НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край) от 07.06.2017 № 2-51/17

Дело № 2-51/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июня 2017 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Пшеничной Ж.А.,

при секретаре Карасевой А.Д.,

с участием:

представителя истца – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>Кищенко А.Н., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика – Скрипникова С.Н.Скрипникова А.С., действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица - ГКУ «Ставропольское лесничество» - Тупицы К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> к Скрипникову С. Н. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (далее также –Территориальное управление) обратилось в суд с иском к Скрипникову С.Н. о признании отсутствующим права собственности Скрипникова С.Н. на земельный участок из земель населенных пунктов для ведения садоводства, площадью 1267 кв.м., с кадастровым номером 26:12:012501:81, расположенный по адресу: <адрес>, садовое товарищество «Лесок» , и снятии указанного земельного участка с государственного кадастрового учета.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с Положением «О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>», утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от дата, Территориальное управление осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений; от имени Российской Федерации осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.

Земельный участок с кадастровым номером 26:12:012501:81, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешённым использованием: для ведения садоводства, общей площадью 1267 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, СТ «Лесок» , находится в собственности Скрипникова С.Н., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от дата
. Однако право собственности Скрипникова С.Н. возникло по порочному основанию, а земельный участок с кадастровым номером 26:12:012501:81 поставлен на Государственный кадастр недвижимости с нарушением норм действующего законодательства.

Так, дата было проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 26:12:012501:81 совместной комиссией в составе главного специалиста отдела ведения государственного лесного реестра, охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов Дзины А.И., ведущего специалиста отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах Головченко Т.Е., помощника начальника лесничества ГКУ «Ставропольское лесничество» Алейниковой Т.Г., в присутствии лесника ГКУ «Ставропольское лесничество» Грушкина А.Н., в присутствии председателя ДНТ «Лесок» Глушко Н.И.

Работниками ГКУ «Ставропольское лесничество» на местности были показаны граничные столбы лесного фонда квартала 52 выдел 11-14, 16 урочище «Татарская лесная дача», соответствующие Планшету «Ставропольское участковое лесничество» (Ставропольское). В результате было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:12:012501:81 полностью входит в земли лесного фонда, о чем был составлен акт обследования земельного участка от дата. Земельный участок с кадастровым номером 26:12:012501:81 имеет пересечения с землями лесного фонда квартала 52, выдел 11-14, 16 урочище «Татарская лесная дача». Согласно заключению кадастрового инженера от дата границы земельного участка с кадастровым номером 26:12:012501:81 имеют пересечение с землями лесного фонда. Площадь пересечения составила 1268 кв.м.

Согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от дата
№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности помимо прямо названных в этом пункте земельных участков относятся иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Согласно ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Согласно ст. ст. 6, 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс РФ), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Пунктом 2 ст. 9 Федерального закона от дата № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пункт 6 статьи 1 Лесного кодекса РФ предусматривает, что одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Лесной кодекс РФ четко устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки в составе земель лесного фонда, не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности.

Нахождение земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, в собственности физического лица является недопустимым, поскольку законодательство РФ не содержит каких-либо исключений, позволяющих физическому лицу приобрести лесной участок в собственность.

Из заключения кадастрового инженера от дата видно, что земельный участок с кадастровым номером 26:12:012501:81 образован за счет земель лесного фонда, являющихся в силу закона собственностью Российской Федерации.

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация, от имени которой действуют федеральные органы государственной власти (п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 125 и п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса РФ).

Осуществление полномочий собственника земель лесного фонда возложено на Территориальное управление.

В соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ , Пленума ВАС РФ от дата в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Запись в ЕГРП о праве собственности Скрипникова С.Н. на земельный участок с кадастровым номером 26:12:012501:81 нарушает права Российской Федерации по использованию по целевому назначению спорного земельного участка, и в связи с порочностью основания и возникновения земельного участка, иных способов защиты нарушенного права у Территориального управления не имеется.

Спорный земельный участок сформирован с нарушениями норм действующего законодательства, на основании документа, не отвечающего признаку достоверности. Процедура формирования и отчуждения земельного участка была проведена органом, не уполномоченным распоряжаться землями лесного фонда, земельный участок используется не по назначению, в связи с чем земельный участок с кадастровым номером 26:12:012501:81 подлежит снятию с кадастрового учета. На основании изложенного, ссылаясь на ст.ст. 7, 16, 101 Земельного кодекса РФ, ст. 3.1 Федерального закона от дата N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст.ст.1, 8, 9 Лесного кодекса РФ, ст.209, 304 Гражданского кодекса РФ, просит суд признать отсутствующим право собственности Скрипникова С.Н. на земельный участок из земель населенных пунктов для ведения садоводства, площадью 1267 кв.м., с кадастровым номером 26:12:012501:81, расположенный по адресу: <адрес>, садовое товарищество «Лесок» ; снять земельный участок из земель населенных пунктов для ведения садоводства, площадью 1267 кв.м., с кадастровым номером 26:12:012501:81, расположенный по адресу: <адрес>, садовое товарищество «Лесок» ; с государственного кадастрового учета.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Кищенко А.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить.

Ответчик Скрипников С.Н. участия в судебном заседании не принимал, его представитель по доверенности Скрипников А.С. исковые требования не признал, суду пояснил, что с заявленными исковыми требованиями не согласен. В обоснование предоставил письменные возражения и пояснил следующее: ТУ Росимущества нарушает конституционные права ответчика как собственника земельного участка, предусмотренные ст. 35. ст. 36 Конституции РФ, так как при удовлетворении данного иска земельный участок ответчиком будет утерян. Ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 26:12:012501:81, площадью 1267 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, садовое товарищество «Лесок» , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата-АЗ 517384. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет дата. В кадастровом паспорте на земельный участок указано, что данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – для садоводства. На указанном земельном участке имеется принадлежащий ответчику объект незавершенного строительства садовый дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата-АЗ 517383. Указанный земельный участок и объект незавершенного строительства приобретен ответчиком по договору купли-продажи от дата у гражданина Панкова В. В.ча. Земельный участок и объект незавершенного строительства принадлежал ему на основании постановления главы администрации <адрес> от дата, кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства от дата и подтверждалось свидетельствами о государственной регистрации от дата-АЗ 238034 и от дата-АЗ 220704. Таким образом, ответчик как приобретатель земельного участка в соответствии с п. 1ст. 302 Гражданского кодекса РФ приобрел в собственность с должной добросовестностью и осмотрительностью, проверив все правоустанавливающие документы, в которых отсутствовали сведения о том, что границы земельного участка декларированы, не установлены или имеется спор о праве на земельный участок. О том, что земельный участок ответчика имеет пересечения с землями лесного фонда и полностью входит в земли лесного фонда до настоящего времени ни в одном документе не указывалось и ни кем не утверждалось. Истец в исковом заявлении указывает, что земельный участок с кадастровым номером 26:12:012501:81 имеет пересечения с землями лесного фонда, что подтверждается: актом обследования земельного участка от 10.06.2016г.; выкопировкой из планшета квартала 52; заключением кадастрового инженера. Вместе с этим, необходимо отметить, что принадлежащий ответчику земельный участок был обследован без уведомления об этом и в отсутствие ответчика. Нахождение на территории земельного участка ответчика является незаконным, поскольку на это не было дано его разрешения. Следовательно, даже если акт обследования рассматривать как доказательство, то таковое было получено с нарушением закона, а потому не имеет юридической силы в соответствии с п.2 ст. 55 ГПК РФ. Кроме того, в акте обследования земельного участка указанные данные, не соответствующие действительности. В частности, в описании и на фотографиях зафиксировано ограждение не земельного участка ответчика, так как его ограждение выполнено из металлопрофиля, закрепленного на металлических трубах, и не содержит элементов из дерева, как это указано в акте. В акте указано, что работниками ГКУ «Ставропольское лесничество» на местности показаны граничные столбы лесного фонда квартала 52 выдел 11-14,16 урочище «Татарская лесная дача», соответствующие Планшету «Ставропольское участковое лесничество» (Ставропольское). Однако вместе с этим, исходя из графического изображения границ земельного участка ДНТ «Лесок» (приложение к акту обследования) становится очевидным, что большая часть граничных столбов лесного фонда фактически установленных на местности не была учтена комиссией. Все граничные столбы лесного фонда, установленные при определении границ лесного фонда, подлежат учету и их перемещение или упразднение должно быть зафиксировано документально, в соответствии с Лесным кодексом РФ. Материалов лесоустройства, содержащих, в том числе сведения о дате установки и количестве граничных столбов представлено не было, что также ставит под сомнение обоснованность данных истца, указанных в акте обследования. Ссылку истца на выкопировку из планшета считает также необоснованной, поскольку указанный документ не содержит подписей лиц, ответственных за достоверность сведений, и не содержит исчерпывающей информации о дате составления, количестве и дате установки граничных столбов и т.д. Считает, что так называемая выкопировка из планшета не может являться допустимым доказательством в силу ст. 60 ГПК РФ. Необходимо обратить внимание еще и на то, что в 2008 году ОАО «СтавропольТИСИЗ» было выполнено описание границ земельного участка ДНТ «Лесок». В рамках этого описания был составлен чертеж земельного участка ДНТ «Лесок», в том числе отражающий границы земельного участка с кадастровым номером 26:12:012501:81. Также в указанном документе имеется акт согласования границ земельного участка, который был согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства по СК (п. 5 Постановления Правительства РФ от дата «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства» в редакции от дата) Кроме того, истец ссылается на заключение кадастрового инженера от дата. Очевидно, что заключение выполнено кадастровым инженером филиала ФГБУ «Р.» «В.» картометрическим методом (без выхода на местность), при котором погрешность в определении границ может быть довольно значительной. В заключении указано, что границы земельного участка имеют пересечение с землями лесного фонда площадью 1267 кв.м. Заключение кадастрового инженера выполнено на основании копии выписки из государственного лесного реестра от дата. В указанной выписке отсутствует номер государственного учета в лесном реестре, кадастровый номер, условный номер лесного участка, то есть до настоящего времени земли лесного фонда индивидуально не определены и их судьба до настоящего времени никого не интересовала. Согласно ч.7, 9 ст.38 Федерального закона от дата № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части…Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет. С момента приобретения ответчиком в собственность указанного земельного участка и до настоящего времени никто не предъявлял претензии по поводу использования земли лесного фонда, лесные насаждения на участке отсутствуют и лесохозяйственную деятельность на нем никто не вел и не ведет. Как было указано выше, вокруг ДНТ «Лесок» установлены координатные столбики. Эти столбики (точки) до сих пор сохранились и не переносились, земельные участки ДНТ «Лесок», в том числе ответчика, за эти точки не выходят, сведения об этих координатных столбиках содержатся в Описании земельных участков, выполненное ОАО «Ставрополь ТИЗИС». Истцом избран ненадлежащий способ защиты права. В абзаце четвертом п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от дата «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено следующее. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе в случае, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Предъявление иска о признании права или обременения отсутствующими является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения). Соответствующая правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от дата. Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество. Иск о признании права отсутствующим является разновидностью негаторного иска и может быть удовлетворен арбитражным судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП. Приведенные разъяснения изложены в пунктах 1 и 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от дата «Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения». С учетом приведенных норм и изложенных разъяснений, требование о признании отсутствующим права собственности ответчика на спорный земельный участок, заявленное лицом, не владеющим данным имуществом, не подлежит удовлетворению, поскольку не влечет восстановления нарушенных прав истца. Считает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, требования истца являются не доказанными и незаконными, так как в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о наложении земельного участка ответчика на земли лесного фонда. Право собственности на земельный участок у ответчика возникло в 2011 году, тогда как с исковым заявлением истец обратился лишь в 2016 году, то есть с пропуском срока исковой давности, установленного ст. 196 Гражданского кодекса РФ. Сформулированные требования истца имеют вещно-правовую природу. Иск о признании права собственности отсутствующим относится к искам о правах на недвижимое имущество. Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности границ земельного участка и в разрешении спора о принадлежности той или иной его части. Считает, что для данной категории дел применяется общий срок исковой давности. Пропуск срока исковой давности лишает истца права на судебную защиту и является самостоятельным основанием для отказа в иске.

В дополнении к возражению представитель ответчика указал, что истец в своем заявлении указывает, что осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе землями лесного фонда и что с истцом местоположение границ спорного земельного участка не согласовывалось. Указанный вывод не соответствует действительности. Вместе с этим истец не учитывает следующего. Участок ответчика полностью расположен в границах земельного участка ДНТ «Лесок». В 2005-2006 гг. ДНТ «Лесок» осуществляло землеустроительные работы по межеванию своего земельного участка с кадастровым номером 26:12:01 25 01:0076. В результате межевания в ДНТ «Лесок» установлены ныне существующие границы земельного участка, а земельный участок поставлен на кадастровый учет. Неотъемлемой частью землеустроительного дела является акт согласования границ земельного участка ДНТ «Лесок», из которого следует, что у правообладателей споров по границам нет. Указанный акт подписан представителями Федерального агентства лесного хозяйства, ФГБУ «Ставропольлесхоз», Управления архитектуры администрации <адрес>, ДНТ «Лесок». При этом, согласно действующему на момент проведения работ законодательству (Постановление Правительства РФ от дата, Постановление Правительства РФ от дата) Федеральное агентство лесного хозяйства как лицо, осуществляющее полномочия собственника лесного фонда, ведущее мониторинг лесов и учет лесного фонда, согласовало границы земельного участка ДНТ «Лесок», оспариваемые сегодня. Таким образом, границы ДНТ «Лесок» и, в частности границы ответчика согласованы с уполномоченным органом и повторного согласования с истцом не требуется. Лесоустройство (составление планшетов) должно осуществляться каждые 10 лет, однако используются в качестве доказательств заявленных требований планшеты 1997 года. При этом: суду и участникам дела не представлен оригинал планшета с подписями и печатями; сомнительным видится использование планшета практически 20-летней давности в качестве доказательства большей юридической силы, чем государственный кадастровый учет, действующий в настоящее время; Приказом Рослесхоза от дата «Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России», в соответствии с которым составлялся, в том числе планшет , допускается использование аэрофотоснимков предыдущего лесоустройства, в случае, когда на объект повторного лесоустройства новая аэрофотосъемка по каким-либо причинам не может быть произведена. Таким образом, есть вероятность, что истец в качестве доказательства предоставляет данные лесоустройства, предшествующего 1997 году. Абзацем вторым пункта 4.1.8. вышеуказанного Приказа Рослесхоза установлено, что все планшеты, имеющие смежества с другими землепользователями, должны быть заверены отделом землеустройства района, на территории которого производились лесоустроительные работы. Как видно из выкопировки из планшета года, лес граничит с муниципальной территорией – <адрес>. Вместе с этим, истцом какие либо сведения о согласованиях границ леса с другими землепользователями отсутствуют. Ответчик считает, что предъявленная выкопировка из планшета , как и планшет без других материалов лесоустройства, являющихся неотъемлемой частью планшета, не является доказательством ввиду следующего. Согласно ст.19 Основ лесного законодательства Российской Федерации (утв. ВС РФ дата) отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также их перевод из одной группы лесов или категории защитности в другую производится на основании материалов лесоустройства в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (абз. 2). В соответствии со ст. 74 Основ лесного законодательства РФ лесоустройство включает в себя, в том числе, определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника; выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов; инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений, их состояния, а также качественных и количественных характеристик лесных ресурсов; обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности и подготовка предложений по переводу из одной группы лесов или категории защитности в другую; авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройстве проектов, а также иные лесоустроительные действия. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от дата № 209-ФЗ «О геодезии и картографии». В связи с принятием и вводом в действие Основ лесного законодательства Российской Федерации и в целях усиления роли лесоустройства в повышении эффективности организации ведения лесного хозяйства, улучшении охраны лесов и рационального использования лесных ресурсов приказом Рослесхоза от дата утверждена Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России. Согласно п.2 приказа государственным органам управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и организациям непосредственного подчинения при подготовке и проведении лесоустроительных работ предписано руководствоваться настоящей Инструкцией с указанием на то, что она обязательна также для всех владельцев лесного фонда, независимо от их ведомственной подчиненности. В п. 1.3.1 Инструкции закреплено, что проводится лесоустройство всего лесного фонда, находящегося в ведении соответствующего владельца в пределах границ, зарегистрированных в земельно-учетных документах местных органов государственной власти и органов Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству. При лесоустройстве определяются (п.1.4), в том числе, границы и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника. Лесоустройство лесного фонда России, независимо от того, в чьем владении он находится, производится специализированными лесоустроительными организациями по единой для Российской Федерации системе в порядке, устанавливаемом государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации (2.1.1). Для производства лесоустроительных работ предварительно проверяются и согласовываются с органами землеустройства по имеющимся материалам и в натуре границы лесхозов и разрешаются все спорные вопросы со смежными землепользователями; уточняются существующие деления на лесничества, технические участки и обходы, а в необходимых случаях своевременно оформляются в установленном порядке изменения состава и границ лесничеств; проверяется состояние учетной и планово-картографической документации, обеспечивается полное внесение в эти материалы всех изменений в лесном фонде за прошедший ревизионный период (2.2.3). Юридическое оформление границ лесного фонда по каждому лесхозу, организации, сельскохозяйственному формированию, ведущему лесное хозяйство, производится органами землеустройства районных администраций (4.1.2). Все случаи несоответствия геодезических данных землеустройства данным натурных измерений сообщаются местным органам землеустройства и по согласованию с ними вносятся соответствующие коррективы. Все уточнения, вносимые в материалы землеустройства, оформляются актом, который подписывается представителями местных органов землеустройства и лесоустроительной партии (экспедиции) (4.1.5). Масштабы лесоустроительных планшетов и требования к их составлению изложены в Инструкции о порядке создания и размножения лесных карт, утверждаемой государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой геодезии и картографии России. Все планшеты, имеющие смежества с другими землепользователями, должны быть заверены отделом землеустройства района, на территории которого производились лесоустроительные работы. В полевой период могут также выполняться работы по перенесению внутренней ситуации с абриса-снимка (восковки, миллиметровой бумаги) на оформленную соответствующим образом геодезическую основу планшетов в порядке, изложенном в II части Инструкции (4.1.8). Фотоабрис на рабочем аэрофотоснимке или абрис, вычерченный на прозрачной, полупрозрачной основе, являются важнейшим первичным документом лесоустройства для составления лесных карт и достоверного определения площадей участков лесного фонда (4.5.1). При таксации леса территория каждого лесного квартала разделяется на первичные лесохозяйственные учетные единицы - таксационные выделы (5.1.1). Каждый таксационный выдел имеет характеристику в таксационном описании и изображается на лесоустроительных планшетах и планах лесонасаждений. Все данные таксации, независимо от применяемого метода, записываются в карточку таксации (приложение 8), которая наряду с фотоабрисом (абрисом) является основным полевым лесоустроительным документом (5.4.1). При создании по материалам лесоустройства банка данных по лесному фонду и лесопользованию, лесохозяйственной деятельности и последующей поддержке его в актуальном состоянии запись лесотаксационной и лесохозяйственной информации в базы данных производится в единой для Российской Федерации структуре. До ввода данных карточек таксации они должны быть скомплектованы по кварталам, а в пределах их - по категориям защитности лесов, с проверкой и идентификацией нумерации выделов на абрисах и лесоустроительных планшетах. В зависимости от применяемой технологии и программных средств обработки лесоустроительной информации данные карточек таксации могут вводиться с вычисленными площадями выделов и без них с последующим довводом. Базы данных повыдельной лесотаксационной информации и картографическая база данных должны быть идентифицированы по всем показателям, отображаемым в цифровой или символьной формах на лесных картах (5.4.7). В силу приведенных норм по ранее действующему законодательству границы участков лесного фонда подлежали юридическому оформлению в описанном выше порядке с документальным закреплением. Соответствующих доказательств принадлежности спорного земельного участка лесному фонду по действующему в тот момент законодательству истцом не представлено. В то же время представленные истцом доказательства не содержат необходимых описаний землеустройства с указанием данных картографических, топографических и геодезических исследований, координат, абрисов поворотных углов, границ, что не позволяет его индивидуализировать при отсутствии иных требуемых первичных документов, перечень которых установлен ранее действующим законодательством, положения которого приведены выше. Юридическая действительность имеющегося в материалах кадастрового заключения и выкопировки из планшета сомнительна, поскольку всех вышеперечисленных документов, на основании которых составлялся планшет не представлено. Между тем, сведения о земельном участке ответчика, имеющиеся в государственном кадастре недвижимости, землеустроительное дело ДНТ «Лесок» с описанием границ выделенного товариществу земельного участка и планом его расположения необходимые описания, позволяющие его идентифицировать на местности, содержат. Границы земельного участка ДНТ «Лесок», в границах которого находится земельный участок ответчика, согласованы в установленном порядке, что также подтверждается землеустроительным делом, которым устанавливались границы <адрес> (краевой закон от дата-кз в ред. Закона СК от дата). Ни в иске, ни в кадастровом заключении истца не указано, на какой именно земельный участок лесного фонда (с каким кадастровым номером) наложены границы участка ДНТ и участка ответчика. В обоснование этого довода есть ссылка только на планшет, который не содержит такой информации. Кроме того, из государственного кадастра недвижимости следует, что лес, расположенный вокруг ДНТ «Лесок» и земельного участка ответчика, поставлен на кадастровый учет и границы леса определены и не имеют каких-либо наложений. Земельному участку присвоен кадастровый . Указанные обстоятельства также доказывают отсутствие каких-либо наложений границ и нарушений прав истца. Просил суд применить последствия пропуска срока исковой давности и отказать в удовлетворении исковых требований.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация <адрес>, ДНТ «Лесок», комитет градостроительства администрации <адрес>, КуМИ <адрес>, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК, Филиала ФГБУ «Р.» «В.», ГКУ «Ставропольское лесничество».

Представитель третьего лица ГКУ «Ставропольское лесничество» по доверенности Тупица К.А. в судебном заседании исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении. Письменные возражения не предоставил.

Представители администрации <адрес>, ДНТ «Лесок», комитета градостроительства администрации <адрес>, КуМИ <адрес>, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК, Филиала ФГБУ «Р.» «В.» в судебное заседание не явились, возражений не предоставили.

С учетом мнения участников процесса, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и представителей неявившихся третьих лиц.

Выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика и представителя третьего лица ГКУ «Ставропольское лесничество» относительно предмета спора, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

При принятии решения суд обязан оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определить, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены; каковы правоотношения сторон по делу, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).

Исходя из основания и предмета иска, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу являлись:

принадлежность спорного земельного участка к федеральной собственности, наличие, факт выбытия земельного участка из владения собственника помимо воли или с его согласия.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что спорный земельный участок, на который зарегистрировано право собственности ответчика, является федеральной собственностью.

В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Статьей 3 Федерального закона от дата № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ, земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Данной статьей земли в Российской Федерации разделены по целевому назначению на несколько категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

На основании п. п. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности из состава земель лесного фонда, ограничиваются в обороте.

На землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства (ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ»).

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 4.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Закона, вплоть до утверждения лесных планов субъектов РФ и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом РФ порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации и в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ.

На основании выше приведенного законодательства, право собственности РФ на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.

Представителем истца в материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок земли лесного фонда с кадастровым номером 26:11:0:0028, площадью 13561 га, расположенный по адресу: в административных границах <адрес>, а также кадастровый паспорт на указанный земельный участок из которого следует, что земельный участок без координат границ. Данные обстоятельства также подтверждаются данными публичной кадастровой карты (http://pkk5.rosreestr.ru).

Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации (в т.ч. содержащим информацию о его границах), является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Представителем истца, в подтверждение принадлежности спорного земельного участка к федеральной собственности предоставлена выкопировка из планшета квартал 52, выдел 11-14, 16 Ставропольского лесничества, Ставропольского участкового лесничества, а также карта-схема расположения и границы лесного участка, удостоверенные представителем истца. При этом судом установлено, что вышеупомянутый планшет составлен на основе материалов лесоустройства 1996 года.

Однако, согласно ст.6 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от дата №200-ФЗ) границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч.3).

В соответствии со ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя, в том числе, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (ч.1). Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от дата № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (ч.2). В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (ч.3).

В связи с принятием и вводом в действие Основ лесного законодательства Российской Федерации и в целях усиления роли лесоустройства в повышении эффективности организации ведения лесного хозяйства, улучшении охраны лесов и рационального использования лесных ресурсов приказом Рослесхоза от дата утверждена Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России. Согласно п.2 приказа государственным органам управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и организациям непосредственного подчинения при подготовке и проведении лесоустроительных работ предписано руководствоваться настоящей Инструкцией с указанием на то, что она обязательна также для всех владельцев лесного фонда, независимо от их ведомственной подчиненности.

В п. 1.3.1 Инструкции закреплено, что проводится лесоустройство всего лесного фонда, находящегося в ведении соответствующего владельца в пределах границ, зарегистрированных в земельно-учетных документах местных органов государственной власти и органов Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.

При лесоустройстве определяются (п.1.4), в том числе, границы и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника.

Лесоустройство лесного фонда России, независимо от того, в чьем владении он находится, производится специализированными лесоустроительными организациями по единой для Российской Федерации системе в порядке, устанавливаемом государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации (2.1.1).

Для производства лесоустроительных работ предварительно проверяются и согласовываются с органами землеустройства по имеющимся материалам и в натуре границы лесхозов и разрешаются все спорные вопросы со смежными землепользователями; уточняются существующие деления на лесничества, технические участки и обходы, а в необходимых случаях своевременно оформляются в установленном порядке изменения состава и границ лесничеств; проверяется состояние учетной и планово-картографической документации, обеспечивается полное внесение в эти материалы всех изменений в лесном фонде за прошедший ревизионный период (2.2.3).

Юридическое оформление границ лесного фонда по каждому лесхозу, организации, сельскохозяйственному формированию, ведущему лесное хозяйство, производится органами землеустройства районных администраций (4.1.2).

Порядок восстановления утраченных в натуре границ и межевых знаков и (или) при утере геоданных определяется местными органами Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству по договоренности с органами лесного хозяйства и подразделением лесоустройства, выполняющим полевые работы.

Углы поворота окружных границ при полной утрате межевых знаков (граничных столбов и курганов) закрепляются в натуре граничными хозяйственными столбами на расстоянии не менее 0,5 м от геодезического центра межевого знака в соответствии с ОСТ 55-44-80 «Знаки натурные, лесоустроительные и хозяйственные. Типы, размеры и общие технические требования». Одновременно проводится опознавание положения граничных линий и точек поворота на аэрофотоснимках (4.1.3).

Измерение горизонтальных углов при съемке планшетных рамок и восстановлении границ производится с точностью не ниже 1 градуса, а при съемке внутренней ситуации - не ниже 10 градусов, измерение линий мерной лентой в одном направлении с округлением меры линий до 0,1 м. Углы наклона учитываются при величине 4 градуса и более. При расхождении данных промера линии с имеющимися геоданными более 0,2% выполняется второй промер в обратном направлении (4.1.4).

Все случаи несоответствия геодезических данных землеустройства данным натурных измерений сообщаются местным органам землеустройства и по согласованию с ними вносятся соответствующие коррективы. Все уточнения, вносимые в материалы землеустройства, оформляются актом, который подписывается представителями местных органов землеустройства и лесоустроительной партии (экспедиции) (4.1.5).

Масштабы лесоустроительных планшетов и требования к их составлению изложены в Инструкции о порядке создания и размножения лесных карт, утверждаемой государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой геодезии и картографии России. Все планшеты, имеющие смежества с другими землепользователями, должны быть заверены отделом землеустройства района, на территории которого производились лесоустроительные работы. В полевой период могут также выполняться работы по перенесению внутренней ситуации с абриса-снимка (восковки, миллиметровой бумаги) на оформленную соответствующим образом геодезическую основу планшетов в порядке, изложенном в II части Инструкции (4.1.8).

Фотоабрис на рабочем аэрофотоснимке или абрис, вычерченный на прозрачной, полупрозрачной основе, являются важнейшим первичным документом лесоустройства для составления лесных карт и достоверного определения площадей участков лесного фонда (4.5.1).

При таксации леса территория каждого лесного квартала разделяется на первичные лесохозяйственные учетные единицы - таксационные выделы (5.1.1). Каждый таксационный выдел имеет характеристику в таксационном описании и изображается на лесоустроительных планшетах и планах лесонасаждений. Все данные таксации, независимо от применяемого метода, записываются в карточку таксации (приложение 8), которая наряду с фотоабрисом (абрисом) является основным полевым лесоустроительным документом (5.4.1).

При создании по материалам лесоустройства банка данных по лесному фонду и лесопользованию, лесохозяйственной деятельности и последующей поддержке его в актуальном состоянии запись лесотаксационной и лесохозяйственной информации в базы данных производится в единой для Российской Федерации структуре.

До ввода данных карточек таксации они должны быть скомплектованы по кварталам, а в пределах их - по категориям защитности лесов, с проверкой и идентификацией нумерации выделов на абрисах и лесоустроительных планшетах. В зависимости от применяемой технологии и программных средств обработки лесоустроительной информации данные карточек таксации могут вводиться с вычисленными площадями выделов и без них с последующим доводом. Базы данных повыдельной лесотаксационной информации и картографическая база данных должны быть идентифицированы по всем показателям, отображаемым в цифровой или символьной формах на лесных картах (5.4.7).

В силу приведенных норм по ранее действующему законодательству границы участков лесного фонда подлежали юридическому оформлению в описанном выше порядке с документальным закреплением.

Судом установлено, что соответствующих доказательств принадлежности спорного земельного участка лесному фонду по действующему в тот момент законодательству истцом не представлено, а представленные представителем истца выкопировка из планшета квартал 52, выдел 11-14, 16 Ставропольского лесничества, Ставропольского участкового лесничества, а также карта-схема расположения и границы лесного участка не соответствуют вышеприведенным требованиям нормативно-правовых актов. Эти доказательства не содержат необходимых описаний землеустройства с указанием данных картографических, топографических и геодезических исследований, координат, абрисов поворотных углов, границ, что не позволяет его индивидуализировать при отсутствии иных требуемых первичных документов, перечень которых установлен ранее действующим законодательством, положения которого приведены выше.

В целях установления факта наложения земельного участка ответчика с кадастровым номером 26:12:012501:81 на земли лесного фонда судом по ходатайству представителя ответчика назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ГУП СК «Бюро экспертиз». Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:

- Представляется ли возможным установить границу участка лесного фонда квартал 52 выдел 11-14, 16 урочище «Татарская лесная дача» на основании предоставленных в дело документов территориального лесоустройства и сведений государственного лесного реестра?

- Имеется ли пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 26:12:012501:81, расположенного по адресу: <адрес>, СТ «Лесок», , с земельным участком лесного фонда (квартал 52 выдел 11-14, 16 урочище «Татарская лесная дача»)?

В материалы дела представлено заключение эксперта от дата.

При ответе на первый вопрос эксперт пояснил, что определить согласно материалам лесоустройства границы земельного участка лесного фонда не представляется возможным, так как представленная карта-схема расположения и границы исследуемого лесного участка в масштабе 1:25000 носит схематичный характер. При экспертном исследовании установлено, что исследуемый земельный участок лесного фонда, представлен в условных границах.

При ответе на второй вопрос эксперт пояснил, что анализ представленной документации садоводческого товарищества «Лесок», подтверждает отсутствие нарушения границ местоположения участков относящихся к территории садоводческого товарищества «Лесок» и лесного фонда, что соответственно исключает пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 26:12:012501:81, расположенного по адресу: <адрес>, СТ «Лесок» с земельным участком лесного фонда (квартал 52, выдел 11-14, 16 урочище «Татарская лесная дача»).

Замечаний кем-либо из участвующих в деле лиц на результаты экспертизы не представлено.

При таких обстоятельствах при вынесении настоящего решения суд считает необходимым руководствоваться выводами эксперта, содержащимися в представленном экспертном заключении.

Принимая во внимание представленные истцом доказательства отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, а также вышеприведенные положения нормативно-правовых актов и результаты экспертизы, руководствуясь ст. ст. 6, 7, 11, 15, 28, 29, 34 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> к Скрипникову С. Н. о признании отсутствующим права собственности Скрипникова С. Н. на земельный участок из земель населенных пунктов для ведения садоводства, площадью 1267 кв.м., с кадастровым номером 26:12:012501:81, расположенный по адресу: <адрес>, садовое товарищество «Лесок» , снятии земельного участка из земель населенных пунктов для ведения садоводства, площадью 1267 кв.м., с кадастровым номером 26:12:012501:81, расположенного по адресу: <адрес>, садовое товарищество «Лесок» , с государственного кадастрового учета – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено дата.

Судья Ж.А. Пшеничная