Ю.В., не согласившись с данным постановлением, обжаловал его в Промышленный районный суд <адрес>, подав соответствующую жалобу дата, то есть в десятидневный срок, установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, после получения копии обжалуемого постановления (дата, что подтверждается сопроводительным письмом региональной тарифной комиссии <адрес> от дата, вх. от дата).

В жалобе лицо, привлеченное к административной ответственности, указал, что с дата по дата региональной тарифной комиссией <адрес> в отношении МУП «Водоканал» <адрес> проведена плановая выездная проверка в части соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области регулируемых цен (тарифов).По результатам проверки составлен акт от дата, а также протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица МУП «Водоканал» - заместителя директора по экономике и финансам Голоскокова Ю.В.

Постановление от датаГолоскоков Ю.В. считает незаконным и подлежащим отмене, по следующим основаниям.

Так, в соответствии с частью 12 статьи 31 Федерального закона от дата №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определён в Основах ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от дата), а Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от дата/пр «Об утверждении порядка ведения раздельного учёта затрат на горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат» установлен порядок ведения раздельного учёта затрат по видам деятельности. При этом законодательством не установлен механизм отражения в бухгалтерском учёте раздельного учёта расходов и доходов. Таким образом, хозяйствующие субъекты по своему усмотрению определяют такой механизм.

МУП «Водоканал» осуществляет раздельный учёт расходов и доходов по подключениям к сетям водоснабжения и водоотведения следующим образом. Доходы отражаются по видам деятельности: водоснабжение, водоотведение, прочие. В группе «прочие» организован раздельный учёт доходов на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения (оборотно-сальдовая ведомость по счёту 90.01.1 «выручка»; оборотно-сальдовая ведомость по счёту 90.01.1 в группе «инвестиционная программа»). Расходы (затраты), источником которых является плата за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, в бухгалтерском учёте признаются «капитальными вложениями», и, соответственно, не включаются в себестоимость. Учёт затрат на строительство объектов осуществляется на счёте 08 «Вложения во внеоборотные активы» (оборотно-сальдовая ве-домость по счёту 08.03 «объекты строительства»).

Считает, что тарифной комиссией признан неверным указанный способ отражения раздельного учёта доходов и расходов в бухгалтерском учёте предприятия.

Объектом правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Объективной стороной указанного правонарушения является взимание платы за продукцию, товары либо услуги в нарушение установленного законом порядка.

Со ссылками на статьи 26.1, 26.2 КоАП РФ, лицо, привлеченное к административной ответственности указал, что исследование вопроса о наличии события административного правонарушения входит в предмет доказывания по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.

В постановлении тарифной комиссии по делу об административном правонарушении от дата не указано, какой порядок ценообразования нарушен и в чём это выражается, какие нормы нарушило предприятие, установив на своё усмотрение способ отражения раздельного учёта расходов и доходов на подключение к сетям, каким образом отсутствие раздельного учёта расходов и доходов по подключениям к сетям влияет на установленный порядок ценообразования. Таким образом, доказательств того, что вменённое нарушение является иным нарушением порядка ценообразования и образует объективную сторону состава правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в материалах административного дела не имеется.

На основании изложенного, лицо, привлеченное к административной ответственности Голоскоков Ю.В. просит суд признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от дата региональной тарифной комиссии <адрес> о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, производство по делу прекратить.

Лицо, привлеченное к административной ответственности Голоскоков Ю.В., будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть жалобу Голоскокова Ю.В. без его участия.

Представители лица, привлеченного к административной ответственности Голоскокова Ю.В.Путин В.И. и Гайдидей И.Н. в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили её удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица – региональной тарифной комиссии <адрес>Чубреева О.А. в судебном заседании с доводами жалобы Голоскокова Ю.В. не согласилась, просила суд оставить без изменения обжалуемое Голоскоковым Ю.В. постановление и отказать в удовлетворении его жалобы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, а также материалы дела об административном правонарушении от дата в отношении Голоскокова Ю.В., проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что судья, вышестоящее должностное лицо при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.

Как следует из материалов дела, постановлением председателя региональной тарифной комиссии <адрес> от дата должностное лицо – заместитель директора по экономике и финансам МУП «Водоканал» <адрес>Голоскоков Ю.В. привлечен к административной ответственности в связи с выявленным нарушением порядка ценообразования, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Обязанность ведения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности закреплена в пункте 12 статьи 31 Федерального закона от дата № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которой организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от дата «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Основы ценообразования) определено в отношении каких регулируемых видов деятельности должен быть осуществлен раздельный учет доходов и расходов. К регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения помимо иных относиться и подключение (технологическое присоединение) к центральным системам водоснабжения и водоотведения.

Порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утвержденным приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от дата/пр определено, что ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о затратах организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на основании данных бухгалтерского и статистического учета раздельно по осуществляемым видам деятельности, централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения.

Ведение раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение в соответствии с пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от дата «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» осуществляется в целях установления тарифов и надбавок организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.

Организации, осуществляющие деятельность в сфере водоснабжения и (или) водоотведения ведут учет объемов товаров и услуг, доходов и расходов раздельно по осуществляемым видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам, которые подлежат регулированию в соответствии с постановлением Прави­тельства Российской Федерации .

Таким образом, законодательно закрепленная пунктом 18 Основ ценообразования за организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязанность ведения раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности установлена в целях установления экономически обоснованных тарифов для потребителей услуг.

Судом установлено, что с дата по дата РТК <адрес> в отношении МУП «Водоканал» <адрес> проведена плановая выездная проверка в части соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области регулируемых цен (тарифов), по результатам которой составлен акт проверки от дата, а также протокол об административном правонарушении от дата в отношении должностного лица МУП «Водоканал» - заместителя директора по экономике и финансам Голоскокова Ю.В., согласно которому Голоскоков Ю.В., в должностные обязанности которого входит контроль: за реализацией продукции и услуг, порядка ведения учёта и составления отчётов о хозяйственно - финансовой деятельности предприятия, в связи с ненадлежащим контролем за соблюде­нием порядка ценообразования допустил применение предприятием завышенных тарифов на услуги по подключениям (технологическим присоединениям), а также неведение раздельного учёта в бухгалтерском учете (доходов и расходов) по подключениям (технологическим присоединениям) к центральным системам водоснабжения и центральным системам водоотведения, в связи с чем, МУП «Водоканал» нарушило установленный порядок ценообразования, ответственность за который предусмотрена частью 1 и частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением должностного лица РТК <адрес> от дата заместитель директора по экономике и финансам МУП «Водоканал» <адрес>Голоскоков Ю.В. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка ценообразования, выразившегося в отсутствии раздельного учета доходов и расходов по подключениям (технологическим присоединениям) к системам водоснабжения и водоотведения, ведении учета себестоимости в составе затрат по статье «Прочие виды деятельности», который противоречит действующему законодательству, а именно Федеральному закону от дата № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлению Правительства Российской Федерации от дата «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Согласно Акту проверки от дата по результатам плановой выездной проверки в отношении МУП «Водоканал» <адрес>, МУП «Водоканал допустило, в том числе, несоблюдение Федерального закона № 416-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации о ведении бухгалтерского учета и раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, а именного раздельного учета по подключениям (технологическим присоединениям) к центральным системам водоснабжения и центральным системам канализации, нарушение установленного порядка ценообразования, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (листы дела 46-85).

Так, в ходе проведения в отношении МУП «Водоканал» контрольных мероприятий РТК <адрес> было выявлено, что предприятие ведет раздельный учет доходов и расходов с классификацией по видам деятельности (вода, канализация, прочие), в том числе подлежащим регулированию: вода (без деления на питьевое водоснабжение и техническое водоснабжение) и канализация (водоотведение).

В бухгалтерском учете все затраты по производству питьевой воды и технической воды для всех групп потребителей учитываются в общей себестоимости.

Затраты отчетного периода на производство ведутся с распределением затрат: по обычным видам деятельности - «Основное производство» (счет 20), прочие - затраты «Общепроизводственные расходы» (счет 25), «Вспомогательное производство» (счет 23), «Общехозяйственные расходы» (счет 26).

Сумма «Общехозяйственных расходов» распределяется на водоснабжение и водоотведение пропорционально заработной плате основного производственного персонала по видам деятельности, без распределения «Общехозяйственных расходов» в затраты по прочим видам деятельности предприятия. Отдельный учет затрат (формирование себестоимости) по подключениям (технологическим присоединениям) к центральной системе холодного водоснабжения и водоотведения не ведется, затраты по подключениям входят в состав «прочих» затрат.

Доходы предприятия, полученные от оказания услуг по подключению к системам водоснабжения и водоотведения, учитываются в затратах по строительству, осуществляемому предприятием в рамках инвестиционной программы, без разбивки по составу расходов (заработная плата, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, материалы и т.д.), что не позволяет органу регулирования цен (тарифов) провести сравнительный анализ фактических затрат по подключениям (технологическим присоедине­ниям) объектов капитального строительства потребителей к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, с затратами учтенными при формировании тарифов на технологическое присоединение к сетям как в рамках инвестиционной программы так и без нее.

При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Предприятие также должно обеспечить учет доходов и расходов от оказания услуг по технологическим подключениям, проводимым в отсутствие мероприятий в инвестиционной программе.

Таким образом, нарушение регулируемой организациями установленной нормами законодательства обязанности ведения раздельного учета затрат по видам деятельности влечет за собой прежде всего невозможность установления экономически обоснованных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, поскольку при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены, в том числе, из данных бухгалтерского учета.

Невыполнение (нарушение) регулируемыми организациями Основ ценообразования способствует созданию объективных условий невозможности выполнения органом регулирования цен (тарифов) норм пункта 9 приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от дата/пр о запрете повторного учета одних и тех же расходов (затрат), относимых на разные регулируемые виды деятельности при установлении цен (тарифов) на очередной период регулирования.

С учетом изложенного, доводы заявителя о том, что в действиях МУП «Водоканал», а также в его действиях не доказано наличие события административного правонарушения по части 2 ст. 14.6 КоАП РФ, являются несостоятельными.

Суд считает, что заместитель директора по экономике и финансам МУП «Водоканал» Голоскоков Ю.В., в должностные обязанности которого входит контроль за реализацией продукции и услуг, порядка ведения учета и составления отчетов о хозяйственно-финансовой деятельности Предприятия, в связи с ненадлежащим контролем за соблюдением порядка ценообразования не обеспечил ведения раздельного учёта в бухгалтерском учёте (доходов и расходов) по подключениям (технологическим присоединениям) к центральным системам водоснабжения и центральным системам МУП «Водоканал», в связи с чем, нарушил установленный порядок ценообразования, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу, статья КоАП РФ.

Суд считает, что обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении от дата вынесено уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований статьи 29.10 КоАП РФ.

Согласно статье 26.11 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Оценив совокупность приведенных доказательств, суд считает, что председатель региональной тарифной комиссии <адрес> пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Голоскокова Ю.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося постановления от дата, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 29.7, 30.1, 30.3, 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление председателя региональной тарифной комиссии <адрес> от дата по делу об административном правонарушении в отношении Голоскокова Ю.В., привлекаемого к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Голоскокова Ю.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном Главой 30 КоАП РФ.

Судья А.А. Каплаухов