Пролетарский районный суд г.Тулы
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Пролетарский районный суд г.Тулы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2011 года г.Тула
Пролетарский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Сасалиной А.Н.
при секретаре Поповой А.А.,
с участием сторон: истца Маринушкина Н.А. и его представителя по доверенности Колмогоровой Е.Ю., представителя ответчика- ИФНС России по Зареченскому району г.Тулы- по доверенности Шуваловой Е.С., представителя ответчика-3 лица УГИБДД УВД по Тульской области МВД России по доверенности Абрамовой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Маринушкина Н.А. к ИФНС России по Зареченскому району г.Тулы, УГИБДД УВД по Тульской области МВД России об обязании произвести перерасчет суммы транспортного налога и начисление транспортного налога, признании транспортного средства легковым,
у с т а н о в и л:
Маринушкин Н.А. обратился в суд с иском к ИФНС РФ по Зареченскому району г.Тулы, просил обязать ответчика производить расчет суммы на уплату транспортного налога физическим лицом и произвести перерасчет суммы транспортного налога по объекту налогообложения № за 2009 и 2010гг, как за легковой автомобиль.
В обоснование заявленных требований указал, что в 2002 году приобрел и зарегистрировал в установленном законом порядке микроавтобус марки УАЗ 3303 с категорией «В», присвоенной в результате переоборудования транспортного средства, о чем в ПТС имеется соответствующая отметка от 07.08.2002 года. Ссылаясь на положения ст.ст.358,361 НК РФ, указал, что расчет налога производится налоговым органом, исходя из мощности двигателя, типа транспортного средства и ставки налога для данных мощности и типа ТС, утверждаемой правительством каждого субъекта России. Максимальное и минимальное значение ставок утверждается правительством РФ. Налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ налоговой инспекцией по Зареченскому району г.Тулы Маринушкину Н.А. был выставлен счет по уплате транспортного налога за 2009 год, за автомобиль УАЗ 3303, по налоговой ставке, как за автобус. Ссылаясь на положения Закона Тульской области от 07.07.2008 №1033-ЗТО с изменениями, вступившими в законную силу с 01.01.2009г. указал, что согласно п.1 ст.5 Закона ставка 33,0 устанавливалась для автобусов с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно. Кроме того, налоговым органом Маринушкину было направлено требование №42271 от 05.10.2010 о том, что в связи с доначислением налога за 2006,2007,2008гг., общая числящаяся за ним задолженность составила 5.316,78 рублей. Ранее, за 2005-2008гг. Маринушкин производил оплату транспортного налога за указанный автомобиль по уведомлениям ИФНС РФ по Зареченскому району г.Тулы по налоговым ставкам 5,0 и 5.50, соответствующим ставкам, установленным для легковых автомобилей. На обращения Маринушкина в налоговую инспекцию о разъяснении причин изменения налоговой ставки, взимаемой за автомобиль №, налоговой инспекцией по Зареченскому району г.Тулы были даны пояснения о том, что в целях администрирования транспортного налога, согласно ст.362 НК РФ, налог рассчитывается исходя из сведений о транспортных средствах и лицах, на которые ТС зарегистрированы, которые поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию ТС, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п.2.2.2 раздела 2.2 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств в строке 2 ПТС «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение ТС, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели ТС указывает на его тип(вид автомобиля), например «1»-легковой автомобиль, «7»-фургоны, «9»-специальные. Согласно отметке от ДД.ММ.ГГГГ в ПТС на автомобиль № в графе модель - 417800-1110, вторая цифра «1» указывает, что тип данного ТС -легковой автомобиль. Кроме того, УГИБДД УВД по Тульской области истцу было дано разъяснение о том, что изменения типа(внесение изменений в конструкции) ТС, указанного в ПТС, могут вноситься подразделениями Госавтоинспекции в соответствии с Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию ТС, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ, утвержденным приказом МВД РФ от 07.12.2000 №1240. Указал, что об этом имеется соответствующая отметка в паспорте 07.08.2002г. Просил истребовать в ГИБДД УВД по Тульской области сведения, подаваемые в налоговый орган, для расчета транспортного налога по объекту налогообложения №
В ходе рассмотрения дела заявленные требования стороной истца были уточнены, просил обязать ИФНС России Зареченскому району г.Тулы произвести перерасчет суммы транспортного налога, начисленного в отношении налогоплательщика- физического лица Маринушкина Н.А. за 2009 год с учетом произведенного в 2009 году ИФНС России по Зареченскому району г.Тулы перерасчета за период 2006-2008гг. и произвести начисление транспортного налога за 2010 год по объекту налогообложения № как за легковой автомобиль (уточнения от 17.02.2011)
В последующих уточнениях сторона истца, не изменяя предмета и оснований иска, указав в качестве ответчиков ИФНС России по Зареченскому району г.Тулы и УГИБДД УВД по Тульской области МВД РФ, просили признать автомобиль №, как объект налогообложения, легковым автомобилем, и обязать ИФНС РФ по Зареченскому району г.Тулы произвести начисление транспортного налога за 2010 год по объекту налогообложения № как за легковой автомобиль. В обоснование уточненных требований дополнительно указали, что в ходе судебного разбирательства налоговой инспекцией по Зареченскому району г.Тулы истцу было выставлено новое требование от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащее указание на сумму транспортного налога за 2009 год в размере 776,25 рублей и отзыв требования от ДД.ММ.ГГГГ №, где общая сумма долга по транспортному налогу составляла 8.865,36 рублей.
При рассмотрении дела истец Маринушкин Н.А. и его представитель по доверенности Колмогорова Е.Ю. заявленные требования с уточнениями поддержали, доводы, изложенные в их обоснование, подтвердили. Поясняли, что автомобиль № Маринушкин Н.А. приобрел в 2002 году. Указанный автомобиль был выпущен заводом-изготовителем, как грузовой фургон. Предыдущим владельцем автомобиль был переоборудован для пассажирских перевозок, в нем было установлено 9 сидений, сделаны окна. Автомобиль был перерегистрирован в ГИБДД по категории «D» с количеством мест более 8. Затем также прежний владелец машины ее вновь переоборудовал в категорию «В», уменьшив число пассажирских мест до 6. В таком виде автомобиль был приобретен Маринушкина Н.А.. В период с 2002 по 2008гг. уплату транспортного налога за указанный автомобиль Маринушкин производил как за автомобиль категории «В» с объемом двигателя 90 л.с. мощностью 66.2 кВт, по налоговым ставкам за 2005г -5,0, 2007,2008гг. -5,5. Однако, за 2009 год Маринушкину был начислен транспортный налог за указанный автомобиль по налоговой ставке, как за автобус и произведено доначисление транспортного налога за 2006-2008гг. По состоянию на 18.08.2010г. сумма неоплаченного налога составляла 8.864,36 рублей. Вместе с тем, указали, что несмотря на получение истцом требования ИФНС РФ по Зареченскому району г.Тулы №3148, содержащего указания на задолженность Маринушкина Н.А. по транспортному налогу по состоянию на 21.02.2011г. в размере 778,39 рублей, действия налогового органа по ранее произведенным расчету и перерасчету транспортного налога за автомобиль № за 2006-2009 и 2010гг по налоговым ставкам, предусмотренным для автобусов, полагали нарушающими права истца.
Представитель ответчика ИФНС РФ по Зареченскому району г.Тулы по доверенности Шувалова Е.С. исковые требования Маринушкина Н.А. не признала, поясняла, что расчет транспортного налога осуществляется на основании имеющихся в базе данных ИФНС сведений о транспортном средстве, а также в соответствии с отраслевой нормалью. В 2009 году в результате проведенной проверки было выявлено, что транспортный налог за автомобиль Маринушкина Н.А. марки № рассчитывался неверно. В базе данных УГИБДД указанный автомобиль проходит под кодом «автобус». Исходя из мощности двигателя, категории ТС, применительно к автомобилю истца налоговая ставка, установленная Законом субъекта РФ, соответствует налоговой ставке для автобусов с мощностью двигателя до 200 л.с. Доначисление транспортного налога за 2006-2008гг и исчисление транспортного налога за 2009 год были произведены, исходя из налоговой ставки, предусмотренной для автобусов. Указанные начисления Маринушкин до настоящего времени не оплатил. Полагала доводы истца относительно правильности определения типа транспортного средства № для целей налогообложения необоснованными, поскольку согласно сведениями ГИБДД указанное транспортное средство отнесено к категории автобусов, а доводы истца о цифровом обозначении модели автомобиля ошибочно взяты из обозначений номера его двигателя. Указала, что уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога было направлено Маринушкину ошибочно в связи со сбоем в компьютерной программе. Ввиду обнаружения 28.02.2011 указанной ошибки Маринушкину было направлено письмо № с указанием на ошибку, перерасчетов транспортного налога в отношении Маринушкина не производилось.
Представитель ответчика-3 лица УГИБДД УВД по Тульской области по доверенности Абрамова А.Б. против требований истца возражала, поясняла, что согласно сведениям паспорта на транспортное средство № указанный автомобиль был выпущен заводом-изготовителем как грузовой фургон. В дальнейшем владельцем автомобиля было произведено его переоборудование путем врезки окон, установки посадочных мест более 8, поскольку автомобиль прошел перерегистрацию в органах ГИБДД в связи с изменением типа ТС с «грузовой фургон» на «микроавтобус», категории с «В» на «D», приобретением идентификационного номера (VIN). В 2002 году была перерегистрирована категория автомобиля с «D» на «В» из-за уменьшения числа посадочных мест до 6, изменен номер двигателя автомобиля, но тип ТС «микроавтобус» остался прежним. В таком виде автомобиль в 2002 году был приобретен Маринушкиным. Паспорт ТС является основным документом, содержащим сведения об его характеристиках и конструктивных особенностях, в том числе и о типе ТС. Из ПТС автомобиля принадлежащего Маринушкину Н.А., видно, что тип данного ТС с 1999 года не изменялся и до настоящего времени зарегистрирован как микроавтобус. Вместе с тем, законным подтверждением возможности смены типа ТС, возможности дальнейшей эксплуатации ТС с такими изменениями, является лишь заключение завода-изготовителя либо аккредитованной в установленном законом порядке организации, проводящей сертификацию конкретного вида продукции, процесса или услуги в Системе сертификации ГОСТ Р. Поскольку органы ГИБДД такими полномочиями не наделены, и являются лишь органами, производящими регистрацию каких-либо изменений, произведенных в ТС, все сведения об автомобиле № отражены в его паспорте(ПТС). Зарегистрированный тип автомобиля «микроавтобус» относится к автобусам, несмотря на категорию «В». Иных изменений в ПТС данного автомобиля в установленном законом порядке не вносилось.
Выслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Принадлежность автомобиля микроавтобус № с идентификационным номером № Маринушкину Н.А. подтверждается данными ПТС №, свидетельством о регистрации № №
Таким образом, в соответствии с требованиями ст.357 НК РФ Маринушкин Н.А. является налогоплательщиком транспортного налога, а в силу требований ч.1 ст.358 НК РФ зарегистрированный в установленном законом порядке на имя истца автомобиль № является объектом налогообложения по транспортному налогу.
Согласно позиции стороны истца, спорные отношения между Маринушкиным Н.А. и налоговым органом в лице ИФНС РФ по Зареченскому району г.Тулы возникли в результате начисления налоговым органом за 2009 год и доначисления за предыдущий период 2006-2008гг транспортного налога по объекту налогообложения – автомобиль № исходя из налоговой ставки, предусмотренной для автобусов. Однако, по мнению истца, указанный автомобиль относится к категории легковых и подлежит налогообложению по налоговой ставке, предусмотренной для легковых автомобилей.
Согласно ч.1 ст.359, ч.2 ст.362 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В силу ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Согласно ч.1 ст.5 Закона Тульской области №343-ЗТО (в ред. Закона ТО от 28.11.2005 №-ЗТО) налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
При этом, размеры налоговых ставок определены в зависимости от мощности двигателей (с каждой лошадиной силы) в отношении объектов налогообложения: автомобилей легковых, мотоциклов и мотороллеров, автобусов, грузовых автомобилей, других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходов, мотосаней, водных и воздушных транспортных средств.
Согласно п.3 ст.15 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно п.16 Приказа МВД РФ от 27.01.2003 №59 «О порядке регистрации транспортных средств» при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих права собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска ТС к участию в дорожном движении.
Паспорт транспортного средства является документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, подтверждающий, в том числе, наличие одобрения типа ТС (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 №19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).
Таким образом, поскольку именно паспорт ТС является документом, содержащим полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства, указанный документ объективно подтверждает зарегистрированную в установленном законом порядке принадлежность конкретного транспортного средства как к тому или иному типу транспортного средства (в зависимости от его конструкторских особенностей и назначения), так и к той или иной категории ТС (в соответствии с классификацией ТС, установленной Конвенцией о дорожном движении).
Как видно из ПТС , автомобиль был выпущен заводом-изготовителем под типом «грузовой фургон», с номером двигателя №, без идентификационного номера, категории «В».
Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв.совместным Приказом от 23.06.2005 МВД РФ №496, Министерства промышленности и энергетики РФ №192, Минэкономразвития и торговли РФ №134) установлен порядок оформления паспортов транспортных средств, которым, в частности, определено, что наименование марки, модели ТС подлежит указанию в строке «2», типа ТС -в строке «3», категории ТС -в строке «4», номера двигателя - в строке «6» паспорта ТС.
Указанный порядок для определения типа ТС применяется и в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями».
Согласно п.52 названного Положения предусмотренные указанным документом сведения, содержащие основания для оформления и выдачи паспорта ТС, вносятся в разделе «Особые отметки» и заверяются подписями соответствующих должностных лиц и оттисками печатей.
Из ПТС видно, что в графе «Особые отметки» в соответствии с требованиями п.52 указанного Положения ДД.ММ.ГГГГ были внесены сведения об изменении типа данного транспортного средства с «грузовой фургон» на «микроавтобус», транспортному средству присвоен №, изменена категория с «В» на «D».
Согласно п.28 названного Положения к категориям «В» и «D» относятся автомобили с разрешенной максимальной массой, не превышающей 3.500 кг, и имеющие число сидячих мест, кроме сиденья водителя, более 8 («D») или не превышающем 8 («В»).
Из пояснений истца по делу, следует, что автомобиль № был приобретен Маринушкиным в 2002 году, в переоборудованном виде, с числом мест 6 и категорией «В». Автомобиль выпущен заводом-изготовителем, как грузовой фургон, но предыдущими владельцами был переоборудован для пассажирских перевозок, с оборудованием окнами, установкой сначала более 8 сидений, а затем их уменьшением до 6. Категории автомобиля изменялись с «В» на «D» и вновь на «В».
Согласно данным ПТС ДД.ММ.ГГГГ была произведена регистрация изменений в ТС по уменьшению количества сидений до 6 и категории с «D» на «В», зарегистрировано изменение модели двигателя (№). Однако, сведений об изменении марки, модели № (графа 2), наименования (типа ТС) «микроавтобус» (графа 3) ПТС не содержит.
Вместе с тем, регистрация изменения типа(внесение изменений в конструкции) ТС, указанного в ПТС, может производиться органами ГИБДД в соответствии с Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию ТС, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ, утвержденным Приказом МВД РФ №1240 от 07.12.2000г.
Кроме того, согласно п.4 ст.15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Таким образом, при отсутствии подтвержденных в установленном законом порядке данных об изменении конструктивных признаков № зафиксированных в технических описаниях ТС, содержащихся в ПТС, с учетом особенностей транспортного налога налоговая база в отношении указанного автомобиля подлежит определению в соответствии с критериями, предусмотренными нормами налогового законодательства, с учетом критериев, позволяющих оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования.
В соответствии с ч.1 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Как следует из пояснений представителя УГИБДД УВД по Тульской области по доверенности Абрамовой А.Б., автомобиль № принадлежащий Маринушкину Н.А., по данным УГИБДД зарегистрирован как микроавтобус и относится к категории автобусов, но с меньшей мощностью двигателя.
Согласно зарегистрированным в установленном законом порядке в паспорте ТС № данным –указанный автомобиль зарегистрирован под типом «микроавтобус» с мощностью двигателя 90,0 л.с. (66,2 кВт).
Вместе с тем, несмотря на отнесение данного ТС к категории «В», исходя из установленных №-ЗТО «О транспортном налоге» видов объектов налогообложения, данное транспортное средство относится к категории «автобусы» с мощностью двигателя до 200 л.с. (до 147,1 кВт), в связи с чем, подлежит обложению налогом, исходя из соответствующей для указанной категории ТС налоговой ставки. При этом, суд принимает во внимание, что размер транспортного налога находится в прямой зависимости от объема мощности двигателя транспортного средства.
При таких обстоятельствах начисление налоговым органом транспортного налога на указанный объект налогообложения за налоговые периоды 2009, 2010гг., исходя из налоговой ставки, предусмотренной для таких типов транспортных средств, как автобусы, суд находит правомерным и обоснованным.
Исходя из установленных судом обстоятельств и доказательств, принимая во внимание отсутствие полномочий органов ГИБДД по установлению либо изменению конструктивных признаков транспортного средства, доводы истца о нарушении со стороны УГИБДД УВД по Тульской области прав и законных интересов Маринушкина Н.А. по представлению в налоговый орган неверных сведений относительно типа ТС, являющегося объектом налогообложения -№, суд находит несостоятельными.
Как видно из представленных суду стороной истца налоговых уведомлений, за налоговые периоды 2005-2008гг. начисление транспортного налога в отношении автомобиля № производилось по налоговой ставке, установленной для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 60 и до 100 лошадиных сил. Вместе с тем, поскольку суд пришел к выводу о том, что указанный автомобиль с 1999 года соответствует типу микроавтобус, транспортный налог в отношении него подлежал начислению по налоговой ставке, предусмотренной для транспортных средств типа автобусы.
При таких обстоятельствах, требования налогового органа № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие наличие задолженности Маринушкина Н.А. по транспортному налогу в общей сумме: на 05.10.2009г.- 5.316,78 руб., на 18.08.2010г.-8.864,36 руб. суд считает обоснованными.
Оценивая обстоятельства и доказательства по делу в их взаимосвязи и совокупности, суд принимает во внимание, что согласно письму налоговой инспекции РФ по Зареченскому району г.Тулы в адрес Маринушкина Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ требования № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога являются действительными и подлежащими исполнению, в связи с чем, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Маринушкина Н.А. в полном объеме.
Суд рассматривал дело в пределах заявленных, уточненных и поддержанных истцом исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Маринушкина Н.А. к ИФНС России по Зареченскому району г.Тулы, Управлению ГИБДД УВД по Тульской области МВД РФ об обязании ИФНС России по Зареченскому району г.Тулы произвести перерасчет суммы транспортного налога за 2006-2009 годы в отношении налогоплательщика- физического лица Маринушкина Н.А. и произведении начисления транспортного налога за 2010 год по объекту налогообложения УАЗ 3303 государственный регистрационный знак С 013 АУ 71, как за легковой автомобиль, о признании автомобиля с государственным регистрационным знаком С № объектом налогообложения -легковым автомобилем отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский райсуд г.Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий-подпись.