НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область) от 25.11.2020 № 2-1810/20

Производство № 2-1810/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2020 года г. Смоленск

Промышленный районный суд г. Смоленска в составе:

председательствующего (судьи) Шиловой И.С.,

при секретаре Потапенковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД 67RS0003-01-2020-002229-81) по иску Королева Виктора Александровича к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Смоленске, Акционерному обществу «Смоленский авиационный завод» о назначении пенсии гражданину Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, возложении обязанности по внесению сведений в систему индивидуального персонифицированного учета,

УСТАНОВИЛ:

Королев В.А., уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Смоленске (далее по тексту – ГУ-УПФ РФ в г.Смоленске) о назначении пенсии гражданину Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, а также к Акционерному обществу «Смоленский авиационный завод» (далее по тексту – АО «СмАЗ») о возложении обязанности по внесению сведений в систему индивидуального персонифицированного учета.

В обоснование заявленных требований указал, что 11.02.2020 обратился в ГУ-УПФ РФ в г.Смоленске с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии со ст.7.2 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», как гражданину из числа работников летно-испытательного состава. Однако, 11.03.2020 ГУ-УПФ РФ в г.Смоленске отказало ему (истцу) в назначении пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. Выводы ГУ-УПФ РФ в г.Смоленске полагает основанными на неверном толковании норм материального права.

Просит суд:

- признать незаконным отказ ГУ-УПФ РФ в г.Смоленске в назначении пенсии, как гражданину из числа работников летно-испытательного состава;

- обязать ГУ-УПФ РФ в г.Смоленске по состоянию на 01.02.2020 в выслугу лет истца для расчета и назначения пенсии в должностях летно-испытательного состава включить периоды нахождения на должностях:

с 17.12.1976 по 13.07.1979 (с выслугой 05.03.16) – помощника командира корабля в/ч Северо-Кавказского Военного округа,

слушателя курсов командиров короблей-43 ЦБПЛС Московского Военного округа (с выслугой 05.03.16),

с 17.12.1979 по 30.11.1982 (с выслугой 05.11.00) – командира корабля в/ч 32901 Белорусского Военного округа,

с 30.11.1982 по 25.08.1986 (с выслугой 07.08.25) – командира отряда в/ч 40567 Прибалтийского Военного округа,

с 25.08.1986 по 31.08.1988 (с выслугой 04.00.12) – командира отряда в/ч 406679 Киевского Военного округа,

с 31.08.1988 по 23.03.1992 (с выслугой 09.02.23) – заместителя командира эскадрильи в/ч 06679 Киевского Военного округа,

с 23.03.1992 по 11.06.1992 (с выслугой 00.05.10) – командира эскадрильи в/ч 06679 Киевского Военного округа,

с 11.06.1992 по 30.06.1992 (с выслугой 00.03.06) – командира корабля авиационного отряда в/ч 15401 Московского Военного округа,

с 18.08.1992 по 19.01.1993 (с выслугой 00.10.06) – командира корабля авиационного звена в/ч 15401 Московского Военного округа,

с 19.01.1993 по 18.10.1996 (с выслугой 07.08.02) – командира эскадрильи в/ч 15401 Московского Военного округа,

с 18.10.1996 по 14.05.1999 (с выслугой 05.01.26) – заместителя командира полка в/ч 15401 Московского Военного округа,

с 14.05.1999 по 24.11.2010 (с выслугой 17.09.26) – старшего летчика испытателя 619 ВПМОРФ Московского Военного округа,

с 01.08.2011 по 31.01.2020 (с выслугой 08.08.18) – летчика – испытателя 2-го класса гражданского персонала АО «Смоленский авиационный завод»;

- определить выслугу для расчета и назначения пенсии 74 года 2 дня, из которых в выслугу для расчета и назначения пенсии в должностях летно-испытательного состава на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов включить периоды нахождения на должностях:

с 14.05.1999 по 24.11.2010 (с выслугой 13.09.04) – старшего летчика испытателя 619 ВПМОРФ Московского Военного округа,

с 01.08.2011 по 31.01.2020 (с выслугой 08.10.26) – летчика – испытателя 2-го класса гражданского персонала АО «Смоленский авиационный завод»,

а всего в должностях летно-испытательного состава на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов включить выслугу для назначения пенсии 22 года 8 месяцев 18 дней;

- обязать ГУ-УПФ РФ в г.Смоленске с 01.02.2020 назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет в размере, предусмотренном ч.1 ст.17.2 ФЗ-166 от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в размере 1500% размера социальной пенсии за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях»;

- взыскать с ГУ-УПФ РФ в г.Смоленске судебные расходы по делу.

В обоснование требований к АО «Смоленский авиационный завод» указал, что завод в карту персонифицированного учета истца не внес сведения о работе в особых условиях.

Просит суд: обязать АО «Смоленский авиационный завод» внести изменения в систему индивидуального (персонифицированного) учета истца периоды с 17.08.2013 по 01.02.2020, указав их с кодом работы в особых условиях.

В судебном заседании истец Королев В.А. и его представитель Седлецкий С.В. заявленные уточненные требования поддержали, по основаниям, изложенным в иске. Просили иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Смоленске – Малахова Л.В., в судебном заседании указала на необоснованность заявленных требований, поддержав письменный отзыв на иск, из которого следует, что 02.06.2017 истец обратился в ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г.Смоленска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с нормами ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Истец является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ и с 02.06.2017 (со дня обращения за пенсией) страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты), как военнослужащий, достигший пенсионного возраста в соответствии с п.6 ст.3 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ. В силу норм ст.3 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ч.4 ст.13, ст.31 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», п.3 ст.31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», п.16 ПП ВС РФ от 20.12.2005 №5, п.22 ПП ВС РФ от 11.12.2012 №30, определения КС РФ от 17.02.2015 №285-О в страховой стаж истца не подлежат включению периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1. Истец проходил военную службу и выполнял служебные обязанности в должности старшего летчика-испытателя с 14.05.1999 по 24.11.2010 в 619 военном представительстве МО РФ, соответственно данный период не может быть включен, поскольку периоды работы в должностях летно-испытательного состава (в должности летчика испытателя) составляют менее двух третей от 25-летнего специального стажа. Статьей 14 Закона №400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документами, выданными работодателем, а после указанной регистрации подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Соответственно период работы истца с 17.09.2013 по 31.12.2019 в должности летчика-испытателя ЛИС в АО «Смоленский авиационный завод», как квалифицированный работодателем без кода особых условий, не может быть включен в выслугу лет. Также в соответствии с п.4 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 №384, при отсутствии у работника летно-испытательного состава в течение года налета часов вообще данный год в выслугу лет не засчитывается. Кроме того, истец с заявлением о назначении пенсии, в установленном законом порядке, в адрес Управления ПФР не обращался. Просит в иске отказать.

Ответчик АО «САЗ», будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представив письменный отзыв на иск. Полагает что АО «САЗ» является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу п.4, 12 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.10.2019 №519п, корректировка сведений персонифицированного учета и внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет осуществляется на основании решения органа ПФР по заявлению застрахованного лица, с последующим направлением страхователю уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета. Просит в иске отказать.

Выслушав позицию сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В процессе рассмотрения дела судом установлены следующие обстоятельства.

Истец Королев В.А., 24.02.1954 года рождения, является пенсионером Министерства обороны РФ, состоит на пенсионном обеспечении в ВКСО и получает пенсию за выслугу лет, назначенную ему с 25.11.2010 в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (л.д.153).

Также, истец с 02.06.2017 (со дня обращения) является получателем страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты), как военнослужащий, достигший пенсионного возраста в соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

11.02.2020 истец обратился в пенсионный фонд за назначением пенсии за выслугу лет, предусмотренной ст.7.2 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

11.03.2020 ответчик письмом на обращение истца отказал последнему в назначении пенсии за выслугу лет, как работнику летно-испытательного состава, ввиду отсутствия требуемой выслуги лет, не включив в таковую следующие периоды: с 14.05.1999 по 24.11.2010 прохождения военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации в должности старшего летчика-испытателя 619 военного представительства (территориального) МО РФ (основание: период работы в должностях летно-испытательного состава (в должности летчик-испытатель) составляет менее 2/3 от 25-летнего требуемого специального стажа); с 01.08.2011 по 31.08.2013 в должности летчика-испытателя 2-го класса в порядке замещения вакантной воинской должности «летчик-испытатель» в качестве лица гражданского персонала 619 военного представительства (территориального) МО РФ (основание: в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период работы квалифицированы работодателем без кода особых условий); с 17.09.2013 по 01.02.2020 в должности летчика-испытателя ЛИС в АО «Смоленский авиационный завод» (основание: в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период работы квалифицированы работодателем без кода особых условий).

Не включение в специальный стаж истца спорных периодов по вышеупомянутым мотивам, по мнению суда, не соответствует нормам действующего законодательства в силу следующего.

Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении истцу спорной пенсии, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину данной пенсии, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

По смыслу ст.39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение такой пенсии с работой в определенной сфере профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Согласно ст.31 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" Страховая пенсия по старости назначается независимо от возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах (п.1).

Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом периоды военной службы в должностях летного состава и (или) периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (п.2).

В соответствии с п.1 ст.7.2 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию за выслугу лет имеют граждане из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, при наличии выслуги лет не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге лет не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.

В силу п.2 вышеуказанной статьи список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 02.11.2009 №883 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава» установлено, что при назначении в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава засчитывается соответственно в выслугу лет и стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работа в должностях, предусмотренных пунктом 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 №384, которое утратило силу с 1 января 2010 года, за исключением пунктов 3 - 5.

Итак, согласно п. 3 Положения «О порядке назначения и выплаты пенсии работникам летно-испытательного состава», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 №384, право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе, граждане из числа летного состава, непосредственно выполняющие испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники: летчики (пилоты)-испытатели, штурманы-испытатели, бортинженеры-испытатели, ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа (подпункт «а» п.3).

Истец замещал должность летчика-испытателя летного состава, с непосредственным выполнением испытательных полетов на штатных рабочих местах летательных аппаратов, в следующие периоды:

с 14.05.1999 по 24.11.2010 проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации в должности старшего летчика-испытателя 619 военного представительства (территориального) МО РФ;

с 01.08.2011 по 31.08.2013 замещал должность летчика-испытателя 2-го класса в порядке замещения вакантной воинской должности «летчик-испытатель» в качестве лица гражданского персонала 619 военного представительства (территориального) МО РФ;

с 17.09.2013 по 01.02.2020 работал в должности летчика-испытателя ЛИС в АО «Смоленский авиационный завод» (л.д.12-13, 15,16,17, 30,51, 52-55,59,60);

Так, согласно представленным в дело письменным доказательствам (лист учета летной работы, справка 619 военного представительства МО РФ, справка о налете АО «Смоленский авиационный завод, летные книжки) общий (испытательный) налет истца составил:

за 1999 год - 1 час. 57 мин. (2 испытательных полета),

за 2000 год – 6 час. 55 мин. (44 испытательных полета),

за 2001 год – 3 час. 30 мин. (3 испытательных полета),

за 2002 год – 15 мин. (1 испытательный полет),

за 2003 год – 00 час. 00 мин.,

за 2004 год - 00 час. 00 мин.,

за 2005 год - 00 час. 00 мин.,

за 2006 год - 00 час. 00 мин.,

за 2007 год - 28 час. 29 мин. (14 испытательных полетов),

за 2008 год - 45 час. 54 мин. (41 испытательный полет),

за 2009 год - 74 час. 03 мин. (56 испытательных полетов),

за 2010 год - 55 час. 14 мин. (17 испытательных полетов),

за 2011 год - 02 час. 00 мин. (3 испытательных полета),

за 2012 год - 06 час. 45 мин. (7 испытательных полетов),

за 2013 год - 04 час. 02 мин. (7 испытательных полетов),

за 2014 год – 00 час. 00 мин.,

за 2015 год - 00 час. 00 мин.,

за 2016 год – 06 час. 16 мин.,

за 2017 год – 14 час. 44 мин.

за 2018 год – 01 час. 24 мин.,

за 2019 год - 00 час. 00 мин.,

за 2020 год - 00 час. 00 мин.

Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе, летными книжками истца (л.д.194-211).

В период работы с 17.09.2013 по 01.02.2020 в должности летчика-испытателя ЛИС в АО «СмАЗ» истец направлялся работодателем в служебные командировки в г.Москву КБ «САТ», в г.Таганрог 335 ВП МО РФ для испытания самолетов (прохождения ВЛЕК, для организации ЛКИ и показательных полетов, выполнения испытательных полетов по плану ЛКИ):

с 05.08.2016 по 09.08.2016,

с 08.07.2016 по 27.07.2016,

с 04.09.2016 по 08.09.2016,

с 24.10.2016 по 27.10.2016,

с 26.01.2017 по 03.02.2017,

с 11.02.2017 по 16.02.2017,

с 07.02.2018 по 09.02.2018,

с 24.09.2018 по 10.10.2018 (л.д.21-29, 56-58),

Согласно п.4 Положения «О порядке назначения и выплаты пенсии работникам летно-испытательного состава», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 №384, при исчислении сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава считается: один год работы в должностях, указанных в подп. «а» п.3 настоящего Положения, - за два года при условии проведения в течение данного года летных испытаний.

Если работник летно-испытательного состава в течение года не участвовал в летных испытаниях, но имел иной налет (транспортный, в порядке летной подготовки и т.д.), сроки выслуги лет исчисляются в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации. При отсутствии у работника летно-испытательного состава в течение года налета часов вообще данный год в выслугу лет не засчитывается.

Согласно подпункту «а» п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 №537, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются: каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за 1 календарный месяц;

Истец в 2003-2006 году не участвовал в летных испытаниях, однако согласно летной книжке имел иной налет на самолетах Ил-76 и Як-18Т.

за 2003 год – 06 час. 24 мин. (9 полетов),

за 2004 год - 07 час. 06 мин. (13 полетов),

за 2005 год - 07 час. 17 мин. (13 полетов),

за 2006 год - 00 час. 00 мин.

Всего иного налета - 20 часов 47 минут.

При таком положении суд пришел к выводу о том, что суммарное количество времени иного налета истца в период с 2003 по 2005 год (с учетом округления 47 минут до 1 часа) соответствует 1 месяц 05 дней (21/20 = 1,05) и подлежит включению в выслугу лет истца для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава, соответственно период с 01.01.2003 по 05.02.2003 включительно (01 месяц 05 дней).

В выслугу лет истца для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава не подлежат зачету 2006, 2019 и 2020 г.г., ввиду отсутствия в них, как испытательного, так и иного налета.

При изложенных обстоятельствах в выслугу лет истца для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава подлежат зачету следующие периоды:

с 14.05.1999 по 31.12.2002 из расчета 1 год за 2 года (07 лет 03 месяца 04 дня),

с 01.01.2003 по 05.02.2003 из расчета 20 часов за 1 календарный месяц (01 месяц 05 дней)

с 01.01.2007 по 24.11.2010 из расчета 1 год за 2 года (07 лет 09 месяцев 18 дней)

с 01.08.2011 по 31.08.2013 из расчета 1 год за 2 года (04 года 2 месяца),

с 17.09.2013 по 31.12.2018 из расчета 1 год за 2 года (10 лет 06 месяцев 28 дней).

Итого, выслуга лет истца в летно-испытательном составе, непосредственно занятом в летных испытаниях опытной и серийной авиационной техники, составляет 29 лет 10 месяцев 25 дней.

Судом установлено, что должность истца - летчик-испытатель, дает ему право на назначение страховой пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава, поскольку в спорные периоды истец занимался летно-испытательной работой в качестве летчика-испытателя, был занят летными испытаниями авиационной техники и входил в состав штатного летного экипажа.

В соответствии с п.8 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В силу ст.17.2 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 №216-ФЗ) гражданам из числа работников летно-испытательного состава при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 1 000 процентам размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». За каждый полный год выслуги сверх 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно) пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, но не более чем до 1 500 процентов размера указанной социальной пенсии.

Соответственно для назначения истцу пенсии в размере, равном 1 500 процентам размера социальной пенсии, требуется выслуга 45 лет.

Следовательно, зачету в выслугу лет истца, как работника летно-испытательного состава, в силу абз.2 п.2 ст.7.2 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п.5 Положения «О порядке назначения и выплаты пенсии работникам летно-испытательного состава», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 №384, подлежат периоды военной службы в должностях летного состава в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим, имевших место до 14.05.1999.

Между тем, оснований для оценки периодов военной службы истца, имевших место в период с 17.12.1976 по 14.05.1999, на предмет включения их в выслугу лет работника летно-испытательного состава, не имеется, поскольку между сторонами в данной части спор о праве отсутствует, ввиду того, что оценка пенсионных прав истца за данный период ответчиком не производилась, соответственно требования в данной части являются необоснованными и преждевременными.

Однако, учитывая продолжительность военной службы истца в должностях летного состава, подтвержденной расчетами выслуги лет военнослужащего (л.д.117, 118) и летными книжками истца, у последнего возникло право на получение спорной пенсии в размере 1 500 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подп.1 п.1 ст.18 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», поскольку суммарно соответствующая выслуга превышает 45 лет.

Разрешая требования истца о назначении пенсии с 01.02.2020 года, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», установление пенсии производится по заявлению гражданина. Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.

Согласно ч.11 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ч.3 ст.23 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перевод с одного вида пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой.

Учитывая факт обращения истца за назначением пенсии за выслугу лет, предусмотренной ст.7.2 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» 11.02.2020, соответствующая пенсия подлежит установлению с 01.03.2020 года.

Ссылку ответчика на то, что заявление истцом подано в ненадлежащей форме, суд отклоняет, поскольку волеизъявление истца на получение спорной пенсии изложено в соответствующем заявлении, с приложением необходимых документов, ответчиком данное заявление принято к рассмотрению, проведены необходимые мероприятия по проверке выслуги лет истца и дан отрицательный ответ, который суд оценивает как отказ ответчика в назначении истцу спорной пенсии. УПФ, осуществляя свои полномочия, предусмотренные действующим законодательством, не дало разъяснения истцу о форме заявления для назначения спорной пенсии, рассмотрев вопрос по существу.

Доводы ответчика об отсутствии у истца 2/3 выслуги, необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходящейся на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (непосредственного выполнения испытательных полетов), и как следствие невозможности включения в выслугу периодов военной службы в должностях летного состава и летно-испытательного состава, являются несостоятельными.

Так, согласно абз.2 п.2 ст.7.2 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» периоды военной службы в должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу лет, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее 2/3 выслуги, необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

В соответствии с п.5 Положения «О порядке назначения и выплаты пенсии работникам летно-испытательного состава», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 №384, в выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается, в том числе, время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летного состава гражданской авиации - в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летному составу гражданской авиации.

Из приведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения следует, что при законодательном урегулировании вопроса о назначении пенсии за выслугу лет в порядке ст.7.2 Закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» законодателем введены следующие понятия: работники летно-испытательного состава, занятые в летных испытаниях (без уточнения места работы и (или) службы, вида и типа авиации); военная служба в должностях летного состава; работа в должностях летного состава гражданской авиации.

В соответствии со ст.1 ФЗ «О государственном регулировании развитии авиации» авиация - государственная авиация (государственная военная авиация и государственная авиация специального назначения), гражданская авиация, экспериментальная авиация, авиационная промышленность, авиационная инфраструктура, единая система организации воздушного движения и авиационная техника.

Авиационная техника - летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасания, тренажеры, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства наземного обслуживания летательных аппаратов

Летательные аппараты - самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и другие летательные аппараты.

Летательные аппараты могут быть военными, специальными, гражданскими и экспериментальными.

В силу положений ст.20 Воздушного кодекса РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

Согласно п.1 ст.21 Воздушного кодекса РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

Согласно п.1 ст.22 Воздушного кодекса РФ авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации (которая в свою очередь подразделяется на государственную военную авиацию и государственную авиацию специального назначения).

Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации.

Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти и Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.

Согласно ст.23 Воздушного кодекса РФ авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.

Учитывая изложенное, суд приходит к следующим выводам.

Летно-испытательный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты (летчики-испытатели), относится к экспериментальной авиации независимо от ведомственной принадлежности.

Военная служба в должностях летного состава, не осуществляющего летно-испытательную работу, относится к службе в государственной военной авиации.

Работа в должностях летного состава гражданской авиации относится соответственно к работе в гражданской авиации.

При определении периода летно-испытательной работы имеет значение характер данной работы, то есть непосредственная занятость в летных испытания, независимо от ведомственной принадлежности организаций и учреждений экспериментальной авиации.

Учитывая изложенное, по смыслу абз.2 п.2 ст.7.2 Закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», периоды военной службы в должностях летного состава (службы в государственной военной авиации на должностях не связанных с летно-испытательной работой) засчитываются в выслугу лет, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее 2/3 выслуги, необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (включая службу в летно-испытательном составе экспериментальной авиации подведомственной Вооруженным силам РФ).

Данный вывод суда согласуется с разъяснения данными ВС РФ в постановлении Пленума от 11.12.2012 №30 «"О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

В части периода работы истца с 01.08.2011 по 31.08.2013 в 619 военном представительстве (территориальном) МО РФ, работодателем внесены изменения в сведения индивидуального (персонифицированного) учета в части стажа на соответствующих видах работ с указанием соответствующего кода льготы.

Разрешая требования истца к АО «Смоленский авиационный завод» о возложении обязанности внести изменения в систему индивидуального (персонифицированного) учета истца период с 17.08.2013 по 01.02.2020, указав его с кодом работы в особых условиях, суд приходит к следующему выводу.

Ответчик АО «СмАЗ», возражая против удовлетворения иска, ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу п.4, 12 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.10.2019 №519п, корректировка сведений персонифицированного учета и внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет осуществляется на основании решения органа ПФР по заявлению застрахованного лица, с последующим направлением страхователю уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

Порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг определен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 №211н.

С учетом изложенных норм материального права и Инструкции по порядку ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета следует, что пенсионный орган осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета. Сведения о периодах работы, заработной плате и размере уплаченных обязательных взносов в отношении застрахованных лиц представляются страхователем (работодателем). Вместе с тем в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, пенсионный орган вправе осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, пенсионный орган по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица.

Суд установив, что период работы истца в должности летчика-испытателя ЛИС в АО «Смоленский авиационный завод» (с 17.09.2013 по 31.12.2018) подлежит зачету в выслугу лет, дающую истцу право на страховую пенсию, как работнику летно-испытательного состава, непосредственно занятого в летных испытаниях опытной и серийной авиационной техники, обязанность по внесению в систему индивидуального (персонифицированного) учета сведений о характере работы, в связи с наличием спора о праве, лежит на УПФ.

Соответственно, суд признает право истца на включение спорного периода в индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования сведений о работе в особых условиях и, возложив на ГУ-УПФ РФ в г.Смоленске обязанность назначить соответствующую пенсию, фактически обязывает последнего внести корректировку в индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования сведений о работе в особых условиях труда.

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд находит требования истца к АО «СмАО» не подлежащему удовлетворению, в связи с тем, что отсутствуют основания для дополнительного возложения на работодателя обязанности по внесению изменений в данные индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в части спорного периода, вопрос о включении которого в выслугу лет истца разрешен в судебном порядке.

С учетом изложенного суд находит подлежащим возложению на ГУ-УПФ РФ в г.Смоленске обязанности по внесению корректировки в индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования сведений о работе истца в особых условиях труда в период с 17.09.2013 по 31.12.2018.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Королева Виктора Александровича удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Смоленске зачесть в выслугу лет Королева Виктора Александровича, дающую право на страховую пенсию по старости, следующие периоды работы в летно-испытательном составе, непосредственно занятом в летных испытаниях опытной и серийной авиационной техники:

с 14.05.1999 по 31.12.2002 из расчета 1 год за 2 года (07 лет 03 месяца 04 дня),

с 01.01.2003 по 05.02.2003 из расчета 20 часов за 1 календарный месяц (01 месяц 05 дней),

с 01.01.2007 по 24.11.2010 из расчета 1 год за 2 года (07 лет 09 месяцев 18 дней) - военная служба в Вооруженных силах Российской Федерации в должности старшего летчика-испытателя 619 военного представительства (территориального) МО РФ;

с 01.08.2011 по 31.08.2013 из расчета 1 год за 2 года (04 года 2 месяца) - замещение должности летчика-испытателя 2-го класса в порядке замещения вакантной воинской должности «летчик-испытатель» в качестве лица гражданского персонала в 619 военном представительстве (территориальное) МО РФ,

с 17.09.2013 по 31.12.2018 из расчета 1 год за 2 года (10 лет 06 месяцев 28 дней) - работы в должности летчика-испытателя ЛИС в Акционерном обществе «Смоленский авиационный завод»

Определить выслугу лет Королева Виктора Александровича на должности летчика-испытателя летно-испытательного состава, непосредственно занятого в летных испытаниях опытной и серийной авиационной техники, на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов 29 лет 10 месяцев 25 дней.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Смоленске назначить Королеву Викторе Александровичу с 01.03.2020 страховую пенсию в размере 1 500 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Смоленске внести корректировку в индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования сведений о работе Королева Виктора Александровича в особых условиях в период с 17.09.2013 по 31.12.2018 в должности летчика-испытателя ЛИС в Акционерном обществе «Смоленский авиационный завод».

В остальной части иска и в иске к Акционерному обществу «Смоленский авиационный завод» отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья И.С. Шилова