НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область) от 29.03.2022 № 2-978/2022

№ 2-978/2022

УИД 67RS0003-01-2022-000088-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2022 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,

при секретаре Ушковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прониной Марины Викторовны к Администрации Промышленного района г. Смоленска о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда.

УСТАНОВИЛ:

Пронина М.В. обратилась в суд с иском к Администрации Промышленного района г. Смоленска о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 17.05.2002 и в настоящее время замещает должность муниципальной службы консультанта-юрисконсульта. Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада, процентных надбавок за классный чин и выслугу лет и установленных Положением о денежном содержании муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, утвержденным Решением Смоленского городского Совета от 27.04.2018 , надбавок

- за особые условия муниципальной службы, в размере до 50% (включительно) должностного оклада по замещаемой должности;

- дополнительного денежного поощрения в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих.

На протяжении последних нескольких лет работы получаемая ею надбавка за особые условия муниципальной службы (сложность) составляла 50% оклада денежного содержания. Однако, распоряжением Главы администрации Промышленного района г. Смоленска от 30.11.2021 -а данная выплата за ноябрь 2021 года установлена ей в размере 20% оклада денежного содержания и была выплачена с нарушением срока выплаты. В декабре 2021 года в связи с нахождением ее в очередном отпуске таковая не назначалась и не выплачивалась. За отработанное в январе и феврале 2022 года время размер данной надбавки так же был снижен до 20% от оклада денежного содержания.

Кроме того, в ноябре 2021 года не выплачено единовременное дополнительное денежное поощрение в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих, размер которого у сотрудников с аналогичными должностями составил 50% оклада денежного содержания. За декабрь 2021 истцу так же не выплачено единовременное дополнительное денежное поощрение в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих, размер которого у сотрудников с аналогичными должностями составил 3,5 оклада денежного содержания. Основания для лишения этих выплат не были доведены до истца, дисциплинарных проступков она не совершала, служебные расследования в отношении нее не проводились.

Уточнив исковые требования, дополнительно указала, что действиями работодателя с момента подачи искового заявления в суд ущемлялись ее трудовые права истца путем ухудшения материального и морального состояния, снижения положенных выплат. Работодатель пытался незаконно привлечь ее к дисциплинарной ответственности. В связи с оказываемым давлением со стороны работодателя у истца 26.01.2022 случился гипертонический криз, в связи с чем, она находилась на больничном. Довод ответчика о том, что истец находилась в отпуске в ноябре и декабре 2021 года и ей не положена ежемесячная надбавка к должностному окладу не состоятелен, поскольку согласно табеля учета рабочего времени, сотрудникам, которые также находились в отпуске в это время, оплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы и дополнительного поощрения в пределах фонда оплаты трудамуниципальных служащих были произведены. Таким образом, просит взыскать ответчика:

- за ноябрь 2021 года недостающую часть выплаты надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 30%, что составляет 1224, 31 руб. и единовременное дополнительное денежное поощрение в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих в размере 50% оклада, что составляет 3139 руб.;

- за декабрь 2021 года единовременное дополнительное денежное поощрение в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих в размере 3,5 окладов, что составляет 21 973 руб.;

- за январь 2022 года недостающую часть выплаты надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 30%, что составляет 1412 руб. 55 коп.;

- за февраль 2022 года недостающую часть выплаты надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 30%, что составляет 297 руб. 38 коп.;

- компенсацию морального вреда в размере 15000 руб.;

-судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 руб.

В судебном заседании истец Пронина М.В. и ее представитель ФИО7 уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. Истец дополнительно пояснила, что с приходом назначенного с осени 2021 года Главы администрации Промышленного района г. Смоленска, отношение к ней, как единственному юристу администрации района, без видимых причин стало предвзятым. Оправдывая снижение размера начисляемых премий и надбавок, руководитель неоднократно пытался привлечь ее к дисциплинарной ответственности за не существующие проступки. В этот сложный период времени ее супруг нуждался в уходе и лечении по поводу тяжелого заболевания, однако, когда ей необходимы были отгулы за ранее отработанное время, на соответствующем заявлении руководитель ставил резолюцию «отказано. Мне такое можете не писать». В настоящее время ее трудовые отношения с ответчиком прекращены.

Дополнительно пояснила, что до начала спорного периода ее оклад составлял 6278 руб., надбавка за классный чин 70% от оклада (4349 руб. 60 коп.), доплата за выслугу лет 30% от оклада (1883 руб. 40 коп.), постоянная премия, выплачиваемая ежемесячно составляла 10672 руб. 60 коп., надбавка за особые условия труда (сложность) - 50% от оклада (3139 руб.), переменной являлась лишь величина единовременного дополнительного денежного поощрения в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих (экономия), размер которой был равен определяемому соответствующей группе должностей муниципальных служащих количеству должностных окладов. В ноябре 2021 года все консультанты получили по 0,5 оклада, в декабре 2021 года – по 3,5 оклада.

28.12.2021 на ее банковскую карту поступила выплата в размере 710 руб. 14 коп. Поскольку указанное число не является днем выплаты заработной платы, лишь в ходе судебного разбирательства узнала, что таким образом работодатель перечислил ей надбавку за особые условия муниципальной службы за ноябрь 2021 года, в течение которого по причине отпуска, она отработала 13 дней. Весь декабрь 2021 года находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Представители ответчика администрации Промышленного района г. Смоленска ФИО8, ФИО9 в судебных заседаниях заявленные требования не признали, по основаниям, изложенным письменных возражениях, поддержав которые, указали, что оплата труда муниципального служащего производится в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», ст. 5 областного закона от 29.11.2007 №109-з «Об отдельных вопросах муниципальнойслужбы в Смоленской области», Решением Смоленского городского Совета от 27.04.2018 «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности» и складывается из денежного содержания, которое состоит из его должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, часть из которых (оклад, надбавки на классный чин и выслугу лет, единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска и материальная помощь к отпуску) входят в систему оплаты труда муниципального служащего и являются обязательными к выплате. Данные денежные средства истица получала в полном объеме в течение всего периода работы у ответчика.

Спорные выплаты, являются дополнительной мерой поощрения, носят стимулирующий характер, а их размер, подлежащий выплате тому или иному работнику ежемесячно, определяет работодатель на свое усмотрение, учитывая степень трудового участия работника, качество выполняемых должностных обязанностей, дополнительных заданий и поручений, а так же период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках. Таким образом, в администрации Промышленного района г. Смоленска премирование работников носит исключительно стимулирующий, поощрительный характер и является правом, а не обязанностью работодателя, соответствующее усмотрение которого, зависит от эффективности труда конкретного работника. При этом отсутствие у муниципального служащего дисциплинарных взысканий не является безусловным основанием для выплаты указанного вида премии.

Так, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы может быть выплачена в размере до 50% должностного оклада, при этом ее минимальный размер не установлен. Пронина М.В. в ноябре 2021 года трудовую деятельность осуществляла только в рабочие дни и исключительно в пределах установленной продолжительности рабочего времени, к работе в выходные и праздничные дни не привлекалась, а с 22.11.2021 по 31.12.2021 находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске и для выполнения каких-либо поручений из отпуска не отзывалась. Участие истца в заседаниях административной комиссии Промышленного района г. Смоленска в качестве ее члена, не является общественной нагрузкой, поскольку данная функция прямо предусмотрена должностными обязанностями консультанта-юрисконсульта. В ноябре-декабре 2021 года какие-либо выборы не проводились, соответственно Пронина М.В. участие в избирательной компании принимать не могла. Весь декабрь 2021 года истица находилась в отпуске, что исключало ее трудовое участие в деятельности организации.

С 01.09.2021 назначен на должность действующий Глава Администрации Промышленного района г. Смоленска. Истец утверждает, что с момента подачи иска работодателем ущемляются ее трудовые права. Ответчик отмечает, что о наличии данного спора работодателю стало известно лишь 03.02.2022, после поступления судебного извещения, соответственно работодатель не мог в ноябре, декабре 2021 года, а так же вплоть до 03.02.2022 ущемлять трудовые права Прониной М.В.

В сентябре и октябре 2021 года Прониной М.В. выплачена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 50% должностного оклада по замещаемой должности. При осуществлении указанного вида премии работодателем было принято во внимание не только исполнение основных функциональных обязанностей, но и учтена работа по организации, проведению и подведению итогов выборов в качестве секретаря территориальной избирательной комиссии.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы за ноябрь 2021 года Прониной М.В. установлена на основании распоряжения главы Администрации Промышленного района г. Смоленска от 30.11.2021 -р в размер 20% и выплачена в декабре 2021 года. В ноябре 2021 года не выплачено единовременное дополнительное денежное поощрение в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих. При начислении данных премий работодателем были приняты во внимание имевшие место упущения в работе истца, выразившиеся в не принятии участия в подготовке и осуществлении проводимых администрацией мероприятий с целью обеспечения и соблюдения законодательства, а также не оказании специалистам администрации Промышленного района правовой помощи по реализации ими своих полномочий. Так, в нарушение своих должностных обязанностей в период с 01 по 19 ноября 2021 года Пронина М.В. не приняла участие в проверке и дальнейшем визировании 8 договоров на безвозмездную передачу в собственность гражданам жилых помещений; пренебрежительно отнеслась к поручению Главы администрации Промышленного района о подготовке проекта распоряжения «О проведении зимнего кросса «Промышленный трейл-2021». Работодатель отмечает, что в ноябре 2021 года имелись работники, которым, с учетом эффективности и результативности их труда, не выплачивались ни ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ни единовременное дополнительное денежное поощрение в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих, что свидетельствует о дифференцированном подходе работодателя при осуществлении премирования работников, направленном на их стимулирование, в зависимости от эффективности и результативности труда конкретного работника.

Результатом дифференцированного подхода работодателя при осуществлении премирования работников, стала не выплата в декабре 2021 года единовременного дополнительного денежного поощрения в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих, как Прониной М.В., так и ряду других работников.

В январе 2022 года Прониной М.В. выплачена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 20% должностного оклада. При начислении данной премии учитывались наличие упущений в работе истца, связанных с неоказанием специалистам администрации Промышленного района правовой помощи по реализации ими своих полномочий: в период с 01 по 18 января 2022 Пронина М.В, не приняла участие в проверке и дальнейшем визировании 6 договоров на безвозмездную передачу в собственность граждан жилых помещений.

В февраля 2022 года выплачена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 20% должностного оклада, поскольку служебным расследованием установлено нарушение истцом порядка регистрации входящих документов, выразившегося в ненадлежащем уведомлении о возникшем конфликте интересов работника с работодателем.

Кроме того, визируемые Прониной М.В. в данный период времени правовые документы, такие как распоряжения Главы администрации района, изготавливались техническими специалистами с грубыми нарушениями инструкций и правил, однако никакой корректировке со стороны юриста администрации не подвергались.

Дополнительно обращают внимание суда на утверждение истца об ухудшении состояния здоровья, случившийся гипертонический криз, ставший следствием противостояния с работодателем, а именно, вручения последним уведомления о необходимости дачи пояснений об отсутствии на рабочем месте. Однако, уведомление направлено 07.02.2022, факт отсутствия на рабочем месте имел место также 07.02.2022, а истец находилась на больничном с 26.01.2022.

Поскольку неправомерных действий работодателя по отношению к работнику не имеется, то нет оснований и для возмещения ему морального вреда.

Просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.11 Трудового Кодекса РФ (далее ТК РФ) все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Статьей 4 ТК РФ определено, что нарушение обязанностей работодателя по выплате заработной платы, таких, как ее несвоевременная выплата, выплата не в полном размере относится к принудительному труду. Работа без оплаты – принуждение к труду, запрещенное Конвенцией Международной организации труда №95 от 01.06.1949.

Статья 56 ТК РФ дает понятие трудового договора, которым является соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Сторонами трудового договора, согласно ст.20 ТК РФ, являются работник (физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем) и работодатель (физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником).

В соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно ст.22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном объеме причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (ч.6 ст.136 ТК РФ).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу прямого указания закона, заработная плата (компенсация при увольнении) выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором (ст. 136 ТК РФ).

Указанная норма права представляет собой гарантию реализации закрепленного ст.ст. 2, 21, 22, 56 ТК РФ права работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы и направлена на обеспечение согласования интересов сторон трудового договора при определении правил выплаты заработной платы, на создание условий беспрепятственного ее получения лично работником удобным для него способом.

В судебном заседании установлено, что 18.10.2017 между Администрацией Промышленного района г. Смоленска (работодатель) и Прониной М.В. (муниципальный служащий) заключен трудовой договор, согласно которому муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности консультанта-юрисконсульта администрации Промышленного района г. Смоленска в соответствии с должностной инструкцией, а также соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и Регламент Администрации Промышленного района г. Смоленска. Датой перевода установлено 01.11.2017 (л.д 6-10 том 1).

Пунктом 3 Договора определено, что оплата муниципального служащего состоит из:

- должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью – 5618 руб.;

- иных ежемесячных и дополнительных выплат, предусмотренных нормативно-правовыми актами.

Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях) в месте выполнения муниципальным служащим работы либо перечисляется на указанный им счет в банке. Сроки выплаты заработной платы – 7 и 22 число каждого месяца.

Как следует из искового и уточненного искового заявления истца, выплата в ноябре 2021 года, январе-феврале 2022 года надбавки за особые условия муниципальной службы произведена истице из расчета 20% вместо максимально установленных 50%, а, кроме того, в ноябре и декабре 2021 года не выплачено единовременное дополнительное денежное поощрение в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих, вследствие чего, и образовалась спорная задолженность.

Разрешая заявленный иск в указанной части, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Смоленской области от 29.11.2007 № 109-з (ред. от 29.09.2021) «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области», принятым Смоленской областной Думой 28.11.2007, установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из его должностного оклада в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определенных настоящим областным законом. Согласно ч. 2 ст. 5 указанного закона к дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячный оклад за классный чин, который устанавливается в процентах к должностному окладу муниципального служащего в следующих размерах: 1-й класс – 70, 2-й класс – 60, 3-й класс - 50. Должностной оклад и ежемесячный оклад за классный чин составляют оклад денежного содержания муниципального служащего.

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в следующих размерах: при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет – 10%, от 5 до 10 лет – 15%, от 10 до 15 лет – 20%, свыше 15 лет – 30%.

3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;

4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых федеральным законодательством;

5) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

6) ежемесячное денежное поощрение. Муниципальному служащему может также выплачиваться единовременное дополнительное денежное поощрение в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих;

7) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему производится по его письменному заявлению на основании правового акта представителя нанимателя (работодателя). Единовременная выплата производится муниципальному служащему при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска либо в другое время при согласии представителя нанимателя (работодателя) (может также разбиваться на две равные части);

8) материальная помощь.

Согласно решения Смоленского городского Совета от 27.04.2018 (ред. от 30.09.2021) «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности» оплата труда муниципальных служащих производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных областным законом. Размер должностного оклада муниципального служащего рассчитывается исходя из базовой суммы, определенной областным законом от 03.05.2005 №29-з «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области», и для консультанта устанавливается в размер 6278 руб.

Пунктом 1.3 решения Смоленского городского Совета от 27.04.2018 (ред. от 30.09.2021) «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности» к дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячный оклад за классный чин, который устанавливается в процентах к должностному окладу муниципального служащего в следующих размерах: 1-й класс – 70, 2-й класс – 60, 3-й класс - 50. Должностной оклад и ежемесячный оклад за классный чин составляют оклад денежного содержания муниципального служащего;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в следующих размерах: при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет – 10%, от 5 до 10 лет – 15%, от 10 до 15 лет – 20%, свыше 15 лет - 30%.

3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере до 50 процентов (включительно) должностного оклада по замещаемой должности;

4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых федеральным законодательством;

5) премия за выполнение особо важных и сложных заданий (максимальный размер не ограничивается);

6) ежемесячное денежное поощрение в размере до 100 процентов (включительно) оклада денежного содержания по замещаемой должности. Муниципальному служащему может также выплачиваться единовременное дополнительное денежное поощрение в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих;

7) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания;

8) материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания.

Согласно п. 2.1. решения Смоленского городского Совета от 27.04.2018 ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы выплачивается за работу за пределами установленной продолжительности рабочего времени, периодическое привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, объем, качество, сложность и напряженность работы, выполнение дополнительных функций и иных обязанностей.

Размер надбавки устанавливается соответственно распоряжением Администрации города Смоленска по представлению руководителя структурного подразделения (органа) Администрации города Смоленска, согласованному с курирующим заместителем Главы города Смоленска, распоряжением председателя Смоленского городского Совета по представлению начальника управления по вопросам работы Смоленского городского Совета (далее - начальник управления), распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты города Смоленска.

В соответствии с п. 2.3. указанного решения ежемесячное денежное поощрение выплачивается на основании соответственно распоряжения Администрации города Смоленска по представлению руководителя структурного подразделения (органа) Администрации города Смоленска, согласованному с курирующим заместителем Главы города Смоленска, распоряжения председателя Смоленского городского Совета по представлению начальника управления, распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты города Смоленска.

Глава города Смоленска, председатель Смоленского городского Совета, председатель Контрольно-счетной палаты города Смоленска единолично могут принять решение о размере поощрения соответствующему муниципальному служащему.

Выплата поощрения муниципальным служащим осуществляется в целях развития их творческой инициативы, повышения качества работы и ответственности за результаты служебной деятельности, укрепления исполнительской дисциплины.

При определении размера поощрения учитываются:

- личный вклад муниципального служащего в решение задач и выполнение полномочий соответственно Администрации города Смоленска, Смоленского городского Совета, Контрольно-счетной палаты города Смоленска;

- добросовестное исполнение должностных обязанностей, своевременное и качественное выполнение заданий и поручений;

- своевременное и качественное обеспечение реализации законодательства;

- соблюдение законности при принятии решений, направленных на реализацию прав граждан и юридических лиц;

- разработка и реализация управленческих решений, способность организовать эффективную работу и контролировать ее выполнение, компетентность при принятии управленческих решений;

- соблюдение соответственно Регламента Администрации города Смоленска, Регламента Смоленского городского Совета, Регламента Контрольно-счетной палаты города Смоленска;

- инициатива и творческий подход к выполняемой работе;

- соблюдение трудовой дисциплины;

- соблюдение порядка работы со служебной документацией.

Администрацией г. Смоленска 26.01.2018 издано распоряжение -, согласно которого устанавливается, что муниципальным служащим администрации г. Смоленска могут выплачиваться единовременные дополнительные денежные поощрения по итогам работы за месяц, год. Размер указанного поощрения устанавливается в пределах сложившейся экономии по фонду оплаты труда за отчетный период, распределяемой между муниципальными служащими соответствующего структурного подразделения пропорционально, исходя из размеров должностных окладов. При определении размера указанного поощрения исключаются периоды: временной нетрудоспособности работника, отпуска работника без сохранения заработной платы, нахождение работника в учебном отпуске, отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком. Размер указанного поощрения может быть увеличен по решению Главы г. Смоленска на основании ходатайства руководителя соответствующего структурного подразделения (органа) администрации г. Смоленска за достигнутые успехи в трудовой деятельности. В случае нарушения трудовой дисциплины или упущения в работе размер указанного поощрения может быть снижен по решению Главы г. Смоленска на основании ходатайства руководителя соответствующего структурного подразделения (органа) администрации г. Смоленска (л.д. 223-225 том 1).

Согласно распоряжения администрации г. Смоленска - от 30.10.2020 утверждено штатное расписание администрации г. Смоленска, приложением к которому предусмотрена 1 единица должности консультанта – юрисконсульта администрации Промышленного района с должностным окладом в размере 6278 руб. (л.д. 74-85 том 1).

Согласно представленного в материалы дела табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за ноябрь 2021 года Пронина М.В. осуществляла трудовую деятельность с 01.11.2021 по 19.11.2021, а с 22.11.2021 по 30.11.2021 находилась в отпуске (л.д. 62-65 том 1), в декабре 2021 года Пронина М.В. находилась в отпуске на протяжении всего месяца (л.д. 58-61 том 1), так как, в соответствии с распоряжением главы Администрации Промышленного района г. Смоленска - от 11.11.2021 Прониной М.В., консультанту – юрисконсульту администрации Промышленного района г. Смоленска, предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней с 22.11.2021 по 21.12.2021 включительно и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью 10 календарных дней с 22.12.2021 по 31.12.2021 включительно (л.д. 66 том 1).

Из лицевого счета Прониной М.В. за ноябрь 2021 года усматривается начисление и выплата оклада, классного чина, премии постоянной, выслуги, отпускных (л.д. 19 том 1). В декабре 2021 года произведено начисление и выплата за сложность – 20% (л.д. 20 том 1). В январе 2022 года: оклад, классный чин, премия постоянная, выслуга, сложность 20%, единовременное денежное вознаграждение, материальная помощь, выплата единовременная к отпуску. В феврале 2022 года: оклад, классный чин, премия постоянная, выслуга, сложность 20%, компенсация за неиспользованный отпуск, больничный лист (л.д. 106 том 1).

Инициируя настоящий иск, Пронина М.В. фактически ссылается на дискриминацию в сфере труда, которой она была подвергнута работодателем, не выплачивающим ей без законных на то оснований премиальную часть заработной платы.

Оценивая данный довод, суд учитывает, то к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 Трудового кодекса РФ относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Ст. 57 Трудового кодекса РФ предусматривает, что обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает:

фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ);

доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 Трудового кодекса РФ - Оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса РФ - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса РФ - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 Трудового кодекса РФ - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных);

доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ - Поощрения за труд).

Анализируя положения установленной в администрации Промышленного района г. Смоленска для муниципальных служащих системы оплаты труда и приходит к убеждению, что таковая состоит из постоянной и переменной частей. Постоянные выплаты складывается из денежного содержания, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, часть из которых (оклад, надбавки на классный чин и выслугу лет, единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска и материальная помощь к отпуску) являются обязательными к выплате. Данные денежные средства истица получала в полном объеме в течение всего периода работы у ответчика.

Спорные выплаты, являются дополнительной мерой поощрения, носят стимулирующий характер, а их размер, подлежащий выплате тому или иному работнику ежемесячно, определяет работодатель, учитывая степень трудового участия работника, качество выполняемых должностных обязанностей, дополнительных заданий и поручений. Следовательно, премирование работников носит исключительно стимулирующий, поощрительный характер и является правом, а не обязанностью работодателя, соответствующее усмотрение которого, зависит от эффективности труда конкретного работника. При этом отсутствие у муниципального служащего дисциплинарных взысканий не является безусловным основанием для выплаты указанного вида премии.

Однако, защищая права работника, законодатель запрещает любую дискриминацию в сфере труда, провозглашая конституционный принцип равной оплаты за равный труд.

Соблюдение данного принципа свидетельствует о необходимости добросовестного усмотрения работодателя при определении трудового вклада работника, оценка которого не может быть произвольной и должна быть обусловлена теми или иными критериями, разработанным работодателем и прописанными в локальных нормативных актах. Такой подход обеспечивает объективную возможность каждого работника, во-первых, стремится к выполнению заданных критериев для получения дополнительной оплаты труда, а, во-вторых, позволяет осуществить контроль усмотрения работодателя, предупреждая дискриминационный подход к оплате труда.

Решением Смоленского городского Совета от 27.04.2018 (ред. от 30.09.2021) «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности» предусмотрено, что в случае нарушения трудовой дисциплины или упущения в работе размер поощрения может быть снижен на основании соответственно распоряжения Администрации города Смоленска по представлению руководителя структурного подразделения (органа) Администрации города Смоленска, согласованному с курирующим заместителем Главы города Смоленска, распоряжения председателя Смоленского городского Совета по представлению начальника управления, распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты города Смоленска.

Из пояснений ответчика усматривается, что при начислении истцу ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы и единовременного дополнительного денежного поощрения в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих, учитывались эффективность и результативность труда, а также наличие упущений в работе истца.

Так, согласно служебной записке от 19.11.2021 начальника отдела труда и приватизации имущества администрации Промышленного района г. Смоленска, в период с 01 по 19 ноября текущего года заключено 8 договоров на безвозмездную передачу в собственность граждан жилых помещений. Консультант-юрисконсульт Пронина М.В., в проверке и дальнейшем визировании данных договоров, в соответствии со своими непосредственными служебными обязанностями, предусмотренными ее должной инструкцией, участие не принимала (л.д. 123 том 1).

В служебной записке от 22.11.2021 начальника отдела по работе с молодежью, культуре и спорту администрации Промышленного района г. Смоленска указано, что в ходе подготовки к массовому спортивному мероприятию зимний кросс «Промышленный трейл – 2021», запланированному на 11 декабря 2021 года, главой администрации Промышленного района г. Смоленска было дано поручение консультанту – юрисконсульту М.В. Прониной о подготовке проекта распоряжения «О проведении зимнего кросса «Промышленный трейл – 2021», посвященного Дню Конституции Российской Федерации», с учетом ограничительных мер согласно Указа Губернатора Смоленской области от 18.03.2020 №24 «О введении режима повышенной готовности» на дату проведения соревнований. На дату составления служебной записки проекта нормативного правого акта нет. (л.д. 124 том 1).

Согласно служебной записки от 18.01.2022 начальника отдела труда и приватизации имущества администрации Промышленного района г. Смоленска, в период с 01 по 18 января текущего года (2022) администрацией заключено 6 договоров на безвозмездную передачу в собственность граждан жилых помещений. Консультант-юрисконсульт Пронина М.В. в проверке и дальнейшем визировании данных договоров, в соответствии со своими непосредственными служебными обязанностями, предусмотренными ее должной инструкцией, участие не принимала (л.д. 122 том 1).

На указанных служебных записках имеется резолюция «Бухгалтерия. Учесть при подготовке документов на премирование и начисление стимулирующих выплат».

В соответствии с представлением главы администрации Промышленного района г. Смоленска от 29.11.2021 за своевременное и качественное выполнение заданий и поручений руководителя в порядке подчиненности, инициативу и творческий подход к выполнению своих должностных обязанностей установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы за ноябрь 2021 года Прониной М.В. размере 20% (л.д. 137 том 1).

Из распоряжения главы администрации Промышленного района г. Смоленска -р от 30.11.2021 следует, что установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы за ноябрь 2021 года указанным в нем сотрудникам. В данном распоряжении пунктом 15 поименована Пронина М.В. и надбавка установлена в размере 20% (л.д. 132 том 1).

Согласно представления главы администрации Промышленного района г. Смоленска от 31.01.2022 за своевременное и качественное выполнение заданий и поручений руководителя в порядке подчиненности, инициативу и творческий подход к выполнению своих должностных обязанностей установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы за январь 2022 года Прониной М.В. размере 20% (л.д. 189 том 1).

В соответствии с распоряжением главы администрации Промышленного района г. Смоленска -р от 31.01.2022 устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы за январь 2022 года Прониной М.В. размере 20% (л.д. 1-2 том 2).

09.02.2022 трудовые отношения сторон прекращены, на основании заявления Прониной М.В. С 26.01.2022 по 04.02.2022 истец находилась на больничном. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы за февраль 2022 года выплачена Прониной М.В. размере 20% должностного оклада в момент прекращения трудового договора.

В материалы дела представлено распоряжение главы администрации Промышленного района г. Смоленска -р от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому подлежит произвести выплату единовременного дополнительного денежного поощрения муниципальным и служащим и работникам, не замещающим должности муниципальной службы и исполняющим обязанности по техническому обеспечению деятельности администрации Промышленного района г. Смоленска в пределах сложившейся экономии по фонду оплаты труда по итогам работы за ноябрь месяц 2021 года. В приложении к данному распоряжению указан список сотрудников в размер поощрения, фамилии Пронина М.В. в указанном списке нет (л.д. 186-187 том 1).

Также ответчиком представлено распоряжение главы администрации Промышленного района г. Смоленска -р от 24.12.2021, согласно которому подлежит произвести выплату единовременного дополнительного денежного поощрения муниципальным и служащим и работникам, не замещающим должности муниципальной службы и исполняющим обязанности по техническому обеспечению деятельности администрации Промышленного района г. Смоленска в пределах сложившейся экономии по фонду оплаты труда по итогам работы за декабрь месяц 2021 года. В приложении к данному распоряжению указан список сотрудников в размер поощрения, фамилии Пронина М.В. в указанном списке нет (л.д. 183-184 том 1).

В соответствии с решением Смоленского городского Совета от 27.04.2018 (ред. от 30.09.2021) «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности» снижение размера поощрения производится в том месяце, в котором был совершен дисциплинарный проступок или допущено упущение в работе. Если о факте нарушения трудовой дисциплины или упущения в работе стало известно позже, то снижение размера поощрения производится за тот месяц, в котором он был выявлен. При необходимости проверки факта нарушения трудовой дисциплины или упущения в работе снижение размера поощрения производится в месяце окончания проверки.

Таким образом, устанавливая Прониной М.В. ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 20% в ноябре 2021 года и январе - феврале 2022 года и отказывая в начислении и выплате единовременного дополнительного денежного поощрения в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих в ноябре и декабре 2021 года, работодатель вновь ссылается на наличие упущений в работе истца.

Разрешая вопрос о наличии указанных упущений, суд обращает внимание, что должностной инструкцией консультанта-юрисконсульта администрации Промышленного района г. Смоленска, утвержденной главой администрации Промышленного района г. Смоленска 01.11.2017 установлено, что в должностные обязанности консультанта – юрисконсульта входят, в том числе:

- правовое обеспечение деятельности администрации по реализации ею своих полномочий;

- участие в подготовке и исполнении управленческих решений руководства администрации в пределах своей компетенции;

- проведение правовой экспертизы проектов распоряжений, положений, договоров и иных документов правового характера, подписываемых главой администрации и его заместителями, на предмет их соответствия правовым актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих правоотношений, а также на предмет соблюдения правил юридической техники;

- представление интересов администрации в судах, органах прокуратуры, юстиции, внутренних дел и иных органах при рассмотрении дел (вопросов), связанных с правовымобеспечением ее деятельности;

- участие в подготовке и осуществлении проводимых администрацией мероприятий с целью обеспечения соблюдения законодательства;

- участие в заседании административной комиссии, комиссии по размещению муниципальных заказов, комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по рассмотрению вопросов оказания материальной помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, гражданам, находящимсяв труднойжизненной ситуации, детям-сиротам, безнадзорным детям, оставшимся без попечения родителей, а также других комиссия по согласованию.

С указанной должностной инструкцией Пронина М.В. ознакомлена и получила второй экземпляр 01.11.2017 (л.д. 87-89 том 1).

Наличие упущений в работе истца, работодатель подтверждает служебными записками от 19.11.2021, от 22.11.2021, от 18.01.2022 (л.д. 122, 123, 124 том 1) описанными судом ранее.

Однако, в ходе судебного следствия представитель ответчика ФИО8 пояснил, что согласно проведенной проверки, подпись истца на договорах приватизации, действительно не требовалась. Пронина М.В. должна была только завизировать распоряжения.

При этом, в материалы дела ответчиком представлен ряд распоряжений за ноябрь 2021 года и январь 2022 года, которые не соответствуют Инструкции по делопроизводству в администрации г. Смоленска, утвержденной распоряжением администрации г. Смоленска -р/адм от 30.12.2020 и приложениями к Инструкции. Таким образом, ответчик считает, что Пронина М.В. визируя данные распоряжения, ненадлежащим образом исполняла свои обязанности должностные обязанности.

На основании распоряжения главы администрации Промышленного района г. Смоленска -р от 04.02.2022 назначено служебное расследование по факту нарушения порядка регистрации входящих документов, выразившегося в ненадлежащем уведомлении о возникшем конфликте интересов ребенка с работодателем, для чего создана комиссия (л.д. 126 том 1). По результатам служебного расследования комиссия установила факт конфликта интересов работника с работодателем. В нарушение требований ч. 8 п. 2.2 раздела 2 трудового договора от 18.10.2017 консультант-юрисконсульт Пронина М.В. не сообщила работодателю о личной заинтересованности при исполнении должностных обязательств, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта. А именно о подаче ею искового заявления в органы судебной власти на работодателя. Комиссия пришла к выводам, что на основании установленного факта нарушения требований трудового договора, необходимо рекомендовать привлечь консультанта – юрисконсульта Пронину М.В. к дисциплинарной ответственности. Однако, в связи с тем, что консультант – юрисконсульт Пронина М.В. уволена по собственному желанию, предлагается к дисциплинарной ответственности не привлекать, в виду утраты возможности незаконного использования печатей и штампов администрации Промышленного района г. Смоленска (л.д. 129-130 том 1).

Кроме того, работодателем представлен акт от 07.02.2022 об отсутствии работника на рабочем месте 07.02.2022 в период с 11 час. 30 мин. до 12 час. 30 ми. (л.д. 162 том 1), на основании которого главой администрации Промышленного района г. Смоленска издано распоряжение о привлечении к дисциплинарной ответственности Прониной М.В. за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, выразившееся в нарушении трудовой дисциплины, несогласовании с непосредственным руководителем периода отсутствия на рабочем месте 07.02.2022, и применено дисциплинарное взыскание – замечание (л.д. 178 том 1).

Ответчик в части доказательств упущения в работе истца указывает на отказ Прониной М.В. от участия в рассмотрении дела - в качестве юриста. Согласно, информации с сайта Промышленного районного суда г. Смоленска, рассмотрение административного дела состоялось 30.09.2021, 20.10.2021, 28.10.2021 и 02.12.2021 (л.д. 65б-65в том 2).

Поскольку между сторонами спора о качестве и результативности работы истца в сентябре-октябре 2021 года нет, то обстоятельства осуществления должностных обязанностей Прониной М.В. в эти периоды не устанавливаются судом. В судебном заседании по указанному делу 02.12.2021 Пронина М.В. не могла принимать участия в качестве представителя работодателя, поскольку находилась в отпуске, что подтверждается как табелем учета рабочего времени, так и распоряжением главы администрации Промышленного района г. Смоленска - от 11.11.2021 о предоставлении отпуска Прониной М.В., что сторонами не оспаривается.

Также по обращению Прониной М.В. прокуратурой Промышленного района г. Смоленска проведена проверка, по результатам которой составлен акт от 03.03.2022, в котором прокуратурой нарушений трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе в части оплаты труда в отношении работников администрации Промышленного района г. Смоленска не установлено (л.д. 218-220 том 1).

В ходе судебного следствия в качестве свидетеля допрошена ФИО10, которая работала у ответчика в должности управляющей делами до 22.02.2022. Свидетель пояснила, что Пронина М.В. работала в должности юриста, в ее обязанности входило визирование всех распоряжений, которые издавались. Подготовка каких-либо проектов в ее обязанности не входила. Проекты документов готовил каждый отдел самостоятельно, после чего Пронина М.В. проверяла проект документа или комплект документов. Распоряжения по организации кросса «Тревел» поступило в конце октября. Само мероприятие готовилось отделом культуры, Пронина М.В, должна была завизировать распоряжение, но в тот момент она находилась в отпуске. Ей не известно, чтобы истцу поручалось готовить проект распоряжения. Договоры приватизации Пронина М.В. не проверяла, и это не входило в ее должностные обязанности, она их только визировала. Ни один юрист за 20 лет работы свидетеля не проверял указанные договоры. Также пояснила, что премии выплачивались сотрудникам независимо от нахождения в отпуске.

Свидетель ФИО11, являющаяся специалистом 1-й категории отдела ГО и ЧС, пояснила, что она наделена полномочиями по начислению заработной платы сотрудникам администрации Промышленного района г. Смоленска. Указала, что ей приносят распоряжение на оплату, на основании которого она осуществляет механическое начисление заработной платы. Распределением премии занимается непосредственно глава администрации.

Свидетель ФИО12, который является начальником отдела труда и приватизации имущества, пояснил, что в его обязанности входит подготовка проектов по приватизации, распоряжений, которые он передает для проверки юристу. Юрист ставит свою визу на материале и на распоряжении. В ноябре 2021 года он принес Прониной М.В. договоры приватизации, распоряжения, судебные материалы и извещения, но она ответила, что ей это не интересно. После чего, он оформил служебную записку на предмет того, что юрист отказалась визировать документы. Также Пронина М.В. отказалась участвовать в судебных заседаниях как юрист по делу .

ФИО13, допрошенная в качестве свидетеля, являющаяся заместителем главы администрации района, пояснила, что когда пришла на работу в администрацию из другой сферы госслужбы, то была крайне удивлена организацией работы, когда сотрудники отказывались выполнять распоряжения руководства. За период ее работы, неоднократно сталкивалась с отказом Прониной М.В. от визирования документов, предусмотренных ее должностными обязанностями. В начале ноября в администрации состоялось совещание, на котором глава района поручил разработку Положения по кроссу юристу Прониной М.В. совместно с Поселовой. Пронина М.В. отказалась от разработки проекта положения по физкультурному мероприятию. Совещания сотрудников не протоколируются, поскольку в штате отсутствуют свободные сотрудники для ведения протокола. Истец подчиняется непосредственно главе района. Также указала, что работа юриста не прослеживается ни в одном документе, которые, зачастую составляются и оформляются с грубыми техническими и правовыми нарушениями.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к убеждению, что, не смотря на спорность ряда претензий к осуществлению своих трудовых обязанностей Прониной М.В., часть из них нашла свое подтверждение и свидетельствует об имевших место в упущениях в работе истца в ноябре 2021, январе и феврале 2022 года.

Поскольку решением Смоленского городского Совета от 27.04.2018 предусмотрено, что в случае нарушения трудовой дисциплины или упущения в работе размер поощрения может быть снижен на основании соответственно распоряжения ФИО4 города Смоленска, а в материалы дела представлены распоряжения главы администрации Промышленного района г. Смоленска -р от 24.12.2021, от 28.02.2022 в которых не значится фамилия Пронина М.В., -р от 30.11.2021 и -р от 31.01.2022, которыми установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 20%, требования истца в части доплаты надбавки за особые условия муниципальной службы до 50% оклада денежного содержания за ноябрь 2021 года, январь-февраль 2022 года удовлетворению не подлежат.

Для снижения размера выплаты единовременного дополнительного денежного поощрения в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих предусмотрены основания, перечисленные в решении Смоленского городского Совета от 27.04.2018 .

В распоряжении администрации г. Смоленска - от 26.01.2018 указано, что муниципальным служащим администрации г. Смоленска могут выплачиваться единовременные дополнительные денежные поощрения по итогам работы за месяц, год. При определении размера указанного поощрения исключаются периоды: временной нетрудоспособности работника, отпуска работника без сохранения заработной платы, нахождение работника в учебном отпуске, отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком. Размер указанного поощрения может быть увеличен по решению Главы г. Смоленска на основании ходатайства руководителя соответствующего структурного подразделения (органа) администрации г. Смоленска за достигнутые успехи в трудовой деятельности. В случае нарушения трудовой дисциплины или упущения в работе размер указанного поощрения может быть снижен по решению Главы г. Смоленска на основании ходатайства руководителя соответствующего структурного подразделения (органа) администрации г. Смоленска (л.д. 223-225 том 1).

В материалы дела представлено распоряжение главы администрации Промышленного района г. Смоленска -р от 30.11.2021, согласно которому подлежит произвести выплату единовременного дополнительного денежного поощрения муниципальным и служащим и работникам, не замещающим должности муниципальной службы и исполняющим обязанности по техническому обеспечению деятельности администрации Промышленного района г. Смоленска в пределах сложившейся экономии по фонду оплаты труда по итогам работы за ноябрь месяц 2021 года. В приложении к данному распоряжению указан список сотрудников в размер поощрения, фамилии Пронина М.В. в указанном списке нет (л.д. 186-187 том 1).

Истцом Прониной М.В. в подтверждение своих доводов представлены копия распоряжения от 30.11.2021 приложение к нему в виде Списка работников (л.д. 22, 23 том 1), которые идентичны тем, что представлены работодателем. Однако, в данным документам прилагается еще перечень, содержащий в себе Ф.И.О. сотрудников, их оклад, количество отработанных дней, количество окладов и размер ежемесячно премии. Данный документ содержит сведения о начислении Прониной М.В. премии в размере 0,5 оклада в сумму 3139 руб. (л.д. 24).

Указанный перечень суд не приминает как надлежащее доказательство, отвечающее требованиям ст. 67 ГПК ПФ, поскольку судом не установлено, кем и когда он был составлен, он не содержит подписей ответственных лиц, печати организации и противоречит иным доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Напротив, судом установлено, что в работе истца в ноябре 2021 года работодателем были установлены упущения, что отражено в служебных записках, на основании которых работодателем принято распоряжение -р от 30.11.2021, в котором Пронина М.В. не значится.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, об обоснованности не выплаты работодателем истцу единовременного дополнительного денежного поощрения в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих в ноябре 2021 года, поскольку данная выплата является дополнительной мерой поощрения и носит стимулирующий характер.

Также ответчиком представлено распоряжение главы администрации Промышленного района г. Смоленска -р от 24.12.2021, согласно которому подлежит произвести выплату единовременного дополнительного денежного поощрения муниципальным и служащим и работникам, не замещающим должности муниципальной службы и исполняющим обязанности по техническому обеспечению деятельности администрации Промышленного района г. Смоленска в пределах сложившейся экономии по фонду оплаты труда по итогам работы за декабрь месяц 2021 года. В приложении к данному распоряжению указан список сотрудников в размер поощрения, фамилии Пронина М.В. в указанном списке нет (л.д. 183-184 том 1).

Однако, в материалы дела не представлено доказательств наличия в заявленный период упущений в работе истца.

Кроме того, из представленного табеля учета рабочего времени за декабрь 2021 года следует, что Пронина М.В. с 01.12.2021 по 31.12.2021 находилась в очередном ежегодном отпуске (л.д. 156-158 том 1), что согласно распоряжения администрации г. Смоленска - от 26.01.2018 не может быть основаниям для исключения данного периоды для начисления спорной выплаты.

Ссылка ответчика на то, что позднее были установлены факты упущения в работе истца не состоятельным, поскольку решением Смоленского городского Совета от 27.04.2018 предусмотрена возможность снижения размера поощрения в том месяце, в котором был совершен дисциплинарный проступок или допущено упущение в работе. Если о факте нарушения трудовой дисциплины или упущения в работе стало известно позже, то снижение размера поощрения производится за тот месяц, в котором он был выявлен. При необходимости проверки факта нарушения трудовой дисциплины или упущения в работе снижение размера поощрения производится в месяце окончания проверки.

В этой связи требование истца о выплате единовременного дополнительного денежного поощрения в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих за декабрь 2021 года является обоснованным.

Определяя размер данного поощрения, подлежащего выплате, суд исходит из следующего.

В соответствии с решением Смоленского городского Совета от 27.04.2018 единовременное дополнительное денежное поощрение выплачивается при наличии экономии фонда оплаты труда в порядке, установленном соответственно Администрацией города Смоленска, председателем Смоленского городского Совета, председателем Контрольно-счетной палаты города Смоленска.

Согласно штатному расписанию администрации г. Смоленска, утвержденному распоряжением администрации г. Смоленска - от 30.10.2020 в структурном подразделении администрации Промышленного района г. Смоленска помимо консультанта – юрисконсульта, предусмотрены должности консультанта по мобработе, консультанта отдела жилищно-коммунального хозяйства и консультанта отдела труда и приватизации имущества, оклады у данных должностей одинаковые и составляют 6278 руб. (л.д. 74-85 том 1).

Из табеля учета рабочего времени за декабрь 2021 года следует, что консультант по мобработе отработал полный месяц; консультант отдела труда и приватизации имущества находился с 01.12.2021 по 10.12.2021 и с 20.12.2021 по 31.12.2021 на больничном, консультант – юрисконсульт – с 01.12.2021 по 31.12.2021 в отпуске, консультант отдела жилищно-коммунального хозяйства отработал полный месяц (л.д. 58-61).

В соответствии с приложением к распоряжению главы администрации Промышленного района г. Смоленска г. Смоленска от 24.12.2021 единовременное дополнительное денежное поощрение за декабрь 2021 года начислено:

- консультанту по мобработе в размере 21973 руб.;

- консультанту отдела труда и приватизации имущества в размере 21973 руб.,

- консультанту отдела жилищно-коммунального хозяйства в размере 21973 руб.

Данные обстоятельства подтверждаются также лицевым счетом консультанта отдела труда и приватизации имущества за декабрь 2021 года (л.д. 143).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что всем муниципальным служащим, замещающим должности консультантов в администрации Промышленного района г. Смоленска, за исключением Прониной М.В., начисление единовременного дополнительного денежного поощрения за декабрь 2021года производилось в одинаковом размере.

Таким образом, приходя к выводу о незаконности лишения работодателем администрацией Промышленного района г. Смоленска муниципального служащего Прониной М.В. единовременного дополнительного денежного поощрения за декабрь 2021 года, суд находит необходимым взыскать в пользу истца данную выплату в размере 21973 руб.

Разрешая требование истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Установив факт нарушения работодателем трудовых прав работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, суд, руководствуясь положениями ст. 237 ТК РФ, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

Как следует из разъяснений, данных в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

При определении размера компенсации морального вреда суд руководствуется требованиями ст. 1101 ГК РФ и учитывает характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, индивидуальные особенности потерпевшего, а также требования о разумности и справедливости.

С учетом всех обстоятельств дела суд оценивает причиненный Прониной М.В. моральный вред в размере 3000 руб.

При разрешении требования истцов о взыскании судебных расходов суд исходит из следующего.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

По смыслу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которых истцу отказано.

Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее по тексту – ПП ВС РФ от 21.01.2016 №1) разъяснено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч.1 ст.100 ГПК РФ).

По смыслу ст.100 ГПК РФ суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя критерии разумности понесенных расходов. При этом неразумными могут быть сочтены значительные расходы, не оправданные ценностью подлежащего защите права либо несложностью дела.

При этом, согласно п.10 ПП ВС РФ от 21.01.2016 №1, лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

В силу п.11 ПП ВС РФ от 21.01.2016 №1, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

В силу разъяснений изложенных в п.28 ПП ВС РФ от 21.01.2016 №1 после принятия итогового судебного акта по делу лицо, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении. Такой вопрос разрешается судом в судебном заседании по правилам, предусмотренным ст. 166 ГПК РФ, ст. 154 КАС РФ, ст. 159 АПК РФ.

Кроме того, обязанность суда взыскать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных на реализацию требований ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В обоснование заявленного требования истцом представлен договор на оказание юридических услуг от 28.12.2021, заключенный между ФИО7 (поверенный) и Прониной М.В. (доверитель). По условиям данного договора поверенный оказывает следующие юридические услуги: устная консультация, оформление договора на оказание юруслуг, подготовку искового заявления о взыскании незаконно удержанных сумм из заработной платы, морального вреда, представление интересов доверителя в судебных заседаниях Промышленного районного суда г. Смоленска. Стоимость услуг определена следующим образом: за устную консультацию и оформление договора на оказание юруслуг – 500 руб., за подготовку искового заявления – 3500 руб., представление интересов в судебных заседаниях – 21000 руб., а всего 25000 руб. (л.д. 104 том 1).

Истцом Прониной М.В. оплата по договору на оказание юридических услуг от 28.12.2021 произведена в полном объеме, путем передачи 28.12.2021 денежных средств в размере 25000 руб., что подтверждается распиской (л.д. 105 том 1).

Суд, оценив представленные доказательства, уровень сложности дела, принимая во внимание сложившуюся в регионе стоимость оплаты юридических услуг, и исходя из объема материалов дела, фактически совершенных представителем действий и затраченного на оказание услуг времени, с учетом принципа соразмерности, приходит к выводу о том, что заявление о взыскании судебных расходов на представление интересов истцов в суде подлежит удовлетворению в размере 20000 рублей.

Поскольку в силу ст.393 ТК РФ истец освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, госпошлина в доход местного бюджета подлежит взысканию с ответчика в силу ч.1 ст.103 ГПК РФ с учетом требований п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ и п.1 ч.1 ст.333.20 НК РФ в размере 1159 руб. 19 коп.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прониной Марины Викторовны удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Промышленного района г. Смоленска (ИНН 6731069721, ОГРН 1086731008231) в пользу Прониной Марины Викторовны 21973 руб. недополученной заработной платы за декабрь 2021 года, 3000 руб. в счет компенсации морального вреда в размере 3000руб., а также 20000 руб. в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя, а всего 44973 (Сорок четыре тысячи девятьсот семьдесят три) рубля.

В удовлетворении иных требований отказать.

Взыскать с администрации Промышленного района г. Смоленска (ИНН 6731069721, ОГРН 1086731008231) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1 159руб. 19 коп.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья И.В. Селезенева