Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 марта 2020 года г. Тула
Пролетарский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Иванчина Б.Ф.,
при помощнике Сухиной М.В.,
рассмотрев в здании №2 Пролетарского районного суда г.Тулы в открытом судебном заседании гражданское дело №2-484/2020 по иску Брунса Б.М, к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» об обязании выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании компенсации понесенных судебных расходов,
у с т а н о в и л :
5 февраля 2020 года в Пролетарский районный суд г.Тулы поступило исковое заявление Брунса Б.М. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» об обязании выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании компенсации понесенных судебных расходов. В обоснование заявленных требований Брунс Б.М. указал на то, что он является пенсионером по линии Министерства обороны РФ, уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ. Ему была назначена пенсия по «смешанному» стажу, так как общая продолжительность военной службы составляла менее 20 лет. Однако его общая выслуга лет для определения права на пенсию составила 28 лет с учетом всего периода обучения в Тульской государственном университете. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», однако ему в этом было отказано. Он с обоснованностью данного отказа не согласен. Истец просил: обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» предоставить ему (Брунсу Б.М.) государственную услугу «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда»»; взыскать с ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в его (Брунса Б.М.) пользу в качестве компенсации понесенных судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины денежные средства в размере 300 рублей.
Истец Брунс Б.М. в зал судебного заседания не явился, своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте слушания дела. В распоряжение суда предоставлено письменное заявление Брунса Б.М., содержащее ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика ГУ ТО «Управления социальной защиты населения Тульской области» по доверенности - Копяткевич А.М. в зал судебного заседания не явилась, своевременно и надлежащим образом извещалась о времени и месте слушания дела. В распоряжение суда предоставлено письменное заявление Копяткевич А.М., содержащее ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Также в распоряжение суда предоставлены письменные возражения Копяткевич А.М., в которых она требования Брунса Б.М. не признала и в их удовлетворении просила отказать. Здесь же Копяткевич А.М. указала на то, что правовых оснований к выдаче Брунсу Б.М. удостоверения «Ветеран труда» не имеется, поскольку при определении в календарном порядке страхового стажа, периоды обучения в этот стаж не включаются.
Исходя из положений ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся Брунса Б.М., Копяткевич А.М..
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Брунс Б.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является пенсионером по линии Министерства обороны РФ, при этом был уволен на основании п/п.а) п.1 ст.51 Федерального закона №53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с правом па получение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Брунс Б.М. обратился в ГУ ТО «Управление социальной зашиты населения Тульской области» с заявлением о выдаче ему удостоверения «Ветеран труда».
Решением ГУ ТО «Управление социальной зашиты населения Тульской области» №от ДД.ММ.ГГГГ Брунсу Б.М. отказано в предоставлении указанной государственной услуги, поскольку его трудовой стаж, учитываемый для назначения пенсии, составляет менее 25 лет, а его выслуга лет, учитываемая для назначения пенсии, составляет менее 20 лет.
Брунс Б.М. с таким решением ГУ ТО «Управление социальной зашиты населения <адрес>» не согласен и считает его необоснованным.
Согласно п.ж) ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом №5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах».
Согласно ст.7 Федерального закона №5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» ветеранами труда являются: лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу абз.4 ст.2 Федерального закона №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет определяется как учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».
В Федеральном законе №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовыхпенсиях в Российской Федерации» понятие трудового стажа заменено понятием«страховой стаж».
При оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с ч.4 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны, а также определен общий трудовой стаж для застрахованных лиц из числа мужчин - не менее 25 лет.
Согласно п.1 ст.12 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.
Согласно п.4 ст.7 Федерального закона №5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Тульской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» установлены Законом Тульской области №797-ЗТО от 28 февраля 2007 года «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»».
Согласно ст.1 Закона Тульской области №797-ЗТО от 28 февраля 2007 года «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; наличие документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Поскольку из приведенных положений федерального и регионального законодательства РФ в качестве условия присвоения звания «Ветеран труда» не предусмотрено льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии, то исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права натрудовую пенсию, производится в соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - в календарном порядке, и общий трудовой стаж для застрахованных лиц из числа мужчин должен быть не менее 25 лет.
За период службы Брунс Б.М. награжден:
- медалью Министерства обороны РФ «За отличие в военной службе» III степени (приказ Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ);
- медалью Министерства обороны РФ «За отличие в военной службе» II степени (приказ Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Указанные награды относятся к ведомственным знакам отличия Министерства обороны РФ и являются одним из обязательных признаков для приобретения права на присвоение звания «Ветеран труда».
А вот, что касается второго обязательного признака для приобретения права на присвоение звания «Ветеран труда», которым является страховой стаж, то из анализа главы №3 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» следует однозначный вывод о том, что периоды обучения в высших учебных учреждениях не включаются в страховой стаж.
Из чего следует, что общий трудовой стаж Брунса Б.М., определенный в календарном порядке, составляет 23 года 2 месяца 25 дней, что является совокупным периодом осуществления Брунсом Б.М. трудовой деятельности и прохождения им военной службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что меньше установленных законом 25 лет.
Из этих же соображений суд не может согласиться с правовой позицией Брунса Б.М. о том, что его страховой стаж составляет 28 лет, поскольку он необоснованно включил в этот стаж период обучения в Тульском государственном университете (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того, страховой стаж Брунса Б.М., учитываемый для назначения пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ, составляет 16 лет 3 месяца 23 дня, что также меньше установленных законом 20 лет.
При таких обстоятельствах у суда имеются все основания полагать, что ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» правомерно отказало Брунсу Б.М. в присвоении звания «Ветеран труда», так как последний не обладает необходимым страховым стажем как по общему порядку трудового законодательства РФ, так и по линии Министерства обороны РФ.
Таким образом суд приходит к выводу о необходимости отказа Брунсу Б.М. в удовлетворении искового требования об обязании ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» предоставить Брунсу Б.М. государственную услугу «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда»».
Одним из требований Брунса Б.М. является взыскание с ответчика компенсации понесенных судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины в размере 300 рублей.
В подтверждение несения указанных расходов в распоряжение суда предоставлен чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 300 рублей.
Согласно со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Поскольку суд пришел к выводу о необходимости отказа Брунсу Б.М. в удовлетворении искового требования, а требование о компенсации судебных расходов является производным требованием от основного иска и следует его судьбе, суд полагает необходимым отказать Брунсу Б.М. в удовлетворении требования о взыскании с ответчика компенсации понесенных судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении требований:
- об обязании государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» предоставить Брунсу Б.М, государственную услугу «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда»»;
- о взыскании с государственного учреждения тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в пользу Брунса Б.М, в качестве компенсации понесенных судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины денежных средств в размере 300 рублей,
Брунсу Б.М, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий