№2а-3702/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2018 года
Промышленный районный суд г.Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,
при секретаре Кадыровой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ОАО «Жилищник» к Государственной инспекции труда в Смоленской области об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Жилищник» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Смоленской области №67/10-797-18-И, вынесенного 21.09.2018 государственным инспектором труда Шпекторовым А.Ю.
В обоснование своей позиции указывает, что оспариваемым предписанием в срок до 08.10.2018 на истца возложена обязанность внести изменения в трудовой договор с осужденным ФИО1 в отношении продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, ссылаясь на положения ст.74 ТК РФ. Выражая несогласие с таким требованием, указывает, что само по себе осуждение к исправительным работам не изменяет индивидуальных условий труда. Отбывание работником наказания в виде исправительных работ по основному месту работы не лишает его права на ежегодный основной оплачиваемый отпуск и не влечет сокращение количества дней такого отпуска, а лишь ограничивает количество дней, которые могут быть предоставлены работнику непосредственно в период отбывания наказания. В свою очередь, соглашение сторон подразумевает наличие свободной воли обеих сторон трудовых отношений и не может заключаться по требованию третьей стороны, не являющейся стороной трудового договора. При этом, нормы трудового законодательства не предполагают возможности понуждения сторон трудового договора к заключению соглашения о его изменении, так как это противоречит самой природе соглашения.
Дополнительно полагает, что вопросы установления или изменения индивидуальных условий труда в трудовом договоре относятся к индивидуальным трудовым спорам, не относящимся к компетенции государственного инспектора труда, что является самостоятельным основанием к признанию оспариваемого предписания незаконным.
Также указывается на грубые нарушения порядка проведения проверки, ссылаясь на то, что ОАО «Жилищник» не было надлежащим образом уведомлено о ее проведении.
На основании вышеизложенного просит суд предписание Государственной инспекции труда в Смоленской области №67/10-797-18-И от 21.09.2018 признать незаконным и отменить.
В судебном заседании представитель ОАО «Жилищник» Сергеев В.П., действующий на основании доверенности и имеющий высшее юридическое образование, вышеизложенные доводы полностью поддержал, в том числе и по дополнительно представленным письменным объяснениям.
Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Смоленской области Шпекторов А.Ю., вынесший обжалуемое предписание, с доводами административного истца не согласился по изложенным в письменных возражениях основаниям, полагая таковые не влекущими отмену предписания, поскольку выявленные нарушения являются очевидными и к индивидуальному трудовому спору не относящимися. В соответствии с ч.6 ст. 40 УИК РФ в период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях. Согласно личной карточке Т-2 ФИО1 в разделе «X. Дополнительные сведения» ОАО «Жилищник» предоставляет работнику отпуск 18 календарных дней. Таким образом, установлено очевидное нарушение сроков предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска работнику, осужденному к исправительным работам.
Содержание предписания требует от работодателя внести изменения в трудовой договор, заключенный с осужденным ФИО1 в отношении продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска», такое же требование с разъяснением требуемых изменений содержит в себе и извещение Филиала по Заднепровскому району г.Смоленска ФКУ УИИ УФСИН России по Смоленской области №69/ТО/5611-1694 от 14.05.2018.
Проверка проведена в полном соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что подтверждается согласованием прокуратурой Смоленской области от 17.09.2018, распечаткой о направлении электронной почтой распоряжения о проведении внеплановой, выездной проверки №67/10-712-18-И от 19.09.2018, распоряжением о проведении внеплановой, выездной проверки №67/10-712-18-И от 17.09.2018 с отметкой и подписью руководителя ОАО «Жилищник» о получении вышеуказанного распоряжения на руки от 19.09.2018, Акт проверки №67/10-766-18-И от 21.09.2018.
В удовлетворении административного иска просил отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений ст.226, 227 КАС РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, является несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя, в числе которых создание препятствий к осуществлению им его прав и свобод или незаконное возложение на него какой-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что в Государственную инспекцию труда в Смоленской области поступила информация Прокуратуры Заднепровского района г.Смоленска об отказе работодателя в лице ОАО «Жилищник» внести изменения в трудовой договор, заключенный с осужденным ФИО1, на период отбывания наказания в виде исправительных работ.
В целях организации контрольно-надзорных мероприятий, в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, было вынесено решение (распоряжение) о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении ОАО «Жилищник» №67/10-712-18-И от 17.09.2018.
По результатам указанной проверки 21.09.2018 Государственной инспекцией труда в Смоленской области был составлен акт проверки №67/10-766-18-И, в котором отражены следующие обстоятельства.
28.04.2018 ФИО1 (род. ДД.ММ.ГГГГ) был принят на работу в ОАО «Жилищник» на должность уборщика территории (трудовой договор №94 от 28.04.2018) с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 28 дней.
Согласно извещению Филиала по Заднепровскому району г.Смоленска ФКУ УИИ УФСИН России по Смоленской области №69/ТО/5611-1694 от 14.05.2018, ФИО1, в соответствии с постановлением суда от 12.04.2018, направлен в ОАО «Жилищник» для отбывания наказания на срок 1 год 4 месяца 19 дней с удержанием 10 процентов из заработной платы в доход государства.
В соответствии с ч.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Согласно ч.6 ст. 40 УИК РФ в период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по. согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.
При этом, частью 1 ст.43 УИК РФ на администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагается, в числе прочего, обязанность соблюдения условий отбывания наказания, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно личной карточке Т-2 ФИО1 в разделе «X. Дополнительные сведения» ОАО «Жилищник» предоставляет работнику отпуск 18 календарных дней.
Вместе с тем, любые изменения трудового договора, а также порядка предоставления времени отдыха и отпуска является существенным изменением.
В соответствии со ст.72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Учитывая тот факт, что трудовым договором №94 от 28.04.2018 определена продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 28 календарных дней, а требование УИК РФ по отношению к осужденным устанавливает продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска 18 рабочих дней, закрепляет за работником требование о соблюдении работником порядка и условий отбывания наказания, государственный инспектор труда приходит к выводу, что работодатель и работник обязаны внести изменения в трудовой договор, заключенный с осужденным ФИО1, путем заключения соглашения в соответствии со ст.72 ТК РФ.
Меж тем, 16.06.2018 ОАО «Жилищник» направил письмо №1716/18 от 15.06.2018 в ФКУ УИИ УФСИН, в котором сообщает, что дополнительное соглашение на момент отправки письма не заключено, ссылаясь на отсутствие конкретной нормы закона, требующей его заключения.
Вследствие выявления нарушений трудового законодательства 21.09.2018 выдано предписание №67/10-797-18-И об их устранении, согласно которому ОАО «Жилищник» в срок до 08.10.2018 предложено:
- внести изменения в трудовой договор, заключенный с осужденным ФИО1 в отношении продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска. Основание: ст.74 ТК РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными письменными доказательствами и никем не оспариваются.
Проверяя доводы административного истца в части законности и обоснованности предъявленных к ОАО «Жилищник» требований, суд приходит к убеждению о нарушении государственным инспектором труда фундаментальных принципов трудового законодательства.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (ст.9 ТК РФ).
Основные права и обязанности работодателя содержатся в ст.22 ТК РФ.
Меж тем, данная статья носит общий характер, она не содержит каких-либо предписаний, касающихся обязательств работодателя в конкретных правоотношениях, в том числе непосредственно не регулирует вопросы заключения трудового договора.
В соответствии со ст.15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст.56 ТК РФ под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
При этом, в силу ст.57 ТК РФ, в числе прочего, обязательными для включения в трудовой договор являются условия о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Из вышеуказанных норм вытекает, что трудовой договор основывается на взаимном соглашении между его сторонами, свободном волеизъявлении и обусловлен удовлетворением законных интересов каждой стороны.
Перечисляя условия, обязательные для включения в трудовой договор, ст.57 ТК РФ содержит таковые в части условий режима рабочего времени и времени отдыха.
Как следует из представленного в материалы дела трудового договора по основному месту работы на неопределенный срок, заключенного 28.04.2018 с ФИО1, все обязательные условия, предусмотренные ст.57 ТК РФ, в том числе по режиму труда и отдыха, в трудовой договор при его заключении были включены.
В соответствии со ст.115 ТК РФ работнику гарантирован ежегодный основной оплачиваемый отпуск 28 календарных дней. Заключение работодателем с работником, работающим по основному месту работы, соглашения о предоставлении отпуска в меньшем размере, является нарушением трудового законодательства.
Статьей 72 ТК РФ установлено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Таким образом, по общему правилу изменение условий трудового договора допускается только по соглашению сторон, что согласуется с общеправовой концепцией понятия договора как продукта договоренности самостоятельных, свободных в своих действиях субъектов. Однако трудовое законодательство, опирающееся не столько на принцип свободы договора, сколько на потребность в обеспечении баланса интересов сторон, узаконивает для работодателя возможность одностороннего изменения условий трудового договора с работниками.
На настоящий момент закон позволяет работодателю при наличии определенных условий в одностороннем порядке изменить условия трудового договора с работником, за исключением условия о трудовой функции. Данная возможность регламентирована статьей 74 ТК РФ.
Конституционный Суд РФ (Определение КС РФ от 29.09.2011 №1165-О-О) указал, что ч.1 ст.74 ТК РФ, предусматривая, в исключение из общего правила об изменении определенных сторонами условий трудового договора только по соглашению сторон (ст.72 ТК РФ), возможность одностороннего изменения таких условий работодателем, в то же время ограничивает данное право случаями невозможности сохранения прежних условий вследствие изменений организационных или технологических условий труда. Одновременно законодателем в той же статье ТК РФ установлены гарантии, предоставляемые работнику в случае одностороннего изменения работодателем условий трудового договора: запрет изменения трудовой функции работника (ч.1); определение минимального двухмесячного срока (если иной срок не предусмотрен ТК РФ) уведомления работника о предстоящих изменениях и о причинах, их вызвавших (ч.2); обязанность работодателя в случае несогласия работника работать в новых условиях предложить ему в письменной форме другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья (ч.3); запрет ухудшения положения работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашением при изменении условий трудового договора (ч.8).
Такое правовое регулирование имеет целью обеспечить работнику возможность продолжить работу у того же работодателя либо предоставить работнику время, достаточное для принятия решения об увольнении и поиска новой работы, и не может рассматриваться как нарушающее права граждан.
Вместе с тем, при рассмотрении дела не выявлено волеизъявления сторон трудового договора на изменение режима отдыха, а именно на сокращение отпуска работника с 28 дней до 18 дней.
При этом, обязанности у работодателя оформить такое соглашение к трудовому договору в одностороннем порядке законом не предусмотрено.
В рассматриваемом случае государственный инспектор труда, настаивая на правомерности своих действий, ссылается не только на трудовое законодательство, но и на нормы уголовно-исполнительного законодательства, поскольку ФИО1 был принят на работу в ОАО «Жилищник» для отбывания исправительных работ.
Действительно положения ст.22 ТК РФ требуют от работодателя соблюдать как трудовое законодательство, так и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Как установлено при рассмотрении дела, ФИО1, осуществляя трудовую деятельность по основному месту работы по трудовому договору в ОАО «Жилищник», отбывает наказание в виде исправительных работ.
Исправительные работы являются одним из видов уголовного наказания (п.«д» ст.44 УК РФ).
В силу положений ч.1 ст.50 УК РФ и ч.1 ст.39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, - в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет (ч.2 ст.50 УК РФ).
Согласно ч.5 ст.16 УИК РФ наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.
Статья 40 УИК РФ определяет, что:
1) осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову;
2) из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда;
3) в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке;
4) осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы;
5) осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней;
6) в период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.
При этом, учитывая, что работник будет отбывать наказание по основному месту работы, период исправительных работ будет включаться в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, как время фактической работы (ч.1 ст.121 ТК РФ).
Иными словами, отбывание работником наказания в виде исправительных работ по основному месту работы не лишает его права на ежегодный основной оплачиваемый отпуск и не влечет сокращение количества дней такого отпуска, а лишь ограничивает количество дней, которые могут быть предоставлены работнику в указанный период.
В связи с этим работодатель вправе предоставить работнику ежегодный основной оплачиваемый отпуск или его часть как в период исправительных работ, так и после его окончания в порядке, установленном нормами ТК РФ, при условии соблюдения установленного ч.6 ст.40 УИК РФ ограничения при предоставлении отпуска в период исправительных работ.
Следовательно, согласно данной норме в период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен продолжительностью 18 рабочих дней. Соответственно, при необходимости работодатель должен внести изменения в график отпусков. При этом работник не теряет права на не использованные в связи с отбыванием исправительных работ дни. Они могут быть предоставлены по окончании исправительных работ.
Таким образом, факт отбывания исправительных работ не влечет изменения продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, а меняет лишь порядок его предоставления, что отражается не в трудовом договоре, а в графике отпусков.
В этой связи, как правильно указывается административным истцом, каких-либо правовых оснований для изменения трудового договора с осужденным к исправительным работам в отношении продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска отсутствуют.
Обратное толкование полностью противоречит положения ст.9 ТК РФ, содержащей запрет на заключение, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров, содержащих условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что оспариваемое предписание является незаконным и, соответственно, подлежащим отмене.
В то же время, суд полагает необходимым указать на отсутствие иных (процессуальных) нарушений со стороны государственного инспектора труда, на допущение которых дополнительно ссылался административный истец.
Так, в полном соответствии с ч.16 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ОАО «Жилищник» о проведении внеплановой выездной проверки уведомлено надлежащим образом, о чем свидетельствует соответствующее распоряжение с отметкой и подписью руководителя ОАО «Жилищник» о его получении на руки от 19.09.2018.
Также, суд соглашается с позицией государственного инспектора труда об отсутствии в рассматриваемом случае индивидуального трудового спора между работником и работодателем, поскольку предметом спора между административном истцом и административным ответчиком являлось различное толкование норм трудового законодательства в части его применения к порядку трудоустройства лиц, осужденных приговором суда.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ОАО «Жилищник» удовлетворить.
Предписание Государственной инспекции труда в Смоленской области №67/10-797-18-И от 21.09.2018, вынесенное в отношении ОАО «Жилищник», отменить.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья И.В.Селезенева