НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край) от 21.11.2018 № 2А-5852/18

Дело № 2а-5852/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2018 года город Ставрополь

Промышленный районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Донских Н.В.,

при секретаре Смахтиной И.Э.

с участием:

представителя административных ответчиков: Межрайонной ИФНС России по <адрес> и Управлению ФНС России по <адрес>ФИО1, действующей по доверенностям от дата и от 18.10.2018г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление ФИО2 к Управлению ФНС России по <адрес>, Межрайонной ИФНС России по <адрес>, Межрайонной ИФНС России по <адрес> о признании действий и решений незаконными,-

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению ФНС по <адрес>, Межрайонной ИФНС-9 по <адрес>, Межрайонной ИФНС по <адрес> о признании действий и решений незаконными.

В обоснование заявленных исковых требований указано: в мае 2018 г. административным истцом были поданы документы в ИФНС - <адрес> на регистрацию юридического лица ООО «ТЕХНОСТРОЙ» учредитель и руководитель которого должен был быть ФИО2 Документы подавались при личном посещении ИФНС-9 в окошко . При подаче данных документов прием которых осуществляло должностное лицо, которое составила протокол опроса относительно создания ЮЛ ( в расписке) и выписала расписку от дата о получении документов предоставленных при регистрации ЮЛ в кол-ве 2шт. по экземпляру на каждого. При этом правильность составления документов и проставления обязательных реквизитов на документах проверяло должностное лицо ФНС-9 о чем и была выдана данная расписка, в ином случае, документы не принимались. Согласно расписке А от дата выданной ФНС - 9 о приеме документов на регистрацию ЮЛ ООО «ТЕХНОСТРОЙ». Согласно решению 4900401А от дата ИФНС - 11 принято решение об отказе в регистрации юридического лица по причине того, что документ ( в расписке) не удостоверен личной подписью заявителя. Данный довод не имеет законных оснований по причине того, что данный документ был лично им подписан и проверен должностным лицом ФНС-9, о чем и была выдана данная расписка. Данная бумажка «решение единственного учредителя» ( в расписке), которую истец в последствии запрашивал в ФНС-9 и ФНС-11 его документом не является, именно этот документ он не подавал в составе документов на регистрацию ЮЛ. Более подробно о том, что следует понимать под словом документ и реквизит документа в ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от дата N 149-ФЗ, Федеральный закон от дата N 77-ФЗ (ред. от дата), ГОСТ Р 6.30-2003. В дополнении к вышеизложенному, в ст. 12 фз-129 не указанно, что остальные документы, предоставляемые при регистрации ЮЛ подписываются (устав, решение о создании ЮЛ, пошлина). Так же в ст.23 ФЗ-129 ни в приказе МИНФИНА нет основания для отказа при не подписании документов указанных выше. Волеизъявление создать ЮЛ подтверждает осознанная оплата гос. пошлины 4000 руб., а так же сдача полного комплекта документов при личном посещении ИФНС-9 и составления должностным лицом протокола опроса (подписанный и заверенный) по факту создания юридического лица, о чем была выдана расписка от датаг. о получении документов предоставленных при регистрации ЮЛ. Остается не понятным как должностное лицо ФНС-9 принимала (документы) в которых нет подписи заявителя и при этом выдала расписку о получении документов, хотя бумажка без реквизитов заявителя не является документом по определению. Данная ситуация не гарантирует того, что при следующей подачи документов на регистрацию ЮЛ, в очередной раз не исчезнет роспись из данного документа а представители ФНС хором будут доказывать что ее не было. Просит суд отменить решение от 22.08.2018г., признать действия ФНС-11 в отказе регистрации ЮЛ незаконными, признать действия ФНС-9 при приеме документов на регистрацию ЮЛ в результате которых исчез оригинал документа «решение единственного учредителя» - незаконными, обязать ФНС-11 зарегистрировать ООО «ТЕХНОСТРОЙ» в качестве юридического лица.

В судебное заседание административный истец ФИО2 и административный ответчик Межрайонная ИФНС России по <адрес>, - не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседании не представили, в материалах дела имеются их заявления о рассмотрении дела в их отсутствии. Также в материалы дела ответчиком представлены письменные возражения на заявленные требования.

На основании ст. 150 КАС РФ и с учетом мнения явившихся участников процесса суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Межрайонной ИФНС России по <адрес> и Управления ФНС России по <адрес> – по доверенности ФИО1 административные исковые требования не признала, пояснила, что решение об отказе в государственной регистрации вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства. В обоснование своей позиции представила письменные возражения, которые приобщены судом к материалам дела.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства с учетом требований ст. 84 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

В соответствие со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела: 31.05.2018г. ФИО2 через Межрайонную ИФНС России по <адрес> обратился в регистрирующий орган с целью регистрации юридического лица ООО «Технострой». Согласно расписке о получении документов, представленных при государственной регистрации юридического лица А, заявителем представлены следующие документы: заявление о создании юридического лица по форме Р 11001; Устав юридического лица; решение о создании юридического лица; документ об уплате госпошлины; иной документ в соответствии с законодательством РФ; паспорт гражданина РФ; протокол опроса.

05.06.2018г. Межрайонной ИФНС по <адрес> принято решение 4900401А об отказе в государственной регистрации. Основанием для отказа в государственной регистрации явилось то обстоятельство, что решение единственного учредителя об учреждении юридического лица не удостоверено его подписью.

Заявителю разъяснено право на повторное обращение с вопросом о государственной регистрации юридического лица, а также право на обжалование решения в вышестоящий налоговый орган.

Не согласившись с принятым решением Межрайонной ИФНС по <адрес> от 05.06.2018г., ФИО2 обратился с жалобой в Управление ФНС России по <адрес>.

Решением Управления ФНС России по <адрес> от 22.08.2018г. жалоба ФИО2 на вышеуказанное решение оставлено без удовлетворения. Заявителю разъяснено право на обжалование решения в соответствии с главой VIII.1 Закона № 129-ФЗ.

Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС по <адрес> об отказе в регистрации юридического лица, ФИО2 обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными и иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализация законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 12 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных ^документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительный документ юридического лица; д) документ об уплате государственной пошлины.

Для целей государственной регистрации ООО "ТЕХНОСТРОЙ" датаФИО2 было представлено заявление о создании юридического лица по форме Р11001, решение о создании юридического лица, устав в 2-х экземплярах, копия паспорта, квитанция об оплате государственной пошлины.

Согласно пункту 2 статьи 50.1 ГК РФ в случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично.

Из пункта 3 статьи 50.1 ГК РФ следует, что в решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, а также иные сведения, предусмотренные законом. Абзацем третьим пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что в случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении общества должно определять размер уставного капитала общества, порядок и сроки его оплаты, а также размер и номинальную стоимость доли учредителя.

Ст. 39 Закона № 14-ФЗ предусмотрено, что в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. В соответствии с пунктом 1 статьи 4, подпунктом в пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ сведения о юридическом лице включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - государственный реестр), являющийся федеральным информационным ресурсом. Формирование записей государственного реестра о юридическом лице осуществляется на основании соответствующих документов, представляемых при государственной регистрации (статья 12 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, из смысла указанных положений следует, что представленные для регистрации юридического лица документы, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию при соблюдении учредителями установленного для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядка их учреждения. Поэтому представление документов, не соответствующих требованиям, установленным федеральными законами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.

По смыслу норм, предусмотренных п. 1 ст. 11 и ст. 39 Закона № 14-ФЗ, решение единственного учредителя об учреждении общества с ограниченной ответственностью принимается им единолично и оформляется письменно. Требование о письменном оформлении решения указывает на то, что такое решение должно быть совершено путем составления документа, выражающего его содержание и подписанного лицом, принявшим решение. Соответственно, отсутствие подписи в решении об учреждении общества указывает на несоблюдение требований к порядку учреждения общества, неподписанное решение не может являться документом, удостоверяющим волеизъявление лица, следовательно, не порождает правовых последствий, на которые данное решение направлено.

Таким образом, представленное в комплекте документов для государственной регистрации ООО "ТЕХНОСТРОЙ" решение единственного учредителя об учреждении юридического лица ( от дата), не удостоверенное подписью лица, указанного в нем в качестве единственного учредителя ООО "ТЕХНОСТРОЙ" - ФИО2, не могло быть признано в качестве документа, представление которого является обязательным в силу пп. «б» ст. 12 Закона № 129-ФЗ.

Руководствуясь нормами Закона № 14-ФЗ о порядке учреждения общества, нормами Закона № 129-ФЗ о государственной регистрации при создании юридического лица, учитывая, что при создании юридического лица учредителем не был соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, а также не соблюдена форма принятия решения об учреждении юридического лица, Межрайонной инспекцией дата принято решение об отказе в государственной регистрации.

Также по тексту иска указано на то, что вывод о наличии у ФИО2 волеизъявлении относительно создания юридического лица может свидетельствовать оплата государственной пошлины и непосредственной представление документов, тем самым ФИО2 допускает возможность, что решение о создании им не было подписано.

Технология ведения Единого государственного реестра юридических лиц в электронном виде и централизованная обработка представленных при регистрации документов и формирования электронного архива обеспечивает доступ к просмотру пакетов документов и исключает ситуацию подмены документов на этапе их приема, искажения их содержания.

Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях (абз. 4 п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных в соответствии с Законом № 129-ФЗ документов в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 3.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Приказом ФНС России от дата № ММВ-7-10/564@ утвержден «Порядок организации централизованного хранения документов, образующихся при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, учете организаций и физических лиц» (далее - Порядок хранения), который определяет принципы и процедуры централизованного хранения документов по регистрации.

Централизованное хранение предполагает хранение документов в специально организованных хранилищах. Передаче на централизованное хранение подлежат документы по регистрации, прошедшие централизованную обработку (пункты 2.4.1, 5.1 Порядка хранения).

Централизованная обработка документов по регистрации осуществляется сиспользованием программного продукта - Автоматизированной информационной системы «Налог-3» и единого клиентского приложения АИС «Налог-3» с участием налоговых органов и филиалов Федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» ФНС России (п. 1.3 Порядка взаимодействия территориальных органов ФНС России ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России при реализации с использованием АИС «Налог-3» функций централизованной обработки документов, представляемых в территориальные органы ФНС России при государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом ФНС России от дата № ММВ-7-14/374@, далее - Порядок взаимодействия).

Согласно п. 3.1.1 Порядка взаимодействия при приеме документов налоговый орган регистрирует документы по регистрации в ЕКП, вводит данные, необходимые для формирования расписки, вводит сведения из документа об уплате государственной пошлины, печатает и наклеивает маркировочные этикетки, содержащие инвентарный номер в виде двухмерного штрих-кода. При этом маркировочная этикетка наклеивается только на первый экземпляр устава юридического лица.

Маркировочная этикетка наклеивается на свободное место первой страницы первого листа каждого документа параллельно верхнему краю листа (с отклонением не более чем на 10 градусов) и не должна закрывать значимую информацию документа, атрибуты листа (номер страницы, штрих-код, содержащий код и версию формы), реперные метки.

Далее сотрудник регистрирующего органа при непосредственном представлении заявителем документов в регистрирующий орган формирует в ЕКП и печатает в двух экземплярах расписку, при этом первый экземпляр расписки выдает заявителю, второй экземпляр расписки прикладывает к документам по регистрации.

Не позднее следующего рабочего дня за днем приема документов от заявителя налоговый орган передает в филиал ФКУ «Налог-Сервис» принятые документы для сканирования и преобразования в электронный вид (п. 3.4.2 Порядка взаимодействия). Филиал ФКУ «Налог-Сервис» не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем поступления документов по регистрации в налоговый орган, сканирует документы по регистрации в режиме двухстороннего сканирования (п. 3.7.1. Порядка взаимодействия).

С учетом изложенного порядка, непосредственно при приеме документов от заявителя перед выдачей ему расписки в приеме, осуществляется отражение в электронной части государственно реестра сведений о перечне поступивших документов, количестве листов каждого документа, на первый лист каждого принимаемого для регистрации документа сотрудник налогового органа наклеивает маркировочные этикетки с инвентарным номером в виде уникального двухмерного штрих-кода (за исключением второго из экземпляров устава).

В течение 2-х рабочих дней после представления документов в регистрирующий орган средствами сторонней организации (филиала ФКУ «Налог-Сервис») они преобразуются в электронный вид путем сканирования каждого из представленных и промаркированных штрих-кодом документов в отдельный многостраничный файл.

В регистрирующий орган представлено для государственной регистрации ООО «ТЕХНОСТРОЙ» решение от дата единственного учредителя об учреждении юридического лица. Указанный документ не удостоверен подписью лица, указанного в нем в качестве единственного учредителя ООО «ТЕХНОСТРОЙ» - ФИО2

Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что представленные ФИО2 документы в Межрайонную ИФНС России по <адрес> для государственной регистрации ООО «ТЕХНОСТРОЙ» не соответствующих требованиям, установленным федеральными законами.

По смыслу ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, а также не соответствие закону или иному нормативно-правовому акту.

Из административного искового заявления ФИО2 не следует, какие нормы и права были нарушены при принятии оспариваемого решения Межрайонной ИФНС России по <адрес> при приеме документов на регистрацию юридического лица, а также Межрайонной ИФНС России по <адрес> при принятии решения об отказе в регистрации юридического лица.

В соответствии с п.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

-соблюдены ли сроки обращения в суд;

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

1. полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

2. порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

3. основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4. соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Вынесенное Межрайонной ИФНС России по <адрес> решение 4900401А от 05.06.2018г. об отказе в государственной регистрации ООО «Технострой», а также решение Управления ФНС России по <адрес> от 22.08.2018г. , а также действия Межрайонной ИФНС России по <адрес> при приеме документов на регистрацию юридического лица приняты в пределах полномочий должностного лица. Вынесенные решения соответствует требованиям действующего законодательства ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», регулирующих спорные отношения.

При изложенных обстоятельствах, совокупность обстоятельств, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, которые свидетельствовали бы о наличии оснований для признания незаконными оспариваемых действий и решений Межрайонной ИФНС России по <адрес> в отказе в регистрации юридического лица, а также действия Межрайонной ИФНС России по <адрес> при приеме документов на регистрацию юридического лица, - судом не установлена.

В определении Конституционного суда Российской Федерации от 27.01.2011 г. № 78-О-О указано: направленные на реализацию вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти дискреционных полномочий суда по оценке доказательств, как возлагающие на суды обязанность основывать свои решения только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, выступают процессуальной гарантией прав граждан на судебную защиту и сами по себе конституционные права не нарушают.

В ходе рассмотрения дела нарушений административными ответчиками прав административного истца судом не установлено. При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, принятие оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации юридического лица не лишает возможности заявителя повторного представления документов для государственной регистрации после устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации, а также повторной оплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174 – 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Управлению ФНС по <адрес>, Межрайонной ИФНС по <адрес>, Межрайонной ИФНС по <адрес> об отмене решения от 22.08.2018г., признании действий Межрайонной ИФНС в отказе регистрации юридического лица незаконными, признании действий ИФНС при приеме документов на регистрацию юридического лица незаконными, обязать ИФНС зарегистрировать ООО «ТЕХНОСТРОЙ» в качестве юридического лица, - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2018 года.

Судья Н.В. Донских