НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пролетарского районного суда г.Тулы (Тульская область) от 19.07.2019 № 2А-1366/19

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

19 июля 2019 года г.Тула

Пролетарский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Николотовой Н.Н..,

при секретаре Аксеновой Т.С.,

рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании административное дело №2а-1366/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тульской области к Соснину Дмитрию Васильевичу о взыскании недоимки по налогам и пени,

установил:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №12 по Тульской области (Межрайонная ИФНС России №12 по Тульской области) обратилась в суд с административным иском к Соснину Д.В. о взыскании налога на имущество физических лиц в размере 160 015 руб. и пени в размере 520,05 руб., земельного налога в размере 221 443 руб. и пени в размере 719,69 руб., транспортного налога в сумме 1 650 руб. и пени в размере 5,36 руб. В обоснование заявленных требований указано, что Соснин Д.В., являясь собственником транспортных средств: <данные изъяты>, и недвижимого имущества: <данные изъяты> не уплатил транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2017 год в установленный срок, в связи с чем ему были начислены пени и через личный кабинет направлено требование об уплате налога, пени, которое в установленный срок (д 25.01.2019) исполнено не было.

Впоследствии Межрайонная ИФНС России №12 по Тульской области уточнила исковые требования в связи с уменьшением земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, и просила взыскать: налог на имущество физических лиц в размере 160 015 руб. и пени в размере 520,05 руб., земельный налог за земельные участки, расположенные в границах городских округов в размере 122 306 руб., земельный налог за земельные участки, расположенные в границах городских поселений в размере 19 069,36 руб., транспортный налог в сумме 1 650 руб. и пени в размере 5,36 руб., а всего 303 565,77 руб.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащем образом, в представленном заявлении просит о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Соснин Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Соснина Д.В. по доверенности Джалилов О.А. в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в представленном заявлении просит о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с положениями ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив письменные материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Требования, предъявляемые к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций предусмотрены ст. ст. 125, 126, 287 КАС РФ.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что в адрес административного ответчика Соснина Д.В. Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области направлено требование от 17.12.2018, в котором предложено налогоплательщику уплатить земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог за 2017 год в сумме 383 108 руб. и пени в сумме 1 245,10 руб. в срок до 25.01.2019. Однако, указанное требование в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было.

19.03.2019 мировым судьей судебного участка № 67 Пролетарского судебного района г.Тулы отменен судебный приказ от 11.03.2019 о взыскании с Соснина Д.В. задолженности по налогам.

Исковое заявление о взыскании недоимки и пени подано в районный суд 20.05.2019.

Как следует из представленного требования срок его добровольного исполнения налоговым органом был установлен до 25.01.2019, поэтому административный истец не пропустил установленный законом срок для обращения в суд с административным иском.

Конституция РФ в ст. 57 закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно п.1 ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками такого налога (на имущество физических лиц) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Кодекса.

К объектам налогообложения отнесены, в том числе, жилые помещения – дом, квартира, комната (ст. 401 НК РФ).

Суд отмечает, что до 01.01.2015 налог на имущество физических лиц исчислялся в порядке, предусмотренном Законом РФ от 19.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», а именно, на основании последних данных об инвентаризационной стоимости объекта налогообложения; ставки налога устанавливались нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, и с учетом коэффициента-дефлятора. За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе (ст. ст. 3, 5 Закона).

Начиная с 01.01.2015 налоговая база определяется согласно положениям ст. ст. 402-404 НК РФ.

Основания и порядок начисления пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога и сбора установлены ст.75 НК РФ.

В соответствии с п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно ч.4 ст. 7 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу положений пунктов 1, 2 ст.69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Порядок уплаты транспортного налога определен в главе 28 НК РФ.

В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 537 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются в частности автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).

В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ).

Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ст. 363 НК РФ).

В соответствии со ст. 5 Закона Тульской области от 28.11.2002 № 343-ЗТО «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки.

Основания и порядок начисления пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога и сбора установлены ст. 75 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу положений пунктов 1, 2 ст. 69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

В судебном заседании установлено, что за налоговый период (2017 год) во владении административного ответчика Соснина Д.В. находилось следующее имущество: <данные изъяты> и недвижимого имущества: земельные участки по адресам: <данные изъяты>

Данное обстоятельство административным ответчиком не оспорено.

28.09.2018 Соснину Д.В. направлялось налоговое уведомление об уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 год.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 6 ст. 58 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Поскольку налоги в установленный в налоговом уведомлении срок уплачены не были, ответчику на основании ст. 75 НК РФ начислены пени и направлено требование от 17.12.2018 на общую сумму 384 353,10 руб. (в том числе недоимка по налогам 383 108 руб., пени 1 245,10 руб.), где указанную задолженность предлагалось погасить в срок до 25.01.2019.

Таким образом, истцом соблюден установленный Кодексом порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе - направления налогоплательщику налоговых уведомлений и требований об уплате налогов.

Из заявления об уточнении исковых требований следует, что при направлении налогового уведомления и выставлении требования Соснину Д.В. неправильно был насчитан земельный налог. В связи с уменьшением земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, размер задолженности по налогам и пени составил: налог на имущество физических лиц в размере 160 015 руб. и пени в размере 520,05 руб., земельный налог за земельные участки, расположенные в границах городских округов в размере 122 306 руб., земельный налог за земельные участки, расположенные в границах городских поселений в размере 19 069,36 руб., транспортный налог в сумме 1 650 руб. и пени в размере 5,36 руб., а всего 303 565,77 руб.

Уточненный расчет налога и пени административным ответчиком не оспаривается.

Доказательств уплаты транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, пени в соответствии со ст.62 КАС РФ административным ответчиком Сосниным Д.В. суду не представлено.

Основания и порядок начисления пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога и сбора установлены ст.75 НК РФ.

В соответствии с п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу положений пунктов 1, 2 ст. 69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, (ст. 75 НК РФ).

Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось ответчиком, что последним были нарушены сроки уплаты налогов, требование о взыскании с ответчика в пользу истца неустойки является обоснованным.

Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

Между тем, законодательством о налогах и сборах (пунктом 8 статьи 75 НК РФ) установлены случаи, когда пени могут не начисляться.

В частности не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

В рамках настоящего дела ответчиком не представлено доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных п. 8 ст. 75 НК РФ, в связи с чем, основания для освобождения ответчика от уплаты пеней в данном случае отсутствуют.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 6 ст. 58 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Поскольку налог в установленный законом срок уплачен не был, ответчику на основании ст. 75 НК РФ начислены пени.

Истцом соблюден установленный Кодексом порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе - направления налогоплательщику налоговых уведомлений и требований об уплате налогов.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности и законности заявленных административным истцом требований о взыскании задолженности по транспортному налогу и начисленных пеней за неуплату налога в установленный срок.

При таких обстоятельствах, с ответчика Соснина Д.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области подлежат взысканию: налог на имущество физических лиц в размере 160 015 руб. и пени в размере 520,05 руб., земельный налог за земельные участки, расположенные в границах городских округов в размере 122 306 руб., земельный налог за земельные участки, расположенные в границах городских поселений в размере 19 069,36 руб., транспортный налог в сумме 1 650 руб. и пени в размере 5,36 руб., а всего 303 565,77 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку исковые требования судом удовлетворены, а административный истец в лице Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче указанного иска, то с ответчика на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 6 235,65 руб. (303 565,77 руб. – 200 000 руб.) х 1%+ 5 200 руб.).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290, 293, 294 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тульской области к Соснину Дмитрию Васильевичу удовлетворить.

Взыскать с налогоплательщика Соснина Дмитрия Васильевича, <данные изъяты>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тульской области налог на имущество физических лиц в размере 160 015 рублей и пени в размере 520 рублей 05 копеек, земельный налог за земельные участки, расположенные в границах городских округов, в размере 122 306 рублей, земельный налог за земельные участки, расположенные в границах городских поселений, в размере 19 069 рублей 36 копеек, транспортный налог в сумме 1 650 рублей и пени в размере 5 рублей 36 копеек, а всего 303 565 (триста три тысячи пятьсот шестьдесят пять) рублей 77 копеек.

Взыскать с Соснина Дмитрия Васильевича, <данные изъяты> в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 235 (шесть тысяч двести тридцать пять) рублей 65 копеек.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Пролетарский районный суд г.Тулы в течение месяца со дня получения лицами, участвующими в деле, копии судебного решения.

Судья Н.Н.Николотова