НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край) от 15.04.2013 № 2-1796/2013

  Дело №

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 15 апреля 2013 года г.Ставрополь

 Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

 председательствующего судьи Пшеничной Ж.А.,

 при секретаре Хахулиной Ю.П.,

 с участием представителя истца Рыбалкиной Л.Ф. по доверенности Волчкова А.П..,

 представителя ответчика военного комиссариата <адрес> по доверенности Панкратова И.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Рыбалкиной Л. Ф. к военному комиссариату <адрес> о взыскании задолженности пенсии по случаю потери кормильца, обязании ежемесячной выплаты повышения данной пенсии,

 У С Т А Н О В И Л:

 Рыбалкина Л.Ф. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в котором, уточнив требования, просила:

 взыскать с военного комиссариата <адрес> в свою пользу недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца единовременно за период с дата по дата в размере 279 962 руб. 36 коп.;

 обязать военный комиссариат <адрес> выплачивать ей ежемесячное повышение к пенсии в размере 1160 рублей 55 копеек ежемесячно, начиная с дата с дальнейшим пересмотром (увеличением) одновременно с изменением (индексацией) размера социальной пенсии (расчетного размера пенсии), указанной в статье 46 Закона РФ от дата № 4468-1;

 взыскать с военного комиссариата <адрес> в свою пользу судебные расходы за услуги представителя в размере 15 000 рублей.

 Извещенная надлежащим образом, истица в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении искового заявления в свое отсутствие.

 Представитель истицы по доверенности Волчков А.П. в ходе судебного заседания пояснил суду следующее:

 Рыбалкина Л. Ф., дата года рождения, является женой военнослужащего - Петренко Б. А., дата года рождения, погибшего дата при исполнении обязанностей военной службы при выполнении боевой задачи в зоне вооруженного конфликта на территории Демократической Республики Афганистан, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии П-<адрес>Т № от дата г., свидетельством о смерти Петренко Б.А. серии ДИЗ 1-ЖА № от дата г, а также извещением командира в/ч П/П 70419 № от дата г.

 В связи с гибелью мужа военным комиссариатом <адрес> в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», истице дата была назначена пенсия по случаю потери кормильца. Ответчиком дата было выдано пенсионное удостоверение серии Н №080682.

 В соответствии с п.п. «г» п.1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г. № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсии по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются: участникам ВОВ из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1-4 п.1 ст.3 ФЗ «О ветеранах» - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона.

 Однако, при назначении и выплате истице пенсии по случаю потери кормильца, не учтено повышение на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 Закона РФ № от дата г.

 Истица обратилась к военному комиссару <адрес> о производстве перерасчета пенсии по случаю потери кормильца с момента назначения пенсии и по настоящее время с учетом увеличения на 32% расчетного размера пенсии и с учетом индексации.

 дата истица получила ответ военного комиссара <адрес> №ДВ-58994-9/4070 от 04.06.2012г., согласно которому законодателем однозначно ограничен круг субъектов, в отношении которых применяется указанная статья, и пенсии повышаются исключительно самим ветеранам боевых действий.

 Полученный ответ истица считает незаконным и необоснованным, нарушающим ее конституционные права.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от дата № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам относятся военнослужащие, в том числе направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

 Муж истицы Петренко Б. А., дата года рождения, погиб дата на территории Демократической Республики Афганистан в зоне вооруженного конфликта при исполнении обязанностей военной службы по выполнению боевых задач, что не отрицается военным комиссаром <адрес> и подтверждается извещением командира в/ч П/П 70419 № от дата В связи со смертью мужа военным комиссариатом <адрес> было выдано удостоверение серии ЖР № от 03.04.1990г. в соответствии со статьей 21 Федерального закона от дата № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которой истице предоставлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

 Федеральный закон «О ветеранах» не предусматривает присвоение статуса ветерана боевых действий, а устанавливает перечень лиц, отнесенных к категории ветеранов боевых действий.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от дата № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от дата № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ от дата № 4468-1).

 В соответствии со статьей 5 Закона РФ от дата № в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца, а согласно статье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

 В силу требований статьи 45 Закона РФ от дата № пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются: участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

 Согласно п. "г" ст. 45 Закона РФ от дата № 4468-1, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с данным Законом, повышаются на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» являются члены семьи погибшего военнослужащего.

 Из этого следует вывод, что данная надбавка и начисляется к пенсии, получаемой членами семьи и назначенной в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», поскольку данный вид пенсии указан в ст. 45 названного Закона, дающей право на повышение.

 Этот же вывод вытекает и из содержания ч. 4 ст. 46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего. Данная позиция нашла свое подтверждение в Постановлении № пв-99пр от дата Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

 Закон Российской Федерации от дата № предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со статьей 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.

 При таких обстоятельствах, вывод ответчика об отсутствии права на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца, сделан без учета подлежащих применению правовых норм, из системного толкования которых следует, что указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.

 Следовательно, истица считает, что имеет право на повышение получаемой пенсии по случаю потери кормильца на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

 Истицей суду представлен следующий расчет недополученной суммы пенсии:

 Размер социальной пенсии, установленной п.п.1 п.1 ст.18 ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ, согласно ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» от 28.04.2009г. №72-ФЗ с датаг. составил 2 562,00 рубля в месяц.

 С дата по дата коэффициент индексации социальных пенсий утвержден в размере 1,088. Основание - Постановление Правительства РФ от дата № «Об утверждении коэффициента индексации с дата социальных пенсий».

 С дата по дата коэффициент индексации социальных пенсий утвержден в размере 1,0341. Основание - Постановление Правительства РФ от дата № 457.

 С дата по дата коэффициент индексации социальных пенсий утвержден в размере 1,1027. Основание - Постановление Правительства РФ от дата № «Об утверждении коэффициента индексации с дата социальных пенсий».

 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата № «Об утверждении коэффициента индексации с дата социальных пенсий», с дата коэффициент индексации социальных пенсий утвержден в размере 1,141.

 Соответственно, сумма недоплаты пенсии по случаю потери кормильца, подлежащей выплате Рыбалкиной Л.Ф. за период с 01.02.1993г. по 01.03.2013г. составляет:

 (2 562руб *1,088*1,0341*1,1027*1,141 *32%* 241 месяц): 100%= 279 692руб.36коп.

 Истица считает, что ответчик обязан произвести перерасчет недополученной пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.02.1993г. по 01.02.2013г. в размере 279 692,3б рублей.

 В связи с тем, что вышеуказанные выплаты (повышение пенсии по случаю потери кормильца) являются составной частью пенсии по случаю потери кормильца, невыплаченной пенсионеру своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, то они в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона РФ № от дата выплачиваются за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата № «Об утверждении коэффициента индексации с дата социальных пенсий», с дата сумма повышения пенсии составляет 1 160 рублей 55 копеек ежемесячно и подлежит дальнейшему увеличению в соответствии со статьей 46 Закона РФ № 4468-1, согласно которой минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

 В связи с противоправными, незаконными действиями Военного комиссара <адрес> и нежеланием решить данный вопрос в досудебном порядке, истица была вынуждена воспользоваться услугами представителя. Подтверждением этого служит соглашение на представление интересов Рыбалкиной Л.Ф. по гражданскому делу в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций от 20.01.2013г. и расписка представителя Волчкова А.П. о получении суммы в размере 15 000 рублей от 25.01.2013г.

 Представитель истицы – Волчков А.П. просил суд удовлетворить исковое заявление в полном объеме.

 Представитель ответчика по доверенности Панкратов И.Н. требования истицы не признал и пояснил суду следующее:

 Истица состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате <адрес> с дата (выплачивается пенсия по случаю потери кормильца за погибшего дата при исполнении обязанностей военной службы на территории Демократической Республики Афганистан мужа – Петренко Б. А.).

 В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от дата №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

 Право на пенсию реализуется военнослужащими и членами их семьи - исходя из специфики военной службы и особого правового статуса лиц, ее проходящих, - в рамках государственного пенсионного обеспечения в порядке и на условиях, предусмотренных, как это было указано выше, Законом Российской Федерации от дата № 4468-1. Определенные им условия назначения пенсий, порядок их исчисления (в том числе с учетом надбавок к пенсиям, увеличения и повышения пенсий), индексации и выплаты отличаются от условий назначения и порядка исчисления трудовых пенсий. Такое правовое регулирование, учитывающее объективные различия пенсий за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца, назначаемых на общих основаниях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) при реализации гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение истицы.

 Утверждая, что пенсия по случаю потери кормильца должна быть увеличена и членам семьи, не имеющим статуса ветерана боевых действий, истица фактически ставит вопрос о внесении изменений в действующее пенсионное законодательство.

 Разрешение затронутого в исковом заявлении вопроса является прерогативой законодателя, который, учитывая имеющиеся у государства на данном этапе его развития финансовые средства, а также иные факторы, в том числе связанные с необходимостью принятия дополнительных нормативных актов (финансово-обеспеченных), может расширить круг лиц, которые будут иметь право на возмещение расходов на надбавку к пенсии.

 Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

 Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие, а также вмешиваться в компетенцию другого. В том виде, как он закреплен в Конституции Российской Федерации, данный принцип не допускает расширительного толкования судебной властью нормативных актов, внесение изменений и дополнений в которые относится к полномочиям органа законодательной власти. Суд первой инстанции расширил действие ст.45 Закона РФ от дата № по кругу лиц, не имея на это Конституционных полномочий.

 Следовательно, до внесения соответствующих изменений в действующий Закон РФ от дата № 4468-1, оснований для удовлетворения требований не имеется.

 Согласно статьи 45 Федерального Закона от дата № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются:

 участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

 Законодателем однозначно ограничен круг субъектов, в отношении которых применяется указанная статья. Пенсии повышаются исключительно самим ветеранам боевых действий, которым назначается пенсия по случаю потери кормильца, а не членам семьи ветеранов боевых действий.

 Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении искового заявления в полном объеме, а также учесть расчет военного комиссариата <адрес>, так как расчет истицы ответчик считает незаконным и необоснованным по основаниям, указанным в письменных возражениях.

 Суд, выслушав доводы сторон, изучив письменные материалы дела, находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:

 Судом установлено, что истица состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате <адрес> с дата (выплачивается пенсия по случаю потери кормильца за погибшего дата при исполнении обязанностей военной службы на территории Демократической Республики Афганистан мужа – Петренко Б. А.).

 Муж истицы Петренко Б. А., дата года рождения, погиб дата на территории Демократической Республики Афганистан в зоне вооруженного конфликта при исполнении обязанностей военной службы по выполнению боевых задач, что не отрицается военным комиссаром <адрес> и подтверждается извещением командира в/ч П/П 70419 № от дата В связи со смертью мужа военным комиссариатом <адрес> истице было выдано удостоверение серии ЖР № от дата в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которого истице предоставлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

 Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от дата № «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» было предписано назначать пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным родителям и женам военнослужащих, умерших вследствие ранений, контузий или увечий, полученных в боевых действиях либо при исполнении иных обязанностей воинской службы, независимо от нахождения их на иждивении военнослужащих, а женам - и независимо от времени, прошедшего со дня смерти военнослужащего до достижения ими престарелого возраста или наступления инвалидности. Пенсии женам назначать по достижении 50-летнего возраста, а учащимся детям пенсии выплачивать до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 23-летнего возраста.

 Следовательно, начиная с даты гибели своего мужа, истица имела право на гарантии и компенсации, предусмотренные для членов семьи погибшего в ДРА военнослужащего, который считается ветераном боевых действий. Соответствующее удостоверение серии ЖР № от 03.04.1990г. в соответствии со статьей 21 Федерального закона от дата № 5-ФЗ «О ветеранах» было выдано Рыбалкиной Л.Ф.

 В дальнейшем, в п.п.1 п.1 ст.3 Федерального закона от дата № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

 В п.3 цитируемой статьи сказано, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

 В Разделе 3 Приложения к Закону «О ветеранах» закреплена норма, согласно которой боевые действия в Афганистане велись с апреля 1978 года по дата.

 Следовательно, довод ответчика о том, что муж истицы не являлся ветераном боевых действий, суд считает незаконным и необоснованным по основаниям, указанным выше.

 Суд считает также довод ответчика о том, что ст.45 Закона РФ № носит строго субъективный характер и ее нормы распространяются только на самих субъектов, указанных в этой статье, а не на членов семьи (в данном случае на вдову ветерана боевых действий) незаконным по следующим основаниям:

 В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от дата №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

 В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона РФ № 4468-1, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

 Согласно статье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

 В статье 45 Закона Российской Федерации от дата № приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.

 Закон Российской Федерации от дата № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.

 Выше было указано, что погибший муж истицы являлся ветераном боевых действий и в соответствии со статьей 45 Закона РФ от 12.02.1993г. № при жизни имел бы право на повышение пенсионных выплат.

 Вышеуказанная статья 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

 Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона РФ от 12.02.1993г. № являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

 Таким образом, вывод ответчика об отсутствии у истицы права на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца сделан без учета подлежащих применению правовых норм.

 Этот же вывод вытекает и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.

 Следовательно, суд считает, что истица безусловно имеет право на повышение получаемой пенсии по случаю потери кормильца на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

 Правомерность требований подтверждена и судебной практикой (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от дата № 12-В10-1 и Определение Верховного Суда РФ от дата N 57-В11-5).

 Однако, суд считает расчет, составленный истицей незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

 Согласно ст.1 Постановления Верховного Совета РФ от 12.02.1993г. № «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» - Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» введен в действие с дата. Следовательно, с дата в соответствии со ст.45 (п.п. «г») – пенсии повышаются участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, и партизан; участникам Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, воспитанников и юнг действующей армии; участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

 В соответствии со ст.2 Федерального закона от дата № 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» – пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами.

 Расчет должен проводиться с учетом ранее сделанных перерасчетов. Следовательно, расчет пенсии и её доплата должны производиться ежемесячно, начиная со дня возникновения права. Истицей такое требование не выполнено.

 Из вышесказанного можно сделать вывод, что право на повышение пенсии по случаю потери кормильца возникло с момента вступления в силу Закона РФ от дата № 4468-1, то есть с дата.

 Утверждение истицы о том, что за период с дата по дата с ответчика подлежит ко взысканию с учетом индексации 279692 руб. 36 коп. противоречит статьям 45 и 46 Закона РФ от дата № 4468-1, так как размер повышения 32% из суммы расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, определен на дату принятия соответствующих Законов (Федерального закона от дата № 319-ФЗ изменившим выплату повышения с минимального размера пенсии по старости на расчетный размер пенсии, указанный в ч.1 ст.46 Закона РФ № и Федерального закона от дата № 213-ФЗ, установившим пересмотр повышений одновременно с изменением (индексацией) размера социальной пенсии).

 Оспариваемый период установлен с дата по дата. Следовательно, ответчиком правомерно применены те суммы, которые действовали и были установлены по периодам с соответствующими изменениями и дополнениями в нормативной базе.

 Не может суд согласиться и с утверждением представителя истицы в той части, в которой рассчитана сумма недополученной пенсии в размере по схеме, обеспечивающей защиту взыскиваемой суммы от инфляционных процессов, так как такой расчет законодательно не обоснован и не закреплен.

 Кроме того, на момент начала перерасчета пенсии с дата и до дата сумма социального размера пенсии в размере 2562 руб. установлена не была. Действующее законодательство не предусматривает перерасчет пенсии с применением сумм, которые не были установлены в оспариваемый период.

 Установление размера социального размера пенсии в сумме 2562 на основании Федерального закона от дата № 72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» произошло лишь с дата.

 Кроме того, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры, является прерогативой законодателя, который вправе устанавливать их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан (Постановление от дата № 11-П, Определение от дата № 364-О, Определение от дата № 787-О-О).

 Суд считает ссылку представителя истицы в качестве обоснования правомерности составленного расчета суммы недополученной пенсии на Постановление Совета Министров - Правительства РФ от дата № «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» – незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

 В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

 Пунктом "б" ст. 14 Постановления Правительства РФ от дата № «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями, установлено, что в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, одновременно подлежат повышению и пенсии, ранее уволенным с военной службы военнослужащим.

 Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от дата № пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в п. 9 и 10 Постановления с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.

 Как видно из процитированных норм Постановления Правительства РФ от дата № 941, указанное Постановление регулирует вопрос назначения и перерасчета пенсии на день его назначения и дальнейшего перерасчета на будущее время. Указанный подзаконный акт не регулирует вопрос доплаты суммы пенсии и не регулирует вопрос индексации пенсии при его перерасчете по судебным постановлениям за прошлое время.

 Более того, указанное Постановление Правительства РФ регулирует вопрос перерасчета пенсии в связи с увеличением денежного довольствия, а не повышения к сумме пенсии. Предметом спора является недоплата суммы повышения к пенсии (ст.45 Закона РФ от дата № 4468-1), а не самой пенсии. В этой части, представителем истца нарушены ст.ст. 59 и 60 ГПК РФ, согласно которым суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

 Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

 Следовательно, ссылку представителя истца на Постановление Правительства РФ № от дата суд считает незаконной и необоснованной.

 По указанным выше основаниям суд считает расчет ответчика правильным и обоснованным. Следовательно, военным комиссариатом <адрес> правомерно применены те суммы, которые действовали и были установлены по периодам с соответствующими изменениями и дополнениями в нормативной базе с учетом их увеличения.

 Согласно ст.ст.196 и 197 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

 Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

 Закон РФ от дата № является специальным законом, регулирующим пенсионные отношения между истицей и ответчиком. В соответствии с п.2 ст.58 Закона РФ № сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Так как ответчиком вследствие неправильного толкования истице не выплачивалось повышение к пенсии, то взыскиваемая сумма ограничению общим сроком исковой давности не подлежит.

 Суд считает, что с военного комиссариата <адрес> необходимо взыскать с дата по дата сумму недополученной пенсии в размере 74 471 руб. 32 коп. Расчет ответчика приобщен к материалам дела. Указанный расчет суд считает законным и обоснованным.

 Так как ответчиком единовременная сумма пенсии рассчитана по дата, то ежемесячное повышение необходимо взыскивать, начиная с дата.

 Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

 Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от дата № 382-О-О, Определении от дата № 361-О-О, в части первой статьи 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

 С учетом характера дела и объема оказанных представителем истца услуг при его рассмотрении (участие в нескольких судебных заседаниях), руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд находит разумным и достаточным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на представителя в сумме 12 000 руб., так как с учетом положений п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются только от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.

 На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.194-199, 254 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ

 Исковые требования Рыбалкиной Л. Ф. к военному комиссариату <адрес> удовлетворить частично.

 Взыскать с военного комиссариата <адрес> в пользу Рыбалкиной Л. Ф. за период с дата по дата сумму недополученной пенсии в размере 74 471 руб. 32 коп.

 Обязать военный комиссариат <адрес> выплачивать Рыбалкиной Л. Ф. ежемесячное повышение к пенсии в размере 1160 рублей 55 копеек ежемесячно, начиная с дата с дальнейшим пересмотром (увеличением) одновременно с изменением (индексацией) размера социальной пенсии (расчетного размера пенсии), указанной в статье 46 Закона РФ от дата №4468-1.

 Взыскать с военного комиссариата <адрес> в пользу Рыбалкиной Л. Ф. расходы на оплату услуг представителя в размере 12000 рублей.

 В остальной части исковых требований Рыбалкиной Л. Ф. - отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

 Решение в окончательной форме составлено дата г.

 Судья подпись Ж.А.Пшеничная

 Копия верна. Судья Ж.А. Пшеничная