РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 октября2018 года г. Оренбург
Судья Промышленного районного суда г. Оренбурга Болдова Г.Ф., при секретаре судебного заседания Мельниковой Т.А., с участием представителей государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Региональное информационное агентство «Оренбуржье» ФИО1, ФИО2, государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Региональное информационное агентство «Оренбуржье» ФИО1 на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении,
установил:
указанным постановлением государственное унитарное предприятие Оренбургской области «Региональное информационное агентство «Оренбуржье» ( далее- ГУП «РИА «Оренбуржье»)признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, и назначено наказание в виде 30000,00 рублей штрафа.
Не согласившись с постановлением, представитель государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Региональное информационное агентство «Оренбуржье» ФИО1 ( далее- заявитель) обжаловала его в Ленинский районный суд г. Оренбурга.
Определением от <данные изъяты> суда г. Оренбурга жалоба поступила в Промышленный районный суд г. Оренбурга по подведомственности.
Заявитель в жалобе указал, что просит постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от <данные изъяты> отменить, указав, что в постановлении о назначении административного наказания продолжительность рабочего времени водителей посчитана с включением неоплачиваемого времени отдыха водителей. В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного водителем автомобиля. Для этого применяются формы, которые также являются основанием для начисления заработной платы работнику: табель учета рабочего времени, путевой лист легкового автомобиля. В табеле учета рабочего времени указывается общая продолжительность работы водителя за день (смену). Из путевого листа можно получить информацию об общей продолжительности времени работы и отдыха водителя за день (смену). Согласно «Правил внутреннего трудового распорядка ГУП РИА «Оренбуржье», в организации установлена пятидневная рабочая неделя с продолжительностью рабочего времени – 40 часов в неделю, перерывы на обед и отдых – в сумме 4 часа в неделю. Время перерывов в рабочее время не включается и не оплачивается. Согласно постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 года № 78 путевой лист легкового автомобиля является документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителем. Согласно путевым листам легкового автомобиля ВВВ продолжительность времени работы и отдыха за февраль составила 161 ч.28 минут, из которых 15 часов 20 минут (48 минут х 19 рабочих дней =15 часов 20 минут) являются, фактически, временем перерывов на отдых. В феврале 2018 года водителем ВВВ фактически отработано – 146 часов 08 минут (161 час.28 минут – 15 часов 20 минут (перерывы)= 146 часов 08 минут, что меньше нормы рабочего времени, за февраль 2018 года, при 40 часовой рабочей неделе – 151 час, на 4 часа 52 минуты. Если сотрудника привлекают к работе в выходной или праздничный день на несколько часов, то их количество нужно отразить в приказе. Таким образом, время фактической работы в выходной день, 31.03.2018 года, водителя ХОВ за минусом времени перерыва на отдых, составило 12 часов 32 минуты )13ч.20 мин.-48 минту=12 часов 32 минуты). Согласно путевым листам легквого автомобиля водителя ХОВ продолжительность времени работы и отдыха, за март 2018 года, составила 178 часов 50 минут, из которых 1 работа в выходной день - 12 часов 32 минут и 16 часов 48 минут (48 минут х (20 рабочих+1 выходной день)= 16 часов 48 минут) являются фактически временем перерывов на отдых. В марте 2018 года водителем ХОВ без учета выходного дня, фактически отработано – 149 часов 30 минут (178 часов 50 минут – 12 часов 32 мин. (выходной)- 16 часов 48 минут (перерывы)=149 часов 30 минут), что меньше нормы рабочего времени, за март 2018 года, при 40 часовой рабочей неделе – 159 часов, на 9 часов 30 минут. В выходной отработано 12 часов 32 мин., оплачено в двойном размере 9 часов. Т.е. не оплачено в выходной 12 часов 32 мин. – 9 часов 32 минуты. В двойном размере 7 часов 04 минуты. Однако, за март, по норме, ему оплачено больше, чем он отработал – на 9 часов 30 минут. Если взять неоплаченное время работы в выходной и вычесть переплату за время работы по норме, получим, что сотруднику за все время которое он отработал в марте 2018 года переплачено по факту за 2 часа 26 минут. При таких обстоятельствах, считает, что постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от <данные изъяты> года подлежит отмене.
В судебном заседании заявитель жалобу поддержал, просил её удовлетворить.
В судебном заседании представитель ГУП «РИА «Оренбуржье» ФИО2 доводы жалобы поддержала, просила их удовлетворить. Также пояснила, что задолженность водителям <данные изъяты> в полном объеме погашена <данные изъяты> 2018 года, о чем достоверно было известно государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО4 при рассмотрении дела по существу.
В судебном заседании государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО3 ( далее- должностное лицо ГИТ) доводы заявителя не поддержала, считает, что в действиях ГУП «РИА «Оренбуржье» имеется состав правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, поскольку на момент проверки оплата за сверхурочную работ у и работу в выходные дни не была проведена работникам <данные изъяты>
Выслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 пунктом 2 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание и иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из смысла данной нормы закона следует, что по каждому делу подлежит доказыванию наличие события административного правонарушения, которое должно быть описано в протоколе об административном правонарушении и в постановлении в должном объеме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Часть 6. ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушения предусматривает ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 22 ТК РФ устанавливает, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка (далее - ПВТР) и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности (ст. 91 ТК РФ).
Правовое регулирование рабочего времени - это установление в нормативных правовых актах продолжительности нормального рабочего времени, определение видов рабочего времени, а также его режимов и учета. Трудовым законодательством установлена предельная мера труда (максимальная продолжительность рабочего времени), равная 40 часам, которую ни работодатели, в том числе и по соглашению с работниками, ни сами работники не имеют права превышать (ст. 91 ТК РФ). Исключение составляют случаи, прямо указанные в законе (например, сверхурочная работа) (ст. 97 ТК РФ).
Помимо законов (федеральных и субъектов РФ), нормы о рабочем времени могут содержаться и в иных актах, не относящихся к трудовому праву. К таким актам относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, органов местного самоуправления, а также локальные нормативные акты, действующие только в пределах организации (предприятия) и регулирующие отношения работника и работодателя, в том числе распределение и учет рабочего времени.
Таким образом, примерами нормативных правовых актов, устанавливающих периоды рабочего времени и иные периоды, относящиеся к рабочему времени отдельных категорий работников, является, в частности, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15).
Согласно ч.1 ст.99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Первые два часа сверхурочной работы оплачиваются не менее чем в полуторном, а все последующие - не менее чем в двойном размере (ч. 1 ст. 152 ТК РФ). Конкретные размеры оплаты могут устанавливаться: локальным нормативным актом; коллективным или трудовым договором.
Работа сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни, оплаченная (компенсированная предоставлением другого дня отдыха) в соответствии со ст. 153 ТК РФ, при определении продолжительности сверхурочной работы для оплаты в порядке, установленном ч. 1 ст. 152 ТК РФ, не учитывается. Это предусмотрено ч. 3 ст. 152 ТК РФ.
Как следует из материалов дела, с <данные изъяты> 2018 года на основании распоряжения руководителя <данные изъяты> от <данные изъяты> 2018 года в отношении ГУП «РИА «Оренбуржье» проведена плановая, выездная проверка по соблюдению норм трудового законодательства.
В рамках проверки выявлено, что пунктом 5.1 Правил трудового распорядка, утвержденных генеральным директором ГУП «РИА «Оренбуржье» в ГУП «РИА «Оренбуржье» устанавливается 5-дневная рабочая неделя с нормальной продолжительностью рабочего времени (40 часов в неделю). Начало работы 09:00 ч.; Перерыв с 12.30 до 13.18 ч.; с понедельника по четверг окончание работы в 18:00 ч, в пятницу в 17:00 ч. Выходные дни: суббота, воскресенье. ВВВ принят на работу в ГУП «РИА «Оренбуржье» на должность водителя автомобиля, о чем с ним заключен трудовой договор от 08.07.2013 г. №02-03/13. Согласно трудовому договору ВВВ от 08.07.2013 г., работнику устанавливается продолжительность рабочей недели в количестве 40 ч., с 5 рабочими днями и с двумя выходными (суббота и воскресенье) - пункт 4.1; время начала и окончания рабочего дня, перерывы для отдыха определяются правилами внутреннего трудового распорядка – пункт 4.2. Приложений к трудовому договору ВВВ от 08.07.2013 г., в том числе отдельных соглашений сторон, относительно режима работы и отдыха к проведению проверки не представлено, в ходе проведения проверки не выявлено.
ХОВ принят на работу в ГУП «РИА «Оренбуржье» на должность водителя автомобиля, о чем с ним заключен трудовой договор от 01.04.2013 г. №02-03/5. Согласно трудовому договору ХОВ от 01.04.2013 г., работнику устанавливается продолжительность рабочей недели в количестве 40 ч., с 5 рабочими днями и с двумя выходными (суббота и воскресенье) - пункт 4.1; время начала и окончания рабочего дня, перерывы для отдыха определяются правилами внутреннего трудового распорядка – пункт 4.2. Приложений к трудовому договору ХОВ от 01.04.2013 г., в том числе отдельных соглашений сторон, относительно режима работы и отдыха к проведению проверки не представлено, в ходе проведения проверки не выявлено.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Указанные нарушения, зафиксированные в акте проверки № <данные изъяты> от 18 мая 2018 года, послужили основанием для составления в отношении Общества 25 мая 2018 года протокола <данные изъяты> об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, и привлечения Общества постановлением № <данные изъяты> должностного лица ГИТ от 31 мая 2018 года к административной ответственности, установленной данной нормой.
Сомневаться в объективности доказательств и их оценки у суда оснований не имеется.
Вышеуказанные выводы должностного лица ГИТ являются верными и основанными на законе.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которым малозначительным правонарушением является действие или бездействие, действие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом характера состава правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, который выражен в не оплате сверхурочной работы и работы в выходные дни, степени и длительности такого нарушения оснований для освобождения от административной ответственности по признакам малозначительности не имеется.
Согласно ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Исследовав материалы дела, суд установил, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в данном случае не имеется.
Принимая во внимание характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, принятие мер по устранению выявленных нарушений трудового законодательства, считаю возможным снизить наказание ГУП «РИА «Оренбуржье» со штрафа в размере 30 000 рублей до "предупреждения", что предусмотрено санкцией части 6 статьи 5.27 КоАП РФ.
По мнению суда, данное наказание будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 31 <данные изъяты> следует изменить, снизив размер административного штрафа с 30 000 рублей до "предупреждения".
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ч. 1 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
решил:
постановление Государственной инспекции труда в Оренбургской области от <данные изъяты> в отношении государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Региональное информационное агентство «Оренбуржье» изменить снизив размер административного штрафа с 30 000 рублей до "предупреждения".
В остальной части постановление оставить без изменения.
Жалобу представителя государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Региональное информационное агентство «Оренбуржье» ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение 10 суток со дня получения решения.
Судья Г.Ф. Болдова