НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пролетарского районного суда г.Тулы (Тульская область) от 21.09.2022 № 2А-2337/2023

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

21 сентября 2022 года г.Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Большовой Е.В.,

при секретаре Батраковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-2337/2023 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Рядовской Алле Геннадьевне о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

установил:

Управление ФНС по Тульской области обратилось в суд с административным иском к Рядовской А.Г. о взыскании недоимки по налогам в размере 1217 руб., пени в размере 17,16 руб., на общую сумму 1234,16 руб., мотивировав тем, что ответчик, в период с 04.03.2017 по 23.05.2018 являясь собственником транспортного средства государственный регистрационный знак <данные изъяты>, марка/модель АУДИ С4, VIN: , год выпуска 1992, не уплатила в установленный срок вышеуказанные налоги. Направленные посредством почтовой корреспонденции по месту регистрации административного ответчика налоговые уведомление и требование в установленный срок исполнены не были.

Представитель административного истца Управления ФНС по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащем образом, в представленном ходатайстве просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик Рядовская А.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.

В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие сторон.

Исследовав письменные доказательства по делу, судья пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Требования, предъявляемые к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций предусмотрены ст. ст. 125, 126, 287 КАС РФ.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных статьей.

В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области обратилось к мировому судье судебного участка № 68 Пролетарского судебного района г. Тулы о выдаче судебного приказа по взысканию указанной в налоговом требовании задолженности 28.09.2022, то есть в пределах срока, установленного НК РФ.

Судом установлено, что определением мирового судьи судебного участка №68 Пролетарского судебного района г.Тулы от 08.11.2022 отменен судебный приказ от 05.10.2022 о взыскании с Рядовской А.Г. транспортного налога и пени.

Исковое заявление о взыскании недоимки и пени поступило в районный суд 15.05.2023.

Как следует из представленного требования №24168 от 28.01.2019 срок его добровольного исполнения налоговым органом был установлен до 25.03.2019, поэтому с учетом направления копии административного иска административному ответчику и обращения к мировому судье административный истец не пропустил установленный законом срок для обращения в суд с административным иском.

Таким образом, доводы Рядовской А.Г., изложенные в заявлении об отмене решения, принятого в упрощенном порядке об истечении сроков исковой давности подлежат отклонению.

Конституция РФ в ст. 57 закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Порядок уплаты транспортного налога определен в главе 28 НК РФ.

В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются в частности автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).

В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ).

Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ст. 363 НК РФ).

Начиная с 01.01.2015 налоговая база определяется согласно положениям ст. ст. 402-404 НК РФ.

Согласно ч.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии со ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Пунктом 6 ст. 58 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В силу положений пунктов 1, 2 ст.69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Основания и порядок начисления пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога и сбора установлены ст. 75 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу положений п.п. 1, 2 ст. 69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

В судебном заседании установлено, что за налоговый период 2017 год во владении административного ответчика Рядовской А.Г. находилось транспортное средство государственный регистрационный знак <данные изъяты>, марка/модель АУДИ С4, VIN: , год выпуска 1992 (10 месяцев владения в налоговом периоде), что не оспаривалось административным ответчиком.

Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области.

В адрес ответчика по месту его регистрации посредством почтовой корреспонденции направлено налоговое уведомление № 23299494 от 15.07.2018 об уплате за 2017 год транспортного налога в сумме 1217 руб.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 6 ст. 58 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Факт направления налоговым органом требований об уплате налогов и пени подтверждается справкой Федеральной почтовой службы об отправке почтового отправления.

Таким образом, истцом соблюден установленный Кодексом порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе - направления налогоплательщику налоговых уведомлений и требований об уплате налогов.

Расчет взыскиваемых пени административным ответчиком не оспаривался и осуществлен налоговым органом правильно.

Между тем, законодательством о налогах и сборах (пунктом 8 статьи 75 НК РФ) установлены случаи, когда пени могут не начисляться.

В частности не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

В рамках настоящего дела ответчиком не представлено доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных п. 8 ст. 75 НК РФ, в связи с чем, основания для освобождения ответчика от уплаты пеней в данном случае отсутствуют.

Возражения административного ответчика, указанные в заявлении об отмене решения суда от 28.07.2023, принятого в упрощенном порядке, основаны на неправильном толковании Рядовской А.Г. норм права, в том числе о добровольности уплаты налога и отсутствии возможности его принудительного взыскания.

Требования налогового органа об уплате пени по транспортному налогу в настоящее время не исполнены. Административным ответчиком на момент рассмотрения дела не представлено доказательств их уплаты, поэтому суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании пени по транспортному налогу в размере 1217 руб.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета МО г. Тула.

Поскольку исковые требования судом удовлетворены, административный истец в лице Управления ФНС России по Тульской области освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче указанного иска, то с административного ответчика на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию в доход бюджета МО г. Тула государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Рядовской Алле Геннадьевне о взыскании недоимки по налогам, пени удовлетворить.

Взыскать с налогоплательщика Рядовской Аллы Геннадьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г.Тула, ИНН <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Управления ФНС по Тульской области транспортный налог в размере 1217 руб., пени в размере 17,16 руб., на общую сумму 1234,16 руб., за налоговый период 2017 год.

Взыскать с Рядовской Аллы Геннадьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г.Тула, ИНН <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу <адрес>, в доход бюджета МО г. Тула государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2023 года.