Производство № 2а-1440/2022
УИД 67RS0003-01-2022-001812-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 18 мая 2022 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Шахурова С.Н.
при секретаре Варламовой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сковородкиной Татьяны Анатольевны к судебному приставу-исполнителю Промышленного РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области Алфимовой С.И., судебному приставу-исполнителю Промышленного РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области Батулову И.В., Промышленному РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области о признании действий судебного пристава исполнителя незаконными, обязании проведения перерасчета удержанных денежных сумм,
У С Т А Н О В И Л:
Сковородкина Т.А. обратилаcь в суд к вышеназванным административным ответчикам с требованиями о признании действий судебного пристава исполнителя незаконными, обязании проведения перерасчета удержанных денежных сумм, указав в обоснование, что в производстве судебного пристава Промышленного РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области Алфимовой С.И. находится исполнительное производство №-ИП от 10.12.2021, по которому она является должником. Также в отношении неё в отделе имеются другие исполнительные производства, но полагает, что в рамках указанного исполнительного производства с неё происходит взыскание путем обращения на 50% и на 100% пенсии. Её неоднократные обращения к приставам с заявлениями о сохранении минимального дохода в виде пенсии в размере прожиточного минимума и возврате излишне удержанных денег, превышающих 50 % пенсии и превышающих размер минимального прожиточного минимума были проигнорированы, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
Просит суд признать незаконными действия судебного пристава - исполнителя Промышленного РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области Алфимовой С.И. по удержанию с 01.02.2022 из пенсии Сковородкиной Т.А. денежных сумм, превышающих прожиточный минимум для нетрудоспособного населения в Смоленской области, установленный Постановлением Администрации Смоленской области от 13.12.2021 № 794 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Смоленской области на 2022 год» в рамках исполнительного производства №-ИП; обязать административных ответчиков произвести перерасчёт удержанных со ФИО1 денежных сумм с 01.02.2022, вернув излишне взысканные денежные средства
Представитель административного истца Демьянов В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил административный иск удовлетворить.
Административный ответчик – судебный пристав исполнитель Промышленного РОСП УФССП России по Смоленской области Батулов И.В., который также представляет интересы административного ответчика Промышленного РОСП УФССП России по Смоленской области, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что Алфимова С.И. у них сейчас не работает. Отметил, что он своевременно направил в ОПФР по Смоленской области постановления об изменении размера удержания с пенсии должника. Просил в удовлетворении иска отказать.
Административный ответчик – судебный пристав исполнитель Промышленного РОСП УФССП России по Смоленской области Алфимова С.И. и УФССП России по Смоленской области будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное не явились, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.
Заинтересованное лицо Моисеев М.О. в судебном заседании рассмотрение поставленного перед судом вопроса оставил на усмотрение суда
При таких обстоятельствах, в соответствии ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав позицию участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
При этом, ч. 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, урегулированы положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – ФЗ «Об исполнительном производстве») задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Из материалов дела усматривается, что 02.12.2021 в Промышленный РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области поступило заявление Моисеева М.О. о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа № от 26.02.2021 в отношении должника Сковородкиной Т.А., о взыскании 25 000 руб.
10.12.2022 судебным приставом - исполнителем Промышленного РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области Алфимовой С.И. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника Сковородкиной Т.А. в пользу взыскателя Моисеева М.О.
27.01.2022 судебный пристав - исполнитель Промышленного РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области Алфимова С.И. вынесла постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию), из которого усматривается, что необходимо производить удержание из пенсии должника Сковородкиной Т.А. в размере 50% пенсии до удержания суммы долга 26 750 руб, с учетом исполнительского сбора, которое направлено ОПФР по Смоленской области.
10.02.2022 Сковородкина Т.А. направляла в адрес судебного пристава-исполнителя заявление, в котором указала, что размер ее пенсии не превышает размер прожиточного минимума для нетрудоспособного населения в Смоленской области в размере 10 447 рублей, установленный Постановлением Администрации Смоленской области от 13.12.2021 № 794 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Смоленской области на 2022 год», и просила сохранить её доход в размере прожиточного минимума.
Однако административный истец полагает, что ее заявление было проигнорировано, в связи с чем она обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) устанавливает общие правила обращения взыскания на имущество должника (глава 8) и особенности обращения взыскания на заработную плату и иные периодические платежи должника-гражданина, в том числе и пенсию (глава 11).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 68 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 г. "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений является мерой принудительного исполнения.
Часть 1 статьи 79 Закона об исполнительном производстве, говоря об имуществе должника-гражданина, на которое не может быть обращено взыскание, дает прямую отсылку к гражданскому процессуальному законодательству, указывая, что такой перечень устанавливает ГПК РФ.
В статье 446 ГПК РФ содержится исчерпывающий перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, тем самым должнику-гражданину предоставляется имущественный (исполнительский) иммунитет.
Абзац восьмой части 1 статьи 446 ГПК РФ предусматривает, что взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении. Следовательно, при обращении взыскания на указанное имущество у должника-гражданина должен остаться соответствующий прожиточный минимум.
В силу ч. 2 ст. 99 ФЗ "Об исполнительном производстве" при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Согласно пункту 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" правила, регулирующие размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина и порядок его исчисления, предусмотренные ст. 99 Закона об исполнительном производстве, распространяются на те виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пенсии, пособия и выплаты), на которые в порядке исключения может быть обращено взыскание (п. 9 ч. 1 ст. 101 названного Закона).
Вместе с тем, из материалов исполнительного производства, усматривается, что по итогам рассмотрения заявления Сковородкиной Т.А. от 10.02.2022, судебный пристав - исполнитель Промышленного РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области Алфимова С.И. 25.02.2022 вынесла постановление о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума лицом, выплачивающим должнику заработную плату и иные периодические платежи, которым заявление Сковородкиной Т.А. удовлетворила и постановила сохранять доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ. В этот же день вынесено постановление о частичном удовлетворении заявления.
30.03.2022 судебный пристав - исполнитель Промышленного РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области Батулов И.В. вынес постановление об удовлетворении ходатайства Сковородкиной Т.А. и 04.04.2022 вынес постановление № о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума лицом, выплачивающим должнику заработную плату и иные периодические платежи, постановив производить Пенсионному фонду РФ удержания, сохраняя доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ.
Также 04.04.2022 судебный пристав - исполнитель Промышленного РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области Батулов И.В. вынес постановление № о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума, в котором обязал Смоленское отделение № 8609 ПАО СБЕРБАНК г. Смоленск осуществлять расчет суммы денежных средств, находящихся на счете №, на которые может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и сохранять заработную плату и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ.
Вместе с тем, согласно сообщению ОПФР по Смоленской области от 21.04.2022 в соответствии со ст.29 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» из пенсии Сковородкиной Т.А. производились удержания в порядке и размерах, определенных судебным приставом-исполнителем (50%), на основании постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию) от 27.01.2022 к исполнительному производству №-ИП от 10.12.2021. Всего за период с 01.02.2022 по 31.03.2022 удержано и перечислено на депозитный счет Промышленного РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области 11 798 руб. 86 коп, в феврале и марте 2022 года по 5 899,43 руб. С 01.05.2022 удержания прекращены в связи с отменой взыскания судебным приставом-исполнителем. Остаток неудержанного долга по состоянию на 01.05.2022 составляет 13 201 руб. 14 коп.
07.04.2022 поступило и принято на исполнение постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию) от 06.04.2022 к исполнительному производству от 10.12.2021 № № в сумме остатка основного долга 13 201 руб. 14 коп. в пользу Моисеева М.О., а также о взыскании исполнительского сбора в сумме 1750 руб.
11.04.2022 в Отделение ПФР по Смоленской области поступило и принято на исполнение постановление о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума лицом, выплачивающим должнику заработную плату и иные периодические платежи от 04.04.2022 №, с 01.05.2022 при осуществлении удержаний из пенсии Сковородкиной Т.А. будет обеспечено условие о сохранении дохода в размере не ниже величины прожиточного минимума.
Таким образом, исходя из обстоятельств дела с учетом вышеназванных положений законодательства, суд приходит к выводу, что постановление от 27.01.2022 об обращении взыскания на пенсию должника Сковородкиной Т.А. в размере 50% пенсии вынесено без учета установленной величины прожиточного минимума.
При этом суд отмечает, что установленный судебным приставом в постановлении размер удержания из пенсии должника в 50% не превышает ограничения, предусмотренного ч. 2 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", направлен на исполнение требований исполнительного документа, который на протяжении длительного времени так и остается неисполненным, ввиду того, что иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, должник не имеет.
Вместе с тем, изменить размер удержаний, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, можно путем обращения к судебному приставу-исполнителю с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума по РФ или прожиточного минимума в субъекте РФ, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума по РФ. В заявлении необходимо указать, в частности, реквизиты банковского счета, на котором необходимо сохранять заработную плату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума, наименование и адрес банка или иной кредитной организации, обслуживающей банковский счет, реквизиты которого указаны в заявлении (ч. 14.1 ст. 30, ч. 5.1 ст. 69 Закона N 229-ФЗ).
На основании полученного заявления судебный пристав-исполнитель за исключением некоторых случаев отражает в постановлении об обращении взыскания на денежные средства требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника в размере прожиточного минимума (ч. 5.3 ст. 70, ч. 1.1, 3.1 ст. 99 Закона N 229-ФЗ).
Судебный пристав-исполнитель рассматривает такое заявление, по общему правилу, в течение 10 рабочих дней со дня его поступления и выносит постановление о его удовлетворении либо об отказе в удовлетворении (ч. 2 ст. 15, ч. 1, 5 ст. 64.1 Закона N 229-ФЗ).
Поскольку судебным приставом-исполнителем на основании заявления должника Сковородкиной Т.А. от 10.02.2022 был изменен размер взыскания постановлением от 25.02.2022 о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума лицом, выплачивающим должнику заработную плату и иные периодические платежи, суд полагает, что с марта 2022 года с должника должны были производиться удержания с учетом указанного постановления, но этого сделано не было, в связи с чем суд в данной части признает действия судебного пристава-исполнителя незаконными, а также полагает возможным произвести перерасчет удержанных с должника денежных сумм с 01.03.2022.
Таким образом, проанализировав материалы дела в их совокупности с учетом вышеприведенных положений законодательства и обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель представил доказательства обоснованности своих действий, которые были совершены им в пределах своих полномочий, но при этом они не были своевременно применены по отношению к должнику, в связи с чем заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.175-180, 219, 360 КАС РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Сковородкиной Татьяны Анатольевны удовлетворить частично.
Признать незаконными действия судебных приставов - исполнителей Промышленного РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области по удержанию с 01.03.2022г. из пенсии Сковородкиной Татьяны Анатольевны денежных сумм, превышающих прожиточный минимум для нетрудоспособного населения в Смоленской области, установленный Постановлением Администрации Смоленской области от 13.12.2021 № 794 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Смоленской области на 2022 год» в рамках исполнительного производства №-ИП, обязав произвести перерасчёт удержанных со Сковородкиной Т.А. денежных сумм с 01.03.2022г.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья С. Н. Шахуров