НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область) от 27.07.2022 № 2-1189/2022

Производство № 2-1189/2022

УИД 67RS0003-01-2022-000916-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 27 июля 2022 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Соболевской О.В.,

при секретаре Максуровой Е.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долгинцева Андрея Андреевича к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области о возложении обязанности по включению периодов прохождения интернатуры и ординатуры, нахождения в командировках в специальный стаж, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Долгинцев А.А. обратился в суд с иском к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области о возложении обязанности по включению периодов прохождения интернатуры и ординатуры, нахождения в командировках в специальный стаж, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости, указав в обоснование заявленных требований, что 28.09.2021 обратился в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением № 186252/21 от 29.12.2021 ему отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в связи с отсутствием права. Согласно вышеуказанному решению на день обращения его специальный стаж составил 28 лет 03 месяца 10 дней. При этом ответчик отказал во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, следующих периодов: период прохождения клинической интернатуры на кафедре общей хирургии с курсом урологии врачом-интерном с 01.08.1999 по 30.06.2000, в том числе в льготном исчислении; период с 01.09.2000 по 31.08.2002 период прохождения клинической ординатуры на кафедре общей хирургии с курсом урологии, в том числе в льготном исчислении.

Кроме того, в специальный стаж не были включены периоды нахождения в командировках: с 01.07.2014. по 03.07.2014, с 18.02.2016 по 20.02.2016, с 01.06.2017 по 03.06.2017, с 05.10.2017 по 06.10.2017, с 11.12.2017 по 15.12.2017, с 31.05.2018 по 01.06.2018, с 15.02.2019 по 15.02.2019, с 16.05.2019 по 17.05.2019, с 21.11.2019 по 22.11.2019, с 01.09.2021 по 05.09.2021.

Считает решение пенсионного органа в части отказа во включении вышеуказанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, и назначении пенсии незаконным, поскольку согласно пункта 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 30 Федерального Закона № 400-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее - Список № 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно (далее Список № - 1066);

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно (далее Список № 464).

Также, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., может применяться Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости стаж, имевший место до 01.01.2002, может быть исчислен по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования.

До 01.11.1999 при исчислении стажа за периоды работы применялся порядок исчисления стажа, определенный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

Абзацем третьим пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» установлено, что исчисление сроков выслуги врачам - хирургам всех наименований, производится как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.

С 1 ноября 1999 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066.

В Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев (Приложение к Правилам, утвержденным Постановлением № 1066) предусмотрены оперирующие врачи - специалисты всех наименований в отделениях хирургического профиля стационаров, к числу которых отнесены хирургическое, урологическое отделения.

С 12.11.2002 применяются Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Согласно пункту 5 указанных Правил и пункту 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (Приложение в указанным Правилам) исчисление стажа работы в льготном порядке - год работы, как год и шесть месяцев, производится оперирующим врачам-специалистам всех наименований, операционным медицинским сестрам отделений хирургического профиля стационаров: хирургического, урологического.

В период с 01.08.1999 по 30.06.2000 истец проходил клиническую интернатуру в Смоленской государственной медицинской академии на кафедре общей хирургии с курсом урологии на базе ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» г. Смоленска.

Приказом Минздрава СССР от 16.08.1972 г. № 669 «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру)» установлено, что врачам, проходящим интернатуру, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством по той должности, на которую зачислен врач в учреждение здравоохранения на штатную должность для прохождения интернатуры. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, в которое зачислен врач-интерн. Также отмечалось, что заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, при этом в соответствующие фонды социального страхования, в том числе пенсионный, отчислялись страховые взносы.

Как указал Верховный Суд в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.06.2015 № 18-КГ15-57, период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, может быть засчитан им в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.

В период прохождения интернатуры в должности врача-интерна, истец выполнял функциональные обязанности оперирующего врача-уролога в ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» г. Смоленска и принимал участие в урологических операциях, что подтверждается журналами, проведенных операций ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» г. Смоленска.

Согласно абз. 3 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», установлено, что исчисление сроков выслуги врачам-хирургам всех наименований, производится как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.

В связи с чем полагает, что период прохождения интернатуры подлежит включению в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев.

Кроме того, полагает, что период с 01.09.2000 по 31.08.2002 прохождения клинической ординатуры в Смоленской государственной медицинской академии на кафедре общей хирургии с курсом урологии на базе ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» г. Смоленска также подлежит включению в специальный стаж, поскольку согласно Положению о клинической ординатуре, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 февраля 1993 года N 23 (далее - Положение о клинической ординатуре), клиническая ординатура - часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов отрасли, а также повышения квалификации (пункт 1).

В соответствии с пунктом 3 Положения о клинической ординатуре - основной задачей обучения врачей в клинической ординатуре является подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики.

Согласно пункту 18 Положения - срок обучения в клинической ординатуре засчитывается в трудовой стаж врача.

В период прохождения ординатуры в должности врача - ординатора истец выполнял функциональные обязанности врача - уролога в ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» г. Смоленска, в том числе, принимал участие в урологических операциях, что также подтверждается записями в журналах, проведенных операций ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» г. Смоленска, в связи с чем, указанный период подлежит включению в специальный стаж.

Также полагал необоснованным невключение ответчиком периодов нахождения в командировках, в том числе в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев, поскольку в соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).

Следовательно, периоды нахождения в командировке являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, что является основанием для включения соответствующих периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

С учетом включения спорных периодов в специальный стаж, на дату обращения специальный стаж истца составляет 31 год 09 месяцев 07 дней, что дает ему право на назначение досрочной пенсии по старости с даты обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. с 28.09.2021.

Просит суд обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской федерации по Смоленской области зачесть в специальный стаж его работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости:

- период прохождения клинической интернатуры в Смоленской государственной медицинской академии на кафедре общей хирургии с курсом урологии с 01.08.1999 по 30.06.2000 в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев;

- период прохождения клинической ординатуры в Смоленской государственной медицинской академии на кафедре общей хирургии с курсом урологии с 01.09.2000 по 31.08.2002 в календарном исчислении;

- периоды нахождения в командировках в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев: с 01.07.2014. по 03.07.2014, с 18.02.2016 по 20.02.2016, с 01.06.2017 по 03.06.2017, с 05.10.2017 по 06.10.2017, с 11.12.2017 по 15.12.2017, с 31.05.2018 по 01.06.2018, с 15.02.2019 по 15.02.2019, с 16.05.2019 по 17.05.2019, с 21.11.2019 по 22.11.2019, с 01.09.2021 по 05.09.2021.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения - 28 сентября 2021 года.

Истец Долгинцев АА. в судебном заседании заявленные исковые требования по вышеизложенным основаниям, дополнительно указал, что оперировал, будучи интерном, ординатором, в настоящее время также продолжает проводить операции. Рабочий день начинался с обхода, курировал около 5-7 пациентов. Проводил осмотры пациентов, проводил операции, минимальное время операции составляло 1 час. В день могла быть как одна операция, так три и более. Урологическое отделение оказывало не только плановую медицинскую помощь, но и экстренную. Выходил на работу и после рабочего дня и в ночные часы. По журналам за год проводилась около 300 операций, т.е. каждая пятая операция была с его участием.

Представитель ответчика Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области Скворцова А.В. возражала относительно удовлетворения заявленных требований, поддержала письменные возражения, согласно которым Отделение считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Положениями части 3 статьи 10 Федерального Закона № 350-ФЗ установлено, что указанным гражданам, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 7 к Закону № 400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков. Таким образом, право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категорией граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным.

Пункт 1 Постановления № 665 определяет списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), которые применяются при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. С учетом спорных периодов работы, имевших место до 01.01.2002, подлежат применению следующие нормативные правовые акты:

- с 01.01.1992 по 31.10.1999 Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (далее - Постановление № 464);

- с 01.11.1999 по 31.12.2001 Постановление Правительства РФ от 22.09.199 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - Правила № 1066).

- с 12.11.2002 Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781).

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течении неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (до 01.01.1991 - на государственное социальное страхование).

Согласно нормам статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы гражданина (в том числе с особыми условиями труда) до его регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после его регистрации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Период клинической интернатуры на кафедре общей хирургии с курсом урологии с 01.08.1999 по 30.06.2000 не был засчитан в льготный стаж, дающий право по досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, в том числе, в льготном исчислении, поскольку факт выполнения работы в соответствующей Списку должности и учреждении не подтвержден документально.

Согласно статье 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.

Таким образом, принимая во внимание то, что врачи-интерны в процессе обучения в интернатуре не выполняют функциональных обязанностей в полном объеме по должности врача-специалиста, а осуществляют лишь вспомогательные функции, осваивают отдельные манипуляции в рамках учебного курса, период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, может быть засчитан им в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста в лечебном учреждении.

Пунктом 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации № 5 от 22.05.1996 предусмотрено включение в специальный стаж периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Однако доказательств осуществления истцом функциональных обязанностей врача и осуществление лечебной деятельности на ставку заработной платы, подтвержденных соответствующими допустимыми доказательствами не представлено, в связи с чем, оспариваемый период не подлежит включению в специальный стаж.

По результатам анализа имеющихся документов и сведений индивидуального (персонифицированного) учета, подтверждения факта включения в штат больницы на должность врача-интерна и факта выполнения Долгинцевым А.А. обязанностей врача- специалиста в полном объеме в период обучения не имеется. В связи с чем, оснований для включения в его специальный стаж периодов прохождения интернатуры с 01.08.1999 по 30.06.2000 не имеется.

Период с 01.09.2000 по 31.08.2002 прохождения клинической ординатуры в Смоленской государственной медицинской академии на кафедре общей хирургии с курсом урологии не был засчитан в специальный стаж истца по следующим основаниям.

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В пункте 1 Списка указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, в разделе «Наименование учреждений» поименованы больницы, в разделе «Наименование должностей» предусмотрены должности врачи-специалисты.

Согласно Положению о клинической ординатуре, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.02.1993 № 23 (действовавшему на момент обучения Истца) клиническая ординатура - часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно - исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов отрасли, а также повышения квалификации (пункт 1). Врачам, обучающимся в клинической ординатуре, выплачивается стипендия за счет обучающего учреждения в размере, установленном соответствующими нормативными документами, или в размере, установленном организацией (учреждением), направившей их на обучение на договорной основе. Лицам, обучающимся в клинической ординатуре, ежегодно предоставляются каникулы продолжительностью, равной продолжительности отпуска практических врачей соответствующей специальности; по окончании обучения в клинической ординатуре - отпуск продолжительностью, равной продолжительности отпуска практических врачей соответствующей специальности, оплачиваемый учебным (научным) учреждением, осуществляющим подготовку клинических ординаторов (поступавшим на обучение на договорной основе) - направляющей организацией (учреждением) (пункт 16).

Согласно Правил №781 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, утвержденным Постановлением № 781.

Таким образом, период прохождения ординатуры с 01.09.2000 по 31.08.2002 не подлежит включению в специальный стаж истца ни в льготном, ни в календарном исчислении.

На основании абзаца 2 пункта 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 - в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Периоды нахождения в командировке в указанном перечне отсутствуют.

Более того, периоды нахождения в командировках по своей правовой природе не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, физической нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В указанные периоды сохраняются трудовые отношения, поэтому эти периоды засчитываются только в страховой стаж. В связи с чем полагала требования истца не подлежащими удовлетворению.

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из положений ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Часть 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В целях реализации ст. 30 и ст. 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством РФ 16.07.2014 принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с пп. «н» п. 1 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

В судебном заседании установлено, что 28.09.2021 Долгинцев А.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением № 186252/21 от 29.12.2021 ГУ - ОПФР по Смоленской области ему отказано в назначении таковой в связи с отсутствием права.

На дату обращения специальный стаж работы истца составляет 28 лет 03 месяцев 10 дней, так как в него не включены, оспариваемые периоды.

Период прохождения клинической интернатуры в Смоленской государственной медицинской академии на кафедре Общей хирургии в качестве врача-интерна, проистекавший с 01.08.1999 по 30.06.2000 не включен в специальный стаж работы заявителя по вышеизложенным основаниям.

Разрешая требования истца в данной части суд исходит из следующего.

Из представленной в материалы дела копии трудовой книжки Долгинцева А.А. усматривается, что 25.06.1999 он отчислен из Смоленской государственной медицинской академии в связи с ее окончанием; 02.08.1999 он переведен в клиническую интернатуру на кафедру хирургии с курсом урологии врачом-интерном, 9 раз. ЕТС.

С 01.07.2000 по 31.07.2020 истец работал в Щепинской районной больнице врачом-урологом поликлинического отделения, откуда уволен по собственному желанию в связи с поступлением в клиническую ординатуру.

Согласно справке ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России от 29.03.2022 № 24/147 Долгинцев А.А. действительно обучался в клинической интернатуре Смоленской государственной медицинской академии на кафедре общей хирургии с курсом урологии по специальности «Урология» с 01.08.1999 по 29.07.2000, куда зачислен на основании приказа № 84 от 02.08.1999 о зачислении в клиническую интернатуру и ему назначена стипендия по 9 разряду ЕТС с 01.08.1999. Приказом № 75 от 20.06.2000 ему представлен отпуск за 1999 – 2000 учебный год с 01.07.2000 по 28.07.2000 с последующим отчислением из клинической интернатуры с 29.07.2000, в связи с выполнением учебного плана и окончанием срока обучения.

Согласно п.п. «б» п. 5 вышеназванных Правил № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в п.п. 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в п. 6 Правил.

Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год 6 месяцев, также утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, к такой категории лиц отнесены оперирующие врачи-специалисты всех наименований

Положением о первичной годичной послевузовской подготовке (интернатура) выпускников медицинских и фармацевтических высших учебных заведений и медицинских факультетов государственных университетов, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 217 от 24.07.1997, было предусмотрено, что время обучения в интернатуре входит в общий и специальный трудовой стаж. На интернов оформляется трудовая книжка (п. 4). В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей и провизоров соответствующих специальностей (п. 25). Заработная плата интернам, проходящим интернатуру в базовых учреждениях здравоохранения, выплачивается за счет этих учреждений по должностям интернов и в соответствии с Единой тарифной сеткой (п. 27).

Кроме того, согласно приказу Минздрава СССР от 16.08.1972 № 669 «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру)», врачам, проходящим интернатуру, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством по той должности, на которую зачислен врач в учреждение здравоохранения для прохождения интернатуры. Приказом Минздрава СССР от 16.08.1972 № 669 было установлено, что на врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, в которое зачислен врач-интерн. Также отмечалось, что заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, при этом в соответствующие фонды социального страхования, в том числе пенсионный, отчислялись страховые взносы.

В соответствии с Положением «Об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов», утвержденным Приказом Минздрава СССР от 20.01.1982 № 44 «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре» выпускники медицинских институтов и медицинских факультетов университетов проходят интернатуру в соответствии с назначением комиссии по персональному распределению молодых специалистов на основе Положения о межреспубликанском, межведомственном и персональном распределении. Направление в интернатуру осуществляется приказом ректора медицинского института (декана медицинского факультета университета) с указанием специальности, профиля подготовки и места прохождения интернатуры. Основанием для допуска к прохождению интернатуры являются выписка из приказа о направлении в интернатуру и диплом врача, предъявляемые врачом-выпускником органу здравоохранения (министерству здравоохранения автономной республики, краевому, областному отделу здравоохранения, территориальному подразделению медицинской службы министерства, ведомства и т.п.). Орган здравоохранения, на основании полученных документов, приказом направляет молодого специалиста в интернатуру в одно из учреждений здравоохранения, утвержденных в установленном порядке в качестве базы интернатуры. Руководитель (главный врач, начальник и т.д.) базового учреждения здравоохранения на основании приказа органа здравоохранения издает приказ по учреждению о зачислении выпускника вуза в качестве врача-интерна по соответствующей специальности. После издания приказа в базовом учреждении здравоохранения оформляется трудовая книжка на молодого специалиста. Заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, в которых они проходят одногодичную специализацию, в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа, в порядке, предусмотренном Инструкцией «О порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру), и дополнительной оплаты заведующим отделениями городских (центральных районных), областных, краевых и республиканских больниц, осуществляющих непосредственное обучение указанных врачей», утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 16.08.1972 № 669.

Таким образом, законодателем определен порядок прохождения интернатуры выпускниками медицинских высших учебных учреждений, согласно которому выпускника зачисляют в соответствующее медицинское учреждение в качестве врача-интерна по соответствующей специальности, ему производится оплата труда и выдается трудовая книжка, врачи-интерны подчиняются руководству базового учреждена здравоохранения, а при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе.

Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения (пункт 16).

Из материалов дела усматривается, что, будучи врачом-интерном, зачисленным на кафедру общей хирургии с курсом урологии Смоленской государственной медицинской академии, истец фактически работал в должности врача-интерна по специальности «уролог» на базе ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», он проводил осмотры больных как врач-уролог, в том числе перед операциями, делал назначения, принимал участие в операциях, о чем свидетельствуют данные операционных журналов, имеющихся в материалах дела.

В соответствии с приказом Министра здравоохранения РФ № 35 от 20.02.1995 года его работа оплачивалась по 9 разряду единой тарифной сетки с 01.08.1999 (приказ № 84 от 02.08.1999 о зачислении в клиническую интернатуру и на соответствующие кафедры врачей интернов и назначении им стипендии по 9 разряду ЕТС).

Кафедра общей хирургии с курсом урологии расположена на базе ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», что спорным по делу не являлось.

В связи с возникшим спором относительно характера и условий работы истца судом по делу назначена государственная экспертиза условий труда Долгинцева А.А., производство которой поручено экспертам департамента Смоленской области по социальному развитию.

Так согласно заключению государственной экспертизы условий труда от 17.06.2022 № 31/2 анализ материалов гражданского дела показал, что Долгинцеву А.А. в период работы с 02.08.1999 по 31.10.1999 на рабочем месте врача-интерна ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в части предоставления досрочной пенсии) предоставлены неправильно, данный период работы необходимо включить в специальный медицинский стаж для получения досрочной пенсии за выслугу лет в льготном исчислении, как один год работы за один год и шесть месяцев.

На вопрос, поставленный судом, о соответствии трудовой функции Долгинцева А.А. в период с 01.08.1999 по 31.10.1999 в должности врача-интерна трудовой функции врачей-хирургов, поименованных в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, которые имеют право на пенсию за выслугу лет в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев, государственная экспертиза дает утвердительный ответ - соответствует.

В периоды работы с 01.11.1999 по 30.06.2000 и с 01.09.2000 по 31.08.2002 на рабочих местах врача-интерна и врача-ординатора ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в части предоставления досрочной пенсии) предоставлены правильно, данный период работы включить в специальный медицинский стаж для получения досрочной пенсии за выслугу лет в льготном исчислении, как один год работы за один год и шесть месяцев, не представляется возможным из-за отсутствия занятости на полную ставку.

На вопрос, поставленный судом, соответствовала трудовая функция Долгинцева А.А. в период с 01.11.1999 по 30.06.2000 в должности врача-интерна и в период с 01.09.2000 по 31.08.2002 в должности врача-ординатора, трудовым функциям оперирующих врачей стационаров, поименованных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в льготном исчислении, как один год за один год и шесть месяцев, государственная экспертиза условий труда отвечает - соответствовала.

Работа в периоды с 01.11.1999 по 30.06.2000 и с 01.09.2000 по 31.08.2002 на рабочих местах врача-интерна и врача-ординатора ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» Долгинцевым А.А. в объеме полной ставки не выполнялась.

Истец не согласился с выводами эксперта в части того, что его работа в спорные периоды на рабочих местах врача-интерна и врача-ординатора ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» не выполнялась в объеме полной ставки, учитывая, что в данные периоды он постоянно участвовал в хирургических операциях, в том числе, как оперирующий хирург – уролог, с последующей курацией прооперированных больных, что невозможно при выполнении нормы рабочего времени на неполную ставку.

Сторона ответчика не согласилась с выводами государственной экспертизы условий труда также в части, указав, что доказательств осуществления Долгинцевым А.А. функциональных обязанностей врача и осуществление лечебной деятельности за ставку заработной платы в период с 02.08.1999 по 31.10.1999 не представлено, при том, что врач–интерн должен состоять в штате больницы, в связи и с чем полагала, что данный период не подлежит включению в специальный стаж.

Анализ вышеприведенный законодательных положений и представленных суду доказательств свидетельствует о том, что период прохождения клинической интернатуры не является учебой и устанавливается для осуществления практической деятельности молодых специалистов под руководством опытных врачей. Свою деятельность врачи-интерны осуществляют в лечебных учреждениях. В этой связи указание в трудовой книжке Долгинцева А.А. на то, что он был переведен в клиническую интернатуру на кафедру Смоленской государственной медицинской академии, не противоречит порядку прохождения интернатуры, поскольку кафедры высших учебных заведений фактически осуществляют свою деятельность на базе лечебных учреждений, коим в данном случае являлось ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница».

При таких обстоятельствах Пенсионный фонд пришел к необоснованному выводу о том, что весь период прохождения интернатуры не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Однако, спорный период подлежит включению в специальный стаж истца частично, в силу следующего.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

Таким образом, для включения периода работы истца в должности врача-интерна в период с 01.08.1999 по 31.10.1999 подтверждение наличия работы в объеме полной ставки в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени не требовалось, поскольку действующее на тот период времени законодательство не предусматривало каких-либо специальных условий по продолжительности рабочего времени.

Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о работе истца после 31.10.1999 в объеме полной ставки в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, оснований для включения периода его работы с 01.11.1999 по 30.06.2000 в специальный стаж не имеется. Участие в операциях (ноябрь 1999 г. – 5 операций, декабрь 1999 – 4, январь 2000 г. – 1, февраль 2000 г. – 9, март 2000 г. – 1, апрель 2000 г. – 4, май 2000 г. 4) не может свидетельствовать о занятости истца в данный период в объеме полной ставки в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени

Доказательств, свидетельствующих о полной занятости истца в спорный период в материалах дела не содержится, в связи с чем доводы Долгинцева А.А. о несостоятельности выводов государственной экспертизы условий труда в части работы на неполную ставку, не могут быть приняты судом во внимание, а период прохождения интернатуры зачтен в полном объеме.

При таких обстоятельствах период прохождения истцом клинической интернатуры подлежит включению в специальный стаж до 31.10.1999 в календарном исчислении.

Вместе с тем, спорный период не может быть исчислен льготно (1 год работы за 1 год и 6 месяцев), поскольку врач-интерн работает под контролем врача специалиста, специфика и характер его деятельности отличаются от специфики и характера профессиональной деятельности врача-специалиста, указанной в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, и Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, действовавшими в спорный период, которыми предусмотрены врачи-специалисты (кроме врачей статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.

При этом, врач-интерн не является врачом-специалистом, поскольку период прохождения интернатуры – это период послевузовского профессионального образования и обязательной профессиональной подготовки. Специальность по определенному разделу медицины врачом-интерном приобретается только после окончания интернатуры, и только после этого он может относиться к врачам-специалистам, о чем ему выдается соответствующий документ.

Таким образом, оснований для возложения обязанности на ответчика по исчислению специального стажа истца в данный спорный период льготно, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, не имеется.

Позиция пенсионного органа по отказу во включении в специальный стаж работы заявителя периода обучения в клинической ординатуре судом признается обоснованной в силу следующего.

Из представленной в материалы дела копии трудовой книжки Долгинцева А.А. усматривается, что 01.09.2000 он переведен в клиническую ординатуру на курс урологии Смоленской государственной медицинской академии, откуда отчислен в связи с выполнением учебного плана 31.08.2002.

Данное обстоятельство подтверждается справкой Смоленского государственного медицинского университета от 29.03.2022 № 24/147,согласно которой Долгинцев А.А. проходил ординатуру по специальности «Урология» с 01.09.2000 по 31.08.2002. Приказом № 98 от 01.09.2000 ему назначена стипендия по 9 разряду ЕТС. На основании приказа № 106 от 25.07.2002 отчислен из клинической ординатуры в связи с выполнением учебного плана 31.08.2002.

Из представленных суду копий операционных журналов ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» усматривается, что Долгинцев А.А., будучи клиническим ординатором принимал участие при проведении различных операций в качестве ассистента на операциях и в качестве самостоятельно оперирующего хирурга-уролога.

Вместе с тем, порядок зачисления и обучения в клинической ординатуре урегулирован Положением о клинической ординатуре, которое утверждено Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 17 февраля 1993 г. N 23.

Клиническая ординатура - часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно - исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов отрасли, а также повышения квалификации (п.1 Положения).

В силу п. 3 указанного Положением о клинической ординатуре основной задачей обучения врачей в клинической ординатуре является подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики.

Согласно п. 6 данного Положения обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы в течение 2 (5) лет. Врачам, обучающимся в клинической ординатуре, выплачивается стипендия (п. 16 Положения).

Это означает, что данный период не является работой и не совмещается с ней.

Пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществлялось в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» - до 01.01.2002, а после – в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Включение в выслугу лет периодов подготовки к профессиональной деятельности, в том числе обучения в клинической ординатуре, данными Законами не предусматривалось.

В силу подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в редакции, действовавшей во время обучения истца в ординатуре, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Согласно п. 3 ст. 28 этого же Федерального закона, в редакции от 07.12.2001 списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как указывалось выше, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Пунктом 3 вышеназванных Правил установлено, что в стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывается работа в должностях и учреждениях, перечисленных в вышеуказанном Списке.

Доказательств того, что помимо обучения и лечебной деятельности в рамках учебного процесса истец работал в лечебном учреждении с занятием штатной должности и получением заработной платы по этой должности, суду не представлено.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.

В силу п. 5 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды, когда работа по специальности не осуществлялась.

К ним относятся периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Однако период обучения в клинической ординатуре в данном пункте не указан.

Из изложенного следует, что период обучения в клинической ординатуре не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, что согласуется с позицией, изложенной в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года» (вопрос 9), утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007).

Также истец просит включить в его специальный стаж периоды нахождения в командировках в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев: с 01.07.2014. по 03.07.2014, с 18.02.2016 по 20.02.2016, с 01.06.2017 по 03.06.2017, с 05.10.2017 по 06.10.2017, с 11.12.2017 по 15.12.2017, с 31.05.2018 по 01.06.2018, с 15.02.2019 по 15.02.2019, с 16.05.2019 по 17.05.2019, с 21.11.2019 по 22.11.2019, с 01.09.2021 по 05.09.2021.

Из материалов дела и пояснений стороны истца усматривается, что в командировки он направлялся приказами работодателя, работая, при этом, в должности заведующего урологическим отделением – врачом - урологом на полную ставку с полным рабочим днем в ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина» г. Смоленск».

Так, Долгинцев А.А. находился в служебных командировках по производственной необходимости с 01.07.2014 по 03.07.2014, с 18.02.2016 по 20.02.2016, с 01.06.2017 по 03.06.2017, с 05.10.2017 по 06.10.2017, с 11.12.2017 по 15.12.2017, с 31.05.2018 по 01.06.2018, с 15.02.2019 по 15.02.2019, с 16.05.2019 по 17.05.2019, с 21.11.2019 по 22.11.2019, с 01.09.2021 по 05.09.2021. На период нахождения в служебных командировках Долгинцеву А.А. начислялся и выплачивался средний заработок, с которого производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, которые действуют в той части, в какой вопросы подсчета стажа не урегулированы правилами, утвержденными постановлением № 781, в стаж включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.

Частью 1 ст. 11 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поэтому период нахождения в командировке является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из приведенного правового регулирования в случае направления работника в командировку, в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, эти периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Факт нахождения истца в спорные периоды в командировках, ответчиком не оспаривался. При этом, ответчиком также не оспаривается, что во все спорные периоды за истцом сохранялось рабочее место и выплачивалась заработная плата, в силу чего в Пенсионный фонд РФ производились положенные отчисления.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в спорные периоды истец работал в учреждении здравоохранения и занимал должность, предусматривающую льготное исчисление стажа, который ответчиком был зачтен в исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев, суд приходит к выводу о необходимости зачета указанных периодов в его специальный стаж в аналогичном исчислении.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Соответственно, право на страховую пенсию возникает при достижении определенного возраста или при наличии требуемого специального стажа.

Сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19-21 ч.1 ст. 30 настоящего Федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возрасти), в силу буквального содержания положений Приложения № 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ, исчисляются со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Для лиц, которым страховая пенсия по старости устанавливается независимо от возраста в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, законодатель, не изменяя требований к продолжительности специального страхового стажа, предусмотрел, что пенсия им назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», то есть ввел период ожидания возможности реализовать уже возникшее исходя из продолжительности соответствующих видов деятельности право на пенсию по старости.

Как было установлено судом на 28.09.2021 – дату обращения истца за назначением пенсии в пенсионный орган, специальный страховой стаж истца по расчету ответчика составил 28 лет 03 месяцев 10 дней, то есть менее требуемых 30 лет.

С учетом включения в специальный стаж настоящим решением периода прохождения клинической интернатуры с 01.08.1999 по 31.10.1999 в календарном исчислении и периодов нахождения в командировках в льготном исчислении, а также того, что истец продолжает работать в должности в учреждении здравоохранения, предполагающие льготный порядок исчисления специального стажа (оперирующий врач-уролог), специальный стаж Долгинцева А.А. на дату принятия решения составляет 29 лет 10 мес. 17 дн., что менее требуемых 30 лет, в связи с чем оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости не имеется, ввиду отсутствия права на таковую.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Долгинцева Андрея Андреевича удовлетворить частично.

Обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Смоленской области включить в специальный стаж работы Долгинцева Андрея Андреевича, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды:

- с 01.08.1999 по 31.10.1999 прохождения клинической интернатуры в Смоленской государственной медицинской академии на кафедре общей хирургии с курсом урологии, исчислив таковой календарно;

- нахождения в командировках с 01.07.2014 по 03.07.2014, с 18.02.2016 по 20.02.2016, с 01.06.2017 по 03.06.2017, с 05.10.2017 по 06.10.2017, с 11.12.2017 по 15.12.2017, с 31.05.2018 по 01.06.2018, с 15.02.2019 по 15.02.2019, с 16.05.2019 по 17.05.2019, с 21.11.2019 по 22.11.2019, с 01.09.2021 по 05.09.2021, исчислив таковые льготно, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев такой работы.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья О.В. Соболевская