Дело № 2-5392/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 октября 2012 года г.Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Бреславцевой И.А.,
с участием:
представителя истца ФИО1 – ФИО2 по доверенности,
представителя ответчика Военного комиссариата СК – ФИО3 по доверенности,
при секретаре Арутюнян В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Военному комиссариату Ставропольского края о признании за ФИО1 права на исчисление и выплату пенсии по потере кормильца с учетом ее повышения, о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца (повышение члену семьи ветерана боевых действий),
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, в дальнейшем уточненным, к Военному комиссариату Ставропольского края о признании за ФИО1 права на исчисление и выплату пенсии по потере кормильца с учетом ее повышения, о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца (повышение члену семьи ветерана боевых действий), в котором просил взыскать с военного комиссариата Ставропольского края недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца в свою пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей 70 копеек, обязать военный комиссариат Ставропольского края с ДД.ММ.ГГГГ производить выплату пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с действующим законодательством с учётом её повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, как нетрудоспособному члену семьи погибшего ветерана боевых действий, взыскать с военного комиссариата Ставропольского края в свою пользу понесённые по делу судебные расходы за удостоверение доверенности и за свидетельствование копий документов в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что из свидетельства о рождении серия № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что отцом ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является истец - ФИО1.
ФИО4 при выполнении боевого задания, проявив стойкость и мужество, погиб ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается извещением Майкопского городского военного комиссариата № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о смерти серия № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись о смерти за №.
Согласно пенсионному удостоверению серия ГФ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является получателем пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ, назначенной военным комиссариатом Ставропольского края в связи с гибелью его сына- ФИО4.
Сын истца, ФИО4, проходивший военную службу по контракту в войсковой части 09332, ДД.ММ.ГГГГ погиб при исполнении обязанностей военной службы в городе Грозном Чеченской Республики, не обладая при этом статусом «ветеран боевых действий», поскольку к тому времени данная категория ветеранов для лиц, принимавших участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики законодательно не была установлена.
Однако ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах», который установил правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, а также их категории с учётом заслуг при защите Отечества и безупречной воинской службы.
С ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом № 158-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «О ветеранах», согласно которым военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, стали относиться к числу ветеранов боевых действий, с распространением на них действия статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (см. раздел III Приложения к Федеральному закону).
Таким образом, с введением в действие указанного Федерального закона ФИО4 подпадает под действие подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» и с ДД.ММ.ГГГГ подлежит признанию «ветераном боевых действий».
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 28 декабря 2011 года по делу № 2-3382/2011, вступившим в законную силу 23 января 2012 года, ФИО4, погибший ДД.ММ.ГГГГ, признан в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах» - «ветераном боевых действий» с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ является «ветераном боевых действий».
В связи с гибелью ФИО4, его отцу, ФИО1, была назначена пенсия по случаю потери кормильца на основании статьи 28 и пунктов «а» статей 29, 36 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту - Базовый закон).
В статье 45 Базового закона приведён перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.
Базовый закон предусматривает три вида пенсий, две из которых - пенсия по случаю кормильца и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которые в соответствие со статьёй 28 Базового закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех трёх видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 Базового закона, то есть из тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.
Фактически являясь ветераном боевых действий, ФИО4, при жизни имел право на повышение пенсионных выплат в соответствии с пунктом «г» статьи 45 Базового закона с учётом её увеличения на 32 % расчётного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Базового закона.
Вышеуказанная статья 45 помешена в разделе «Исчисление пенсий», где учитываются общие положения для всех трёх видов пенсий, назначаемых на основании Базового закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсии с учётом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьёй 29 Базового закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
Таким образом, указанная надбавка должна исчисляться к пенсии, получаемой истцом, как членом семьи погибшего военнослужащего и назначенной в соответствии с Базовым законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Базового закона, предусматривающего право на повышение пенсионных выплат.
Этот же вывод вытекает и из содержания части 4 статьи 46 Базового закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.
Несмотря на данные требования Базового закона, в результате неисполнения должностными лицами, Военного комиссариата Ставропольского края (органа назначающего пенсию), требований Федерального закона № 158-ФЗ от 27 ноября 2002 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах»», а также статьи 26 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» «Об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о ветеранах», исчисление и выплата истцу пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляется без учёта её повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Базового закона. г
Согласно пункту «г» статьи 45 Базового закона, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с Базовым законом, повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 -4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах», - на 32 % расчётного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Базового закона.
В соответствии Федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Следовательно, назначенная истцу пенсия по случаю потери кормильца подлежит повышению на 32 % расчётного размера пенсии, указанного в статье 46 Базового закона с момента назначения пенсии по случаю потери кормильца, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 46 Базового закона, повышения пенсий, предусмотренные Базовым законом, определяются из расчётного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Согласно подпункту 1 статьи 18 Федерального закона № 166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» размер социальной пенсии нетрудоспособным гражданам, с учётом её индексации на настоящее время составляет <данные изъяты> рублей.
размер социальной пенсии | коэффициенты индексации | расчётный размер пенсии | |||
с 25. 12.2009 г. | с 01. 04.20 10 г. | с ДД.ММ.ГГГГ | с ДД.ММ.ГГГГ | с 01. 04.20 12 г. | |
ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ | ППРФ от ДД.ММ.ГГГГ№ | ППРФ от ДД.ММ.ГГГГ № | ППРФ от ДД.ММ.ГГГГ 1г. № | ППРФ от ДД.ММ.ГГГГ№ | |
<данные изъяты> рубля | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> рублей |
Исходя из указанной суммы расчётного размера пенсии, задолженность по недополученной пенсии, с учётом её повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 и статьёй 46 Базового закона составляет:
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (105 месяцев) - <данные изъяты> рублей 70 копеек (<данные изъяты> х 32 % = <данные изъяты> х 105 = <данные изъяты> рублей).
Поскольку пенсия выплачивается ФИО1 не в полном размере по вине Военного комиссариата Ставропольского края, то в данном случае необходимо применить часть 2 статьи 58 Базового закона, в соответствии которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В судебное заседание истец ФИО1, извещенный о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО2 по доверенности заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата СК – ФИО3 по доверенности заявленные исковые требования не признал и сообщил суду следующее.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Право на пенсию реализуется военнослужащими и членами их семьи - исходя из специфики военной службы и особого правового статуса лиц, ее проходящих, - в рамках государственного пенсионного обеспечения в порядке и на условиях, предусмотренных, как это было указано выше, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1. Определенные им условия назначения пенсий, порядок их исчисления (в том числе с учетом надбавок к пенсиям, увеличения и повышения пенсий), индексации и выплаты отличаются от условий назначения и порядка исчисления трудовых пенсий. Такое правовое регулирование, учитывающее объективные различия пенсий за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца, назначаемых на общих основаниях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) при реализации гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение истца.
Утверждая, что пенсия по случаю потери кормильца должна быть увеличена и членам семьи, не имеющим статуса ветерана боевых действий, истец фактически ставит вопрос о внесении изменений в действующее пенсионное законодательство.
Разрешение затронутого в исковом заявлении вопроса является прерогативой законодателя, который, учитывая имеющиеся у государства на данном этапе его развития финансовые средства, а также иные факторы, в том числе связанные с необходимостью принятия дополнительных нормативных актов (финансово-обеспеченных), может расширить круг лиц, которые будут иметь право на возмещение расходов на надбавку к пенсии.
Согласно ст.10 Конституции РФ - государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие, а также вмешиваться в компетенцию другого. В том виде, как он закреплен в Конституции Российской Федерации, данный принцип не допускает расширительного толкования судебной властью нормативных актов, внесение изменений и дополнений в которые относится к полномочиям органа законодательной власти. Суд первой инстанции расширил действие ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 ПО КРУГУ ЛИЦ, не имея на это Конституционных полномочий.
Следовательно, до внесения соответствующих изменений в действующий Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Ссылаясь на письменные возражения, представитель ответчика просил отказать в удовлетворении искового заявления в полном объеме. В случае, если суд признает требования истца законными и обоснованными, просил учесть расчет суммы недополученной пенсии, составленный военным комиссариатом Ставропольского края.
Просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
В судебном заседании установлено, что истец состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Ставропольского края с ДД.ММ.ГГГГ (выплачивается пенсия по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего ФИО4).
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Право на пенсию реализуется военнослужащими и членами их семьи - исходя из специфики военной службы и особого правового статуса лиц, ее проходящих, - в рамках государственного пенсионного обеспечения в порядке и на условиях, предусмотренных, как это было указано выше, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1. Определенные им условия назначения пенсий, порядок их исчисления (в том числе с учетом надбавок к пенсиям, увеличения и повышения пенсий), индексации и выплаты отличаются от условий назначения и порядка исчисления трудовых пенсий. Такое правовое регулирование, учитывающее объективные различия пенсий за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца, назначаемых на общих основаниях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) при реализации гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение истца.
Пенсия назначена на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Однако, сумма пенсии выплачивается без учета повышения, предусмотренного п.п. «г» п.1 ст.45 Закона РФ № 4468-1. В соответствии с указанным пунктом, пенсия по случаю потери кормильца повышается ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Считаю, что размер моей пенсии также подлежит повышению на 32%, как члену семьи погибшего ветерана боевых действий.
В п.п.1 п.1 ст.3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» - к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В п.3 цитируемой статьи сказано, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Федеральным законом от 27.11.2002 № 158-ФЗ (ред. от 22.08.2004) перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации дополнен пунктом следующего содержания:
Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года
Судом установлено, что сын истца погиб ДД.ММ.ГГГГ на территории Чеченской Республики в ходе выполнения боевого задания, что не отрицается и самим ответчиком, а также подтверждается копией извещения о гибели.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 28 декабря 2011 года по делу № 2-3382/2011, вступившим в законную силу 23 января 2012 года, ФИО4, погибший ДД.ММ.ГГГГ, признан в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах» - «ветераном боевых действий» с ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, сын истца на момент гибели имел статус ветерана боевых действий, как военнослужащий принимавший участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (в данном случае на территории Чеченской Республики). Доводы ответчика о том, что сын истицы являлся участником боевых действий, а не ветераном опровергаются процитированными выше нормативными правовыми актами и судебным постановлением. Тот факт, что погибший военнослужащий ФИО4 не успел в связи с гибелью получить удостоверение ветерана боевых действий, не может являться основанием к отказу в удовлетворении искового заявления.
В п.1 ст.24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплена норма, согласно которой члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В статье 5 вышеуказанного Закона РФ № 4468-1 сказано, что в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно статье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В статье 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.
Погибший ФИО4 являлся ветераном боевых действий и в соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 при жизни имел бы право на повышение пенсионных выплат с учетом 32%.
Вышеуказанная статья 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего, которым назначается пенсия по случаю потери кормильца.
Таким образом, вывод ответчика об отсутствии у истицы права на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца сделан без учета подлежащих применению правовых норм, из системного толкования которых следует, что указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.
Этот же вывод вытекает и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.
Следовательно, ФИО1 имеет право на повышение получаемой пенсии по случаю потери кормильца на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Однако, расчет суммы недополученной пенсии, представленный истцом, суд считает незаконным и противоречащим действующему законодательству и сложившейся судебной практике по данной категории дел по следующим основаниям:
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" – пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами…
Следовательно, расчет пенсии и её доплата должны производиться ежемесячно, начиная со дня возникновения права (ДД.ММ.ГГГГ) и до дня окончания расчета единовременной суммы (ДД.ММ.ГГГГ). Расчет должен проводиться с учетом ранее сделанных перерасчетов. Истцом такое требование не выполнено, вследствие чего сумма недополученной пенсии увеличена в 2,03 раза по сравнению с расчетом военного комиссариата Ставропольского края, который прилагается к возражениям.
Соответственно, предполагаемая сумма недоплаты составляет <данные изъяты> руб. 21 коп.
Расчеты военного комиссариата Ставропольского края проверены судебными инстанциями Ставропольского края. Противоречащими закону не признаны.
Ссылка истца на Разъяснение Главного финансово-экономического управления от 17 января 2007 года № 180/4/1-36 является незаконной и необоснованной по следующим основаниям:
Указанное разъяснение не является нормативным правовым актом. Более того, в разъяснении речь идет о перерасчете пенсии в связи с увеличением должностного оклада, тогда как предметом иска является не перерасчет должностного оклада, а о повышении пенсии.
Следовательно, указанное Разъяснение Главного финансово-экономического управления от 17 января 2007 года № 180/4/1-36 противоречит ст.ст.59 и 60 ГПК РФ о допустимости и относимости доказательств.
В соответствии с п.2 ст.71 ГПК РФ – письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Разъяснение Главного финансово-экономического управления от 17 января 2007 года № 180/4/1-36 не соответствует требованию п.2 ст.71 ГПК РФ и не может быть принято судом во внимание, как письменное доказательство в обоснование правильности сделанного истцом расчета суммы недополученной пенсии.
По этим же основаниям суд не может признать законным и обоснованным расчет недополученной пенсии с учетом индекса потребительских цен.
Согласно расчета недополученной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составленного военным комиссариатом Ставропольского края, её сумма составила <данные изъяты> руб. 21 коп.
С ДД.ММ.ГГГГ сумма повышения составляет <данные изъяты> руб. 55 коп. (<данные изъяты>*1,141 коэффициент индексации увеличен с ДД.ММ.ГГГГ социальных пенсий в размере 1,141)*32%). Основание - Постановление Правительства РФ от 27 марта 2012 г. № 236 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2012 г. социальных пенсий".
Представителем истца в ходе судебного заседания п.2 резолютивной части искового заявления дополнено после слов «обязать военный комиссариат Ставропольского края с ДД.ММ.ГГГГ производить выплату пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с действующим законодательством с учётом её повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года» словами «в сумме <данные изъяты> руб. 55 коп.».
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Так как суд пришел к выводу о частичном удовлетворении искового заявления, то с военного комиссариата Ставропольского края подлежат взысканию судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь со ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковое заявление ФИО1 к Военному комиссариату Ставропольского края о признании за ФИО1 права на исчисление и выплату пенсии по потере кормильца с учетом ее повышения, о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца (повышение члену семьи ветерана боевых действий) - удовлетворить частично.
Взыскать с военного комиссариата Ставропольского края в пользу ФИО1 недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца в свою пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей 21 копейка.
Обязать военный комиссариат Ставропольского края с ДД.ММ.ГГГГ производить выплату пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с действующим законодательством с учётом её повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, как нетрудоспособному члену семьи погибшего ветерана боевых действий в сумме <данные изъяты> рублей 55 копеек.
Взыскать с военного комиссариата Ставропольского края в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.
В остальной части искового заявления ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента его оглашения.
Судья подпись
КОПИЯ ВЕРНА
Судья И.А. Бреславцева