НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Самары (Самарская область) от 30.09.2020 № 2-3733/20

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Бадьевой Н.Ю.,

при секретаре Корячкиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчара Юрия к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ к Кировском и <адрес>х <адрес> о признании действий незаконными, об обязании предоставить решение о назначении пенсии, признании решения об отказе в перерасчете размера пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и перерасчете размера пенсии, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Овчар Ю. обратился в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование своих требований указав, что ранее он проживал в <адрес>, где ДД.ММ.ГГГГ ему, как гражданину Молдовы, была назначена пенсия по старости. В 2017г. истец переехал на проживание в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. Овчар Ю. оформил в клиентской службе ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес> районах <адрес> заявление о назначении в России пенсии по старости. Спустя некоторое время сотрудник УПФР устно сообщил истцу, что из Молдовы получено его выплатное дело, пенсионное обеспечение в Молдове прекращено с ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена пенсия по старости в Российской Федерации. В связи с тем, что ответчиком не были сообщены обстоятельства назначения истцу пенсии по старости, им направлено ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика письменное обращение. В ответе УПФР от ДД.ММ.ГГГГ была указана уменьшенная продолжительность страхового стажа (16 лет 07 месяцев 15 дней) без конкретизации не включенных периодов, причин не включения этих периодов в страховой стаж. Кроме того, в этом ответе не был отмечен отказ применения при расчете пенсии повышающих коэффициентов вследствие назначения истцу пенсии в возрасте 66 лет 07 месяцев. В ответе пенсионного органа - от ДД.ММ.ГГГГ истцу была предоставлена информация о том, что в страховой стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ. в Ассоциации «Малые предприятия» и период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ. получения пособия по безработице. Кроме того, письмом от ДД.ММ.ГГГГ. на заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ ему сообщили о том, что причиной не включения периодов в страховой стаж стало отсутствие в выплатном деле подтверждающих справок компетентных органов Молдовы. Для выяснения всех возможных обстоятельств назначения пенсии истцу им направлено ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика заявление с просьбой предоставить ему указанное в ответе от ДД.ММ.ГГГГ. решение о назначении истцу страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Ответом ГУ-УПФ РФ в <адрес> и <адрес> районах <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему было в этом отказано. Истец полагает данные действия ответчика незаконными, ответчик должен был при установлении права истца на пенсию по старости включить в страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ. в Ассоциации «Малые предприятия» и период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., и довести продолжительность страхового стажа для конвертации пенсионных прав по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. до 18 лет 2 месяцев 4 дней согласно статье 6 пункта 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ По мнению истца, ответчиком также должен был применить при расчете пенсии по старости в связи с обращением истца за пенсионным обеспечением позднее возникновения права на пенсию следующие коэффициенты: а) повышающий коэффициент в размере 1,34 индивидуального пенсионного коэффициента согласно статье 15 пунктов 15 и 17 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ; б) повышающий коэффициент в размере 1,27 размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости согласно статье 16 пунктов 4 и 5 Закона 400-ФЗ, а также применено снижение ожидаемого периода выплаты пенсии для расчета страховой части до 168 месяцев согласно статье 14 пункта 21 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, этого ответчиком не сделано, что привело к нарушению конституционного права истца на пенсионное обеспечение, в связи с чем, истцу причинен моральный вред, который оценен им в сумме 52 580 руб. Истец Овчар Ю. просил суд признать действия (бездействие) ответчика — незаконными; обязать ответчика ознакомить истца с решением Управления о назначении ему пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика произвести пересчет размера пенсии по старости с даты назначения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.; включить в страховой стаж истца период работы в Ассоциации «Малые предприятия» с ДД.ММ.ГГГГ. и период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, доведя продолжительность страхового стажа для конвертации пенсионных прав на ДД.ММ.ГГГГ. до 18 лет 2 месяцев 4 дней (или 218 месяцев); применить при расчете пенсии истца коэффициент повышения ИПК в размере 1,34 и коэффициент повышения размера фиксированной выплаты с страховой пенсии по старости в размере 1,27, а также сократить ожидаемый период выплаты пенсии по старости, применяемый для расчета страховой части указанной пенсии, до величины 168 месяцев; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 52580 руб.

В ходе судебного разбирательства стороной истца Овчара Ю. исковые требования были уточнены и с учетом уточнений истец Овчар Ю. просил суд признать действия (бездействие) ответчика — незаконными; обязать ответчика предоставить для ознакомления извещение и Решение о назначении ему пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ; обязать произвести пересчет пенсии по старости с даты назначения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ., и выплатить неполученную часть пенсии, включить в страховой стаж период работы в Ассоциации «Малые предприятия» с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ., период работы в ООО «NOD» с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., доведя продолжительность страхового стажа для конвертации пенсионных прав на ДД.ММ.ГГГГ. до 18 лет 2 месяцев 4 дней (или 218 месяцев); применить при расчете пенсии истца коэффициент повышения ИПК в размере 1,34 и коэффициент повышения размера фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в размере 1,27, а также сократить ожидаемый период выплаты пенсии по старости, применяемый для расчета страховой части указанной пенсии, до величины 168 месяцев; взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда денежные средства в сумме 63 368 руб. (л.д. 43-53).

В судебном заседании истец Овчар Ю. исковые требования с учетом уточнений поддержал по основаниям, изложенным в иске, и уточнениях к нему, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Кировском и <адрес>х <адрес> по доверенности Николаева Л.А. исковые требования с учетом уточнений не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 65-68). Дополнительно суду пояснила, что Овчар Ю. являлся получателем пенсии по старости на территории Республики Молдавия. После переезда на территорию РФ Овчар Ю. обратился в пенсионный фонд с заявлением о выплате пенсии на территории РФ, его заявление было рассмотрено и удовлетворено, выплата пенсии на территории Молдовы была прекращена и с ДД.ММ.ГГГГ. Овчар Ю. является получателем пенсии на территории РФ. С учетом международных соглашений между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Молдова, право Овчара Ю. на пению, возникшее в период проживания в <адрес>, сохранилось и после переезда на территорию РФ, таким образом, пенсионным фондом РФ не принималось отдельного решения о назначении Овчару Ю. пенсии по старости, а лишь продолжена выплата ранее назначенной пенсии. С учетом изложенного, предоставить извещение о начислении пенсии и решения о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. не представляется возможным, поскольку таковое не принималось. Более того, проведение перерасчета страхового стажа истца и применение иных коэффициентов в данном случае невозможно, поскольку указанные коэффициенты применяются при первичном назначении пенсии и не могут быть приняты во внимание при реализации гражданином права на получение пенсии на территории РФ после выезда из страны - бывшей республики СССР. Кроме того, пенсионный фонд РФ не может включить в стаж истца те периоды, которые были исключены пенсионным фондом Республики Молдова, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих факт выплаты страховых взносов в данные периоды на территории <адрес> истцом не представлены. Указывала также на то, что в пенсионном деле Овчара Ю. из Республики Молдова, документы, подтверждающие период получения истцом пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ., были изложены на национальном языке Республики Молдова, а истцом не был представлен заверенный период данных документов, в связи с чем, включение данного периода в стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. было недопустимо. Уже в ходе рассмотрения дела в суде, истцом был предоставлен заверенный период вышеуказанной справки, в связи с чем, он был приглашен в пенсионный фонд для подачи заявления о перерасчете пенсии с учетом поступивших справок, однако, истец отказался. На основании изложенного, полагала, что в действиях ответчика отсутствуют нарушения прав истца, основания для применения иных коэффициентов и перерасчета пенсии отсутствуют, в связи с чем, просила в иске отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Овчар Юрий, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до 2017г. проживал на территории <адрес>, где ДД.ММ.ГГГГ Овчару Ю., как гражданину Республики Молдова, была назначена пенсия по старости.

В 2017г. Овчар Ю. прибыл на территорию <адрес> и проживает до настоящего времени по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. Овчар Ю. подал в ГУ-УПФ РФ в <адрес> и <адрес>х г.о. Самара заявление о назначении ему пенсии по старости на территории РФ, в связи с чем, пенсионное обеспечение на территории Республики Молдовы прекращено с ДД.ММ.ГГГГ., материалы пенсионного дела направлены соответствующим пенсионным фондом Республики Молдова в ГУ-УПФ РФ в <адрес> и <адрес>х <адрес>.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ. Овчару Ю. производится выплата пенсии по старости Пенсионным Фондом РФ, что подтверждается материалами дела и истцом не оспаривается.

Вместе с тем, истец, полагая, что ответчиком неверно определен размер пенсии, обратился к ответчику с заявлением о включении в стаж периодов работы в Ассоциации «Малые предприяти» с ДД.ММ.ГГГГ., период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ., периода работы в ООО «NOD» с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ доведя продолжительность страхового стажа для конвертации пенсионных прав на ДД.ММ.ГГГГ до 18 лет 2 месяцев 4 дней (или 218 месяцев); применении при расчете пенсии повышающих коэффициентов повышения ИПК и сокращения ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, до величины 168 месяцев, с перерасчетом пенсии с момента ее назначения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом того, что требование истца не было исполнено пенсионным фондом, истец Овчар Ю. обратился в суд с указанными требованиями.

Разрешая по существу требования истца, суд учитывает следующее.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции РФ. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014г. № 1015 установлено, что периоды работы до даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами (в том числе трудовой книжкой). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В целях сохранения прав граждан государств - республик бывшего СССР Российской Федерацией заключены Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

Согласно ст. 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п. 2 ст. 6 вышеназванного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ «О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование ДД.ММ.ГГГГ, то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада ДД.ММ.ГГГГ, а после распада этих государств - до ДД.ММ.ГГГГ.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

Кроме того, вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся с территории Республики Молдова на территорию Российской Федерации, к числу которых относится Овчар Юрий, регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, заключенным ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. ст. 2, 3, 4, 6, 8 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды государственного пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством каждого из государств.

Стороны предоставляют на своей территории постоянно проживающим гражданам, в том числе переехавшим (приехавшим) из другой Стороны, одинаковые права со своими гражданами в области пенсионного обеспечения.

Назначение пенсий гражданам обоих государств производится по месту их постоянного жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, в случае назначения пенсии по старости на территории бывшей союзной республики, в том числе и на территории Республики Молдова, при переезде на постоянное место жительства в РФ гражданин имеет право претендовать на выплату пенсии по старости и по российскому законодательству.

Истец Овчар Ю. указывает на то, что после назначения пенсии ГУ-УПФ РФ в <адрес> и <адрес> районах <адрес> была не учтена часть периодов, однако, истцу не было предоставлено извещение пенсионного фонда о начислении и размере пенсии и решение пенсионного органа о назначении пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ., что исключает, по мнению истца, возможность проверки расчета пенсии и нарушает его права.

В то же время, в соответствии с п. 1 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ. н "Об утверждении правил ведения пенсионной документации" настоящие правила регулируют вопросы документального оформления действий территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляемых при назначении страховой пенсии (доли страховой пенсии по старости), перерасчете, корректировке размера страховой пенсии (доли страховой пенсии по старости); установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии (повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), перерасчете и индексации ее размера; назначении накопительной пенсии и корректировке ее размера; назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению, перерасчете и индексации ее размера; переводе с одной пенсии на другую устанавливают перечень пенсионной документации, состав сведений пенсионной документации.

Согласно п. 2 данных правил действия территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации при установлении и выплате пенсий оформляются следующими документами:

1) решение о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую);

2) распоряжение о перерасчете размера пенсии;

3) извещение о назначении пенсии.

Положениями Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ также предусмотрены случаи, в которых пенсионный орган обязан направить в адрес застрахованного лица извещения, а именно:

1) о назначении страховой пенсии по старости лицу, получающему страховую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона (п. 6 ст. 22 ФЗ от 29.12.2013г. № 400-ФЗ);

2) отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (п. 8 ст. 22 ФЗ от 29.12.2013г. № 400-ФЗ);

3) отказа в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии (п. 9 ст. 23 ФЗ от 29.12.2013г. № 400-ФЗ);

4) отказа в удовлетворении заявления о возобновлении выплаты страховой пенсии (п. 9 ст. 24 ФЗ от 29.12.2013г. № 400-ФЗ);

5) отказа в удовлетворении заявления пенсионера о восстановлении выплаты страховой пенсии (п. 12 ст. 25 ФЗ от 29.12.2013г. № 400-ФЗ).

Из указанных положений следует, что в иных случаях обязанность пенсионного органа по направлению извещения застрахованным лицам законом не предусмотрена, тем более, что Овчару Ю. ранее, с 2014г., уже была назначена пенсия по старости на территории другого государства и факт ее выплаты на территории РФ связан лишь с переездом истца и сохранением ранее возникшего права, а не первичным ее назначением, в связи с чем, принятия отдельного решения Пенсионного фонда РФ решения о назначении пенсии Овчару Ю. не требуется.

С учетом изложенного, суд полагает, что ответчиком не допущено бездействия либо нарушения пенсионных прав истца в этой части, в связи с чем, исковые требования о признании бездействий ответчика незаконными и обязании предоставить извещение и решение пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.

Разрешая по существу требования истца о включении в его стаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ. (период работы в Ассоциации "Малые предприятия"), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (период работы в ООО "NOD"), с ДД.ММ.ГГГГ. (период получения пособия по безработице), суд учитывает следующее.

Согласно сведениям трудовой книжки на имя истца, в период с ДД.ММ.ГГГГ. Овчар Ю. работал в Ассоциации "Малые предприятия"), с ДД.ММ.ГГГГ. - в ООО "NOD").

В силу п. 6 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение 1 к распоряжению Правления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ N 99р) для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республики Молдова (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные периоды работы на территории Республики Молдова подтверждаются справкой компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным Фондом Республики Молдова.

Из смысла пункта 6 установлено, что учитывается страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республики Молдова для переселившихся граждан.

Вместе с тем, вопреки доводам истца, согласно сведениям Национальной Кассы Социального страхования Республики Молдовы, поступившим в ответ на запрос Управления пенсионного фонда, документы по личному составу в отношении данных организаций за период их деятельности не были переданы на госхранение в Архивное управление муниципия Кишинэу, в связи с чем, предоставить приказы о принятии, увольнении, а также справки о заработной плате за 1991-1993г. в отношении Овчара Ю. в настоящее время невозможно.

С учетом указанного, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска в этой части, поскольку в ходе судебного разбирательства истцом документы компетентных органов Республики Молдова об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение по указанным периодам не представлены, между тем, в силу требований ст. 56 ГПК РФ обстоятельства, подтверждающие обоснованность своих требований, обязан доказать именно истец.

В то же время, суд полагает возможным включить в страховой стаж истца период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ., поскольку согласно сведениям компетентного органа - Национальной Кассы Социального страхования Республики Молдовы от ДД.ММ.ГГГГ. факт уплаты страховых взносов за указанный период подтверждается главным управлением занятости населения муниципия Кишинэу и соответствует действительности (л.д. 56, 58).

Таким образом, требования истца в этой части являются обоснованными и размер пенсии Овчара Ю. должен быть пересчитан с учетом указанного обстоятельства.

Вместе с тем, определяя дату, с которой пенсия должна быть выплачена истцу в ином размере, суд учитывает, что ранее данная справка бал предоставлена Овчаром Ю. в пенсионный фонд на национальном языке <адрес>, без предоставления нотариально заверенного перевода ее содержания на русский язык.

Между тем, согласно п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших <адрес> ССР", документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик СССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанная справка, оформленная в соответствии с законодательством РФ, была предоставлена истцом в пенсионный орган в мае 2020г., в связи с чем, 28.05.2020г. в адрес истца направлено уведомление о необходимости явки в пенсионный орган и подачи заявления на перерасчет страховой пенсии по старости (л.д. 54).

Из материалов дела, а также пояснений сторон следует, что Овчар Ю. своим правом на подачу данного заявления не воспользовался и от подачи данного заявления отказался, полагая, что перерасчет пенсии должен быть произведен с момента начала ее выплаты, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

То же время из положений действующего российского законодательства в области пенсионного обеспечения следует, что перерасчет страховой пенсии носит заявительный характер, то есть обязанность по перерасчету гражданину пенсии у пенсионного органа не может возникнуть ранее дня подачи соответствующего заявления указанным гражданином.

В соответствии со ст. 23 ФЗ N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения пенсионера с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии.

Таким образом, вопреки доводам истца, размер пенсии Овчара Ю. с учетом включения в его стаж периода с получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ., должен быть изменен не с момента начала выплаты ему пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ., а с первого числа месяца, следующего со дня вступления настоящего решения в законную силу, поскольку с заявлением о перерасчете пенсии Овчар Ю. в пенсионный орган не обращался.

Оценивая доводы истца об обязании пенсионного фонда применить повышающие коэффициенты и снизить ожидаемый период выплаты пенсии по старости, суд учитывает следующее.

Пенсионные права граждан, приобретенные до ДД.ММ.ГГГГ, оцениваются по нормам действовавшего до 01.01.2015г. Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п. 21 ст. 14 Закона № 173-ФЗ при назначении впервые страховой части трутовой пенсии по старости в более позднем возрасте ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения пенсионного возраста, но не ранее чем со дня приобретения права на назначение страховой части трудовой пенсии по старости.

Коэффициент повышения ИПК для исчисления размера страховой пенсии по старости и коэффициент повышения размера фиксированной выплаты (п. 1 ч. 15 ст. 15 и ч. 4 ст. 16 Закона № 400-ФЗ) применяется в случае назначения страховой пенсии по старости впервые позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

С учетом того, что право на пенсию в Российской Федерации у Овчара Ю. возникло в 2014г. с момента соблюдения всех необходимых юридических фактов, в том числе получение в 2019 году вида на жительство с регистрацией по месту жительства в Российской Федерации, правовых оснований для применения коэффициента повышения ИПК, повышения размера фиксированной выплаты и снижения ожидаемого периода выплаты не имеется, в связи с чем, требования истца в этой части удовлетворению не подлежат.

Кроме того, из расчета ответчика о размере пенсии следует, что при определении ее размера ответчиком учтен тот факт, что по п. 3 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ (расчётный размер пенсии мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 25 лет на 01.01.2002г.) определяется путём умножения стажевого коэффициента (который составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа сверх 25 лет, но не более чем на 0,20) на величину отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной зарплате по стране за этот же период, и на среднемесячную заработную плату в стране для исчисления и увеличения государственных пенсий за 3 квартал 2001г., утверждённую постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. , которая составляет – 1 671 руб. В общий трудовой стаж включаются предусмотренные законодательством периоды работы и иной деятельности в календарном порядке. При этом в указанный стаж не включаются периоды учебы.

По второму варианту (в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ) при исчислении пенсии заработная плата ответчиком произведено умножение на коэффициенты осовременивания и на коэффициенты индексации пенсии в связи с повышением минимального размера пенсии, учитывается общий трудовой стаж, устанавливается компенсационная выплата, предусмотренная для пенсий, исчисленных по нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в РФ» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ., с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ.).

К расчётному размеру страховой пенсии применяются ограничения, а именно: при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин, согласно ст. 18 Закона размер пенсии не может превышать сумму, равную 555 руб. 96 коп. на ДД.ММ.ГГГГ (185 руб. 32 коп. - минимальный размер за требуемый для мужчин 25-летний стаж, установленный по ст. 17 Закона , умножить на 3. В общий трудовой стаж включаются все периоды работы и иной деятельности, предусмотренные ранее действовавшим законодательством (в том числе, периоды учебы).

Вместе с тем, периоды учебы могут быть приняты во внимание при определении размера пенсии с учетом волеизъявления заявителя, но только в том случае, если данный расчет пенсии является целесообразным.

Из расчета ответчика следует, что при определении расчётного размера трудовой пенсии и по п. 3, и по п. 4, расчёт произведен ответчиком по нормам Закона и ст. 30 Закона № 173-ФЗ и учтено следующее:

- в том случае, если страховой стаж у мужчин менее, чем 25 лет на ДД.ММ.ГГГГ., расчётный размер страховой пенсии определяется исходя из расчётного размера трудовой пенсии при полном стаже (т.е. стажевый коэффициент полагается равным 0,55), затем полученная величина умножается на отношение числа месяцев фактически имеющегося трудового стажа к числу месяцев полного общего трудового стажа;

- принимается во внимание среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение трудовой деятельности до 01.01.2002г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Расчётный размер пенсии не может быть менее 660 руб. 00 коп. ( п. 7 ст.30 Закона № 173-ФЗ).

Из дела следует, что на основании личного заявления Овчара Ю. от 08.04.2019г. о назначении страховой пенсии по старости согласно ст. 8 Закона № 400-ФЗ ему назначена с 01.06.2019г. страховая пенсия по старости в сумме 8313 руб.70 коп., так как, он получал пенсию по прежнему месту жительства в Республики Молдова по 31.05.2019г.

При этом, суд принимает во внимание тот факт, что исчисление размера страховой пенсии по старости на дату назначения осуществлено ответчиком по наиболее выгодному варианту пенсионного обеспечения с применением норм п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ. По документам пенсионного дела продолжительность страхового стажа учтена следующим образом:

- для конвертации пенсионных прав по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. составляет 16 лет 07 мес. 15 дней (засчитаны периоды трудовой деятельности, отраженные в трудовой книжке с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ. и в трудовой книжке А1-Е с датой заполнения 14.04.1976г.);

для расчета суммы валоризации, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. составляет 15 лет 06 мес. 29 дней и коэффициент валоризации - 0,25 (0,15 - за стаж до ДД.ММ.ГГГГ. + 0,10 - за пенсионные права на ДД.ММ.ГГГГ.).

Пенсия исчислена с применением отношения заработков 1,0 в соответствии с Соглашением Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова прав граждан в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 3 ст. 30 173-ФЗ максимальное отношение заработков учитывается в размере не свыше 1,2.

Сумма страховых взносов, начисленных страхователем (работодателем) в ПФР с ДД.ММ.ГГГГ. отсутствует.

Расчет страховой пенсии был осуществлен ответчиком следующим образом:

начальный пенсионный капитал на ДД.ММ.ГГГГ. составил 71117 руб. 36 коп. (0,55 - стажевый коэффициент х 1,0 - отношение заработка х 1671 руб. 00 коп. - заработная плата по стране за 3 квартал 2001г. = 919 руб. 05 коп. минус 450 руб. 00 коп. - базовая часть трудовой пенсии по старости на ДД.ММ.ГГГГ. = 469 руб. 05 коп. х 0,665 - отношение неполного стажа к требуемому (199,5мес. - кол. месяцев фактически имеющегося общего стажа (16 лет 07 мес. 15 дней) разделено на 300 мес. - кол. мес. 1 требуемого (25 лет)) х 228 мес. - ожидаемый период выплаты страховой пенсии по старости в 2019г.);

сумма валоризации составляет 17779 руб. 34 коп. (71117 руб. 36коп. - начальный пенсионный капитал х 0,25 - коэффициент валоризации (0,15 - за «советский» стаж до 01.01.1991г. + 0,10));

страховая часть составляет 2189 руб. 21 коп. (71117 руб. 36 коп - начальный пенсионный капитал по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. + 17779 руб. 34 коп. - сумма по валоризации = 88896 руб.70 коп. х на 5,514816 — суммарный коэффициент индексации пенсионного капитала с ДД.ММ.ГГГГ. по 31.12.2014г. = 499138 руб. 61 коп. делим на 228мес. - ожидаемый период выплаты страховой пенсии по старости в 2019г.).

Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) до ДД.ММ.ГГГГ. составила 34,153 (2189 руб. 21 коп. / 64,10 - стоимость одного пенсионного коэффициента с ДД.ММ.ГГГГ.).

Размер страховой пенсии истца с ДД.ММ.ГГГГ. составил 8 313 руб.70 коп., в том числе:

размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости - 5334 руб. 19 коп.;

размер страховой пенсии по старости - 2979 руб.51 коп. (34,153 х 87,24 - стоимость одного пенсионного коэффициента с ДД.ММ.ГГГГ.).

Принимая во внимание имеющиеся в распоряжении пенсионного фонда документы о стаже, размере заработной платы истца и страховых взносов, ответчиком осуществлен правильный расчет страховой пенсии по старости в соответствии с действующим пенсионным законодательством, что исключает возможность выплаты пенсии истца в большем размере с учетом применения повышающих коэффициентов.

Учитывая, что ответчиком правильно рассчитан размер пенсии по более выгодному для истца варианту и нарушений прав истца действиями ответчика не допущено, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с ответчика недоплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время, таким образом, требования истца в этой части являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Разрешая по существу требования истца Овчара Ю. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в сумме 63 368 руб. в связи с нарушением пенсионных прав истца, суд учитывает следующее.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда (физические или нравственные страдания), в случае, причинения ему таковых действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, либо в других случаях, предусмотренных законом.

В данном гражданском деле истец не доказал, что ему причинены физические либо нравственные страдания, а Законами, на которые истец ссылался в обоснование исковых требований, не предусмотрена компенсация морального вреда.

При таких обстоятельствах, требований истца в этой части не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Овчара Юрия к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ к <адрес> и <адрес> районах <адрес> об обязании предоставить решение о назначении пенсии, признании решения об отказе в перерасчете размера пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и перерасчете размера пенсии, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес> районах <адрес> включить в страховой стаж Овчара Юрия период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ., произведя перерасчет пенсии по данному основанию с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления решения суда в законную силу.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГг.

Председательствующий Н.Ю.Бадьева