26RS0№-10
№а-3182/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2020г. <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> края в составе: председательствующего судьи Старовойтовой Н.Г.
при секретаре Шуленоной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате налога на доходы физических лиц за 2017г. в размере 35824 руб. (налог), пени в размере 3067,59руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда до датаг., в размере 229,32 руб. (пеня), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ с датаг. в размере 1169,04руб. (пеня).
Представитель Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в судебном заседании поддержала заявленные требования и пояснила о том, что 28.04.2018г. ФИО1 в налоговый орган была подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ. Налог на доходы физических лиц ответчик обязана была уплатить в срок до 28.05.2018г., однако этого не сделала. Налоговым требованием от 13.09.2018г. налогоплательщику было предложено уплатить задолженность по НДФЛ в срок до 03.10.2018г. Однако налог не был уплачен, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судьей с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ, вынесенный мировым судьей 01.11.2019г., был отменен на основании определения от 21.11.2019г., что послужило основанием для обращения с данным иском в районный суд. Кроме того, Пенсионный фондом в налоговый орган были переданы сведения о начисленной пене, рассчитанной из задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование, которая образовалась у ответчика в период до 01.01.2017г. Так, пеня по обязательным взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017г. составляет 229,32 руб., а пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017г. составляет 1169,04 руб. За какой период и в каком размере образовалась задолженность по указанным обязательным платежам она пояснить не может, т.к. до 01.01.2017г. взиманием указанных обязательных платежей занимался Пенсионный фонд.
Административный ответчик ФИО1 извещалась судом о времени и месте рассмотрения дела по адресу своей регистрации, однако судебное извещение возвращено в адрес суда за истечением срока хранения. В силу ст. 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Согласно разъяснениям, изложенным в п. 68 постановления ВС РФ от 23.06.2015г. № статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам. При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения» следует признать, что в силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Таким образом, административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился по зависящим от него обстоятельствам, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
На основании пунктов 1, 2, 3 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии со ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании п. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как установлено по делу, 03.05.2018г. Межрайонной инспекцией ФНС № по СК от ФИО1 принята налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2017г.
Таким образом, налог на доход физических лиц должен был быть уплачен административным ответчиком в срок до 15.07.2018г.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч.1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ч.2).
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании(ч.4).
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч.6).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (ч.8).
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом (ч.1).
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса (ч.3).
Как установлено по делу, самое первое налоговое требование о взыскании недоимки по налогам и сборам, датировано 13.09.2018г.; срок исполнения требования об уплате налогов и сборов установлен до 03.10.2018г.
Однако доказательств того, что данное требование было направлено налогоплательщику ФИО1, в материалы дела административным истцом не представлено.
Следовательно, в случае не направления в установленный срок требования на уплату соответствующих сумм налогов и пеней возможность принудительного взыскания задолженности по налогам и пеням утрачивается при истечении совокупности сроков, установленных ст. 70, п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ. В случае его пропуска при отсутствии уважительных причин суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа о взыскании недоимки по налогу и пени.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от дата N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Инспекция имела возможность выявить не перечисление налогоплательщиком налога и в течение трех месяцев направить налогоплательщику соответствующее требование об уплате налога и пени порядке, предусмотренном ст. 70 Налогового кодекса РФ, с учетом норм ст. 46 Кодекса, реализовав процедуру принятия решения о взыскании налога, а также пеней, применяемую в отношении налогоплательщика.
При этом неиспользование инспекцией своих полномочий на своевременное выявление просрочек и принятие мер к взысканию налога не может влечь для налогоплательщика отрицательных налоговых последствий.
Инспекция должна своевременно выявлять недоимки и направлять требования об их уплате. Утрата возможности взыскания суммы налога означает утрату возможности начисления пени и применения налоговой санкции.
Кроме того, исходя из срока, указанного в требовании от 13.09.2018г. (до 03.10.2018г.), шестимесячный срок для обращения в суд с требованием о взыскании недоимки по налогам и сборам в настоящем случае истекал 03.04.2019г.
По делу установлено, что мировым судьей по заявлению налогового органа был вынесен судебный приказ от 01.11.2019г. о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени.
Сведений о том, когда налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, суду не представлено, однако исходя из требований ст. 126 ГПК РФ о пятидневном сроке вынесения судебного приказа со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд, налоговый орган обратился к мировому судье с таким заявлением не ранее 27.10.2019г.
Таким образом, налоговый орган обратился в суд с требованием о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и сборам с пропуском установленного законом срока.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь действующим налоговым законодательством РФ, суд приходит к выводу о нарушении налоговым органом порядка и сроков направления налоговых уведомлений и налоговых требований об уплате задолженности по налогам и пеней.
Рассматривая требования о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование, суд приходит к следующему.
На основании ст. 2 Федерального закона от дата N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" Налоговый кодекс РФ дополнен Разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона N 250-ФЗ с дата Закон N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу, и с этого момента вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов в пенсионный фонд регулируются гл. 34 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от дата N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Из доводов представителя административного истца, пени по страховым взносам образовались у административного ответчика за период до 01.01.2017г. и данные о размере указанных пеней переданы в налоговый орган из Пенсионного фонда РФ.
Поскольку правила, установленные статьями 48, 69 и 70 НК РФ, применяются также в отношении сроков направления требований по страховым взносам, пеней, штрафов, процентов, а также сроков обращения с такими требованиями в суд, налоговым органом и по требованиям о взыскании пеней по обязательным страховым взносам нарушен срок как направления налогового требования, так и срок обращения в суд.
Кроме того, в соответствии с п.3 ст. 19 Федерального закона от дата N 250-ФЗ (ред. от дата, с изм. от дата) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до дата и установленным статьей 23 Федерального закона от дата N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". В случае утраты на дата возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.
В соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 4 Федерального закона от дата N 243-ФЗ (ред. от дата) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на дата, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до дата, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на дата, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до дата, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено частью 3.1 настоящей статьи, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Поскольку недоимка по уплате пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование образовались у административного ответчика до 01.01.2017г., которые признаются безнадежными ко взысканию, суд полагает заявленные требования налогового органа необоснованными, а потому не подлежащими удовлетворению.
Таким образом, с учетом того, что административным истцом не представлено доказательств соблюдения порядка и сроков взыскания налога и пени, нарушения налоговым органом сроков обращения в суд, а также отсутствие правовых оснований для восстановления пропущенного срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС № по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и обязательным платежам - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 13.07.2020г.
Судья Старовойтова Н.Г.
Копия верна
Судья Старовойтова Н.Г.
подлинник подшит в материалы дела
Судья Старовойтова Н.Г.