НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край) от 01.09.2011 № 2-4468

                                                                                    Промышленный районный суд города Ставрополя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Промышленный районный суд города Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-4468/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 сентября 2011 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Т.Н.,

при секретаре ФИО4,

с участием: представителя заявителя ФИО1 по доверенности ФИО6,

представителя заинтересованного лица ГУ-Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по доверенности ФИО5,

представителя заинтересованного лица ИП ФИО2 по доверенности ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании действия государственного учреждения Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ выразившиеся в отказе на получение пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком и обязательстве восстановить нарушенные права,-

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании действия государственного учреждения Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ выразившиеся в отказе на получение пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком и обязательстве восстановить нарушенные права, из которого усматривается, что на основании заявления о приеме на работу 01 апреля 2010 года между ею и Индивидуальным предпринимателем ФИО2 был заключен трудовой договор №11, в соответствии с которым она была принята с 01.04.2010г. на должность менеджера (п. 1.1 договора) и ей была установлена заработная плата в размере 30 000 (Тридцати тысяч) рублей (п.1.7 договора). В соответствии с п.2.2.7 трудового договора на ФИО1 были возложены дополнительные обязанности по выполнению работы бухгалтера: формированию первичных бухгалтерских документов, контролю дебиторской и кредиторской задолженности, оперативному предоставлению внутренней отчетности, сдаче отчетности в налоговые органы и других распоряжений руководителя. В соответствии с дополнительным соглашением от 01.04.2010г. к трудовому договору он был дополнен пунктом 2.3.6, согласно которому она по совмещению выполняла обязанности главного бухгалтера. На основании заключенного трудового договора ИП Базалеевым А.В. был издан приказ о приеме работника на работу от 01.04.2010г. №00000002. ИП ФИО2, будучи зарегистрированным в качестве страхователя в Фонде социального страхования РФ, в соответствии с действующим законодательством осуществлял начисление, своевременную и полную уплату страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также в полном объеме и своевременно им осуществлялись другие страховые платежи и налоги.

02 августа 2010 года ФИО1 был выдан листок нетрудоспособности по причине наступления отпуска по беременности и родам сроком на 140 дней с 02.08.2010г. по 19.12.2010г. На основании указанного листка нетрудоспособности, а также её личного заявления от 02.08.2010г. ИП ФИО2 был издан приказ от 02.08.2010г. №3 о предоставлении ФИО1 отпуска по беременности и родам, а также выплачено пособие в размере 137 705 (Ста тридцати семи тысяч семисот пяти) рублей 40 копеек, исчисленного из 100% среднего заработка, поскольку ее страховой стаж составляет 1 (Один) год и 9 (Девять) месяцев. По окончанию отпуска по беременности и родам на основании её личного заявления от 19.12.2010г. ИП ФИО2 были изданы приказы от 19.12.2010г. №1 - о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до полутора лет и №2 - о предоставлении пособия до полутора лет с 20.12.2010г. по 19.06.2012г. в размере 40% от заработной платы в сумме 11 960 (Одиннадцати тысяч девятисот шестидесяти) рублей 70 копеек.

За период с 20.12.2010г. по 31.03.2011г. заявителю было выплачено пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 28 165 (Двадцати восьми тысяч ста шестидесяти пяти) рублей 52 копеек, в том числе: -за период с 20.12.2010г. по 31.12.2010г.-4 244 руб. 12 коп.; -за период с 01.01.2011г. по 31.01.2011г. - 11 960 руб. 70 коп.; - за период с 01.02.2011 г. по 28.02.2011 г. - 11 960 руб. 70 коп.

Начиная с марта 2011 года выплата пособия по уходу за ребенком до полутора лет ФИО1 была прекращена. Кроме того, 15 июня 2011 года она получила письмо от ИП ФИО2 с просьбой вернуть в кассу предприятия ранее выплаченное ей пособие по беременности и родам в сумме 113 836 (Сто тринадцать тысяч восемьсот тридцать шесть) рублей 32 копейки, обосновав ее тем, что он не получает возмещения расходов по обязательному социальному страхованию, по пособию по беременности и родам и в связи с материнством от Государственного учреждения Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.

ФИО1 выполнила данную просьбу и 16.06.2011г. вернула в кассу предприятия указанную выше сумму пособия по беременности и родам.

Данные действия Государственного учреждения Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, как их следствие, действия ИП ФИО2 считает незаконными и нарушающими ее права, гарантированные и охраняемые государством.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006г. №255-ФЗ (ред. от 08.12.2010, с изм. от 25.02.2011) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» одними из видов страхового обеспечения в связи с материнством являются: пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком   (п.2 и п.5 ч.1 ст. 1.4), лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию в связи с материнством являются лица, работающие по трудовым договорам (п.1   ч.1 ст.2), застрахованные лица имеют право своевременно и в полном объеме получать страховое обеспечение в соответствии с законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством   (п.1 ч.1 ст.4.3), защищать лично или через представителя свои права, в том числе и в судебном порядке   (п.5 ч.1 ст.4.3).

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности -84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух и более детей - 100) календарных дней после родов в размере 100% среднего заработка   (ч.1 ст. 10 и ч.1 ст.11 Федерального закона №255-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет, в размере 40% среднего заработка   застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ч.1 ст. 11.1 и ч.1.ст.11.2 Федерального закона №255-ФЗ).

Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ (ред. от 07.03.2011) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» содержит аналогичные вышеуказанным положения (ст.3, ст.4. ст.6, ст.7, ст.8, ст. 13, ст. 14, ст. 15).

ИП ФИО2 в правоотношениях по обязательному социальному страхованию выступает по отношению к сторонам по делу в качестве страхователя, как лицо, производящее выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п.2 ч.1 ст.2.1 Федерального закона №255-ФЗ), и в соответствии с ч.1 ст.4.6 того же Федерального закона выплачивает страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ. При этом, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального" страхования РФ, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если же начисленных страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации, который выделяет страхователю необходимые средства в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов (ч.2 и ч.З ст.4.6 Федерального закона №255-ФЗ).

Ввиду того, что у ИП ФИО2 было недостаточно начисленных страховых взносов, подлежащих перечислению в Фонд социального страхования, для выплаты в полном объеме пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком, он обратился в территориальное отделение Фонда по месту своей регистрации за выделением необходимых средств. Однако соответствующие средства были выделены лишь в сумме 23 868 (Двадцати трех тысяч восьмисот шестидесяти восьми) рублей 60 копеек.

При этом, в соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона №255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ,   а также за счет средств страхователя в установленных указанным законом случаях. Выплата за счет средств страхователя пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком законом не установлена.

Поводом для отказа в выплате ИП ФИО2недостающего страхового обеспечения по беременности и родам послужило решение о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя от 13.10.2010г. №15613, вынесенное по результатам камеральной проверки при обращении страхователя (ИП ФИО2) за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию, проведенной 15.09.2010 г.

В соответствии с актом камеральной проверки ИП ФИО2 якобы преднамеренно и необоснованно   создал специальные условия перед наступлением страхового случая - отпуска по беременности и родам истицы в связи с тем, что возмещение расходов на обязательное социальное страхование является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, и создание искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования исключает удовлетворение заявленных требований.

Создание искусственной ситуации и специальных условий перед наступлением страхового случая, по мнению заинтересованного лица выразилось в том, что:

-заявитель была принята на должность менеджера с исполнением обязанностей бухгалтера с заработной платой в размере 30 000 (Тридцати тысяч) рублей за 4 (Четыре) месяца до наступления страхового случая;

-заявитель ранее не работала в должности менеджера, документов, подтверждающих ее профессиональные навыки, уровень образования и квалификацию, необходимые в новых должностях, страхователем не представлено, что, по мнению ответчика, свидетельствует об отсутствии возможностей для выполнения заявителем возложенных на нее обязанностей;

-заработная плата заявителя значительно превышает размер заработной платы других работников и ИП ФИО2 не представил доказательств, подтверждающих экономическую обоснованность установления ей повышенного оклада.

ФИО1 не согласна с данными выводами, считает их необоснованными и нарушающими ее законные права по нижеследующим основаниям.

Действительно, заявитель была принята на должность менеджера с исполнением обязанностей главного бухгалтера за 4 (Четыре) месяца до наступления страхового случая - отпуска по беременности и родам. Однако, данный факт не является бесспорным доказательством создания искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования. Данный факт скорее свидетельствует о том, что женщине, находящейся в состоянии беременности и желающей трудоустроиться, в том числе и в целях получения пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком исходя из среднего заработка,   практически невозможно даже несмотря на установленный ст.64 Трудового кодекса РФ запрет на отказ в заключение трудового договора с женщинами по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Именно, поэтому трудоустройство таких женщин осуществляется, как правило, работодателями - родственниками, друзьями, либо на основании решения суда, если будет доказано, что отказ в приеме женщины на работу вызван только лишь наличием детей или состоянием беременности. Таким образом, ИП ФИО2 не нарушил требования действующего законодательства, а напротив действовал исключительно в соответствии с ними: при наличии вакантных должностей менеджера и главного бухгалтера не отказал в приеме на работу беременной женщины, обеспечив ей тем самым гарантированные Конституцией РФ защиту материнства и детства и социальное обеспечение для воспитания ребенка.

Деятельность индивидуальных предпринимателей в сфере решения кадровых вопросов не регламентирована на законодательном уровне. В связи с чем, он вправе осуществлять ее по своему усмотрению. Исходя из этого ИП ФИО2 не обязан принимать на работу только тех граждан, которые имеют соответствующее образование и (или) опыт работы в тех или иных должностях. Наличие соответствующего образования и опыта работы, подтвержденного записью в трудовой книжке или договором в настоящее время не свидетельствует о том, что их обладатель сможет выполнять возложенные на него обязанности, как и их отсутствие не является доказательством того, что приятый на соответствующую должность работник не будет в состоянии выполнять ту или иную трудовую функцию. Данное утверждение основано на общеизвестном факте, который в соответствии с действующим законодательством не нуждается в доказывании (ч.1 ст.61 ГПК РФ), что в настоящее время уровень среднего и высшего профессионального образования в нашей стране неуклонно снижается и в связи с качеством подготовки специалистов, и в связи с существующей коррупцией в учебных заведениях. В то же время имеется достаточно примеров того, как граждане вполне реализовывают себя и при отсутствии у них специального образования и навыков. Таким образом, вывод заинтересованного лица о том, что заявитель не могла выполнять возложенные на нее обязанности менеджера и главного бухгалтера ввиду отсутствия у нее специального образования и опыта работы на соответствующих должностях ничем не обоснован и является следствием субъективного мнения специалиста Фонда. На самом деле, заявитель имела возможность и выполняла надлежащим образом возложенные на нее трудовым договором обязанности в силу следующих обстоятельств:

а) ее супруг является индивидуальным предпринимателем и ведет свой бизнес в той же сфере, что и ИП ФИО2, и она до заключения трудового договора с ИП ФИО2 оказывала своему супругу помощь в поиске и привлечении клиентов и заключении с ними договоров;

б) ее свекровь имеет специальное образование бухгалтера и стаж работы в должности бухгалтера и главного бухгалтера лет и обучила заявителя основам бухгалтерского учета на практике и в дальнейшем оказывала ей помощь в случае необходимости.

Таким образом, у заявительницы имелись все возможности для выполнения ею обязанностей менеджера и главного бухгалтера даже при отсутствии у нее специального профессионального образования и опыта работы у других работодателей в этих должностях.

Действующим законодательством РФ гарантируется выплата заработной платы в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда. При этом, для индивидуальных предпринимателей не установлены какие-либо ограничения при установлении заработной платы своим работникам в размере. Превышающем минимальный. Также, как и при решении кадровых вопросов индивидуальные предприниматели абсолютно самостоятельны при установлении заработной платы конкретному работнику, и на них лежат обязанности только в
выплате в установленный срок и в полном объеме заработной платы, правильном исчислении и своевременной и полной уплате соответствующих налогов и страховых взносов. Данные обязанности ИП ФИО2 выполнял надлежащим образом, что подтверждается, в том числе, актами выездной проверки, поведенной специалистами заинтересованного лица 21.06.2011г. Прекращение выплаты пособия по уходу за ребенком было вызвано причинами, изложенными выше, и ввиду не возмещения страхователю - ИП ФИО2 данного страхового обеспечения в размере 40% от среднего заработка ФИО1. Просит признать действия Государственного учреждения Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ выразившиеся в отказе на получение ею пособия по беременности и родам в размере 100% от ее среднего заработка и пособия по уходу за ребенком в размере 40% от ее среднего заработка незаконными и нарушающими её права, обязать Государственное учреждение Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ восстановить нарушенные права ФИО3 путем выплаты недостающих средств страхового обеспечения индивидуальному предпринимателю ФИО2 с последующей выплатой их ФИО3 в размере:

-113 836 (Ста тринадцати тысяч восьмисот тридцати шести) рублей 32 копеек - пособия по беременности и родам;

-11 960 (Одиннадцати тысяч девятисот шестидесяти) рублей 70 копеек -ежемесячного пособия по уходу за ребенком за март, апрель, май, июнь, июль 2011 г. и до достижения ребенком возраста полутора лет в указанной сумме. Взыскать с Государственного учреждения Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу ФИО3 15 000 (Пятнадцать тысяч) рублей расходов по оплате услуг представителя и расходы по оплате государственной пошлины отнести на Государственное учреждение Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

В судебное заседание заявитель ФИО1 не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель заявителя ФИО1 по доверенности ФИО6 поддержала заявленные требования, дала пояснения аналогичные, изложенные в иске, просила удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ГУ-Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ действующая по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения требований заявителя и ее представителя и пояснила, что в соответствии со ст.4.6. Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.

01 сентября 2010 года индивидуальный предприниматель ФИО2 обратился в филиал № 10 отделения Фонда с заявлением о выделении денежных средств на выплату ФИО1 пособия по беременности и родам в размере 137704,92 рубля.

В результате проведенной проверки филиалом № 10 отделения Фонда 15 сентября 2010 года принято решение о выделении денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию в размере 23868,60 рублей.

Данная сумма сложилась с учетом нижеследующего.

Согласно трудовому договору от 01.04.2010г. индивидуальный предприниматель ФИО2 принимает на работу ФИО1 на должность менеджера с исполнением обязанностей бухгалтера с заработной платой в размере 30000 рублей, за 4 месяца до наступления отпуска по беременности и родам.

Согласно трудовой книжке ФИО1 ранее не работала ни в должности менеджера, ни в должности бухгалтера, документов подтверждающих профессиональные навыки ФИО1, уровень ее образования и квалификацию в новых должностях работодателем не представлены. Согласно Расчетным ведомостям с 01.01.2010-31.08.2010 заработная плата ФИО7 (30000 рублей) значительно превышает размер заработной платы других работников (5200 рублей). Что касается пособия по уходу за ребенком, то филиалом № 10 отделения Фонда 21 июня 2011 года проведена документальная выездная проверка страхователя по обязательному социальному страхованию (Акт от 21.06.2011 № 379). Учитывая результаты камеральной проверки проведенной 15 сентября 2010 года, исчисление пособия по уходу за ребенком ФИО1 осуществляется из оклада, не превышающего за полный календарный месяц оклада других работников (5200 рублей*40%=2080 рублей). В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым и последующими детьми с 01.01.2010г. составляет 4120,82 рубля. Таким образом, размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО1 составил 4120,82 рубля.

Согласно п. 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, расходы по обязательному социальному страхованию осуществляется страхователем-работодателем через бухгалтерию предприятия. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Фонд социального страхования Российской Федерации никаких выплат застрахованным лицам не производит, а лишь выделяет страхователям-работодателям средства потраченные на выплату пособий, права ФИО1 действиями отделения Фонда не нарушаются. Кроме того, ФИО1 могла не возвращать сумму пособия по беременности и родам работодателю, а индивидуальный предприниматель ФИО2 имел право в соответствии с действующим законодательством обжаловать действия филиала № 10 отделения Фонда в Арбитражном суде Ставропольского края. ФИО1 состоит в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем ФИО2, который и является ее страхователем-работодателем, обязанным производить выплаты по обязательному социальному страхованию. Следовательно, основания для возложения на отделение Фонда обязанностей по выплате ФИО1 пособия отсутствуют. Исходя из изложенного Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит суд отказать в удовлетворении требований ФИО1 в полном объеме.

Заинтересованное лицо ИП ФИО2 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ИП ФИО2 по доверенности ФИО8 пояснила, что считает доводы заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Действительно, ИП ФИО2 01.04.2010 года был осуществлен прием на работу ФИО1 в должностях менеджера и главного бухгалтера, в отсутствие у неё специального образования и опыта работы, подтверждающих документально. Указанные действия были совершены им совершенно осознано, поскольку ему был необходим специалист, имеющий определенные представления о характере бизнеса, которым он занимается, а также необходимые знания основ бухгалтерского учета и дополнительного обучения которого не требовалось. Сразу же после приема на работу ФИО1 приступила к исполнению возложенных на не трудовым договором и дополнительным соглашением к нему обязанностей, с которыми справлялась надлежащим образом, нареканий и претензий к исполнению и результатам ее работы у ИП ФИО2 не было. При проведении проверок специалистом ГУ-Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не были зафиксированы какие-либо нарушения при исчислении и уплате им взносов на обязательное социальное страхование, что подтверждается актами камеральной и выездной проверок. В связи с отказом в возмещении расходов по выплате пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком в полном объеме, т.е. исходя из среднемесячного заработка ФИО1, ИП ФИО2 вынужден был потребовать возврата излишне выплаченного ей пособия по беременности и родам в сумме 113 836 (Ста тринадцати тысяч восьмисот тридцати шести) рублей 32 копеек, а также прекратить выплату пособия по уходу за ребенком, поскольку выплата указанных пособий за счет средств работодателя действующим законодательством не предусмотрена. При условии возмещения ему недовозмещенного пособия по беременности и родам в сумме 113 836 (Ста тринадцати тысяч восьмисот тридцати шести) рублей 32 копеек, е также пособия по уходу за ребенком в сумме 11 960 (Одиннадцати тысяч девятисот шестидесяти) рублей 70 копеек ежемесячно, ИП ФИО2 гарантирует их выплату ФИО1 в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства и в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 157 ГПК РФ, одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая из сторон должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как установлено в судебном заседании, 01.04.2010 года между ФИО1 и Индивидуальным предпринимателем ФИО2 был заключен трудовой договор №11, в соответствии с которым ФИО1 была принята на должность менеджера (п. 1.1 договора) и ей была установлена заработная плата в размере 30 000 (Тридцати тысяч) рублей (п.1.7 договора).

В соответствии с п.2.2.7 трудового договора на ФИО1 были возложены дополнительные обязанности по выполнению работы бухгалтера. В соответствии с дополнительным соглашением от 01.04.2010г. к трудовому договору № 11, п. 2.3.6, ФИО1 по совмещению выполняла обязанности главного бухгалтера.

ИП ФИО2, будучи зарегистрированным в качестве страхователя в Фонде социального страхования РФ, в соответствии с действующим законодательством производил отчисление на уплату страховых взносов по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Статьей 11 Федерального Закона № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» установлено, что размер пособия по беременности и родам составляет 100 процентов среднего заработка. Порядок исчисления среднего заработка регламентирован ст. 139 ТК РФ. Согласно данной статье при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы.

02 августа 2010 года ФИО1 был выдан листок нетрудоспособности по причине наступления отпуска по беременности и родам сроком на 140 дней с 02.08.2010г. по 19.12.2010г.

02.08.2010г. ИП ФИО2 был издан приказ от 02.08.2010г. №3 о предоставлении ФИО1 отпуска по беременности и родам, выплачено пособие в размере 137705 (Ста тридцати семи тысяч семисот пяти) рублей 40 копеек, исчисленного из 100% среднего заработка, который составил 1 год 9 мес..

По окончанию отпуска по беременности и родам 19.12.2010г. ИП ФИО2 были изданы приказы №1 - о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до полутора лет и №2 - о предоставлении пособия до полутора лет с 20.12.2010г. по 19.06.2012г. в размере 40% от заработной платы в сумме 11 960 (Одиннадцати тысяч девятисот шестидесяти) рублей 70 копеек.

За период с 20.12.2010г. по 31.03.2011г. ФИО1 было выплачено пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 28 165 (Двадцати восьми тысяч ста шестидесяти пяти) рублей 52 копеек, в том числе:

-за период с 20.12.2010г. по 31.12.2010г.-4 244 руб. 12 коп.;

-за период с 01.01.2011г. по 31.01.2011г. - 11 960 руб. 70 коп.;

- за период с 01.02.2011 г. по 28.02.2011 г. - 11 960 руб. 70 коп.

С марта 2011 года выплата пособия по уходу за ребенком до полутора лет ФИО1 была прекращена.

Отношение по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователи вправе обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.

В соответствии со ст.4.6. Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

01 сентября 2010 года индивидуальный предприниматель ФИО2 обратился в филиал № 10 отделения Фонда с заявлением о выделении денежных средств на выплату ФИО1 пособия по беременности и родам в размере 137704,92 рубля.

15 сентября 2010 года в результате проведенной филиалом № 10 отделения Фонда камеральной проверки, о чем составлен акт № 15613 и принято решение о выделении денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию в размере 23868,60 рублей.

При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном. Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика или в суд.

Данное решение работодателем-страхователем ИП ФИО2 не обжаловано, возражений по указанному акту не представлено.

10.03.2011 года ИП ФИО2 обратился в филиал №10 государственного учреждения Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с письмом исх.№7 о возмещении расходов по обязательному социальному страхованию превышающие сумму начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащих перечислению в Фонд, согласно расчетной ведомости Формы -4 ФСС РФ за январь, февраль 2011 года в сумме 36555,88 рублей, в том числе пособие на рождение ребенка 10988,85 рублей, пособие по уходу за ребенком до полутора лет 25567,03 рублей.

16.03.2011 года решением о выделении средств на осуществление возмещения расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, принятым филиалом № 10 Государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда Социального страхования Российской Федерации ИП ФИО2 выделены средства на осуществление возмещения расходов произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 36555,88 рублей.

07.06.2011 года ИП ФИО2 вновь обратился в филиал №10 Государственного учреждения Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с письмом исх. №77 о возмещении расходов по обязательному социальному страхованию превышающие сумму начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащих перечислению в Фонд, пособие по уходу за ребенком до полутора лет за май2011 года в размере 10661,50 рублей.

07.06.2011 года аналогичным решением ИП ФИО2 выделены средства на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 10661,50 рублей.

14.06.2011 года главным специалистом ревизором Филиала № 10 Государственного учреждения Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ проведена документальная выездная проверка страхователя ИП ФИО2 по обязательному социальному страхованию, о чем 21.06.2011 года составлен акт № 379. По результатам данной проверки выявлены нарушения требований действующего законодательства по начислению и выплате ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком ФИО9, а именно: по результатам камеральной проверки от 15.09.2010 года №15613, исходя из оклада ФИО1, не превышающего за полный календарный месяц оклад других работников (5200 руб.*40%=2080,00 руб.). В бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым и последующими детьми с 01.01.2011 года составляет 4388,67 руб.

По результатам проверки ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком ФИО1 с 20.12.2010 по 31.05.2010 года составляет в сумме 23 538,51 руб.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначении пособия, приказа на отпуск по уходу за ребенком, копий свидетельств о рождении ребенка за которыми осуществляется уход, копии свидетельств о рождении предыдущего ребенка, справки из УТСЗН второго ребенка о том, что он не использует указанный отпуск и не получает пособия.

То есть при проведении камеральной проверки установлено, что ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком ФИО1 было начислено с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию.

В случае несогласия с актом проверки № 379 от 21.06.2011 года и вышеуказанным решением № 50, ИП ФИО2 был вправе подать на него письменные возражения или обжаловать в региональное отделение, которым была проведена проверки, или же непосредственно обратиться с жалобой в Арбитражный суд Ставропольского края.

Однако, ИП ФИО2 не предпринял ни каких мер к опровержению результатов проверки и предоставлению документов, обосновывающих произведенные начисления (возмещение) на ежемесячное пособие по уходу за ребенком ФИО1.

Решением от 26.07.2011 года о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством № 50 Филиала № 10 Государственного учреждения Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ ИП ФИО2 отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 10661,50 рублей, в связи с тем, что по результату выездной проверки задолженность за страхователем на 01.06.2011 года составила 7794,69 рублей.

15.06.2011 года ФИО1 получила письмо от работодателя ИП ФИО2 с просьбой вернуть в кассу предприятия ранее выплаченное ей пособие по беременности и родам в сумме 113 836 (Сто тринадцать тысяч восемьсот тридцать шесть) рублей 32 копейки.

Как установлено в судебном заседании, 16.06.2011г. ФИО1 возвратила работодателю ИП ФИО2 выплаченную ей сумму пособия по беременности и родам в размере 113 836 (Сто тринадцать тысяч восемьсот тридцать шесть) рублей 32 копейки.

Данное решение о возврате указанной суммы принято ФИО1 добровольно, что также подтверждено представителем заявителя в судебном заседании.

В соответствии с п.10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 года № 101, расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователем-работодателем через бухгалтерию предприятия. То есть, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Поскольку Фонд социального страхования никаких выплат застрахованным лицам не производит, а лишь выделяет страхователям-работодателям средства, потраченные на выплату пособий, права заявителя действиями Фонда никаким образом не нарушаются. Таким образом, доводы заявителя о том, что Государственным учреждением – Ставропольским региональным отделением Фондом социального страхования Российской Федерации нарушаются права и законные интересы ФИО1 на выплату недостающих денежных средств страхового обеспечения, подлежащих перечислению ИП ФИО2 не нашло своего подтверждения, в виду отсутствия правоотношения между Фондом социального страхования и работником.

Кроме того, ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ИП ФИО2, который и является ее страхователем-работодателем, обязанным производить выплаты по обязательному социальному страхованию.

Согласно положениям ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей. В силу положений ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В части требований заявителя ФИО1 о взыскании понесенных расходов по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей (квитанция № 000005 от 11.07.2011 года) и возложении расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей на Государственной учреждение Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, по уплате которой заявителю предоставлена отсрочка, суд считает в удовлетворении данных требований следует отказать, поскольку в удовлетворении требований отказано в полном объеме и взыскать с заявителя ФИО1 в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании действия государственного учреждения Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ выразившиеся в отказе на получение пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком и обязательстве восстановить нарушенные права –отказать.

Взыскать с ФИО1 в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд подачей жалобы через Промышленный районный суд г.Ставрополя в течение 10 дней.

Судья Т.Н Журавлева