НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область) от 10.03.2011 № 2-1058

                                                                                    Промышленный районный суд г. Смоленска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Промышленный районный суд г. Смоленска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

дело №2-1058 /2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2011 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,

При секретаре Владимировой Е.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению СОГУ «Ельнинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Смоленской области от 01.02.2011,

У С Т А Н О В И Л:

СОГУ «Ельнинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» обратилось в суд с заявлением об оспаривании действий Государственной инспекции труда в Смоленской области, в обоснование требований указав, что 01.02.2011 государственным инспектором труда (по охране труда) А.П. Березиным была проведена проверка организации заявителя по результатам которой был составлен акт проверки №67-11-3/2 от 01.02.2011, а также выдано предписание №67-11-3/3 от 01.02.2011 об устранении нарушений трудового законодательства, в том числе: произвести перерасчет заработной платы социальным работникам Ф1, Ф3, Ф7, Ф2, Ф4, Ф6 согласно требованиям ст.133 ТК РФ, поскольку указанным социальным работникам доплата за увеличение объема выполняемой работы включена в состав минимального размера оплаты труда. Заявитель считает данные предписание и акт проверки незаконными, поскольку вышеперечисленными социальными работниками выполнялась дополнительная работа по такой же должности в течение установленной продолжительности рабочего дня, на основании их письменных заявлений. К работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени эти работники не привлекались. За выполнение дополнительной работы им производилась доплата в связи с увеличением объема выполняемой работы, которая в соответствии со ст.129 ТК РФ подлежит включению в минимальный размер оплаты труда. Система оплаты труда работников СОГУ разработана в соответствии с Положением об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений социального обслуживания, утв. Постановлением администрации Смоленской области №620 от 14.11.2008, согласно п.4.1 которого к выплатам компенсационного характера относятся доплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. В силу приведенных обстоятельств полагает, что доплата за увеличение объема работы без освобождения от основной работы входит в состав минимального размера оплаты труда, что нашло свое отражение в Определении Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 № 1160-О-О.

Просит суд отменить акт проверки №67-11-3/2 от 01.02.2011 и предписание №67-11-3/3 от 01.02.2011, выданные государственным инспектором труда (по охране труда) А.П. Березиным СОГУ «Ельнинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».

В судебном заседании представитель заявителя - Гераськова Е.Н. поддержала заявление по изложенным в нем основаниям, дополнив, что заработная плата Ф1, Ф3, Ф7, Ф2, Ф4, Ф6 складывается из тарифной ставки 2700 руб., доплаты за специфику работы в размере 15%, что в денежном эквиваленте составляет 405 руб. Кроме того, каждому производится доплата за стаж, в т.ч. Ф2, Ф1 - 20% тарифной ставки (540 руб.), всем остальным - по 30% (810 руб.). За расширенный объем работы Ф6, Ф2, Ф4 установлена доплата в размере 50% или 1 562 руб. 50 коп в месяц, а Ф7, Ф3, Ф1 - 25% или 776 руб. 25 коп. Таким образом, совокупный месячный заработок данных работников превышает установленный минимальный размер оплаты труда 4330 руб. В силу чего полагает, что оснований для перерасчета заработной платы перечисленным работникам СОГУ в связи с увеличением объема работы не имеется.

Представитель СОГУ «Ельнинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» Филимонова Е.В., являющаяся директором данной организации, доводы заявления, а также пояснения представителя Гераськовой Е.Н. в судебном заседании поддержала.

Представитель Государственной инспекции труда в Смоленской области - Березин А.П. с заявлением не согласился и пояснил, что в СОГУ «Ельнинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» была проведена плановая проверка, в ходе которой были выявлены нарушения трудового законодательства, заключавшиеся в том, что на социальных работников Ф1, Ф3, Ф7, Ф2, Ф4, Ф6 были возложены дополнительные обязанности по обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, сверх нормативов установленных в Постановлении Минтруда РФ от 27.07.1999 №32, в 8 человек (в городе) и 4 человека (в сельской местности), за что работникам была установлена дополнительная плата (в процентном соотношении от тарифной ставки), которая была включена работодателем в минимальный размер оплаты труда данных работников, что противоречит ст.129 ТК РФ, поскольку за выполнение дополнительных обязанностей работник должен был получать дополнительную оплату, которая относится к компенсационным выплатам, и потому не подлежит включению в минимальный размер труда. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 01.02.2011, а также, работодателю было выдано предписание № 67-11-3/3 об устранении выявленных нарушений. Государственный инспектор труда пришел к выводу, что вышеуказанным социальным работникам должна была выплачиваться заработная плата за выполнение основной работы с соответствующей доплатой до размера МРОТ, а также производится доплата за выполнение дополнительного объема работы.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу ст.361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

В судебном заседании установлено, что на основании письменных заявлений работников СОГУ «Ельнинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» Ф1, Ф3, Ф7, Ф2, Ф4, Ф6, приказом работодателя на них возложено выполнение по совмещению дополнительных обязанностей, связанных с обслуживанием дополнительного числа граждан пожилого возраста и инвалидов, с установлением ежемесячной доплаты за расширенный объем работы.

01.02.2011 государственным инспектором труда (по охране труда) Березиным А.П. выдано предписание №67-11-3/3 об устранении нарушений трудового законодательства, выявленных в ходе проверки, а именно: произвести перерасчет заработной платы социальным работникам Ф1, Ф3, Ф7, Ф2, Ф4, Ф6 согласно требованиям ст.133 ТК РФ, поскольку указанным социальным работникам доплата за увеличение объема выполняемой работы включена в состав минимального размера оплаты труда.

На момент проведения проверки тарифная ставка у всех перечисленных социальных работников составляла 2700 руб., кроме того всем установлена доплата в размере 15% тарифной ставки (405 руб.) за специфику работы. Доплаты за стаж работы установлены в следующих размерах: Ф2, Ф1 - 20% тарифной ставки (540 руб.), всем остальным - по 30% (810 руб.).

Кроме того, за расширенный объем работы, Ф6, Ф2, Ф4 установлена доплата в размере 50% (1 562 руб. 50 коп) в месяц, а Ф7, Ф3, Ф1 - 25% (776 руб. 25 коп).

Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующих в деле, а также

Заявитель полагает, что доплаты за расширенный объем работ подлежат включению в минимальный размер оплаты труда вышеуказанных социальных работников, в силу чего оснований для перерасчета ежемесячной заработной платы данных работников до уровня действующего МРОТ не имеется.

В силу ст.ст.2, 3, 22 ТК РФ в Российской Федерации запрещается дискриминация при установлении или изменении условий оплаты труда, работодатель обязан обеспечить работникам равную оплату за труд равной ценности. Каждому работнику гарантируется своевременная и в полном размере выплата справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Необходимо отметить, что в действующей редакции статья 129 ТК РФ не содержит указания на то, что в минимальный размер заработной платы не включаются выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда, т.е. не включаются доплаты и надбавки компенсационного характера, а также премии и другие поощрительные выплаты.

В силу ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который, в свою очередь, не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Таким образом, ежемесячная заработная плата работника складывается из фиксированного размера оплаты труда (тарифная ставка, должностной оклад и т.п.), а также компенсационных и стимулирующих выплат. При этом, за отработанную месячную норму рабочего времени (при выполнении норм труда (трудовых обязанностей) работник не может получить оплату менее установленного федеральным законом минимума.

Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации представляет собой низший предел оплаты труда работников и устанавливается Федеральным законом от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", который с 01 января 2009 г. составляет 4330 руб.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (ст.133 ТК РФ).

Исходя из положений ст.129, 133 ТК РФ, в случае, если заработная плата работника с учетом его оклада, а также компенсационных, стимулирующих и социальных выплат составит менее минимального размера оплаты труда, на работодателя возлагается обязанность по выплате работнику разницы между заработной платой и действующим минимальным размером оплаты труда, поскольку получение заработной платы в указанном размере является конституционно гарантированным правом работника.

Порядок указанной доплаты на территории Смоленской области урегулирован постановлением Главы города Смоленска от 15.02.2008 N 61 "Об установлении доплаты к месячной заработной плате работникам муниципальных учреждений города Смоленска", изданным в соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 31.12.2008 N 777 "Об установлении доплаты к месячной заработной плате работникам областных государственных учреждений", установлена доплата к месячной заработной плате (далее - доплата) отработавшим норму рабочего времени за соответствующий календарный месяц, выполнившим норму труда (трудовые обязанности) работникам муниципальных учреждений города Смоленска, оплата труда которых тарифицируется с первого по седьмой разряд тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений города Смоленска и начисленная заработная плата которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами города Смоленска, менее сумм, приведенных в п.1 данного постановления. Указанное постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 февраля 2008 года.

Кроме того, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата (ст.151 ТК РФ).

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Правила привлечения работника наряду с работой, определенной трудовым договором, к выполнению дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) установлены ст.60.2 ТК РФ, в соответствии с которой, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику, с его письменного согласия дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ, за что работнику полагается доплата.

Так, постановлением администрации Смоленской области от 14.11.2008 №620 утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений социального обслуживания, согласно п.3 которого заработная плата работника состоит из оклада (должностного оклада), выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно п.4.1, 4.1.2 к выплатам компенсационного характера работникам учреждений социального обслуживания относятся доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (доплаты за совмещение профессий (должностей). Доплата устанавливается к окладу (должностному окладу) работника. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Судом установлено, что пунктом 5.11.4. Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Комплексный Центр социального обслуживания населения", утв.Постановлением Минтруда РФ от 27.07.1999 N 32, обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра. Должность социального работника вводится из расчета обслуживания одним работником 8 граждан, проживающих в городе, и 4 - в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.

Таким образом, отраслевым положением для социальных работников, осуществляющих обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, установлены нормы труда (трудовых обязанностей), за выполнение которых, по смыслу ст.133 ТК РФ, им не может быть произведена оплата ниже установленного федеральным законом минимума.

Из пояснений участников в процесса следует, что ежемесячная заработная плата социальных работников СОГУ «Ельнинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» Ф1, Ф3, Ф7, Ф2, Ф4, Ф6 в зависимости от стажа работы, без доплаты за увеличенный объем работы, составляла 3645 - 3915 руб. в месяц.

При этом, представители работодателя в судебном заседании не оспаривались, что установленные Постановлением Минтруда от 27.07.1999 №32 нормы труда перечисленными работниками выполнялись полностью.

Также, из пояснений представителей СОГУ «Ельнинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» следует, что работникам Центра, выполняющим работу без совместительства, производится доплата к месячной заработной плате до МРОТ.

Анализируя представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что СОГУ «Ельнинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» допущено нарушение трудового законодательства в части оплаты труда социальных работников Ф1, Ф3, Ф7, Ф2, Ф4, Ф6, поскольку за выполнение установленных норм труда за месяц им производилось начисление и выплата заработной платы исходя из фиксированного размера оплаты труда (тарифной ставки), а также компенсационной доплаты за специфику работы, с учетом стажа в размере, менее установленного минимального размера оплаты труда в 4330 руб., без учета того обстоятельства, что они полностью отработали за отчетный период нормы рабочего времени и выполнили нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях.

Осуществление данными работниками ухода за пожилыми гражданами и инвалидами в дополнение к уже находящимся у них на обслуживании, сверх нормы труда, установленной Постановлением Минтруда РФ от 27.07.1999 N 32, свидетельствует о выполнении ими дополнительной работы по той же профессии (должности) путем увеличения объема работ, а условия их труда в данном случае отклонялись от нормальных, за что им полагается доплата, которая не входит в расчет оплаты по основной работе, поскольку за выполнение дополнительных обязанностей работник должен получать дополнительную оплату, которая относится к компенсационным выплатам, и потому не подлежит включению в минимальный размер труда. Следовательно, к заработной плате данных работников по основной работе должна быть установлена доплата до достижения размера МРОТ.

Включение доплаты за выполнение дополнительной работы в минимальный размер оплаты труда свидетельствует об установлении работодателем равной оплаты труда работников, работающих в обычных условиях труда, и работников, трудовая деятельность которых осуществляется в особых условиях труда, чем нарушается право работников на справедливое вознаграждение за труд, что позволяет сделать вывод о допущенной работодателем дискриминации в отношении указанных работников по сравнению с теми работниками, которыми выполнялась ежемесячная норма труда без работы по совмещению, и которым такая доплата к заработной плате до уровня МРОТ производилась без выполнениям дополнительной работы.

Таким образом, вывод государственного инспектора труда о необходимости перерасчета заработной платы социальным работникам Ф1, Ф3, Ф7, Ф2, Ф4, Ф6 согласно требованиям ст.133 ТК РФ, поскольку указанным социальным работникам доплата за увеличение объема выполняемой работы необоснованно включена в минимальный размер оплаты труда, является обоснованным, а его требование о производстве такого перерасчета является правомерным.

Следовательно, акт проверки № 67-11-3/2 и предписание №67-11-3/3 от 01.02.2011, выданное государственным инспектором труда в Смоленской области (по охране труда) Березина А.П. являются законными и оснований для их отмены у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования СОГУ «Ельнинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

Судья И.В.Селезенева

Справка: Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 31 мая 2011 года решение Промышленного районного суда города Смоленска от 10 марта 2011 года отменено и принято по делу новое решение о признании недействующим п.4 предписания Государственной инспекции труда в Смоленской области № 67-11-3/3 от 01.02.2011 со дня его принятия - 01.02.2011.

Секретарь суда Писарева И.Н.