Промышленный районный суд города Ставрополя Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Промышленный районный суд города Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1335/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2012 г. г. Ставрополь
Судья Промышленного районного суда г. Ставрополя Соколовский А.Ю.
с участием истицы ФИО1,
представителя ответчика – ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края» ФИО2,
действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре Лайпановой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю о признании права на назначение пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязании включить в стаж дающий право на трудовую пенсию по старости на основании п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортпроводника самолетов АН-24, ЯК-40 в авиакомпании «МоСТ-ТРАНСАвиа», назначить пенсию с даты возникновения права, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований указала, что ФИО1 обратилась в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на льготных основаниях в связи с достижением возраста 45 лет. При подаче заявления о назначении пенсии ФИО1 представила в Управление все необходимые документы, в том числе трудовую книжку и справки, подтверждающие льготный характер работы. Однако, в назначении пенсии на льготных основаниях с возраста 45 лет, ФИО1 было отказано. Не согласившись с отказом, ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением о признании права на назначение пенсии.
В судебном заседании истица пояснила, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края (далее Управление) с заявлением о назначении льготной пенсии в соответствии п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицо, проработавшее не менее 7 лет 6 месяцев на работах с вредными условиями труда. При обращении за назначением пенсии она руководствовалась Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден Список № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Управление отказало ей в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы в гражданской авиации. При подсчете продолжительности стажа с вредными условиями труда ответчик посчитал не подлежащим включению в льготный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортпроводника самолетов АН-24, ЯК-40 в авиакомпании «МоСТ-ТРАНС Авиа», поскольку из уточняющей справки не усматривается принадлежность организации к Гражданской авиации. С отказом истица не согласна поскольку в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173 от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (в редакции Постановления Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 591) право на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, занятые: XXI-Транспорт; раздел 3 - гражданская авиация; код № - бортпроводники.
В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в должности бортпроводника в Ставропольском объединенном авиаотряде, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортпроводника самолетов АН-24, ЯК-40 в авиакомпании «МоСТ-ТРАНС Авиа». Факт работы в указанных организациях в должности бортпроводника подтверждается соответствующими справками, которые были предоставлены истицей в Управление ПФР по г. Ставрополю при обращении за назначением пенсии. Однако, справку выданную ОАО «Ставропольская акционерная авиакомпания» для зачета работы в должности бортпроводника в льготный стаж приняли, а справку выданную авиакомпанией «МоСТ-ТРАНС Авиа» в зачет льготной работы не приняли. При этом ответчиком не учтено, что в самой справке указано, что организация является авиакомпанией и мною выполнялась работа в должности бортпроводника самолетов АН-24 и ЯК-40 с выполнением месячной и годовой нормы налета часов. То есть из текста справки однозначно следует, что выполняемая работа проходила в гражданской авиации и объем работы соответствовал установленным нормам налета часов (т.е. времени нахождения в полете).
Профессия «бортпроводник» предусмотрена только в авиакомпаниях гражданской авиации, в каких либо других отраслях авиации такой профессии нет. В соответствии с должностными обязанностями бортпроводник обязан обеспечивать безопасность и обслуживание пассажиров на борту самолета. Регулярной перевозкой пассажиров имеют право заниматься только авиакомпании гражданской авиации. Данный вид деятельности является лицензированным и осуществляется только предприятиями, состоящими в системе гражданской авиации РФ.
Кроме того, ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие указанного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В соответствии с выпиской УПФР по г. Ставрополю от ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенной конвертации продолжительность стажа с особыми условиями туда составила В указанный стаж включен, в том числе и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортпроводника самолетов АН-24, ЯК-40 в авиакомпании «МоСТ-ТРАНС Авиа». То есть на момент проведения конвертации претензий, по справке подтверждающей характер работы, у ответчика не имелось. И в соответствии с имеющейся выпиской право на пенсию по льготным основаниям было подтверждено.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требовании не признала и пояснила, что истица обратилась в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю СК с заявлением о назначении пенсии на льготных основаниях в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицо, проработавшее не менее 7 лет 6 месяцев на работах с вредными условиями труда. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Управление отказало истице в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы в гражданской авиации. При подсчете продолжительности стажа с вредными условиями труда ГУ – Управление посчитало не подлежащим включению в льготный стаж период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортпроводника самолетов АН-24, ЯК-40 в авиакомпании «МоСТ-ТРАНС Авиа», поскольку из уточняющей справки не усматривается принадлежность организации к Гражданской авиации. Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № (ДД.ММ.ГГГГ) раздела ХХ1 «Транспорт» подраздела «Гражданская авиация» пользуются бортпроводники. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, оснований для назначения трудовой пенсии по старости не имеется. В представленной ФИО1 уточняющей справке от ДД.ММ.ГГГГ № выданной ООО «ММоСТ-ТРАНС Авиа-Интернейшнл» подтверждающей работу истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортпроводника самолетов АН-24, ЯК-40 в авиакомпании «МоСТ-ТРАНС Авиа», не указано что данная организация относится к структуре гражданской авиации. Таким образом, указанный период работы не может быть засчитан в льготный стаж для назначения досрочной пенсии по старости. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения сторон и изучив материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного заседания установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края (далее Управление) с заявлением о назначении льготной пенсии в соответствии п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицо, проработавшее не менее 7 лет 6 месяцев на работах с вредными условиями труда. При обращении за назначением пенсии ФИО1 руководствовалась Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден Список № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Управление отказало истице в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы в гражданской авиации. При подсчете продолжительности стажа с вредными условиями труда ответчик посчитал не подлежащим включению в льготный стаж период работы заявительницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортпроводника самолетов АН-24, ЯК-40 в авиакомпании «МоСТ-ТРАНС Авиа», поскольку из уточняющей справки не усматривается принадлежность организации к Гражданской авиации.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173 от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (в редакции Постановления Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 591) право на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, занятые: XXI-Транспорт; раздел 3 - гражданская авиация; код № - бортпроводники.
В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. п. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как видно из представленных документов в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в должности бортпроводника в Ставропольском объединенном авиаотряде, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортпроводника самолетов АН-24, ЯК-40 в авиакомпании «МоСТ-ТРАНС Авиа». Факт работы в указанных организациях в должности бортпроводника подтверждается соответствующими справками, которые были предоставлены в Управление ПФР по г. Ставрополю при обращении за назначением пенсии. Однако, справку, выданную ОАО «Ставропольская акционерная авиакомпания» для зачета работы в должности бортпроводника в льготный стаж приняли, а справку выданную авиакомпанией «МоСТ-ТРАНС Авиа» в зачет льготной работы не приняли.
Изучив имеющуюся в материалах дела справку, суд считает неправомерной позицию ответчика о том, что данная справка не подтверждает работу истицы в транспортном предприятии Гражданской авиации, так как в самой справке указано, что организация является авиакомпанией и ФИО1 выполнялась работа в должности бортпроводника самолетов АН-24 и ЯК-40 с выполнением месячной и годовой нормы налета часов. То есть из текста справки однозначно следует, что выполняемая работа проходила в гражданской авиации и объем работы соответствовал установленным нормам налета часов (т.е. времени нахождения в полете).
В соответствии с принципами пенсионного законодательства, право на досрочное назначение пенсии по старости связано исключительно с фактом работы гражданина на должностях и производствах предусмотренных соответствующими нормативными актами. При этом назначение досрочной пенсии по старости по своей правовой природе является компенсацией предусмотренной государством за работу с повышенными психо-эмоциональными и физическими нагрузками.
Профессия «бортпроводник» предусмотрена только в авиакомпаниях гражданской авиации, в каких либо других отраслях авиации такой профессии нет. В соответствии с должностными обязанностями бортпроводник обязан обеспечивать безопасность и обслуживание пассажиров на борту самолета. Регулярной перевозкой пассажиров имеют право заниматься только авиакомпании гражданской авиации. Данный вид деятельности является лицензированным и осуществляется только предприятиями, состоящими в системе гражданской авиации РФ.
В материалах дела представлена выписка формы СЗВ-К «Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования от ДД.ММ.ГГГГ. из которой следует, что в соответствии со ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие указанного Федерального закона была осуществляется оценка пенсионных прав ФИО1 в качестве застрахованного лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В соответствии с выпиской УПФР по г. Ставрополю от ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенной конвертации продолжительность стажа с особыми условиями туда составила . В указанный стаж включен, в том числе и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортпроводника самолетов АН-24, ЯК-40 в авиакомпании «МоСТ-ТРАНС Авиа». То есть на момент проведения конвертации претензий, по справке подтверждающей характер работы, у ответчика не имелось. И в соответствии с указанной выпиской право на пенсию по льготным основаниям было подтверждено ГУ – Управлением Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю еще в ДД.ММ.ГГГГ при обращении ФИО1 за конвертацией пенсионных прав в соответствии с действующим законодательством.
С учетом изложенного суд считает отказ ГУ – Управления ПФР по г. Ставрополю в назначении пенсии на льготном основании ФИО1 необоснованным и незаконным.
На основании, изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края включить в стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости на основании пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173 от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в РФ» период работы ФИО1: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортпроводника самолетов АН-24, ЯК-40 в авиакомпании «МоСТ-ТРАНС Авиа».
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края назначить досрочную трудовую пенсию по старости ФИО1 на основании п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173 от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в РФ», с даты возникновения права, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 30 дней с момента изготовления решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Ставрополя.
Судья: А.Ю. Соколовский
Копия верна. Судья: