НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край) от 10.06.2021 № 2-1017/2021

Дело № 2-1017/2021

УИД 26RS0001-01-2020-014542-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2021 года город Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Емельяновой Т.М. при секретаре Меркулове А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Айрапетова А. А. к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (межрайонное) о перерасчете пенсии по старости

УСТАНОВИЛ:

Айрапетов А.А. обратился в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением (в последующем уточненным) к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований Айрапетов А.А. указывает на то, что 18.08.2018г. ему назначена страховая пенсия по старости в размере 9952 руб. 35 коп. при продолжительности страхового стажа 29 лет 7 месяцев 28 дней. При расчете размера страховой пенсии был рассчитан размер отношения заработков в размер 0,187 при максимальном размере 1,2. Данный коэффициент применен без учета размера наибольшей заработной платы, которую получал с дата по 25.08.1989г., работая в должности мастера прораба Специализированном строительно-монтажном управлении Ордена Дружбы народов Чечено-Ингушского управления строительства, и с дата по 30.12.1990г. в должности прораба в Строительно-монтажном управлении Ордена Дружбы народов Чечено-Ингушского управления строительства. Получал наибольшую заработную плату за всю трудовую деятельность. Однако, подтвердить размер заработной платы не может в связи со следующим.

ГУ УПФ РФ СК по <адрес> (межрайонное) обратилось в Министерство Строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской республики ГУП «Ордена дружбы народов Чеченское управление строительства имени Э.Э. Исмаилова с запросом об указании размера заработной платы в указанные периоды. Организация разъяснила в ответах от 14.08.2018г. и от 13.08.2018г. , что кадровые документы по заработной плате не сохранились. Общеизвестным и официально признанным властями фактом является то, что на территории Чеченской республики происходили военные действия. Вследствие военных действий у работодателя не сохранились указанные документы по кадрам, в том числе по заработной плате.

Истец запросил сведения о размере заработной платы по отрасли строительства в Управлении Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Указанное учреждение предоставило информацию о том, что средняя заработная плата по строительной отрасли составила: за 1985г. – 219,0 руб., за 1986г. – 227,3 руб., за 1987г. – 239,9 руб., за 1988г. – 262,9 руб., за 1989г. – 288,5 руб., за 1990г. – 329,5 руб.

Кроме того, согласно комсомольскому билету заработная плата составила в августе 1984г. – 40 руб., с сентября по декабрь 1984г. по 45 руб., в 1985г. с января по август - по 45 руб., с сентября по декабрь по 155 руб.; в 1986г. по 155 руб., в 1987г. по 160 руб.; в 1988 с января по август по 160 руб., с сентября по декабрь 1988г. по 200 руб.; в 1989г. с января по февраль по 200 руб., с марта по июнь 1989г. по 220 руб.

В Пенсионном фонде не могут принять указанные документы как основу для перерасчета пенсии, поэтому истец вынужден обратиться в суд с иском.

Просит суд обязать ГУ УПФ РФ СК по <адрес> сделать перерасчет пенсии с учетом данных о заработной плате указанного комсомольского билета.

В ходе рассмотрения дела истец Айрапетов А.А. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, просил суд обязать ГУ УПФ РФ СК по <адрес> сделать перерасчет пенсии с учетом данных о заработной плате указанного комсомольского билета:с 23.09.1985г. по 31.12.1986г. Специализированное СМУ 10 Ордена дружбы народов Чеченское управление строительства, величина заработной платы 155 руб.; с 01.01.1987г. по 31.08.1988г. Специализированное СМУ 10 Ордена дружбы народов Чеченское управление строительства, величина заработной платы 160 руб.; с 01.09.1988г. по 31.01.1989г. Специализированное СМУ 10 Ордена дружбы народов Чеченское управление строительства, величина заработной платы 200 руб.; с 01.02.1989г. по 31.07.1989г. Специализированное СМУ 10 Ордена дружбы народов Чеченское управление строительства, величина заработной платы 220 руб.; с 01.08.1989г. по 01.09.1990г. Специализированное СМУ 10 Ордена дружбы народов Чеченское управление строительства, величина заработной платы 220 руб.

Перерасчет произвести с момента назначения пенсии, с 18.08.2018г.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.

Исковые требования Айрапетова А.А. к ГУ УПФ РФ СК по <адрес> в порядке ст. 39 ГПК РФ, приняты судом.

В судебное заседание истец Айрапетов А.А., представитель ответчика ГУ УПФ РФ СК по <адрес>, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились, однако их явка не признана обязательной, в связи, с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в их отсутствие.

От представителя ответчика ГУ УПФ РФ СК по <адрес> представлены возражения на исковые требования Айрапетова А.А., из которых следует, что с дата пенсионное обеспечение граждан на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от дата- ФЗ «О страховых пенсиях».

Айрапетову А.А. пенсия по старости назначена с 18.08.2018г. на основании п. 2 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, как лицу, работавшему в тяжелых условиях.

П. 2 ст. 30 Закона № 173-ФЗ предусмотрена возможность исчисления пенсии из заработка за 2000-2001г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями или государственными (муниципальными) органами.

Согласно п. 26 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 27.02.2002г. па среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000-2001г. подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до датаг. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

В предусмотренных законодательством РФ случаях для исчисления пенсии принимаются также: справки налоговых органов о декларированных доходах лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, и Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов с указанием доходов; справки Пенсионного фонда РФ о доходах лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, в отношении которых применяется упрощенная система налогооблажения, или единый налог на вмененный доход; свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ "Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности», выдаваемое территориальным органом Министерства РФ по налогам и сборам, в отношении индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»; справки работодателя (лица, оплатившего работу или услугу) об оплате по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, с отметкой об уплате страховых взносов; расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения; копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.

Таким образом, указанный Перечень прямо и исчерпывающим образом определяет документы, которые принимаются территориальным органом Пенсионного фонда РФ в целях подтверждения среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

В связи с участившимися обращениями граждан и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, по вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации рекомендуют, согласно информационного письма от дата-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704, следующим образом организовать работу по реализации указанным гражданам права на исчисление пенсии из заработной платы, полученной за осуществление ими трудовой деятельности.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения каждого случая утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников данных органов и организаций указанное рассмотрение целесообразно осуществлять в комиссионном порядке с привлечением к нему представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных органов, органов по труду и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности, в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Просит суд в удовлетворении исковых требований Айрапетова А.А. отказать.

Суд, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности.

Как следует из материалов дела, 02.08.2018г. Айрапетов А.А. обратился в ГУ- УПФ РФ по <адрес> края в заявлением о назначении ему пенсии по старости.

Решением ГУ- УПФ РФ по <адрес> края от дата, Айрапетову А.А. была начислена страховая пенсия по старости с дата, при назначении пенсии учтен страховой стаж 29 лет 7 месяцев 28 дней, на основании сведений индивидуального лицевого счета. Отношение заработков составило 0,947.

Поскольку истец не может подтвердить документально заработок справками в период осуществления трудовой деятельности с 1985 года по 1990 год в Чечено-Ингушской АССР, органы пенсионного обеспечения не могут произвести надлежащий расчет пенсии.

Из материалов дела усматривается, что ГУП «Ордена дружбы народов Чеченское управление строительства имени Э.Э. Исмаилова» 14.08.2018г. направило справку уточняющую особый характер или условий труда, необходимые для назначения льготной (досрочной) пенсии. Согласно справке Айрапетов А.А. работал в Специализированном строительно-монтажном управлении Ордена дружбы народов Чечено-Ингушского управления строительства, Строительно-монтажном управлении Ордена дружбы народов Чечено-Ингушского управления строительства в качестве мастера с 23.08.1985г. по 01.01.1989г.; в качестве прораба с дата по 25.08.1989г.; в качестве прораба СМУ ОДН ЧИУС с 17.11.1989г. по 19.12.1994г.

Записи в трудовой книжке АТ-IV подтверждают занятость Айрапетова А.А. в указанный период в соответствующей должности.

ГУ УПФР в <адрес> в адрес ГУ УПФР по <адрес> направлены справки по факту работы Айрапетова А.А. в СМУ за период с дата по дата в должности мастера, с дата по дата в должности прораба. Дополнительно сообщено, что архив СМУ не сохранился из-за военных действий на территории Чеченской Республики в 1999-2000г.

Из справки от 11.07.2018г. ГУП «Строительно-монтажное управление Департамента Чеченского управления строительства» усматривается, что Айрапетов А.А. работал полный рабочий день в Специализированном Строительно-монтажном управлении ЧИУС, ныне ГУП «СМУ-10» Департамента ЧУС, в качестве мастера с дата по дата, в качестве прораба с дата по 25.08.1989г.

Специализированное СМУ-10 преобразовано в «Специализированное строительно-монтажное управление Ордена дружбы народов производственно-монтажного объединения Чечен-Ингушстрой». Приказом Минюгстроя СССР от 27.03.1991г. преобразовано в «Специализированное строительно-монтажное управление Ордена дружбы народов Чечено-Ингушского управления строительства»; приказом Министерства строительства, архитектуры и стройиндустрии ЧР от 18.10.1992г. создано «Специализированное строительно-монтажное управление строительства Чеченского управления строительства»; приказом Чеченского управления строительства от 30.03.2000г. после военных действий на территории Чеченской республике 1999-2000г. восстановлено как «Строительно-монтажное управление Чеченского управления строительства»; 18.08.2000г. в соответствии со свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия, переименовано в «ГУП Строительно-монтажное управление » ГУП Чеченское управление строительства; приказом Министерства строительства Чеченской Республики от 23.12.2004г. преобразовано в ГУП «Строительно-монтажное управление Департамента Чеченского управления строительства».

Согласно справке ГУП «Ордена дружбы народов Чеченского управления строительства имени Э.Э. Исмаилова» от 13.08.2018г., подтверждающей работу Айрапетова А.А., архивные документы СМУ ОДН ЧИУС, ЧУС (приказы по личному составу, приказы по основной деятельности, личные карточки Т-2, бухгалтерские документы, табеля выхода на работу) не сохранились из-за военных действий в Чеченской Республике (1995-1999) по состоянию на 01.01.2000г.

Управлением Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу 23.07.2020г. предоставлены сведения среднемесячной заработной платы работников в организациях <адрес> по отрасли «Строительство». В расчете на одного работника среднемесячная заработная плата составила за 1985г. – 219,0 руб., за 1986г. – 227,3 руб., за 1987г. – 239,9 руб., за 1988г. – 262,9 руб., за 1989г. – 288,5 руб., за 1990г. – 329,5 руб.

Истцом Айрапетовым А.А. представлен комсомольский билет от 10.04.1979г., согласно которому имеются сведения об уплате членских взносов, а также о месячном заработке. Так, заработная плата Айрапетова А.А. составила в августе 1984г. – 40 руб., с сентября по декабрь 1984г. по 45 руб., в 1985г. с января по август - по 45 руб., с сентября по декабрь1985г. по 155 руб.; в 1986г. по 155 руб., в 1987г. по 160 руб.; в 1988 с января по август по 160 руб., с сентября по декабрь 1988г. по 200 руб.; в 1989г. в январе 200 руб., с февраля по июль 1989г. по 220 руб.

Отсутствие у истца возможности представить уточняющие справки вызвано тем, что архив СМУ не сохранился из-за военных действий. При этом указанные обстоятельства, как не зависящие от истца, не могут служить ограничением его пенсионных прав и основанием к отказу в перерасчете пенсии.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

С датаг. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч.1 и 3 ст. 36 указанного Федерального закона со дня его вступления в силу (с 01.01.2015г.) ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Порядок расчета страховой пенсии по старости установлен в ст. 15 ФЗ «О страховых пенсиях».

Подпунктом 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъясняется, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.

Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации в письме от дата-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704, при установлении пенсии, в том случае, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что истцом были представлены документы, косвенно подтверждающие его заработок за период с 23.09.1985г. по 01.09.1990г. в «Специализированном СМУ 10 Ордена дружбы народов Чеченское управление строительства». У суда нет оснований сомневаться в подлинности представленных документов.

Данные сведения позволяют УПФ РФ по <адрес> принять их как основание для перерасчета размера трудовой пенсии Айрапетова А.А. по заработной плате.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Айрапетова А. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (межрайонное) о перерасчете пенсии по старости – удовлетворить.

Обязать ГУ УПФ РФ СК по <адрес> сделать перерасчет пенсии Айрапетову А. А. с учетом данных о заработной плате, указанной в комсомольском билете от 10.04.1979г:

с 23.09.1985г. по 31.12.1986г. Специализированное СМУ 10 Ордена дружбы народов Чеченское управление строительства, величина заработной платы 155 руб.;

с 01.01.1987г. по 31.08.1988г. Специализированное СМУ 10 Ордена дружбы народов Чеченское управление строительства, величина заработной платы 160 руб.;

с 01.09.1988г. по 31.01.1989г. Специализированное СМУ 10 Ордена дружбы народов Чеченское управление строительства, величина заработной платы 200 руб.;

с 01.02.1989г. по 31.07.1989г. Специализированное СМУ 10 Ордена дружбы народов Чеченское управление строительства, величина заработной платы 220 руб.;

с 01.08.1989г. по 01.09.1990г. Специализированное СМУ 10 Ордена дружбы народов Чеченское управление строительства, величина заработной платы 220 руб.

Перерасчет произвести с момента назначения пенсии, с 18.08.2018г.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено дата.

Судья Т.М. Емельянова