Дело № 2-2033/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2018 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Степановой Е.В.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя третьего лица Управления Судебного департамента в СК – ФИО2 по доверенности,
при секретаре Приходько Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в Промышленный районный суд г. Ставрополя с исковым заявлением, впоследствии уточненным, к Администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что ФИО1 с ноября 2013 года по настоящее время является работником аппарата Ставропольского гарнизонного военного суда, занимая должность секретаря судебного заседания.
Жилищной комиссией Управления Судебного департамента в Ставропольском крае ФИО1 признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением и состоит на учёте нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В июле 2017 года судья Московского гарнизонного военного суда Дерепко А.С. сдал администрации Промышленного района города Ставрополя ранее предоставленную ему трехкомнатную квартиру муниципального жилого фонда, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального Конституционного Закона РФ от 23.06.1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» жилая площадь, занимаемая судьями военных судов и судьями Судебной коллегии по делам военнослужащих в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в случае ее освобождения предоставляется другим судьям военных судов, а также работникам аппаратов военных судов, нуждающимся в улучшении жилищных условий с учетом норм, установленных федеральным законом.
дата жилищной комиссией при Управлении Судебного департамента в Ставропольском крае ФИО1 признана нуждающейся в жилом помещении, и комиссией принято решение ходатайствовать перед администрацией г. Ставрополя о предоставлении ей жилого помещения по адресу: <адрес>, на основании ч. 5 ст. 31 Федерального Конституционного Закона РФ от 23.06.1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», согласно которой жилая площадь, занимаемая судьями военных судов в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в случае ее освобождения предоставляется другим судьям военных судов, а также работникам аппаратов военных судов, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
дата начальник УСД по СК, обратившись к Главе администрации г. Ставрополя с запросом о предоставлении ФИО1 указанного жилого помещения, направил необходимые для принятия такого решения документы.
дата администрацией г. Ставрополя было отказано начальнику УСД по СК в предоставлении ФИО1 указанного жилья. В обоснование данного отказа приведены следующие доводы:
- ФИО1 не состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Ставрополя, которая, руководствуясь ст. 14 Жилищного кодекса РФ, предоставляет жилые помещения по договору социального найма малоимущим гражданам.
- Жилое помещение по адресу: <адрес>, не может быть предоставлено ФИО1 в порядке ч. 5 ст. 31 Федерального Конституционного Закона РФ от 23.06.1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», поскольку указанная квартира предоставлялась ФИО3 как военнослужащему, а не как судье.
ФИО1 полагает, что отказ администрации г. Ставрополя в предоставлении ей жилого помещения незаконен, а изложенные в нём доводы – несостоятельны по следующим основаниям.
Статьями 76, 108 Конституции РФ установлено, что Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. При этом федеральные конституционные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации, а федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Жилое помещение подлежит предоставлению ФИО1 в порядке ч. 5 ст. 31 Федерального Конституционного Закона РФ от 23.06.1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».
Исходя из позиции администрации г. Ставрополя, для того, чтобы судье военного суда либо работнику аппарата военного суда было предоставлено жилье в порядке ч. 5 ст. 31 указанного ФКЗ, они должны быть признаны малоимущими. Однако с данным выводом нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Считает бесспорным, что применительно к возникшим правоотношениям ответчику и суду надлежит руководствоваться ч. 5 ст. 31 ФКЗ РФ от 23.06.1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» без дополнительного применения положений закона о предоставлении жилья малоимущим гражданам.
Кроме того, указанным ФКЗ предусмотрено повторное заселение судьями и работниками аппаратов военных судов жилых помещений, освобождаемых судьями военных судов, и данное положение Федерального конституционного закона не признано утратившим силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ, а, следовательно, подлежит применению независимо от вида жилищного фонда, к которому относится жилое помещение.
Положения указанного ФКЗ и иных нормативно-правовых актов не содержат запрета на предоставление работникам аппаратов военных судов жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, ФИО1 полагает, что отказ в предоставлении ей жилого помещения по данному основанию является незаконным и необоснованным.
Кроме того доводы администрации г. Ставрополя о том, что жилое помещение по адресу: <адрес>, не может быть предоставлено ФИО1 в порядке ч. 5 ст. 31 ФКЗ РФ от 23.06.1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» в связи с тем, что оно предоставлялось ФИО3 (отцу судьи военного суда Дерепко А.С.) как военнослужащему, а не как судье, полагает несостоятельными, так как они не основаны на законе, а указанный факт не имеет правового значения.
Положения указанного ФКЗ и иных нормативно-правовых актов не содержат условия, при котором жилое помещение, освобождаемое судьей военного суда, должно было быть получено им как судьей.
Исходя из положений указанного ФКЗ, важен лишь тот факт, что на момент освобождения жилого помещения Дерепко А.С., передавший квартиру администрации Промышленного района г. Ставрополя, являлся судьей Московского гарнизонного военного суда.
Таким образом, полагает, что отказ в предоставлении ФИО1 жилого помещения по данному основанию также является незаконным и необоснованным.
Просит суд признать незаконным отказ администрации г. Ставрополя в предоставлении ФИО1 жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес>.
Также просит суд обязать администрацию г. Ставрополя предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации г. Ставрополя, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, причины неявки суду не известны, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.
Однако ранее представителем ответчика Администрации г. Ставрополя – ФИО4 по доверенности в суд были представлены письменные возражения на заявленные исковые требования, согласно которым указано следующее.
дата из Управления Судебного департамента в СК в Администрацию г. Ставрополя поступило письмо № с приложением документов, в том числе с выпиской из протокола от дата№ заседания жилищной комиссии при Управлении Судебного департамента в Ставропольском крае о распределении спорной квартиры в порядке ч. 5 ст. 31 Федерального Конституционного закона от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», а также ст. 51 Жилищного кодекса РФ секретарю судебного заседания Ставропольского гарнизонного военного суда ФИО1, т. е. на условиях социального найма.
дата Администрацией г. Ставрополя было отказано в предоставлении вышеуказанной квартиры по следующим основаниям.
Изначально спорная квартира была распределена Постановлением главы администрации города Ставрополя Ставропольского края от дата№ «О распределении жилой площади в 80 квартирном жилом доме Группы Российских войск в Закавказье по <адрес>».
Впоследствии спорная квартира постановлением главы администрации Ленинского района города Ставрополя от дата№ «О предоставлении жилой площади» (п. 1.19) предоставлена военнослужащему Группы Российских войск в Закавказье ФИО3, дата года рождения (отцу Дерепко А.С).
В соответствии с контрольным талоном к ордеру на вышеуказанное жилое помещение от дата№ совместно с нанимателем ФИО3 были вселены: жена – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – ФИО3 С.ч, дата года рождения, сын – Дерепко А. С., дата года рождения.
Дерепко А.С. фактически проживал в указанной квартире до 2010 года, а в связи Указом Президента Российской Федерации о назначении судей военных судов от дата№Дерепко А.С. назначен судьей Московского гарнизонного военного суда, следовательно, переехал в другой субъект Российской Федерации.
Вышеуказанное жилое помещение Дерепко А.С. (сын ФИО3) сдал по акту приема-передачи жилого помещения администрации Промышленного района г. Ставрополь только дата.
Таким образом, жилое помещение № по <адрес> в <адрес>, предоставлялось ФИО3 (отцу Дерепко А.С.) как военнослужащему, но не как судье, постановлением главы администрации города Ставрополя от 10.08.1993 года № 1213 закреплялось за группой Российских войск в Закавказье, следовательно, в данной ситуации применению подлежит ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
В связи с чем, в данной ситуации положения ч. 5 ст. 31 Федерального Конституционного закона от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» применению не подлежат, поскольку предоставление спорной квартиры секретарю судебного заседания ФИО1 означало бы нарушение жилищных прав военнослужащих.
Кроме того, согласно статье 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 1, 2 ст. 49 вышеуказанного кодекса по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со статьей 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет.
В настоящее время администрацией города Ставрополя на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются следующие категории граждан: вынужденные переселенцы; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; малоимущие граждане; реабилитированные лица и члены их семей; инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; инвалиды боевых действий, ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий; многодетные родители, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, признанные по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления и документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2006 года № 126-п «О мерах по реализации закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» утвержден перечень документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления им помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма.
Таким образом, ЖК РФ закреплено, что жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанными в установленном законном порядке малоимущими и состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Однако, ФИО1 с таким заявлением в администрацию города Ставрополя не обращалась, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя не состоит, малоимущей в установленном законном порядке не признана.
Так, у администрации города Ставрополя отсутствовали правовые основания для предоставления ФИО1 спорного муниципального жилого помещения в порядке ч. 5 ст. 31 Федерального Конституционного закона от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ, п. 1 ст. 51 ЖК РФ на условиях договора социального найма.
Управление Судебного департамента в СК осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей.
Управление Судебного департамента в СК в пределах своей компетенции также принимает меры по обеспечению нуждающихся в жилых помещениях судей районных судов, гарнизонных военных судов и мировых судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов и гарнизонных военных судов благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством (п. 11.2 ст. 14федерального закона от 08.01.1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»).
Жилищная комиссия при управлении Судебного департамента в СК в своей деятельности руководствуется «Положением о жилищной комиссии», утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации от 07.06.2012 года № 123, и другими нормативно-правовыми актами и образуется в целях решения вопросов улучшения жилищных условий судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов, мировых судей, а также компенсации судьям расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений.
Основания и порядок обеспечения жильем как судей военных судов, так и работников аппарата суда регулируется во взаимосвязи с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок и условия предоставления жилых помещений предусмотрен положением «О порядке признания судей судов общей юрисдикции нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечения жилыми помещениями и снятия их с учета», утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 07 июня 2012 № 122 (Положение № 122).
Согласно Положению № 122 жилые помещения предоставляются судьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, по решению Комиссии, с учетом очередности. При этом очередность определяется исходя из даты принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Несоблюдение очередности обеспечения жилыми помещениями возможно при письменном отказе лиц, состоящих первыми в очереди нуждающихся в предоставлении жилых помещений, от предлагаемого им жилого помещения.
Кроме того, Положением № 122 предусмотрено, что жилое помещение предоставляется из расчета нормы предоставления, установленной в муниципальном образовании по месту нахождения суда.
Однако, в протоколе от дата отсутствует расчет нормы не предоставления на состав семьи ФИО1
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 г. № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» от 21.03.2008 года № 192 до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Кроме того, вышеуказанные положения регулируют порядок обеспечения жильем судей, но не работников аппарата суда, являющиеся государственными гражданскими служащими.
Таким образом, наличие свободного служебного жилья при отсутствии нуждающихся в нем судей, законодательство допускает в качестве исключения рассмотреть вопрос его предоставления государственному служащему, также нуждающемуся в улучшении жилищных условий по решению жилищной комиссии суда, но на условиях договора найма служебного жилого помещения.
Однако спорная квартира не может быть предоставлена муниципальным образованием как служебная, поскольку не отнесена к специализированному жилищному фонду в установленном законом порядке, о чем Судебному Департаменту было сообщено письмом администрации от дата.
Анализ вышеуказанных положений указывает, что в качестве единственного источника финансирования по обеспечению жилыми помещениями, судей и работников аппарата суда, признанных нуждающимися жилищной комиссией при Судебном Департаменте, действующее законодательство предусматривает лишь федеральный бюджет, что соответствует общему порядку финансирования деятельности военных судов как федеральных органов государственной власти – исключительно за счет средств федерального бюджета.
Факт принадлежности жилых помещений к муниципальному жилищному фонду подтверждается наличием недвижимого имущества в реестре муниципальной собственности города Ставрополя и удостоверяется выпиской из реестра муниципальной собственности города Ставрополя, выдаваемой Комитетом.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от дата№<адрес> городе Ставрополе, значится в реестре муниципальной собственности.
В силу ст. 288, 209 Гражданского кодекса РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В распоряжении жилищной комиссии при Судебном Департаменте в СК находятся жилые помещения, приобретенные за счет бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета, в порядке, предусмотренном постановлением № 192.
Поскольку спорная квартира является собственностью муниципального образования, то лишь оно вправе распределять и предоставлять спорное жилое помещение.
Согласно ч. 6, 8 ст. 33 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» работники аппарата военного суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Права и обязанности работников аппарата военного суда, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе.
В соответствии с п. 4 ст. 53 федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в качестве дополнительных гарантий гражданским служащим может предоставляться право на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» и нормативным правовым актом субъекта РФ.
Согласно выписке из протокола № от дата, приобщенной к материалам дела, заседания территориальной подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Ставропольского краевого суда, Шестнадцатого апелляционного арбитражного суда, Арбитражного суда Ставропольского края, районных (городских) гарнизонных, военных судов Ставропольского края и Управления Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Ставропольском крае единовременной субсидии на приобретение жилого помещения – секретарь судебного заседания Ставропольского гарнизонного военного суда ФИО1 принята на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Согласно выписке из протокола от дата№ на повестке дня рассматривался вопрос о распределении секретарю судебного заседания ФИО1 квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
По итогам голосования жилищной комиссии, ФИО1 признана нуждающейся в жилом помещении, состоящем на балансе администрации Промышленного района г. Ставрополя, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке п. 1 ст. 51 ЖК РФ (т.е. на условиях социального найма), ч. 5 ст. 31 ЗКЗ - 1 «О военных судах Российской Федерации».
Однако, действующее законодательство не предусматривает возможность признания граждан нуждающимися в конкретном жилом помещении.
Просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления Судебного департамента в СК – ФИО2 по доверенности поддержала заявленные исковые требования, считая их законными и обоснованными, а также дала следующие пояснения.
ФИО1 работает в Ставропольском гарнизонном военном суде в должности секретаря судебного заседания с дата.
датаФИО1 был предоставлен отпуск по беременности и родам, дата – отпуск до достижения ребенком возраста полутора лет, дата – отпуск до достижения ребенком возраста трех лет. С дата по настоящее время ФИО1 находится в отпуске по беременности и родам.
Решением от дата территориальной подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным гражданским служащим Ставропольского краевого суда, Шестнадцатого апелляционного арбитражного суда, Арбитражного суда Ставропольского края, районных (городских), гарнизонных военных судов Ставропольского края и Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ставропольском крае единовременной субсидии на приобретение жилого помещения секретарь судебного заседания Ставропольского гарнизонного военного суда ФИО1 принята на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
В адрес Управления Судебного департамента в Ставропольском крае поступило обращение председателя Ставропольского гарнизонного военного суда ФИО6 о распределении ФИО1 квартиры муниципального жилищного фонда, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>.
дата данная квартира была сдана администрации Промышленного района города Ставрополя судьей Московского гарнизонного военного суда Дерепко А. С..
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" жилая площадь, занимаемая судьями военных судов и судьями Судебной коллегии по делам военнослужащих в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в случае ее освобождения предоставляется другим судьям военных судов, а также работникам аппаратов военных судов, нуждающимся в улучшении жилищных условий с учетом норм, установленных федеральным законом.
дата Управлением на имя Главы города Ставрополя и главы администрации Промышленного района города Ставрополя было направлено письмо с просьбой не распределять спорное жилое помещение до принятия решения жилищной комиссией Управления.
дата получен ответ администрации Промышленного района города Ставрополя с содержанием информации о том, что данное жилое помещение не будет распределяться до принятия решения жилищной комиссией Управления, и о том, что указанное решение и ходатайство о распределении квартиры необходимо направлять на имя главы города Ставрополя.
дата жилищной комиссией при Управлении Судебного департамента в Ставропольском крае было принято решение признать ФИО1 нуждающейся в данном жилом помещении на основании пункта 1 статьи 51 "Жилищного кодекса Российской Федерации" и обратиться с ходатайством к Главе города Ставрополя о распределении квартиры муниципального жилищного фонда ФИО1 на основании пункта 5 статьи 31 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации".
дата Управлением в адрес Главы города Ставрополя направлено письмо с просьбой распределить указанную квартиру ФИО1
дата Управлением получен ответ Администрации города Ставрополя о распределении указанной квартиры. В данном ответе содержится информация о том, что данная квартира была предоставлена военнослужащему Группы Российских войск в Закавказье ФИО3 (отцу Дерепко А.С.) на основании постановления главы администрации Ленинского района города Ставрополя от дата№. Сдал жилое помещение по акту приема-передачи администрации Промышленного района города Ставрополя датаДерепко А. С., судья Московского гарнизонного военного суда.
Однако, спорное жилое помещение ФИО3 как судье не предоставлялось, следовательно, положения пункта 5 статьи 31 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" не подлежат применению. Описан порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указано на отсутствие правовых оснований для предоставления ФИО1 спорной квартиры.
Считает, что ФИО1 нуждается в жилом помещении в соответствии с пунктом 5 статьи 31 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", главой 7 "Жилищного кодекса Российской Федерации".
На основании вышеизложенного, требования истца ФИО1 поддерживает и просит суд их удовлетворить.
В судебное заседание представитель третьего лица Администрации Промышленного района г. Ставрополя, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, причины неявки суду не известны, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по отдельности и в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что с ноября 2013 года по настоящее время истец ФИО1 является работником аппарата Ставропольского гарнизонного военного суда, занимая должность секретаря судебного заседания, что подтверждается справкой № от дата.
Ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
Согласно п. 4 ст. 53 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии п.п. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 года N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" (вместе с "Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения") единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа (руководителя территориального органа федерального государственного органа - в случае наделения его такими полномочиями) гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения.
Судом установлено, что с учетом вышеуказанных норм права истец ФИО1 была принята на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, что подтверждается выпиской из протокола № от дата заседания жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Ставропольском крае.
Из ч. 5 ст. 31 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" следует, что жилая площадь, занимаемая судьями военных судов и судьями Судебной коллегии по делам военнослужащих в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в случае ее освобождения предоставляется другим судьям военных судов, а также работникам аппаратов военных судов, нуждающимся в улучшении жилищных условий с учетом норм, установленных федеральным законом.
датаФИО1 обратилась к начальнику Управления Судебного департамента в Ставропольском крае ФИО7 с заявлением о передаче на рассмотрение жилищной комиссии вопроса о распределении ее семье муниципального жилья, которое было сдано судьей Московского гарнизонного военного суда Дерепко А.С.
Из материалов дела следует, что дата проведено заседание жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Ставропольском крае (оформленное протоколом №), на котором было решено признать ФИО1 нуждающейся в представлении жилого помещения по адресу: <адрес>, находящегося на балансе администрации Промышленного района г. Ставрополя и освобожденного судьей Московского гарнизонного военного суда Дерепко А.С., а также решено обратиться с ходатайством к Главе г. Ставрополя по вопросу распределения ей указанной квартиры из муниципального жилищного фонда.
Так, дата начальник Управления Судебного департамента в СК обратился к Главе администрации г. Ставрополя с запросом о предоставлении ФИО1 вышеуказанного жилого помещения по адресу: <адрес>, предоставив необходимые для принятия такого решения документы (исх. №).
Однако, письмом № от дата администрацией г. Ставрополя было отказано начальнику УСД в СК в предоставлении ФИО1 испрашиваемого жилого помещения, поскольку:
- ФИО1 не состоит на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Ставрополя, которая, руководствуясь ст. 14 Жилищного кодекса РФ, предоставляет жилые помещения по договору социального найма малоимущим гражданам;
- жилое помещение по адресу: <адрес>, не может быть предоставлено ФИО1 в порядке ч. 5 ст. 31 Федерального Конституционного Закона РФ от 23.06.1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», поскольку указанная квартира предоставлялась ФИО3 как военнослужащему, а не как судье.
Не согласившись с указанным решением Администрации г. Ставрополя, истец ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. Из смысла названной нормы Кодекса следует, что предъявление соответствующего требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положениями статей 11, 12 Гражданского кодекса РФ определено, что в суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, перечисленными в статье 12 названного Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
На основании ч. 1 ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) – обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Из ч. 1 ст. 672 ГК РФ следует, что в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В ч. 1 ст. 49 ЖК РФ указано, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
В силу ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
На основании ч. 3 ст. 672 ГК РФ договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Из ч. 1 ст. 69 ЖК РФ следует, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что изначально спорная квартира по адресу: <адрес>, была распределена на основании Постановления главы администрации города Ставрополя Ставропольского края № от дата «О распределении жилой площади в 80-квартирном жилом доме Группы Российских войск в Закавказье по <адрес>».
Впоследствии данная квартира на основании постановления главы администрации Ленинского района города Ставрополя № от дата «О предоставлении жилой площади» (п. 1.19) предоставлена военнослужащему Группы Российских войск в Закавказье ФИО3, дата года рождения.
В соответствии с контрольным талоном к ордеру на вышеуказанное жилое помещение № от дата совместно с нанимателем ФИО3 были вселены:
- жена – ФИО5, дата года рождения,
- сын – ФИО3 С.ч, дата года рождения,
- сын – Дерепко А. С., дата года рождения.
Судом установлено, что Дерепко А.С. (сын нанимателя ФИО3) фактически до 2010 года проживал в квартире по адресу: <адрес>, а затем на основании Указа Президента Российской Федерации № от дата был назначен судьей Московского гарнизонного военного суда и переехал в другой субъект Российской Федерации.
Однако, Дерепко А.С. (сын нанимателя ФИО3) сдал по акту приема-передачи жилое помещение по адресу: <адрес>, администрации Промышленного района г. Ставрополь только дата.
Из возражений ответчика Администрации г. Ставрополя следует, что жилое помещение № по <адрес> в <адрес>, предоставлялось ФИО3 (отцу Дерепко А.С.) именно как военнослужащему, но не как судье, однако суд полагает необходимым отнестись критически к указанному доводу ответчика, поскольку после смерти нанимателя ФИО3 ответственным нанимателем стал Дерепко А.С., который, став судьей в 2010 году, продолжил пользоваться занимаемой им муниципальной квартирой.
Однако, судом установлено, что Дерепко А.С. (сын нанимателя ФИО3) занимал спорное жилое помещение до 2010 года как военнослужащий, а в период с 2010 года по дата продолжал занимать его уже будучи судьей военного суда.
Суд считает вышеуказанные действия Дерепко А.С. обоснованными, поскольку Федеральный закон от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" приравнивал судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Существенные изменения, касающиеся правового статуса судей военных судов, были внесены Федеральными конституционными законами от 29 июня 2009 г. N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" и от 28 ноября 2009 г. N 7-ФКЗ "О внесении изменений в статью 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации".
В свою очередь, суд полагает необходимым отметить, что после смерти ответственного нанимателя ФИО3, а так же после внесения изменения в Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" – Администрация г. Ставрополя, как распорядитель муниципального имуществ, не потребовала возвратить жилое помещение, соответственно согласилось с правом пользования данным помещением судьей Военного гарнизонного суда Дерепко А.С.
Следовательно, к возникшему спору подлежат применению положения ч. 5 ст. 31 ФКЗ от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», согласно которой жилая площадь, занимаемая судьями военных судов и судьями Судебной коллегии по делам военнослужащих в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в случае ее освобождения предоставляется другим судьям военных судов, а также работникам аппаратов военных судов, нуждающимся в улучшении жилищных условий с учетом норм, установленных федеральным законом.
Таким образом, законом прямо предусмотрена передача освободившейся жилой площади судьям и сотрудникам военных судов.
С учетом указанных выше обстоятельств, суд полагает, что освобожденная судьей Московского гарнизонного военного суда Дерепко А.С. квартира по адресу: <адрес>, до 2010 года, может быть предоставлена работнику аппарата Ставропольского гарнизонного военного суда, нуждающемуся в улучшении жилищных условий – ФИО1.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отказ Администрации г. Ставрополя в предоставлении ФИО1 освободившегося жилого помещения из муниципального жилищного фонда, является незаконным и необоснованным.
Рассматривая довод ответчика Администрации г. Ставрополя о том, что ФИО1 не может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, поскольку она не состоит на учете в администрации города Ставрополя в качестве нуждающейся в жилых помещениях, а также малоимущей в установленном законном порядке не признана, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ указано, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ следует, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет.
Из ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ следует, что решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу ст. 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истец ФИО1 имеет право на заключение с ней договора социального найма жилого помещения.
Таким образом, суд считает заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма – удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации г. Ставрополя в предоставлении ФИО1 жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию г. Ставрополя предоставить ФИО1 по договору социального найма жилое помещение по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Степанова