№ 2-2758/2020
УИД 67RS0003-01-2020-004018-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2020 года
Промышленный районный суд г.Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,
при секретаре Ушковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ ОПФ РФ по Смоленской области, ГУ УПФ РФ в Смоленском районе Смоленской области об исключении периодов из страхового стажа, перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, уточнив исковые требования, обратилась в суд с иском к ГУ ОПФ РФ по Смоленской области, ГУ УПФ РФ в Смоленском районе Смоленской области об исключении периодов нахождения в отпуске по уходу за детьми с 03.06.1982 г. по 08.10.1983 г. и с 01.11.1989 г. по 12.03.1991 г. из страхового стажа, перерасчете пенсии.
В обоснование требований указала, что 04 мая 2015 года ей назначена пенсия по старости. Полагая, что расчет назначенной пенсии является неверным, она обратилась к ответчику по вопросу проверки начисления пенсии. Как следует из полученных ею ответов, при назначении таковой ответчиком не были исключены из страхового стажа периоды ухода за двумя детьми. Не осуществлено зачтения данных периодов в качестве нестраховых с переводом в баллы. Соответственно, при расчете пенсии не был выбран наиболее выгодный вариант с учетом замены периодов работы периодами ухода за детьми.
Полагая решение пенсионного органа незаконным, просила обязать ответчика исключить спорные периоды нахождения ФИО2 в отпуске по уходу за ребенком (1 год 6 месяцев) в отношении: сына ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в период работы в ОАО Арзамасский приборостроительный завод с 03 июня 1982 года по 08 октября 1983 года; дочери ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в период работы в Краснинском сельпо (Райпо) с 01 ноября 1989 года по 12 марта 1991 года из страхового стажа с момента первоначального обращения за назначением пенсии (возникновения права) - 04 мая 2015 года, с заменой указанных периодов на нестраховые периоды ухода за двумя детьми.
Кроме того, полагает, что и иные значения о размере заработка и стажа, применяемые при расчете ее пенсии, учтены Пенсионным фондом неверно. В результате размер получаемой ею пенсии занижен, а произведенные перерасчеты не покрывают разницы между фактически получаемой пенсией и тем ее размером, который должен был быть ей начислен.
В этой связи просит суд обязать ответчиков ГУ УПФ РФ в Смоленском районе Смоленской области (межрайонное), ГУ ОПФР по Смоленской области произвести перерасчет пенсии ФИО2 с 04 мая 2015 года по настоящее время, исходя из полученных значений ИПК, размера страхового стажа и заработной платы.
Взыскать с ГУ УПФР в Смоленском районе Смоленской области в пользу ФИО2 расходы на оплату услуг представителя в общем размере 20 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании истец ФИО2 и ее представитель по доверенности ФИО3, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик ГУ ОПФ РФ по Смоленской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, правовой позиции по спору не представило.
Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ в Смоленском районе Смоленской области ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась. Ранее суду пояснила, что считает заявленные исковые требования необоснованными, поскольку размер пенсии истца определен в соответствии с нормами действующего законодательства.
Решением территориального органа ПФР от 08.05.2015 в установленный законам срок ФИО2 с 04.05.2015 (с даты достижения возраста 55-ти лет) была назначена страховая пенсия по старости.
При исчислении размера страховой пенсии по старости учитываются помимо трудовой деятельности и «нестраховые периоды», в частности, периоды ухода одного родителя за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. При этом, согласно п. 12 ст. 15 Закона № 400-ФЗ, коэффициент за полный календарный год иного периода (НПi), предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, составляет:
1) 1,8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
2) 3,6 - в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
3) 5,4 - в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.
Замена периодов трудовой деятельность на «нестраховые периоды» производится территориальными органами только при условии увеличения размера страховой пенсии по старости.
Из указанных положений закона следует, что расчет размера страховой пенсии по выбору граждан производится с учетом общего трудового стажа до ДД.ММ.ГГГГ, включающего в том числе периоды ухода за детьми, либо с учетом замены периодов работы на нестраховые периоды ухода за детьми и исчисления размера пенсии за периоды ухода в ином, предусмотренном законом порядке (с учетом индивидуального пенсионного коэффициента.
В момент назначения пенсии периоды ухода за детьми были включены в страховой стаж истца как работа.
Однако, с 01.01.2019 размер пенсии ФИО2 был исчислен с учетом замены периодов работы на периоды ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При этом, периоды ухода за детьми (продолжительностью 1 год 6 месяцев за каждым) в соответствии с нормами Закона №400-ФЗ были исключены из общего стажа работы, в результате чего величина индивидуального пенсионного коэффициента истца была увеличена и соответственно увеличился размер пенсии.
Оснований для учета периодов ухода за детьми в качестве нестраховых периодов в момент назначения пенсии не имелось, так как свидетельство о рождении второго ребенка было предоставлено истицей только 14 июля 2015 года. При этом, заявления о перерасчете пенсии по оспариваемому варианту подано не было. Такое заявление было выполнено только в конце 2018 года, что послужило основанием перерасчета пенсии ФИО2 со следующего (относительно даты обращения) месяца.
Все иные необходимые перерасчеты производились Пенсионным фондом по мере предоставления истицей дополнительных документов о размере заработка, поступления на лицевой счет сведений об уплате страховых взносов, исправлении выявленных ошибок и т.п., в связи с чем, оснований к удовлетворению иска не усматривает.
В случае удовлетворения иска просит о снижении судебных расходов.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Клиентская служба ПФР в Краснянском районе УПФР в Смоленском районе Смоленской области суду пояснила, что 30.04.2015 ФИО2 обратилась в Клиентскую службу ПФР в Краснянском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, представив трудовую книжку, справки о заработной плате и справку Центра занятости населения города Смоленска от 17.03.2015.
14.01.2020 ФИО2 обратилась в Клиентскую службу (на правах группы) в Краснинском районе Смоленской области ГУ-Управление ПФР в Смоленском районе Смоленской области (межрайонное) с заявлением о разъяснении расчета пенсии.
Пенсионный фонд разъяснил истцу, что в результате проверки правильности установления размера пенсии выявлено, что при перерасчете пенсии с 01.08.2015 по заявлению от 14.07.2015 и предоставленной справке о заработной плате за период с апреля 1981 по май 184 неверно был выбран наиболее выгодный вариант определения коэффициента по СМЗ. При определении коэффициента по СМЗ принят во внимание период работы 60 месяцев с октября 1983 по февраль 1989 с исключением неполных месяцев (месяцы приема и увольнения с работы), в результате коэффициент составил 0,988. В случае, если при определении СМЗ принять во внимание суммы заработка в месяц приема на работу – в мае 1984 и в июле 1988, то коэффициент по СМЗ по имеющимся сведениям о заработке за период работы с 01.10.1983 по 31.12.1988 составил 0,993. В результате произведенного перерасчета общий размер пенсии составил 9625,44 руб. Доплата с учетом выплаченных сумм за период с 01.08.2015 по 31.10.2019 составляет 1835,73 руб. Кроме того, произведен перерасчет пенсии с заменой периодов работы на периоды ухода за двумя детьми с 01.01.2019, учитывая обращение 14.12.2018 в связи с изменением кредитной организации. Общий размер пенсии в результате данного перерасчета составил 9721,77 руб. Доплата за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 составила 963,30 руб.
Следовательно, в ноябре 2019 года ФИО2 должна получить пенсию 12520,80 руб. (9721,77 руб. – пенсия за ноябрь 2019 + 2799,03 руб. – доплата за период с 01.08.2015 по 31.10.2019 (1835,73 руб. + 963,30 руб.).
В связи с поступлением уточняющих сведений о характере выплаты в мае 1984 (после увольнения) был произведен перерасчет в результате которого коэффициент по СМЗ за период работы с 01.10.1983 по 31.12.1988 составил 0,996. Общий размер пенсии в результате произведенного перерасчета на 01.01.2020 составил 9741,20 руб.. Доплата за период с 01.08.2015 по 31.12.2019 в размере 860,55 руб. выплачена в январе 2020. Доплата в размере 259,61 руб. за период с 01.08.2015 по 31.10.2019 выплачена в феврале 2020 (л.д. 19-20).
Также, дополнительно Пенсионный фонд представил разъяснения № 4856 от 24.09.2020. Исходя из таблицы видно, что в суммарном выражении сумма пенсии, указанная в Справке о размере пенсии, выданной МФЦ и Справке ГУ-Центра по выплате пенсии и обработке информации ПФ РФ в Смоленской области о сумме пенсии и иных социальных выплатах, выплаченной с 04.05.2015 по 30.04.2020 за данный период времени с учетом всех производственных доплат одинакова. Также, в указанной таблице отражены все произведенные доплаты, произведенные из-за перерасчета пенсии.
В части правомерности учета нестраховых периодов ( уход за детьми) полностью поддержала позицию - ГУ УПФ РФ в Смоленском районе Смоленской области.
Выслушав позицию сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. - ГУ УПФ РФ в Смоленском районе Смоленской области
Из материалов дела следует, что истецФИО2,<данные изъяты> рождения, имеет специальность – бухгалтер, согласно трудовой книжке, работала:
С 20.03.1981 по 24.04.1984 в ОАО «Арзамасский приборостроительный завод» в должности бухгалтера в центральной бухгалтерии (приказ № 2328 от 28.04.2019) (л.д. 13-14),
С 01.12.1988 по 13.07.1992 в Краснинском сельпо в должности мл.продавца автомагазина (распоряжение № 76 от 26.12.1989) (л.д. 14-15).
ИстецФИО2 имеет двоих детей:сын ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.11), дочь ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 12).
30.04.2015 ФИО2 обратилась в Клиентскую службу ПФР в Краснянском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, представив трудовую книжку, справки о заработной плахе и справку Центра занятости населения города Смоленска от 17.03.2015.
В представленной ФИО2 с заявлением о назначении пенсии справке Центра занятости населения города Смоленска от 17.03.2015 содержится информация, что в период с 01.11.1994 по 02.11.1994 и с 10.01.1996 по 10.01.1996 она состояла на учете в Центре занятости, но выплата пособия по безработице не производилась.
По представленным справкам о заработной плате за периоды работы с августа 1979 года по февраль 1981 года, с мая 1984 года по май 1987 года, с июня 1987 года по июнь 1988 года и с июля 1988 года по июль 1989 года величина соотношения заработков за более выгодный период работы с 01.06.1984 по 31.05.1989 составила 0,951. При этом, суммы заработка за май 1987 года и июнь 1988 года (в месяцы увольнения) не были учтены при исчислении величины соотношения заработков (были учтены с нулевыми значениями, поскольку в справках о заработной плате не указано, что в суммы заработка компенсация за неиспользованный отпуск не включена).
Величина соотношения заработков за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета составила 0,588, что гораздо ниже величины соотношения заработков, исчисленной по представленным ФИО2 справкам о заработной плате.
Также при определении размера страховой пенсии производится повышение (валоризация) величины расчетного пенсионного капитала (далее - РПК), исчисленного с учётом стажа и заработка, на 10 процентов (независимо от количества проработанных лет до указанной даты), а также на 1 процент за каждый полный год общего трудового стажа до 01.01.1991.
Поскольку в распоряжении органа ПФР имелись необходимые сведения о стаже, заработке и страховых взносах для установления страховой пенсии, решением территориального органа ПФР от 08.05.2015 в установленный законам срок ФИО2 с 04.05.2015 (с даты достижения возраста 55-ти лет) была назначена страховая пенсия по старости.
Размер страховой пенсии, исчисленный с учетом стажевого коэффициента 0,56 за 21 полный год трудового стажа (055 — за 20 лет стажа плюс 0,01 за 1 год стажа сверх 20 лет), величины соотношения заработков 0,951, суммы валоризации, равной 21% РПК за 11 лет общего стажа работы до 01.01.1991 (10% — за общий стаж работы до 01.01.2002 плюс 11% за каждый полный проработанный год до 01.01.1991), и страховых взносов за периоды работы после 01.01.2002 (по 31.12.2014) в сумме 182310 руб. 49 коп., составил 4220 руб. 33 коп.
К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, размер которой зависит от категории получателя пенсии и вида пенсии. На дату назначения пенсии размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составлял 4383 руб. 59 нэп.
Общий размер пенсии составил 8603 руб. 92 коп. (4383 руб. 59 коп. - фиксированная выплата; 4220 руб. 33 коп. - страховая пенсия).
Гражданин вправе дополнительно представить документы о стаже и заработке после вынесения решения о назначении пенсии. В случае, если дополнительно представленные документы влекут увеличение размера пенсии, органом ПФР по заявлению пенсионера осуществляется перерасчет пенсии.
В соответствии с нормами статьи 23 Закона №400-Ф3 перерасчет пенсии осуществляется с 1- го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление со всеми необходимыми для перерасчета документами.
Таким образом, по дополнительно представленной ФИО2 после назначения пенсии справке о периодах получения пособия по безработице с 08.09.1994 по 06.10.1994 и с 11.05.1995 по 10.01.1996 и на основании заявления о перерасчете пенсии от 16.062015, в соответствии с нормами Закона №400-ФЗ, с 01.07.2015 был осуществлен перерасчет ее пенсии с учетом включения в стаж указанных выше периодов. При этом, общий трудовой стаж составил 22 года 1 месяц 25 щей, а стажевый коэффициент стал равен 0,57.
Размер пенсии в результате указанного перерасчета составил 8724 руб. 18 гоп. (4383 руб. 59 гоп. - фиксированная выплата; 4340 руб. 59 гоп. - страховая пенсия).
14.07.2015 ФИО2. обратились в Клиентскую службу Краснянского района за перерасчетом пенсии, представив справку о заработной плате за период работы с апреля 1981 года по апрель 1984 года и свидетельство о рождении ребенка ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Величина соотношения заработков с учетом представленной справки составила 0,988 (за период с октября 1983 года по февраль 1989 года), а размер пенсии после ее перерасчета с 01.08.2015 стал равен 8990 руб. 96 коп. (4383 руб. 59 коп. - фиксированная выплата, 4607 руб. 37 коп. - страховая пенсия).
Помимо указанных выше перерасчетов пенсии, произведенных в заявительном порядке, размер пенсии ФИО2 был пересчитан в беззаявительном порядке с даты назначения пенсии с учетом уточненных в системе персонифицированного учета сведений о страховых взносах на дату назначения (сведений о страховых взносах за 1-й квартал 2015 года в сумме 7232 руб. 86 коп.). Доплата пенсии с даты назначения была произведена в феврале 2016 года в сумме 404 руб. 37 коп.с учетом ранее выплаченных сумм. В результате, размер пенсии с 04.05.2015 (с даты назначения) составил 8649 руб. 34 коп. (4383 руб. 59 коп. - фиксированная выплата; 4265 руб. 75 коп. - страховая пенсия).
Страховые взносы, начисленные работодателем за периоды работы ФИО2 после назначения пенсии, в последующем подлежали учету при исчислении размера ее пенсии в ходе осуществления перерасчетов в беззаявительном порядке с 01.08.2016; 01.08.2017; 01.082018; 01.08.2019.
С 01.01.2019 размер пенсии ФИО2 был исчислен с учетом замены периодов работы на периоды ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При этом, периоды ухода за детьми (продолжительностью 1 год 6 месяцев за каждым) в соответствии с нормами Закона №400-ФЗ были исключены из общего стажа работы, в результате чего величина индивидуального пенсионного коэффициента истца была увеличена и соответственно увеличился размер пенсии.
В связи с поступившей 10.12.2019 в орган ПФР справки Арзамасского приборостроительного завода о сумме выплаты, произведенной в мае 1984 года (46 руб. 07 коп.) после увольнения с работы (дата увольнения 29.04.1984), указанная сумма была включена в состав заработка для исчисления величины соотношения заработков, которая составила 0,996, а размер пенсии был пересмотрен с 01.08.2015 (с даты перерасчета) и составил 9094 руб. 01 коп. (4383 руб. 59 коп. - фиксированная выплата; 4710 руб. 42 коп. - страховая пенсия).
Как работающему пенсионеру ФИО2 согласно части 1 статьи 26.1 закона №400-фз, к выплате размер пенсии был определен без учета индексаций (с учетом всех перерасчетов) 9741 руб. 20 коп. (4383 руб. 59 коп. - фиксированная выплата; 5357 руб. 61 коп. - страховая пенсия).
14.01.2020 ФИО2 обратилась в Клиентскую службу (на правах группы) в Краснинском районе Смоленской области ГУ-Управление ПФР в Смоленском районе Смоленской области (межрайонное) с заявлением о разъяснении расчета пенсии (л.д.18).
Пенсионный фонд разъяснил истцу, что в результате проверки правильности установления размера пенсии выявлено, что при перерасчете пенсии с 01.08.2015 по заявлению от 14.07.2015 и предоставленной справке о заработной плате за период с апреля 1981 по май 184 неверно был выбран наиболее выгодный вариант определения коэффициента по СМЗ. При определении коэффициента по СМЗ принят во внимание период работы 60 месяцев с октября 1983 по февраль 1989 с исключением неполных месяцев (месяцы приема и увольнения с работы), в результате коэффициент составил 0,988. В случае, если при определении СМЗ принять во внимание суммы заработка в месяц приема на работу – в мае 1984 и в июле 1988, то коэффициент по СМЗ по имеющимся сведениям о заработке за период работы с 01.10.1983 по 31.12.1988 составил 0,993. В результате произведенного перерасчета общий размер пенсии составил 9625,44 руб. Доплата с учетом выплаченных сумм за период с 01.08.2015 по 31.10.2019 составляет 1835,73 руб. Кроме того, произведен перерасчет пенсии с заменой периодов работы на периоды ухода за двумя детьми с 01.01.2019, учитывая обращение 14.12.2018 в связи с изменением кредитной организации. Общий размер пенсии в результате данного перерасчета составил 9721,77 руб. Доплата за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 составила 963,30 руб.
Следовательно, в ноябре 2019 года ФИО2 должна получить пенсию 12520,80 руб. (9721,77 руб. – пенсия за ноябрь 2019 + 2799,03 руб. – доплата за период с 01.08.2015 по 31.10.2019 (1835,73 руб. + 963,30 руб.).
В связи с поступлением уточняющих сведений о характере выплаты в мае 1984 (после увольнения) был произведен перерасчет в результате которого коэффициент по СМЗ за период работы с 01.10.1983 по 31.12.1988 составил 0,996. Общий размер пенсии в результате произведенного перерасчета на 01.01.2020 составил 9741,20 руб.. Доплата за период с 01.08.2015 по 31.12.2019 в размере 860,55 руб. выплачена в январе 2020. Доплата в размере 259,61 руб. за период с 01.08.2015 по 31.10.2019 выплачена в феврале 2020 (л.д. 19-20).
Также, дополнительно Пенсионный фонд представил разъяснения № 4856 от 24.09.2020. Исходя из таблицы видно, что в суммарном выражении сумма пенсии, указанная в Справке о размере пенсии, выданной МФЦ и Справке ГУ-Центра по выплате пенсии и обработке информации ПФ РФ в Смоленской области о сумме пенсии и иных социальных выплатах, выплаченной с 04.05.2015 по 30.04.2020 за данный период времени с учетом всех производственных доплат одинакова. Также, в указанной таблице отражены все произведенные доплаты, произведенные из-за перерасчета пенсии (л.д.37-39).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон № 400-ФЗ), размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Статьей 15 Закона № 400-ФЗ установлено, что размеры страховых пенсий по старости определяются по формуле: Спст=ИПК+СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
В силу ч. 10 ст. 15 Закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется с учетом размера страховой части страховой (трудовой) пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 9 ст. 15 Закона № 400-ФЗ, установлена формула в соответствии с которой определяется величина индивидуального пенсионного коэффициента: ИПК=(ИПКс+ИПКн), где ИПКс — индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г. Определяется ИПКс исходя из пенсионных прав до 01.01.2002 г. (стаж, заработок с учетом ст. 30 Закона № 173-ФЗ), суммы страховых взносов за 2002-2014 гг и продолжительности «нестраховых периодов» в соответствии с Федеральными законами от 21.03.2005 г. № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду РФ на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» и от 04.06.2011 г. № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»; ИПКн — индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия оп инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца. ИПКн определяется как сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый календарный год за периоды и (или) иной деятельности, нестраховые периоды, имевшие место с 01.01.2015 г.
Таким образом, размер страховой части страховой (трудовой) пенсии определяется с учетом сумм страховых взносов, перечисленных в Пенсионный Фонд Российской Федерации за застрахованное лицо после 1 января 2002 года и пенсионных прав в денежном выражении до этой даты, преобразованных в расчетный пенсионный капитал согласно ст. 30 Закона № 173-ФЗ.
Согласно статьи 30 Закона № 173-ФЗ, при назначении пенсии производится оценка пенсионных прав застрахованного лица с учетом общего трудового стажа, заработной платы по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, исходя из размера которого определяется страховая часть трудовой пенсии.
Размер страховой (трудовой) пенсии определяется на основании индивидуального комплекта документов, имеющегося в распоряжении органа, осуществляющего пенсионного обеспечение с учетом пенсионных прав (продолжительности общего трудового стажа, сведений о заработной плате), приобретенных на 01.01.2002 г. и преобразованных в расчетный пенсионный капитал в соответствии с нормами статьи 30 Закона № 173-ФЗ, и страховых взносов, начисленных (уплаченных) в Пенсионный фонд Российской Федерации с 01.01.2002 г. (при наличии факта работы после 01.01.2002г.).
Согласно п. 1 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой (страховой) пенсии определяется по формуле: РП=СК*ЗР/ЗП*СЗП, где РП — расчетный размер трудовой (страховой) пенсии; СК — стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2; ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
При расчете пенсии по старости стажевый коэффициент для женщин, имеющих общий трудовой стаж 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Анализ вышеизложенного свидетельствует о правомерности действий УПФ, осуществлявшего перерасчеты пенсии ФИО2 по мере поступления данных, послуживших основанием к такому перерасчету.
Арифметическое его осуществление судом признается верным, а совокупность полученных истицей денежных средств по произведенным перерасчетам покрывающей разницу между изначально начисленной и выплаченной пенсией и ее размером, определенным с учетом таких перерасчетов.
Разрешая требования ФИО2 о замене периодов работы на нестраховые периоды ухода за двумя детьми суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с нормами Закона № 400-ФЗ, при исчислении размера страховой пенсии по старости учитываются помимо трудовой деятельности и «нестраховые периоды», в частности, периоды ухода одного родителя за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. При этом, согласно п. 12 ст. 15 Закона № 400-ФЗ, коэффициент за полный календарный год иного периода (НПi), предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, составляет:
1) 1,8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
2) 3,6 - в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
3) 5,4 - в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.
Нормами статьи 13 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что в случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов.
Из материалов дела усматривается, что в момент назначения пенсии периоды ухода за детьми были включены в страховой стаж истца как работа.
При обращении за назначением пенсии 30.04.2015г ФИО2 было представлено только свидетельство о рождении одного ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и осуществление замены периода работы периодом ухода за ним при назначении пенсии было невыгодно.
При обращении за перерасчетом пенсии 14.07.2015г ею одновременно со справкой о заработке было представлено свидетельство о рождении второго ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При этом, заявления о перерасчете пенсии по оспариваемому варианту подано не было. Заявление о доставке пенсии в связи с изменением кредитной организации было выполнено истицей 14 декабря 2018 года, и стало основанием перерасчета пенсии ФИО2 со следующего (относительно даты обращения) месяца, поскольку истцу не были даны соответствующие разъяснения о возможности осуществления указанного вида перерасчета пенсии и увеличения ее размера.
С 01.01.2019 размер пенсии ФИО2 был исчислен с учетом замены периодов работы на периоды ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При этом, периоды ухода за детьми (продолжительностью 1 год 6 месяцев за каждым) в соответствии с нормами Закона №400-ФЗ были исключены из общего стажа работы, в результате чего величина индивидуального пенсионного коэффициента истца была увеличена и соответственно увеличился размер пенсии.
В связи с осуществленным перерасчетом была произведена доплата за период с 04.05.2015 по 31.12.2018.
Вместе с тем, данная позиция УПФ видится суду обоснованной лишь частично.
Анализ вышеизложенных законоположений свидетельствует о том, что замена периодов трудовой деятельности на «нестраховые периоды» производится территориальными органами только при условии увеличения размера страховой пенсии по старости.
Из указанных положений закона следует, что расчет размера страховой пенсии по выбору граждан производится с учетом общего трудового стажа до 01.01.2002 г., включающего, в том числе, периоды ухода за детьми, либо с учетом замены периодов работы на нестраховые периоды ухода за детьми и исчисления размера пенсии за периоды ухода в ином, предусмотренном законом порядке (с учетом индивидуального пенсионного коэффициента.
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрен дифференцированный подход при расчете пенсии, с предоставлением наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.
Следовательно, наиболее выгодный для пенсионера вариант должен быть выбран пенсионным органом непосредственно в момент назначения пенсии, а при отсутствии на дату назначения пенсии необходимых документов, подтверждающих рождение детей, перерасчет назначенной без учета данной информации пенсии должен быть произведен в беззаявительном порядке с 1- го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление со всеми необходимыми для перерасчета документами.
Поскольку указанное требование законодателя ответчиком исполнено не было, требование истицы в данной части суд находит законным и обоснованным и приходит к убеждению о необходимости засчитать периоды ухода за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по 07.10.1983 и с ДД.ММ.ГГГГ по 11.03.1991 в стаж работы как нестраховые периоды, исключив их из страхового стажа истицы и произведя соответствующий перерасчет с 01.08.2015 по 31.12.2018.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы, присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ст.94 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителей являются издержками, связанными с рассмотрением дела.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (например, решение суда первой инстанции, определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения, судебный акт суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, которым завершено производство по делу на соответствующей стадии процесса).
Таким образом, при разрешении вопроса о взыскании судебных издержек денежную сумму, причитающуюся в качестве возмещения расходов на оплату услуг представителя, необходимо взыскивать с проигравшей гражданско-правовой спор стороны, поскольку критерием присуждения судебных расходов является правомерность (неправомерность) заявленного истцом требования, которое рассмотрено судом по существу.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики ВС РФ за первый квартал 2005 года (вопрос 11) в каждом конкретном случае суду при взыскании расходов на оплату услуг представителя надлежит определять разумные пределы, исходя из обстоятельств дела.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, изложенными в п.13 Постановления Пленума от 21.01.2016 №1, разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Как следует из разъяснений п.11 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшить его произвольно, если другая сторона не заявляет возражений и не представляет доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Согласно п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Кроме того, лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 №1).
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В обоснование требований ФИО2 суду представлены следующие документы:
- 02 августа 2020 года Договор оказания юридических услуг (составление в Промышленный районный суд г. Смоленска искового заявления ФИО2 к ГУ УПФР по г. Смоленску о включении периодов нахождения в декретных отпусках в стаж, перерасчете страховой пенсии по старости) с оплатой их стоимости при подписании договора в размере 5 000 рублей, что подтверждается Договором от 02 августа 2020 года и Актом сдачи приемки оказанных услуг от 06 августа 2020 года;
- 07 октября 2020 года Договор на оказание юридических услуг по представлению интересов ФИО2 в Промышленном райсуда г. Смоленска по гражданскому делу№ 2-2003/2020 по иску ФИО2 к ГУ УПФР по г. Смоленску о включении периодов нахождения в декретных отпусках в стаж, перерасчете страховой пенсии по старости, с оплатой услуг в размере 15000 рублей, что подтверждается Договором и Актом сдачи приемки оказанных услуг от 07 октября 2020 года (л.д.129-132).
Таким образом, при рассмотрении указанного гражданского дела в суде расходы истца на оплату услуг представителя ФИО3 составили в общем размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей, из которых:
- 5 000 рублей - за составление искового заявления по Договору оказания юридических услуг от 02 августа 2020 года;
- 15 000 рублей за представительство интересов ФИО2 по Договору оказания юридических услуг от 07 октября 2020 года.
Между тем, суд отмечает, что представитель истца ФИО2 – ФИО3 присутствовала в 4 судебных заседаниях суда (07.10.2020, 28.10.2020, 17.11.2020, 11.12.2020), составила процессуальные документы – исковое заявление, уточненное исковое заявление, ходатайство о взыскании судебных расходов.
Принимая о внимание вышеизложенное и, учитывая сложившуюся в регионе стоимость оплаты юридических услуг, а равно принцип соразмерности, суд приходит к выводу о том, что заявление о возмещении судебных расходов на представление интересов истца подлежит удовлетворению частично, то есть в сумме 15000 рублей.
Также с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в пользу ФИО2, уплаченная истцом при подаче иска в размере 300 руб. (л.д. 3).
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Обязать ГУ–Управление Пенсионного фонда РФ по Смоленской области произвести перерасчет пенсии ФИО2 за период с 01.08.2015 по 31.12.2018, определив ИПК заявителя с исключением из страхового стажа периодов ухода за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по 07.10.1983 и с ДД.ММ.ГГГГ по 11.03.1991 с заменой их нестраховыми периодами.
Взыскать с ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ по Смоленской области в пользу ФИО2 300 руб. в возврат уплаченной госпошлины, 15000 рублей в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья И.В.Селезенева