НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пролетарского районного суда г.Тулы (Тульская область) от 13.07.2021 № 2-1071/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2021 года г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Самозванцевой Т.В.,

при помощнике судьи Соболевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-1071/2021 по иску ФИО3 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании решения незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда»,

установил:

ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании решения незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

В обоснование исковых требований указал, что с 07.09.1982 работает в АО «Тульский завод РТИ», в настоящее время в должности главного метролога в метрологической лаборатории. Он имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, более 38 лет и продолжительность работы в химической отрасли экономики более 15 лет, что подтверждается трудовой книжкой. В период работы в АО «Тульский завод РТИ» приказом Комитета Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности от 12.09.1996 №167/Н «О награждении работников АО «Тульский завод резиновых технических изделий» был награжден нагрудным значком «Отличник химической промышленности России» с вручением соответствующего удостоверения. Полагая, что данная награда с учетом трудового стажа является правовым основанием к присвоению ему звания «Ветеран труда», он обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о присвоении ему указанного звания. Решением ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» от 18.02.2021 ему отказано. Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что награда – значок «Отличник химической промышленности России» не включена в Общее положение об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 №360-Х, отсутствует в Указе Президента РФ «О мерах по совершенствованию наградной системы Российской Федерации» от 07.09.2010 №1099, утвержденном Указом Президента РФ от 02.03.1994 №442, и не может быть признана ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Считал указанный отказ ответчика незаконным в силу положений ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах». Согласно п.п. 2 и п. 4 ст. 7 ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяется законами и иными нормативными правовыми акта субъектов РФ. Согласно письму Министерства труда и социального развития РФ от 15.09.1997 №4545-СК «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», следует руководствоваться письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.10.1995 №2026-ВЯ/4276/1-30 «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», текст которого был подготовлен при участии Минюста России, Минфина России и согласован в Правительстве РФ 01.11.1995 №ЮЯ-П12-34198. Согласно письму по результатам обобщения практики определения ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда» наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитывается почетное звание «Отличник химической промышленности России». Аналогичные положения содержатся в письме Минтруда РФ от 07.10.1998 №5635-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания ветеран труда», которым также для руководства был направлен обзор практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда». Письмо Минтруда РФ принималось как руководство для присвоения звания «Ветеран труда» до отзыва его Письмом Минздравсоцразвития РФ от 02.06.2008 №3854-ЮВ и в период его действия лицам, награжденным значком «Отличник химической промышленности России», присваивалось звание «Ветеран труда». Награждение его значком «Отличник химической промышленности России» производилось от имени Комитета Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности, ЦК профсоюзов работников химических отраслей промышленности России, на что прямо указано в представленных ответчику документах. Полагал, что значок «Отличник химической промышленности России», которым он был награжден в 1996 году, является ведомственным знаком отличия в труде. Ведомственный знак отличия был присвоен ему надлежащим органом на основании действовавшего законодательства. То обстоятельство, что вопрос о присвоении звания «Ветеран труда» поставлен им лишь в 2021 году не должно препятствовать в реализации его права на присвоение, поскольку при осуществлении правового регулирования в сфере социальной защиты, должен соблюдаться конституционный принцип равенства. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.1 (ч.1), 2, 18, 54 (ч.1), 55 (ч.2), 57 Конституции Российской Федерации. Отказ ответчика в присвоении звания «Ветеран труда» является незаконным, совокупность всех обстоятельств позволяет признать за ним право на присвоение такого звания в связи с награждением значком «Отличник химической промышленности России».

Просил признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» от 18.02.2021 №02/37-105 об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда»; признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда» с момента его обращения – 09.02.2021; обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» присвоить ему звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

Истец ФИО3 в судебное заседание после перерыва не явился. В судебных заседаниях просил удовлетворить исковые требования по основаниям, указанным в иске. Пояснял, что изложенные в исковом заявлении доводы, подтверждают несостоятельность доводов ответчика в отказе в присвоении звания «Ветеран труда», а также судебной практикой по аналогичным спорам и действиями ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области», когда одним приказом Комитета РФ по химической и нефтехимической промышленности от 12.09.1996 №167/Н работникам АО «Тульский завод резиновых технических изделий», награжденным значком «Отличник химической промышленности России», ответчик во внесудебном порядке присваивал звание «Ветеран труда», о чем имеются соответствующие удостоверения ФИО2 и ФИО1 Они все работники одного предприятия, одной отрасли, ведение различий по субъективным причинам, относящихся к одной категории лиц, и находящихся в равном положении, нарушает принцип равенства и противоречит ст. 19 Конституции РФ. Комитет РФ по химической и нефтехимической промышленности являлся федеральным органом исполнительной власти, соответственно, награда выдана федеральным органом исполнительной власти, что соответствует законодательству.

В письменных объяснениях истец ФИО3 указал, что представитель ответчика утверждает, что Комитет РФ по химической и нефтехимической промышленности был не уполномочен учреждать ведомственные награды и награждать ими, согласно Положению о Комитете. По сложившейся в то время практике, это правило не являлось обязательным. В Положении о Государственном Комитете Российской Федерации по статистике, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 09.07.1994 №834 отсутствует право Комитета учреждать ведомственные награды. Однако, в общероссийском классификаторе информации о населении ОК 018-95 (утв.Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 №412), существует ведомственная награда: «Отличник статистики» (код 7355), учредивший орган федеральной исполнительной власти – Государственный комитет РФ по статистике. В Положении о Комитете РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.12.1995 №1020, отсутствует право Комитета учреждать ведомственные награды и награждать ими работников. Но в общероссийском классификаторе ОК 018-95 указана ведомственная награда: нагрудный знак «За заслуги в стандартизации», учредивший орган федеральной исполнительной власти – Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии. В большинстве случаев, в Положениях об органах федеральной исполнительной власти включался пункт: «имеет другие права в соответствии с действующим законодательством». Представитель ответчика ссылается на то, что значок «Отличник химической промышленности» выдан 12.09.1996 Комитетом РФ по химической и нефтехимической промышленности, который был упразднен Указом Президента от 14.08.1996 №1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Однако в этом же Указе было предписано Правительству РФ установить функции и полномочия преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, обеспечить проведение ликвидационных процедур в соответствии с действующим законодательством; подготовить и внеси в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекты федеральных законов о внесении изменений в действующее законодательство, связанных с реализацией настоящего Указа. Во исполнение Указа Президента РФ от 14.08.1996 №1177 Правительством РФ было принято распоряжение от 16.08.1996 №1247-р «О мерах по упразднению и реорганизации федеральных органов исполнительной власти». В нем было установлено, что до завершения всех организационных мероприятий по упразднению и реорганизации федеральных органов исполнительной власти руководители и другие должностные лица этих органов продолжают осуществлять ранее возложенные на них обязанности и несут ответственность за состояние дел в закрепленных за указанными органами сферах управления. Срок работы ликвидационных комиссий был установлен до 30.11.1996. Окончательное решение о признании утратившим силу Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 21.01.1993 №47 «Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности» принято Постановлением Правительства РФ от 18.12.1996 №1511 «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности Российской Федерации». Он (истец) был награжден значком «Отличник химической промышленности», действующим на тот момент ведомственным федеральным органом государственной власти – Комитетом Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности». В иске представлена копия письма этого Комитета «О государственных и ведомственных наградах», которыми Комитет награждал работников отрасли. И данная награда в перечне есть. В письме указано, что награждение ведомственными наградами отдельных работников за большой вклад в развитие отрасли осуществляется по ранее установленному порядку (решение Минхимнефтепрома СССР и ЦК Росхимпрофсоюза от 23.04.1990 №234/43). Рассмотрение представлений и оформление ведомственных наград осуществляется кадровой службой Роскомхимнефтепрома. То есть, в соответствии с нормами действующего по состоянию на 1996 года законодательства, а именно Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», эта награда соответствует требования закона. Федеральный закон от 29.12.2015 №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (ч. 3 ст. 8), указывает, что за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда». Обратил внимание, что в приказе №167/Н от 12.09.1996 Комитета по химической и нефтехимической промышленности о награждении значком «Отличник химической промышленности» фигурируют 12 работников Тульского завода «РТИ». За эти годы, согласно данным отдела кадров завода, 11 человек из этого приказа получили звание «Ветеран труда». То обстоятельство, что он обратился с заявлением лишь в 2021 году не должно препятствовать в реализации его права на присвоение звания «Ветеран труда», так как при осуществлении правового регулирования в сфере социальной защиты должен соблюдаться конституционный принцип равенства.

Представитель истца ФИО3 по доверенности ФИО4 в судебное заседание после перерыва не явился. В судебных заседаниях поддержал исковые требования истца ФИО3 по основаниям, указанным в иске. В письменных объяснениях указал, что представитель ответчика в своих возражениях основывает свою правовую позицию на документах, регулирующих порядок присвоения звания «Ветеран труда», поставил под сомнение легитимность ведомства на присвоение работникам почетных званий и наград. Представитель ответчика делает ссылку на Постановление Правительства РФ от 25.06.2016 №578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти должны учреждать один ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда». В возражениях ответчика изложено, что в нормативно-правовых актах указаний о том, что действовавшие до 01.07.2016 приказы министерств и ведомств, утверждающие ведомственные знаки отличия в труде, которые давали право на получение звания «Ветеран труда» до вступления в силу новых приказов, изданных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 №578, не имеется. Представитель истца обращал внимание на ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», которой установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Представитель истца отметил, что представитель ответчика обращается к Указу Президента РФ от 14.08.1996 №1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», который вступил в силу со дня его принятия, и которым Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности РФ упразднен 14.08.1996 и на его базе образовано Министерство промышленности РФ, к которому перешли полномочия по предоставлению к награждению работников. Фактически же согласно Постановлению Правительства РФ №1511 «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности РФ» только с 18.12.1996 признано утратившим силу Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 21.01.1993 №47 «Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности». Таким образом, награждение 12.09.1996 ФИО3 нагрудным значком «Отличник химической промышленности России» Комитетом Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности» правомерно – Комитет функционировал до 18.12.1996, фактически до его ликвидации.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности ФИО5 в судебное заседание после перерыва не явился. В судебных заседаниях просил отказать в удовлетворении исковых требований истца ФИО3 Представил письменные возражения на исковое заявление. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 25.06.2016 №578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», указал, что в нормативно-правовых актах указаний о том, что действовавшие до 01.07.2016 приказы министерств и ведомств, утверждающие ведомственные знаки отличия в труде, которые давали право на получение звания «Ветеран труда», продолжают служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда» после 01.07.2016 и до вступления в силу новых приказов, изданных в соответствии с Постановлением Правительства РФ №578 от 25.06.2016, не имеется. Утвержденные в установленном порядке ведомственные знаки отличия в труде до вступления в силу Постановления Правительства РФ №578 от 25.06.2016 и внесенных изменений в Федеральный закон «О ветеранах» дают право на присвоение звания «Ветеран труда» только в случае, если они выданы до 30.06.2016. Представленный истцом значок «Отличник химической промышленности России», которым он был награжден приказом Комитета Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности не может быть отнесен ни к государственным наградам России, ни к почетному званию России, ни к ведомственным наградам Комитета Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Данный вывод можно сделать на основе анализа режима правового регулирования деятельности Комитета Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности. В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 21.01.1993 №47 «Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности» Комитет не награждает, а лишь представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и наград. Согласно Указу Президента РФ от 14.08.1996 №1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», который вступил в силу со дня его принятия 14.08.1996 Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности упразднен 14.08.1996 и на его базе образовано Министерство промышленности Российской Федерации, к которому перешли полномочия по представлению к награждению работников (Постановление Правительства РФ от 18.12.1996 №1511 «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности Российской Федерации»). ФИО3 был награжден приказом 12.09.1996. По мнению представителя ответчика, ФИО3 был награжден нагрудным значком «Отличник химической промышленности России» в соответствии с приказом организации, которая не была уполномочена учреждать ведомственные награды и награждать ими, а имела право только представлять работников к присвоению почетных званий и наград и к тому же была упразднена. Согласно общероссийскому классификатору информации о населении ОК 018-95, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 №412, к ведомственным нагрудным знакам, знакам, значкам относится нагрудный значок (8250) «Отличник химической и нефтехимической промышленности СССР», а не нагрудный значок «Отличник химической промышленности России». Письма, на которые ссылается истец в обоснование своей позиции в настоящий момент не действуют, ими не следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о том, какие знаки поощрения учитываются при присвоении звания «Ветеран труда».

По вопросу практики награждения работников завода, в котором работает истец, представитель ответчика пояснил в судебном заседании, что в России не прецедентное право. На вопрос представителя истца, что изменилось с 05.04.2016, когда работник на основании этого же приказа, смог получить звание «Ветеран труда», представитель ответчика пояснил, что прошло 5 лет. На вопрос истца «Приказ Комитета РФ по химической и нефтехимической промышленности от 12.09.1996 №167/Н незаконен?», представитель ответчика пояснил, что он не оценивает действия, но считает, что он незаконен. На вопрос истца, «11 человек получили звание «Ветеран труда» по незаконному приказу?», представитель ответчика пояснил, что не может сказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:

1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";

2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В Тульской области порядок присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения устанавливается Законом Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» №797-ЗТО от 28.02.2007.

В соответствии со ст. 1 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» №797-ЗТО от 28.02.2007 условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются:

1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

1-1) наличие документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Согласно ст. 2 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» №797-ЗТО от 28.02.2007, лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в п. 1 ст. 1 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» №797-ЗТО от 28.02.2007, представляют следующие документы:

1) подтверждающие награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики);

2) подтверждающие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

3) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда" по условиям, указанным в пункте 1-1 статьи 1 настоящего Закона, представляют следующие документы:

1) подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года;

2) подтверждающие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

3) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Согласно ч. 1.1. ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 №5ФЗ (п. 1.1 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ) порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы закона Правительством РФ издано постановление от 25.06.2016 № 578, которым утвержден «Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия». Согласно п. 3 раздела 1 указанного Порядка федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия; вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения.

Из приведенных положений федерального законодательства и законодательства Тульской области следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» требуется соблюдение гражданином определенных условий: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Учреждать такие ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе), дающие право на присвоение звания «Ветеран труда», вправе федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Частью 3 Федерального закона от 29.12.2015 №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщине или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Решением №02/37-105 от 18.02.2021 ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» ФИО3 отказало в предоставлении государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда».

В решении указано, что трудовой (страховой) стаж ФИО3 составляет 38 лет 5 месяц 2 дня, что соответствует одному из условий присвоения звания «Ветеран труда». ФИО3 представлено удостоверение о награждении значком «Отличник химической промышленности России» (приказ-постановление №167/Н от 12.09.1996 Комитета Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности, ЦК профсоюзов работников химических отраслей промышленности России). Так как данная награда не включена в Общее положение об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 №360-Х, отсутствует в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию наградной системы Российской Федерации» от 07.09.2010 №1099, в Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской федерации от 02.03.1994 №442, в Общероссийском классификаторе информации о населении ОК 018-2014, утвержденном Приказом Росстандарта от 12.12.2014 №2019-ст, она не может быть признана ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Проверяя законность и обоснованность отказа ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в присвоении ФИО3 звания «Ветеран труда», суд приходит к следующему.

Согласно письму Комитета Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности от 16.02.1994 №ВС-349-17/14, за последнее время увеличилось число представлений к награждению государственными и ведомственными наградами в «пожарном порядке», в результате чего наградные материалы, связанные с юбилеем коллектива, профессиональным праздником и т.п. поступают недопустимо поздно, готовятся в спешке и требуют значительного дооформления. Заместитель Председателя Роскомхимнефтепрома ФИО6 в данном письме в адрес руководителей предприятий и организаций химического комплекса указал, что для сведения сообщает, какой перечень документов, представляемых для награждения государственными наградами и присвоения почетных званий Российской Федерации, необходим. В письме указано, что нагрудным значком «Отличник химической и нефтехимической промышленности» награждаются работники, проработавшие в отрасли не менее 10 лет. В письме указано, что награждение производится по представлению Совета трудового коллектива, администрации и профкома предприятия, организации, согласованному с соответствующим республиканским, краевым, областным комитетом профсоюза. На каждого представляемого к награждению ведомственными наградами оформляется «Наградной лист». Рассмотрение представлений и оформление ведомственных наград осуществляется кадровой службой Роскомхимнефтепрома в течение месяца со дня получения наградных материалов.

Из Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 21.01.1993 №47 «Об утверждении положения о Комитете Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности» усматривается, что Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности (далее именуется Комитет) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и координацию в химической, нефтехимической, агрохимической и микробиологической отраслях промышленности (химический комплекс).

Согласно п. 6 Положения «О комитете Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности» Комитет в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

разрабатывает предложения и участвует совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по промышленной политике в формировании государственной промышленной политики, а также организует ее реализацию на предприятиях и в организациях химического комплекса;

участвует в организации разработки прогнозов развития и размещения химического комплекса;

участвует по поручению Правительства Российской Федерации в разработке федеральных и межгосударственных целевых программ по вопросам химического комплекса;

выполняет другие функции, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности осуществлял свои полномочия в период до 18.12.1996. Об указанном обстоятельстве свидетельствует следующее.

Указом Президента РФ от 14.08.1996 №1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» постановлено упразднить Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности, а также ряд других Министерств, Комитетов, Служб.

Во исполнение Указа Президента РФ от 14.08.1996 №1177 Правительством РФ было принято распоряжение от 16.08.1996 №1247-р «О мерах по упразднению и реорганизации федеральных органов исполнительной власти». В нем было установлено, что до завершения всех организационных мероприятий по упразднению и реорганизации федеральных органов исполнительной власти руководители и другие должностные лица этих органов продолжают осуществлять ранее возложенные на них обязанности и несут ответственность за состояние дел в закрепленных за указанными органами сферах управления. Срок работы ликвидационных комиссий был установлен до 30.11.1996.

Постановлением Правительства РФ от 18.12.1996 №1511 «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности Российской Федерации» утверждено прилагаемое Положение о Министерстве промышленности Российской Федерации; а также признано утратившим Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 21.01.1993 №47 «Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности».

Согласно приказу от 12.09.1996 №167/Н Комитета Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности «О награждении работников АО «Тульский завод резиновых технических изделий», за многолетний, добросовестный труд, большой личный вклад в развитие химической промышленности и в связи с 50-летием предприятия, постановлено наградить значком «Отличник химической промышленности России» ФИО3 – главного метролога завода – начальника метрологической лаборатории. Указанным приказом также награждены значком «Отличник химической промышленности России» 11 человек.

Из удостоверения, выданного ФИО3 на основании приказа №167/Н от 12.09.1996, следует, что Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности наградил ФИО3 значком «Отличник химической промышленности России».

Согласно трудовой книжке ФИО3, он работает в АО «Тульский завод резиновых технических изделий» с 1982 года, имеет многочисленные награждения, в том числе: 12.09.1996 награжден значком «Отличник химической промышленности России», 24.05.2004 ФИО3 присвоено звание «Ветеран труда завода», 16.05.2014 – звание «Заслуженный ветеран труда завода».

Анализируя законодательство, а также представленные документы, суд приходит к выводу, что ссылка представителя ответчика на то, что истец был награжден значком «Отличник химической промышленности России» в соответствии с приказом организации, которая не была уполномочена учреждать ведомственные награды и награждать ими, к тому же была упразднена, является несостоятельной.

Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности осуществлял свои полномочия в период с 21.01.1993 до 18.12.1996, что усматривается из приведенных выше Законов РФ и подзаконных актов. ФИО3 награжден 12.09.1996, то есть, в период функционирования Комитета Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности. О том, что Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности имел право присваивать почетные звания, награды свидетельствует Положение о Комитете, письмо Комитета Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности от 16.02.1994, согласно которому награждение производится по представлению Совета трудового коллектива, администрации и профкома предприятия, организации, согласованному с соответствующим республиканским, краевым, областным комитетом профсоюза; рассмотрение представлений и оформление ведомственных наград осуществляется кадровой службой Роскомхимнефтепрома. Кроме того, суд принимает во внимание, что в приказе Комитета Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности №167/Н от 12.09.1996 помимо ФИО3, награждены значком «Отличник химической промышленности России» еще 11 человек, которые, как указывает истец, на основании указанной награды являются «Ветеранами труда». Истец представил копии удостоверений «Ветеран труда» на ФИО1 (удостоверение выдано ДД.ММ.ГГГГ), ФИО2 (удостоверение выдано ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.09.1997 №4545-СК «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», в соответствии с пожеланиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, а также предприятий и организаций Минтруд России обобщил практику определения ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда». Как показало обобщение, эта работа проводится с учетом совместного письма Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 №2026-ВЯ/4276/1-30. Наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации учитываются почетные звания: «Отличник химической промышленности России».

Суд приходит к выводу, что нагрудный значок «Отличник химической промышленности России» является ведомственной наградой, поскольку согласно «Положению о Комитете Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности», утвержденному Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 21.01.1993 №47, Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и координацию в химической, нефтехимической, агрохимической и микробиологической отраслях промышленности (химический комплекс). Также из письма Комитета Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности от 16.02.1994 №ВС-349-17/4 следует, что нагрудный значок «Отличник химической и нефтехимической промышленности» является ведомственной наградой.

Из изложенного следует, что значок «Отличник химической промышленности России» на момент награждения им ФИО3 был ведомственной наградой за многолетний добросовестный труд в химической промышленности, то есть являлся ведомственным знаком отличия в труде.

Установив данные обстоятельства и проанализировав указанные выше нормы права, суд приходит к выводу о том, что ФИО3, получивший 12.09.1996 значок «Отличник химической промышленности», выданный на основании приказа Комитета Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности, имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах, проанализировав положения Федерального закона «О ветеранах» и положения принятых в соответствии с ним Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО, а также ведомственных актов, определяющих условия и порядок награждения ведомственными наградами, установив, что значок «Отличник химической промышленности России» на момент награждения им истца относился к ведомственному знаку отличия в труде, который давал ему право на присвоение звания «Ветеран труда», суд приходит к выводу о том, что у ФИО3 возникло право на присвоение звания «Ветеран труда» на основании этой награды.

Таким образом, учитывая, что истцом представлены доказательства наличия обстоятельств, предусмотренных ст.1 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», то есть на момент обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» имелись все предусмотренные законом основания, являющиеся необходимыми для присвоения звания «Ветеран труда», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО3

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО3 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании решения незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда» удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» от 18.02.2021 №02/37-105 об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда».

Признать за ФИО3 право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» присвоить ФИО3 звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Самозванцева