№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
01 февраля 2018 года <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Рогозина С.В.,
при секретаре Даниловой Е.Н.,
с участием представителя истца ГУ – УПФ РФ по <адрес> по доверенности Сластеновой С.В., представителя ответчика Байрамовой А.Г. – Сафатовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу <адрес> к Байрамовой А. Г. о взыскании незаконно полученных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу <адрес> обратилось в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением к Байрамовой А.Г. о взыскании незаконно полученных денежных средств в сумме 135429,09 рублей.
В обосновании иска указано, что Байрамовой А.Г., проживающей по адресу :<адрес> ул.50 лет ВЛКСМ <адрес>дата по дата была установлена и выплачена социальная пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от дата №166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в РФ» в редакции закона от дата№ ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», с дата по дата – федеральная социальная доплата к пенсии, а также в январе 2017 г. выплачена единовременная денежная выплата в соответствии с Федеральным законом от дата№ –ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получавшим пенсию». Согласно поступившим в Управление дата сведениям от дата№ департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, установлено, что Байрамова А.Г. получает пенсию на территории Грузии с дата и по настоящее время. В связи с чем с дата выплата пенсии на территории РФ ответчику прекращена.Таким образом, в связи сокрытием данного факта Байрамовой А.Г. за период с дата по дата управлением незаконно установлена и выплачена пенсия в сумме 135429,09 руб.
До настоящего времени переплата ответчиком не возвращена.
Просит взыскать с ответчика в пользу ГУ УПФ по <адрес> в СК незаконно полученные денежные средства в размере 135429,09 руб., а также взыскать с ответчика государственную пошлину уплаченную истцом при подаче иска в размере 3908,58 руб.
Представитель истца по доверенности ГУ – УПФ РФ по <адрес> по доверенности Сластенова С.В. в судебном заседании иск поддержала, дополнительно пояснив, что пенсионное обеспечение граждан проживавших на территории Грузии и переехавших на территорию Российской Федерации осуществляется на основание Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от дата и Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно статье 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
При переселении пенсионера с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если такие же основания для назначения пенсии предусмотрены законодательством государства по новому месту жительства. По новому месту жительства пенсия назначается пенсионеру с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца регистрации (прописки) по новому месту жительства или получения вида на жительство.
В случае, когда законодательством государства по новому месту жительства пенсионера не предусмотрено назначение пенсии по указанному основанию, выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, до возникновения права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством государства, куда пенсионер переехал.
Байрамовой А. Г. с дата по дата была установлена и выплачивалась социальная пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от дата № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от дата № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», с дата по дата - федеральная социальная доплата к пенсии в соответствии с Федеральным законом от дата №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также в январе 2017 г. выплачена единовременная денежная выплата в соответствии с Федеральным законам от дата № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию».
Согласно пункту 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от дата№н граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.
Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Согласно перечню документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от дата N 958н для назначения страховой пенсии по старости необходимы следующие документы:
а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж,правилаподсчета и подтверждения которого утвержденыпостановлениемПравительства Российской Федерации от датаг. № "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"
б)об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы документы, подтверждающие помимо прочего о том, что гражданин после возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости не является (не являлся) получателем иной пенсии, за исключением накопительной пенсии, либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 16 статьи 15Федерального закона "О страховых пенсиях");
Согласно пункту 31 Правил №н в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный впунктах 25-28настоящих Правил.
В случае если заявитель на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации не представил недостающие для назначения пенсии документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в срок, предусмотренныйпунктом 31настоящих Правил, и при этом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации поступили документы, запрошенные в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявление о назначении пенсии вместе с имеющимися в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации документами рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренногопунктом 31настоящих Правил.
Статьей 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренныхчастью 5 статьи 26настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб впорядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных вчасти 1настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб впорядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренныхчастями 2-4настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, впорядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
В соответствии с п. 10 статьи 12.1 Федерального закона от дата №178-ФЗ социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от дата № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно поступившим в управление дата сведениям от дата№ Департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, установлено что Байрамова А. Г. получает пенсию на территории Грузии с дата по настоящее время. В связи с чем, с дата выплата пенсии на территории Российской Федерации Байрамовой А.Г. прекращена.
Таким образом, в связи с сокрытием данного факта Байрамовой А.Г. за период дата по дата управлением незаконно установлена и выплачена пенсия в сумме 135429 руб. 09 коп.
До настоящего времени переплата Байрамовой А.Г. не возмещена.
Согласно Правил ведения письменной документации, утвержденных приказом Минтруда Российской Федерации от дата содержащих исчерпывающий перечень документов, которые следует оформлять органам ПФР в случаях установления фактов излишне выплаченных сумм пенсий и иных выплат.
Так при выявлении переплат по вине пенсионера (организации) оформляется решение о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру и протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии. О принятом решении орган ПФР в течение двух рабочих дней информирует пенсионера.
Вместе с тем, в случае прекращения выплаты пенсии пенсионеру, оформляется только указанный выше протокол. После чего, органом ПФР в течение двух рабочих дней, следующих за днем оформления протокола, направляется в адрес пенсионера уведомление (письмо) об образовании по его вине излишне выплаченных сумм пенсии, и предлагается возместить данные суммы в добровольном порядке.
По истечение 30 календарных дней (от даты направления уведомления (письма) и в случае отказа пенсионера возместить переплату добровольно, органом ПФР рассматривается вопрос о возмещении переплаты в принудительном порядке.
Считает, что действия государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> по назначению и выплате пенсии, федеральная социальная доплата к пенсии, единовременной денежной выплате, а также прекращение их выплаты были совершены в соответствии с Законом в пределах полномочий и просит иск удовлетворить, поскольку после назначения и выплаты пенсии было установлено необоснованность ее выплаты, вызванная предоставлением недостоверных сведений со стороны заявителя.
В судебное заседание ответчик Байрамова А.Г., извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, воспользовавшись процессуальным правом на участие в судебном заседании посредством своего представителя Сафатовой М.А., которая возражала относительно заявленных требований, указав, что в соответствии со ст. 1 Соглашения стран СНГ от дата "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Соглашения, назначение пенсий гражданам государств -участников Соглашения производится по месту жительства.
Пенсионное обеспечение лиц, прибывших на жительство в Р. Ф. из <адрес> также регламентируется соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от дата.
В соответствии со ст. 7 Соглашения, при переселении пенсионера с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если такие же основания для назначения пенсии предусмотрены законодательством государства по новому месту жительства. По новому месту жительства пенсия назначается пенсионеру с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства.
Ответчик, как лицо, прибывшее на постоянное место жительства на территорию России из Грузии, получала пенсию по старости в территориальном органе ПФР Российской Федерации с дата.
На основании вышеизложенного следует, что в связи с переездом ответчика из Грузии в Россию, выплаты пенсии по прежнему месту жительств должны быть прекращены.
Следовательно, основания для прекращения выплаты пенсии, выдвижения требований о взыскании полученных ответчиком денежных средств возникают прежде всего у пенсионных органов Грузии, как страны прежнего места жительства ответчика, продолжающих выплату пенсии выбывшему гражданину.
Сведения о выплате пенсии выбывшим гражданам передаются между собой пенсионными органами России и Грузии согласно соответствующим административным регламентам, которые не возлагают каких-либо обязательств, действий на гражданина.
Между тем, выплата пенсии ответчику на территории Грузии продолжалась и после ответа от дата на запрос ГУ УПФ РФ по <адрес>, до момента обращения ответчика в пенсионные органы Грузии о добровольном отказе от выплаты пенсии с дата.
Следовательно, у истца отсутствуют основания и право на обращение в суд с предъявленными исковыми требованиями.
Кроме того в ст.24 ФЗ «О страховых пенсиях» перечислены случаи приостановления выплаты страховой пенсии
В исковом заявлении ни одно из перечисленных вышеуказанной статье оснований не указано в обоснование выдвинутых требований.
Также считает, что истцом нарушен порядок определения излишне выплаченной суммы пенсии. Согласно п. 5 ст.28 ФЗ «О страховых пенсиях» излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию з сфере пенсионного обеспечения.
В свою очередь, определение излишне выплаченных сумм пенсии определяется приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от дата N 885н "Об утверждении Правил выплаты пенсий," осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии".
Согласно п. 104 вышеуказанного приказа факт обнаружения излишне выплаченной суммы пенсии и ее размер оформляется территориальным органом Пенсионного фонда РФ по форме, предусмотренной порядком ведения пенсионной документации.
Согласно п.17 Правил ведения пенсионной документации взыскание сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, оформляется решением о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру. В соответствии с п.24 указанных, правил факт обнаружения излишне выплаченной суммы пенсии и ее размер оформляется протоколом о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии. Из статьи 21 ФЗ «О страховых пенсиях» также следует, что решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Таким образом, согласно действующему законодательству основанием для взыскания излишне выплаченных сумм пенсии является соответствующее решение пенсионного органа.
Между тем, в материалах дела представлен протокол, который фиксирует только факт обнаружения излишне выплаченных сумм, но не является основанием для взыскания. Отсутствие решения компетентного органа указывает на существенное нарушение установленного законодательством порядка взыскания излишне выплаченных сумм страховой пенсии.
Отсутствие правильно оформленного решения также лишило ответчика возможности обжаловать в установленном порядке действия пенсионного органа.
Также считает, что доказательства, на которые ссылается истец, не имеют юридической силы, поскольку истец ссылается на письмо № от дата департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей. Однако из письма не следует название органа, выдавшего письмо.
Данное письмо не может быть принято как надлежащее доказательство и положено в основу решения суда ввиду отсутствия перевода с грузинского языка. Данный перевод необходим для того, чтобы выяснить орган, подтверждающий факты на которые ссылается истец.
В дополнении к возражениям также указано, что для получения выплат Байрамова предоставила все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством. Не было никаких разъяснений территориального органа ПФ РФ о том, что якобы предоставлены не все документы необходимые для назначения пенсии. Соответственно, п. 31 Правил №н не подлежит применению и истец не может выдвигать свои требования, ссылаясь на ст.26 ФЗ «О страховых пенсиях» - в случае несвоевременного представления сведений.
Выплата пенсии ответчику на территории Грузии продолжалась и после ответа органов РФ Грузии от дата на запрос ГУ УПФ РФ по <адрес>, до момента обращения ответчика в пенсионные органы Грузии о добровольном отказе от выплаты пенсии с дата Таким образом, у истца отсутствуют основания и право на обращение в суд с предъявленными исковыми требованиями.
Процедура прекращения выплаты пенсии была осуществлена с нарушением п. 24 ФЗ № «О страховых пенсиях», так как отсутствуют основания для приостановления выплаты страховой пенсии.
Статьей 24 ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрены основания для приостановления выплаты страховой пенсии. Истец не указал ни одно из перечисленных законом оснований для приостановления выплаты пенсии.
Выводы истца о том, что прекращение пенсии оформляется только протоколом не подтверждается ни одним нормативным актом. Ссылка на Правила ведения пенсионной документации не уместна, ввиду отсутствия в указанном нормативном акте подобных положений и выводов.
Так как у истца отсутствовали основания для обращения в суд, не представлено ни одного допустимого доказательства подтверждающего вину ответчика, следовательно, его действия подпадают под действия ст. 10 ГК РФ.
Просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав стороны, исследовав представленные сторонами в условиях состязательного процесса доказательства, оценка которых осуществлена по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд полагает заявленные требования обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что Байрамовой А.Г. с дата по дата была установлена и выплачена социальная пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от дата № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от дата № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», с дата по дата - федеральная социальная доплата к пенсии в соответствии с Федеральным законом от дата №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также в январе 2017 г. выплачена единовременная денежная выплата в соответствии с Федеральным законам от дата № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию». Общая сумма выплат за указанный период составляет 135429,09 руб.
Данные обстоятельства и размер выплат подтверждены представителем ответчика в судебном заседании, в связи с чем дополнительному доказыванию не подлежат.
Материалами дела также подтверждено, что Байрамова А.Г., являясь гражданской Российской Федерации, как лицо, ранее проживавшее на территории Грузии дата обратилась в ГУ УПФ по <адрес> с заявлением о назначении трудовой пенсии.
Со слов представителя ответчика Байрамова А.Г. имеет двойное гражданство, поскольку также является гражданкой Грузии. В связи с переездом на постоянное место жительства в <адрес> обратилась с заявлением о назначении пенсии.
Пенсионное обеспечение граждан проживавших на территории Грузии и переехавших на территорию Российской Федерации осуществляется на основание Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от дата и Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно статье 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
При переселении пенсионера с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если такие же основания для назначения пенсии предусмотрены законодательством государства по новому месту жительства. По новому месту жительства пенсия назначается пенсионеру с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца регистрации (прописки) по новому месту жительства или получения вида на жительство.
В случае, когда законодательством государства по новому месту жительства пенсионера не предусмотрено назначение пенсии по указанному основанию, выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, до возникновения права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством государства, куда пенсионер переехал.
Согласно перечню документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от дата N 958н для назначения страховой пенсии по старости необходимы следующие документы:
а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж,правилаподсчета и подтверждения которого утвержденыпостановлениемПравительства Российской Федерации от датаг. № "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"
б)об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы документы, подтверждающие помимо прочего о том, что гражданин после возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости не является (не являлся) получателем иной пенсии, за исключением накопительной пенсии, либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 16 статьи 15Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подаче заявления в ГУ УПФ РФ по <адрес>Байрамова в частности указала, что не является получателем пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
Таким образом Байрамова изначально указала недостоверные сведения, ввела в заблуждение пенсионный орган относительно оснований для назначения ей пенсии по нормам Российской Федерации.
Согласно пункту 31 Правил №н в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный впунктах 25-28настоящих Правил.
В случае если заявитель на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации не представил недостающие для назначения пенсии документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в срок, предусмотренныйпунктом 31настоящих Правил, и при этом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации поступили документы, запрошенные в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявление о назначении пенсии вместе с имеющимися в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации документами рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренногопунктом 31настоящих Правил.
Ответ на запрос из компетентного органа Грузии поступил лишь дата, в связи с чем до указанного времени у пенсионного органа отсутствовали основания для отказа в назначении пенсии ответчику исходя из представленных ею сведений об отсутствии пенсионного обеспечения на территории иностранного государства.
Статьей 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных вчасти 1настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб впорядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренныхчастями 2-4настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, впорядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
В соответствии с п. 10 статьи 12.1 Федерального закона от дата №178-ФЗ социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от дата № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Таким образом, в связи с сокрытием Байрамовой А.Г. факта получения пенсии на территории Грузии за период дата по дата управлением выплачены денежные средства без законных оснований в сумме 135429 руб. 09 коп.
До настоящего времени переплата Байрамовой А.Г. не возмещена, не смотря на то, что сама при подаче заявления в пенсионный фонд письменно брала на себя обязательство по возврату излишне выплаченных средств в случае установления двойного назначения.
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
Факт недобросовестности со стороны ответчика установлен судом в связи с предоставлением недостоверной информации в пенсионный орган, в связи с чем, положения ст. 1109 ГК РФ не применимы к спорной ситуации.
Что касается доводов ответчика относительно нарушения процедуры выявления двойного назначения пенсии, суд считает их не состоятельными по следующим основаниям.
Согласно Правил ведения письменной документации, утвержденных приказом Минтруда Российской Федерации от дата содержащих исчерпывающий перечень документов, которые следует оформлять органам ПФР в случаях установления фактов излишне выплаченных сумм пенсий и иных выплат при выявлении переплат по вине пенсионера (организации) оформляется решение о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру и протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии. О принятом решении орган ПФР в течение двух рабочих дней информирует пенсионера.
Вместе с тем, в случае прекращения выплаты пенсии пенсионеру, оформляется только указанный выше протокол. После чего, органом ПФР в течение двух рабочих дней, следующих за днем оформления протокола, направляется в адрес пенсионера уведомление (письмо) об образовании по его вине излишне выплаченных сумм пенсии, и предлагается возместить данные суммы в добровольном порядке.
По истечение 30 календарных дней (от даты направления уведомления (письма) и в случае отказа пенсионера возместить переплату добровольно, органом ПФР рассматривается вопрос о возмещении переплаты в принудительном порядке.
Доводы ответчика относительно недопустимости доказательств, послуживших основанием для прекращения выплаты пенсии, а именно ответа от дата№ из департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей Министерства труда, здоровья и социального развития Грузии, не имеют правового значения, поскольку ответчик сама признала тот факт, что действительно являлась получателем пенсии в Гризии до ноября 2017 года, о чем ею же представлены доказательства о прекращении выплат в связи с письменные ее заявлением.
В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Доводы ответчика относительно злоупотребления правом со стороны истца (ст. 10 ГК РФ) суд также не находит состоятельными, поскольку действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> по назначению и выплате пенсии, федеральная социальная доплата к пенсии, единовременной денежной выплате, а также прекращение их выплаты были совершены в соответствии с Законом в пределах полномочий.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу <адрес> к Байрамовой А.Г. о взыскании незаконно полученных денежных средств являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию уплаченная истцом государственная пошлина в размере 3908,58 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края к Байрамовой А. Г. о взыскании незаконно полученных денежных средств - удовлетворить.
Взыскать с Байрамовой А. Г. в пользу Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края незаконно полученные денежные средства в размере 135429,09 рублей.
Взыскать с Байрамовой А. Г. в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу <адрес> государственную пошлину в сумме 3908,58 рублей.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме дата.
Судья С.В. Рогозин