РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2019 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Стеганцевой И.М.,
при секретаре Беляевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-760/2019 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице филиала Отдела социальной защиты населения по г. Туле о предоставлении социальных льгот как ветерану труда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (далее ГУ ТО «УСЗН Тульской области») в лице филиала Отдела социальной защиты населения по г. Туле о предоставлении социальных льгот, мотивируя свои требования тем, что он является ветераном военной службы. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлениями о предоставлении ему, как ветерану, мер социальной поддержки, предусмотренных ст. ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», однако, в предоставлении указанных мер ему отказано по причине не достижения возраста для назначения пенсии по старости по состоянию на 31.12.2004.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Тульской области» по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители третьих лиц Министерства труда и социальной защиты Тульской области, Министерства финансов Тульской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном военной службы с ДД.ММ.ГГГГ и имеет удостоверение серии №№.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении ему, как ветерану, мер социальной поддержки по ст. ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», что не оспаривается сторонами.
Решением Отдела социальной защиты населения по г. Туле - филиала ГУ ТО «УСЗН Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки, поскольку он не достиг возраста для назначения пенсии по старости по состоянию на 31.12.2004.
В ответах ГУ ТО «УСЗН Тульской области», Управления по Тульской области Федеральной службы безопасности Российской Федерации и ГУ УПФ РФ в г. Туле Тульской области на запрос суда указано, что истец меры социальной поддержки по федеральному и региональному законодательству не получает.
Для толкования объема мер социальной поддержки ветеранов военной службы необходимо исходить из следующего.
Реализуя свои полномочия, законодатель в Федеральном законе «О ветеранах» выделил следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы и ветераны труда (статья 1) - и предусмотрел для них меры социальной поддержки, различающиеся как по объему, так и по условиям предоставления.
До 31.12.2004 объем мер социальной поддержки ветеранов военной службы регулировался ст. 23 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», регламентирующей, что меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы устанавливаются законодательством. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда.
Исходя из смысла данной нормы, объем льгот для ветеранов военной службы по состоянию до 31.12.2004 приравнивался к объему льгот для ветеранов труда при условии достижения возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ статья 23 признана утратившей силу.
Согласно действующей с 01.01.2005 по настоящее время редакции ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
В соответствии со ст. 22 вышеназванного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 1 декабря 2005 года N 521-О выразил следующую правовую позицию: согласно статье 23 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, приобретали право на льготы, установленные для ветеранов труда, т.е. были приравнены при предоставлении мер социальной защиты к ветеранам труда. Признание данной статьи в соответствии с пунктом 18 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратившей силу не означает, что эта категория ветеранов исключена федеральным законодателем из числа лиц, которым гарантируется предоставлении мер социальной поддержки, а решение вопроса об обеспечении их мерами социальной поддержки оставлено на усмотрение субъекта Российской Федерации.
Статья 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) предусматривает, что меры социальной поддержки граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Следовательно, с 1 января 2005 года ветеранам военной службы, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, должны предоставляться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в объеме не ниже, чем ветеранам труда, и условия их предоставления не должны быть ухудшены по сравнению с существовавшими на 31 декабря 2004 года.
Иное истолкование статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" противоречило бы сформулированным в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ задачам обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод граждан в сфере социальной защиты, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, которые ставил перед собой законодатель, принимая этот Федеральный закон.
В Определении Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 521-О указано, что, установление законодателем различных мер социальной поддержки и условий их предоставления для ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы, приравненных по состоянию на 31 декабря 2004 года к ветеранам труда, свидетельствует об особой государственной поддержке лиц, принимавших при исполнении служебных обязанностей участие в боевых действиях (выполнении боевых заданий), и основано на объективных критериях, что согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в ряде его решений (постановления от 24 октября 2000 года N 13-П и от 3 июня 2004 года N 11-П; определения от 27 июня 2005 года N 231-О и от 1 декабря 2005 года N 428-О), и не может рассматриваться как ограничивающее конституционные права граждан.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
В соответствии со ст. 3 указанного закона, в редакции, действующей на момент обращения истца к ответчику, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О страховых пенсиях", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляется такая мера социальной поддержки как ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
В силу ст. 7 данного Закона в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004.
На основании данных норм истец, как ветеран военной службы, приравненный по объему мер социальной поддержки к ветеранам труда, имеет право на меры, предусмотренные ст. ст. 3 и 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» при условии достижения пенсионного возраста.
В Федеральном Законе № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии «за выслугу лет» (он в настоящий период времени входит в понятие «трудовая пенсия по старости»).
Статьей 7 данного Закона установлено, что трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно.
С 01.01.2015 вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 3 ст. 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим законом в части, не противоречащей настоящему закону.
В ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (в редакции, действующей на момент обращения истца к ответчику с заявлением о предоставлении льгот) законодатель сохранил основание для назначения страховой пенсии по старости - достижение установленного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Исследовав обстоятельства дела, проанализировав правовые нормы, регулирующие порядок реализации мер социальной поддержки ветеранам, суд приходит к выводу, что предусмотренные ст. ст. 3 и 7 ЗТО от 28.12.2004 № 493-ЗТО меры социальной поддержки предоставляются ветеранам военной службы только по достижении общеустановленного пенсионного возраста, такое право возникнет у ФИО1 не ранее достижения возраста 60 лет.
Решением Отдела социальной защиты населения по г. Туле - филиала ГУ ТО «УСЗН Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки, поскольку он не достиг возраста для назначения пенсии по старости по состоянию на 31.12.2004.
ФИО1 исполнилось 60 лет ДД.ММ.ГГГГ, поэтому на момент обращения к ответчику ДД.ММ.ГГГГ он достиг необходимого возраста для назначения спорных выплат.
Суд полагает ошибочным мнение ответчика, что ФИО1 должен был достигнуть 60-летнего возраста по состоянию на 31.12.2004. С этой датой законодатель связывает изменения в законодательстве о ветеранах, которыми ветераны военной службы приравнены к ветеранам труда. В то же время с достижением пенсионного возраста законодатель связывает возникновение у ветерана военной службы права на указанные льготы, не требуя при этом, чтобы ветеран военной службы достиг 60-летнего возраста по состоянию на 31.12.2004.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Получение ФИО1 звания «Ветеран военной службы», удостоверения «Ветеран военной службы» и основания их получения ответчиком не оспаривались.
Установив, что ФИО1, имеющий удостоверение «Ветеран военной службы», 14.11.2018 обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки по ст. ст. 3 и 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд приходит к выводу об обязании ответчика ГУ ТО «УСЗН Тульской области» назначить ФИО1, как ветерану военной службы, спорные денежные выплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов согласно ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Признать за ФИО1 право на ежемесячные денежную выплату согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить и выплачивать ФИО1 ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов и ежемесячную денежную выплату согласно ст. ст. 3 и 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.М. Стеганцева