НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область) от 04.07.2013 № 2-2246/2013

 Дело №2-2246 / 2013

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 04 июля 2013 года

 Промышленный районный суд г.Смоленска

 В составе:

 Председательствующего судьи     Ландаренковой Н.А.,

 При секретаре            Заец Т.А.,

     Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к администрации г.Смоленска, Жилищному управлению администрации г.Смоленска о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения,

 У С Т А Н О В И Л:

     ФИО4 обратилась в суд с иском к администрации г.Смоленска, Жилищному управлению администрации г.Смоленска о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения, в обоснование требований указала, что зарегистрирована и проживает в <адрес>, предоставленной на условиях договора социального найма ее дяде ФИО1, и который ДД.ММ.ГГГГ вселил ее в данную квартиру в качестве члена семьи. В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снялся с регистрационного учета по данному адресу и выехал на другое постоянное место жительства. В ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию г.Смоленска с заявлением о заключении с ней договора социального найма жилого помещения, в котором зарегистрирована и постоянно прореживает, однако из письменного ответа Жилищного управления администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ следовало, что ей необходимо представить документы, с места жительства ФИО1, подтверждающие факт утраты им право пользования спорным жилым помещением. Данный отказ считает незаконным и просит суд обязать администрацию г.Смоленска заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

     В судебном заседании истец и ее представитель ФИО3 исковые требования поддержали, указав, что выезд ФИО1 из спорной квартиры носил добровольный характер, о чем свидетельствует факт его снятия с регистрационного учета по данному адресу. Сведениями о новом месте жительства дяди она не располагает, поскольку с момента выезда они отношения не поддерживают. Справку о его регистрации в адресном бюро не выдали, ссылаясь на необходимость предоставления официального запроса.

     Представитель администрации г.Смоленска ФИО2, одновременно являющаяся главным специалистом-юрисконсультом правового отдела жилищного управления администрации г.Смоленска, иск не признала, пояснив суду, что начиная с 2010 года Жилищное управление занимается вопросами заключения договоров социального найма в отношении жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Данная деятельность регулируется Административным регламентом администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Заключение или изменение договоров социального найма жилых помещений и заключение договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда города Смоленска», утв. Постановлением Администрации города Смоленска от 08.08.2011 N 1488-адм. При этом, указанным Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень документов, которые заявитель должен предоставить в орган местного самоуправления для оказания ему муниципальной услуги. Аналогичные перечень содержится в ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», где также указывается на необходимость предоставления заявителем самостоятельно документов, подтверждающих регистрацию гражданина по месту жительства или пребывания. Обращает внимание суда на то, что сведения о регистрации гражданин не могут быть истребованы органом, предоставляющим муниципальную услугу, поскольку таковые относятся к персональным данным, а согласие ФИО1 на обработку его персональных данных у ответчика отсутствовало. При таких обстоятельствах, считает, что действия администрации г.Смоленска по отказу в заключении с ФИО4 договора социального найма спорного жилого помещения являются законными, поскольку не были представлены сведения, подтверждающие факт выбытия прежнего нанимателя на другое место жительства. Просит в иске отказать.

     Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

     Как следует из положений ст.1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

     Из разъяснений, данных в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантирует право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).

     Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ст.3 ЖК РФ).

     В судебном заседании установлено, что ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована и проживает в <адрес> как племянница квартиросъемщика ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.рождения, который был зарегистрирован по указанному адресу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-5).

     Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью.

     ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в администрацию г.Смоленска с заявлением об изменении договора социального найма на квартиру по вышеуказанному адресу на ее имя в связи с выбытием нанимателя ФИО1

     ДД.ММ.ГГГГ истцу жилищным управлением администрации г.Смоленска дан ответ, из которого следует, что для рассмотрения заявления ей необходимо представить справку с места жительства ФИО1, подтверждающую факт утраты им право пользования спорным жилым помещением (л.д.6).

     В обоснование своих требований истец ссылается на незаконность отказа в заключении с ней договора социального найма в отношении <адрес>, поскольку наниматель данного помещения добровольно снялся с регистрационного учета по спорной квартире и выехал на другое место жительства, следовательно, добровольно отказался в одностороннем порядке от исполнения договора найма по прежнему месту жительства.

     Из содержания ч.1 ст.60 ЖК РФ следует, что сторонами по договору социального найма жилого помещения являются собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда и гражданин (наниматель), которому жилое помещение предоставляется во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных указанным Кодексом.

     В соответствии с ч.1 ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

      В силу ч.1 ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

     На основании ч.2 ст.82 ЖК РФ дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя.

     Судом установлено, что в настоящее время порядок заключения или изменения договоров социального найма жилых помещений жилищного фонда города Смоленска, помимо норм Жилищного Кодекса РФ, регулируется нормами Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

     Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

      В соответствии с ч.1 ст.6 указанного Закона, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

     Согласно п.2.2.1. Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Заключение или изменение договоров социального найма жилых помещений и заключение договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда города Смоленска», утв. Постановлением Администрации города Смоленска от 08.08.2011 N 1488-адм, предоставление муниципальной услуги осуществляется Администрацией города Смоленска, непосредственно Жилищным управлением Администрации города Смоленска в соответствии с Положением о Жилищном управлении Администрации города Смоленска, утвержденным распоряжением Администрации города Смоленска от 10.03.2011 N 247-р/адм.

     При этом, согласно п.2.2.2. указанного регламента, для предоставления муниципальной услуги не требуется обращения в иные органы местного самоуправления, органы государственной власти, органы государственных внебюджетных фондов и организации.

     В соответствии с п.2.6.2., пп.2.6.2.1 Административного регламента, для предоставления муниципальной услуги заявитель должен предоставить самостоятельно следующие документы:

     1) заявление о предоставлении муниципальной услуги (приложения N 1, 2, 4 к Административному регламенту);

     2) документы, удостоверяющие личность членов семьи гражданина;

     3) документы о составе семьи гражданина;

     4) письменные заявления проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, в том числе временно отсутствующих (требуется для изменения договоров найма);

     5) заявление(я) о согласии на обработку персональных данных заявителя и членов его семьи согласно приложению N 8 к Административному регламенту.

     Запрещено требовать предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги (п.2.6.4.).

     Из пояснений истца, а также представителя ответчика в судебном заседании следует, что истцу было предложено представить администрации г.Смоленска справку с места жительства ФИО1, подтверждающую факт утраты им права пользования спорным жилым помещением, поскольку таковая самим органом, оказывающим муниципальную услугу, получена быть не может, т.к. отсутствует согласие ФИО1 на обработку его персональных данных в части сведений о месте регистрации.

     С такой позицией ответчика суд согласиться не может в силу следующего.

 В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

     Согласно ст. 6 ФЗ от 27.07.2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

     Вместе с тем, согласно п.2.6.5. административного регламента, запрещено требовать предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Смоленской области, муниципальными правовыми актами.

     Как следует из п.2 ч.1 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги.

     Согласно п.7 ст.7.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, Перечень сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации.

     Как установлено судом, Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 N 1123-р, утвержден Перечень сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов, согласно которого, в указанный Перечень входят сведения в виде выписок из домовой книги (пункт 38), а также адресная информация для включения в федеральную информационную адресную систему (пункт 39).

     При этом, как следует из содержания норм ст.ст.6, 7, и ст.7.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», сведения из указанного Перечня могут быть истребованы органом, оказывающим муниципальную услугу в порядке межведомственного взаимодействия путем направления соответствующего запроса в орган, располагающий такими сведениями (ФМС России).

     Таком образом, предоставление сведений либо документов и сведений в рамках оказания муниципальной услуги по заключению договора социального найма о регистрации гражданина по новому месту пребывания, доступ к которым ограничен законодательными актами Российской Федерации, не является разглашением информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Российской Федерации в контексте Закона N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», т.е. не свидетельствует о незаконном доступе к персональным данным гражданина, а потому, возложение на заявителя обязанности по предоставлению сведений с нового места жительства выехавшего нанимателя ФИО1, противоречит действующему законодательству, препятствует реализации жилищных права истца, и как следствие, является незаконным.

     Кроме того, как следует из копии карточки регистрации (форма 6), представленной по запросу суда, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.рожд., снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>.ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выездом на другое место жительства – <адрес>.

     Кроме того, согласно сведениям ОАСР УФМС РФ по Смоленской области, предоставленным по запросу суда, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>.

     Указанные сведения, достоверность которых сторонами по делу не оспаривалась, по убеждению суда, свидетельствуют о выбытии предыдущего нанимателя спорного жилого помещения ФИО1 на другое постоянное место жительства. Доказательств обратного, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, суду не представлено.

     По убеждению суда, выезд первоначального нанимателя носит постоянный характер, и свидетельствует о его отказе в одностороннем порядке от исполнения договора социального найма жилого помещения. В связи с чем, договор в отношении него считается расторгнутым со дня выезда.

     При этом, по общему правилу, выехавшее из жилого помещения лицо утрачивает право на него, а оставшиеся проживать в жилом помещении лица сохраняют все права и обязанности по договору социального найма.

     Следовательно, истец, на основании п.2 ст.89 ЖК РФ вправе претендовать на признание ее нанимателем по ранее заключенному договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> вместо первоначального нанимателя.

     Таким образом, исковые требования ФИО4 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

     Руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ, судья

 РЕШИЛ:

     Требования ФИО4 удовлетворить.

     Признать отказ Жилищного управления администрации г.Смоленска в заключении с ФИО4 договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

     Обязать администрацию города Смоленска заключить с ФИО4 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

     Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

     Судья                        Н.А.Ландаренкова