НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область) от 25.02.2020 № 12-21/20

Дело № 12-21/2020

РЕШЕНИЕ

25 февраля 2020 года г. Тверь

Судья Пролетарского районного суда г. Твери Виноградова И.В., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности - начальника ГКУ Тверской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Махлиса А.В., защитника Махлиса А.В. по доверенности Золотаревой Т.С., должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении-аудитора Контрольно-счетной палаты Волковой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Государственного казенного учреждения Тверской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Махлиса Александра Владимировича на постановление мирового судьи судебного участка № 80 Тверской области от 20.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 80 Тверской области от 20.12.2019 начальник ГКУ Тверской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Махлис А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, начальник ГКУ Тверской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Махлис А.В. обратился в суд с жалобой о его отмене и прекращении производства по делу, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

В обосновании доводов жалобы указано, что вынесенное постановление является незаконным, необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям. Должностное лицо Махлис А.В. не оспаривает факт превышения бюджетных средств, однако обращает внимание на отсутствие у него умысла на совершение данного правонарушения. 11.11.2015 между ГБУ здравоохранения Тверской области «Областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» и ГКУ Тверской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» был заключен договор о сотрудничестве. Предметом вышеуказанного договора является передача ГБУЗ ТО «Областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» функций по бухгалтерскому обслуживанию ГКУ Тверской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы», осуществляемое в целях организации бухгалтерского учета всех видов деятельности: бухгалтерской, налоговой и статистической деятельности учреждения.

Причиной правонарушения послужило не выполнение главным бухгалтером Централизованной бухгалтерии ФИО9 пунктов 2.4.1-2.4.4, 2.6.1-2.6.7 договора о сотрудничестве, а Махлис А.В. не обладая специальными знаниями в области бухгалтерского учета, полагался на добросовестное исполнение сторонами договора о сотрудничестве принятых на себя обязательств. 27.11.2019, с целью недопущения подобных правонарушений в будущем, Учреждением было подготовлено письмо в адрес главного врача ГБУЗ ТО ОЦ СПИД с просьбой проконтролировать исполнение обязательств, возникших из договора о сотрудничестве от 11.11.2015. Полагает, что в его действиях нет состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Получатель бюджетных средств в лице ГКУ «БСМЭ» принятые на себя обязательства обязан был исполнить в течение 2018 финансового года и в плановом периоде, который включает в себя 2019 и 2020 годы. Плановый период не закончился, поэтому нельзя говорить о нарушении статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Принимая на себя бюджетные обязательства, правомерность которых поставлена под сомнение, как получатель бюджетных средств, не заключал государственных или муниципальных контрактов, иных договоров с физическими или юридическими лицами, следовательно, ничьи имущественные и иные права нарушены не были, материального и иного вреда никому не причинено. По факту чего, был составлен протокол об административном правонарушении от 22.11.2019, говорить о превышении лимитов бюджетных обязательств, было бы правомерно, если в установленный срок, и далее в даты следующих ежемесячных платежей, в фонды, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 № 212 – ФЗ, страховые взносы не поступили. Однако страховые взносы во все фонды были выплачены вовремя, в полном объеме, следовательно, никакого ущерба получателям страховых взносов не причинено. Полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: не нарушены общественные отношения, возникшие в сфере бюджетных отношений, ущерба не понесли, следовательно отсутствует объект состава административного правонарушения; рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий по принятию бюджетных обязательств с нарушением установленных законом размеров в виде превышения бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств, однако лимиты бюджетных обязательств ГКУ «БСМЭ» с учетом планового периода и сроков уплаты страховых взносов не превышены, следовательно, отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения. Данное правонарушение не повлекло за собой каких-либо вредных последствий, не представляет собой общественной опасности и существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Учитывая, что сумма превышения размера лимитов бюджетных обязательств составляет 138 919 руб. 30 коп., что не является значительной суммой как для бюджета ГКУ «БСМЭ», так и по сравнению с исполненной за 2018 год сметой в размере 99 479 573 руб. 67 коп., данный факт не повлек за собой тяжких последствий для охраняемых законом общественных правоотношений, полагает, что причиненный вред можно отнести к категории малозначительных, что дает основания для прекращения административного дела по статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дополнительные денежные средства для выплаты заработной платы среднего и медицинского персонала, платежные поручения необходимо было передать в казначейство в кратчайшие сроки. Решение по выплатам и начислениям производились в авральном режиме, что и повлекло за собой арифметическую бухгалтерскую ошибку, было установлено, что на оплату взносов недостает указанной суммы, хотя в целом, по другим статьям даже остались не израсходованные средства, да и взносы в январе 2019 года были перечислены полностью, без ущерба для бюджета и без нарушения сроков уплаты. Заместитель начальника ГКУ «БСМЭ» по экономическим вопросам Петрунина О.В., допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля подтвердила, что при начислении заработной платы в декабре 2018 года, а также при отчислении во внебюджетные фонды, выяснилось, что не хватает денежных средств на внебюджетные фонды в полном объеме. В фонд социального страхования перечислена сумма из фактического наличия денежных средств, а оставшаяся сумма перечислена в январе 2019 года. При этом свидетель утверждала, что нехватка обусловлена технической ошибкой при подсчете необходимого дополнительного финансирования, которая не является грубым нарушением, поскольку платежи во внебюджетные фонды произведены в установленный законом срок, в начале января 2019 года, задолженности перед фондом не имеется. В данном случае, в пределах предоставленной компетенции начальник ГКУ «БСМЭ», должен был запросить у главного распорядителя бюджетных средств дополнительные лимиты. Таким образом, мировой судья квалифицировал действия Махлиса А.В. как состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств. При назначении наказания суд учел характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, впервые совершившего административное правонарушение. К смягчающим обстоятельствам мировой судья отнес признание вины и наличие несовершеннолетнего ребенка. Отягчающих административную ответственность обстоятельств мировой судья не усмотрел. Анализируя все обстоятельства дела в их совокупности, учитывая, что сумма принятых бюджетных обязательств мала, существенного ущерба охраняемым общественным правоотношениям не причинено, тяжкие последствия не наступили, лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, считает, что мировой судья должен был применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, освободив лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Наряду с этим, превышение лимита бюджетных обязательств не повлекло негативных последствий для областного бюджета и охраняемых законом правоотношений, что соотносится с требованиями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и свидетельствует о малозначительности совершенного должностным лицом административного правонарушения. Совершенное деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия опасных последствий выявленного правонарушения, способных причинить существенный вред охраняемым законом общественным отношениям, поведения должностного лица Махлиса А.В., который не имел умысла на совершение правонарушения, принял меры к устранению выявленных правонарушений, впервые привлекается к административной ответственности, является малозначительным.

В судебном заседании начальник ГКУ Тверской области «БСМЭ» Махлис А.В. и его защитник Золотарева Т.С. поддержали доводы жалобы в полном объеме.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, аудитор Контрольно-счетной палаты Волкова Н.М. просила постановление мирового судьи от 20.12.2019 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Из письменных возражений аудитора Контрольно-счетной палаты Волковой Н.М. следует, что при вынесении постановления от 20.12.2019 мировым судьей внимательно изучены протокол об административном правонарушении от 22.11.2019 № 31(121), составленный аудитором Волковой Н.М., представленные в качестве доказательства документы, подтверждающие факт принятия в 2018 году ГКУ «БСМЭ» бюджетных обязательств по КБК 0340909 3020210050 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств на сумму 138 919 руб. 30 коп., пояснения начальника ГКУ «БСМЭ» Махлиса А.В., его защитника Золотаревой Т.С., заместителя начальника Учреждения по экономическим вопросам Петруниной О.В., пояснения аудитора Волковой Н.М. ГКУ «БСМЭ» является получателем бюджетных средств, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области на основании бюджетной сметы. В своей деятельности ГКУ «БСМЭ» обязано руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации. Главным распорядителем бюджетных средств в отношении ГКУ «БСМЭ» выступает Министерство здравоохранения Тверской области, которое выполняет функции и полномочия учредителя в отношении учреждения. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162, пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства: в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований; путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. При этом пункт 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих исключение из этого правила. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», на который в своей апелляционной жалобе ссылается Махлис А.В., утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». С 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, регулируются положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации. Принятие бюджетных обязательств по КБК 0340909 3020210050 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» в связи с начислением страховых взносов на основании главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации согласуется с положениями пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязательства и факты хозяйственной жизни, изменяющие размер этих обязательств, подлежат обязательному отражению в бюджетном учете и бюджетной отчетности в момент их признания (совершения). Пунктом 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н, установлено, что бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций, в том числе в части возникновения расходных обязательств и операций, их изменяющих, признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций. Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные (денежные) обязательства учреждения, в том числе по уплате страховых взносов должны быть отражены в бухгалтерском и бюджетном учете в момент их признания (начисления) вне зависимости от сроков их кассового исполнения. Независимо от срока уплаты начисленные в декабре 2018 года страховые взносы подлежали отражению в бухгалтерском и бюджетном учете ГКУ «БСМЭ» в декабре 2018 года за счет доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств на 2018 год. Факт принятия ГКУ «БСМЭ» 29.12.2018 бюджетного обязательства по КБК 034 0909 3020210050 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2018 год на сумму 138 919 руб. 30 коп. подтверждается регистром бухгалтерского учета (карточкой счета 501.13 за 2018 год), а также формами бюджетной отчетности учреждения за 2018 год (Отчетом о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), сведениями о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175)). Доводы Махлиса А.В. о соблюдении существенного порядка управления страховых взносов не имеют отношения к делу, поскольку объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касается нарушения порядка принятия бюджетных обязательств, и не связана с кассовым исполнением расходов. Не имеет значение для квалификации данного правонарушения наличие или отсутствие реального ущерба для областного бюджета Тверской области. Мировым судьей правильно указано, что данное деяние не ведет к наступлению каких-либо материальных последствий, а носит формальный характер - его общественная опасность заключается в нарушении финансовой дисциплины. В течении 2018 года Махлисом А.В. не принимались меры, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 2А» пункта 31 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета Тверской области и бюджетных росписей главных распорядителей средств областного бюджета Тверской области. Отсутствие письменных обращений со стороны учреждения подтверждается письмом Министерства от 08.08.2019 №7076-КС. При этом, в соответствии с Отчетом об исполнении бюджета (ф. 0503127) ГКУ «БСМЭ» по состоянию на 31.12.2018 не исполнены назначения по лимитам бюджетных обязательств на сумму 746 226 руб. 33 коп., то есть за счет данных средств имелась возможность внести изменения в бюджетную роспись учреждения по КБК 034 0909 3020210050 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» (без увеличения общего объема финансирования учреждения) и не допустить нарушение положений пункта 3 статьи 219, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Таким образом, бездействие начальника ГКУ «БСМЭ» Махлиса А.В., выразившееся в непринятии мер по внесению изменений в бюджетную роспись учреждения, привело к нарушению положений пункта 3 статьи 219, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Передача функций по ведению бухгалтерского учета в централизованную бухгалтерию на основании договора о сотрудничестве от 11.11.2015, не снимает ответственности с начальника ГКУ «БСМЭ» Махлиса А.В. за соблюдением в учреждении законодательства о бухгалтерском учете и бюджетного законодательства. Обязанности и ответственность начальника ГКУ «БСМЭ» определены в уставе учреждения, должностной инструкцией начальника ГКУ «БСМЭ» и трудовым договором, заключенным Министерством с Махлисом А.В. В соответствии с пунктом 34 устава ГКУ «БСМЭ», утвержденного приказом Министерства от 30.12.2011 № 719 (с изменениями от 27.08.2018), начальник ГКУ «БСМЭ» организует работу и несет ответственность за деятельность учреждения в пределах своей компетенции; несет персональную ответственность за деятельность учреждения, в том числе за принятие обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также другие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации. Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что начальником ГКУ «БСМЭ» Махлис А.В. ненадлежащим образом исполнялись возложенные на него обязанности по руководству учреждением: не были приняты меры по соблюдению положений бюджетного законодательства, не осуществлялся надлежащий контроль за организацией бухгалтерского и бюджетного учета в учреждении, за соблюдением бюджетного законодательства. Лицо, виновное в совершении административного правонарушении, в апелляционной жалобе не только не признало своей вины, но не признало и факта совершенного административного правонарушения, что свидетельствует о том, что при избежание наказания за совершенное административное правонарушение должностное лицо учреждения в дальнейшем также будет руководствоваться собственными представлениями о соблюдении финансовой дисциплины в возлагаемом им учреждении, что повлечет за собой не только значительный вред для данной сферы общественных отношений, но и реальный ущерб для областного бюджета Тверской области. При вынесении постановления начальник ГКУ «БСМЭ» вину в совершении административного правонарушения признал и его раскаяние было учтено судом в качестве смягчающих вину обстоятельств.

Заслушав начальника ГКУ «БСМЭ» Махлиса А.В., его защитника Золотареву Т.С., аудитора Контрольно-счетной палаты Тверской области Волкову Н.М., исследовав материалы дела в полном объеме, судья пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 8 частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

При этом в силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу статьи 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 0000 до 50 000 руб.

В рамках реализации Контрольно-счетной палатой Тверской области полномочий, закрепленных пунктами 1 и 2 статьи 264.4 и абзацем 3 пункта 1 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при проведении контроля за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям годовой бюджетной отчетности Министерства за 2018 год установлен факт принятия Учреждением бюджетных обязательств по КБК 034 0909 3020210050 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» сверх доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, что свидетельствует о нарушении требований пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно бюджетной росписи и лимитам бюджетных обязательств на 2018 финансовый год и плановый период, утвержденных заместителем Министра здравоохранения Тверской области 18.12.2017, до Учреждения по КБК 034 0909 3020210050 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» доведены лимиты бюджетных обязательств на 2018 год в сумме 21 608 400 руб. (в течение 2018 года изменения в лимиты бюджетных обязательств по данному КБК не вносились), что соответствует лимитам бюджетных обязательств по КБК 034 0909 3020210050 119 (21 608 400 руб.), указанным в первоначальной и уточненной бюджетных сметах Учреждения на 2018 год. Согласно информации Министерства (письмо от 08.08.2019 № 7076-КС) в течение 2018 года от Учреждения не поступали официальные обращения по вопросу внесения изменений в бюджетную роспись расходов и лимиты бюджетных обязательств по КБК 034 0909 3020210050 119. В соответствии с регистром бухгалтерского учета (карточке счета 501.13 за 2018 год), отчету о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) Учреждением в 2018 году по КБК 034 0909 3020210050 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» приняты бюджетные обязательства на сумму 21 747 319 руб. 30 руб. (графа 7 отчета по ф. 0503128), что на 138 919 руб. 30 коп. (графа 11 отчета по ф. 0503128) превышает доведенные Учреждению лимиты по КБК 034 0909 3020210050 119 (21 608 400 руб. (графа 5 отчета по ф. 0503128)). В соответствии с карточкой счета 501.13 за 2018 год бюджетные обязательства по КБК 034 0909 3020210050 119 сверх доведенных лимитов на сумму 138 919 руб. 30 коп. приняты Учреждением 29.12.2018. Факт превышения доведенного лимита бюджетных обязательств на 2018 год по КБК 034 0909 3020210050 119 на сумму 138 919 руб. 30 коп. подтверждается показателем графы 2 «Обязательства сверх утвержденных бюджетных назначений», указанным в разделе 3 «Сведения о бюджетных обязательствах, принятых сверх утвержденных бюджетных назначений» Сведений о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175). В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно статье 2.4 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В соответствии с распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 10.11.2015 № 1026, распоряжениями Правительства Тверской области от 26.10.2018 № 590-рп, от 26.10.2018 № 591-рп Махлис А.В. назначен на должность начальника Учреждения с 11.11.2015. Пунктом 23 Трудового договора установлена ответственность руководителя Учреждения за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Трудовым договором. В соответствии с пунктами 6, 2.1, 2.22 должностной инструкции начальника Учреждения, утвержденной Министром здравоохранения тверской области 01.08.2013, начальник Учреждения осуществляет руководство деятельностью на основе единоначалия в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами; отвечает за судебно-медицинскую, организационно-методическую, финансовую и хозяйственную деятельность Учреждения; исполняет иные должностные обязанности в рамках имеющихся полномочий, установленных действующим законодательством. Пунктами 4.1,4.2 должностной инструкции установлена ответственность начальника Учреждения за ненадлежащее исполнение или неисполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, а также за нарушение законодательных и нормативно-правовых актов. Таким образом, должностным лицом – начальником Учреждения Махлисом А.В. совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 15.15.10 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам проверки аудитором Контрольно-счетной палаты Тверской области Волковой Н.М. составлен протокол № 31 (121) от 22.11.2019 в отношении начальника учреждения Махлиса А.В. об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в котором отражены выявленные нарушения (л.д. 4-6).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника ГКУ «БСМЭ» Махлиса А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья районного суда соглашается с выводами мирового судьи о наличии оснований для привлечения начальника ГКУ «БСМЭ» Махлиса А.В. к административной ответственности.

Факт совершения начальником ГКУ «БСМЭ» Махлисом А.В. административного правонарушения, подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении №31 (121) от 22.11.2019, согласно которого в рамках реализации Контрольно-счетной палатой Тверской области полномочий, закрепленных пунктами 1 и 2 статьи 264.4 и абзацем 3 пункта 1 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при проведении контроля за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям годовой бюджетной отчетности Министерства за 2018 год установлен факт принятия Учреждением бюджетных обязательств по КБК 034 0909 3020210050 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» сверх доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, что свидетельствует о нарушении требований пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно пунктам 2-6 Устава Учреждения (далее - Устав), утвержденного приказом Министерства от 30.12.2011 № 719 (с изменениями от 27.08.2018): финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области на основании бюджетной сметы; функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство, которое является главным распорядителем бюджетных средств в отношении Учреждения (получателя бюджетных средств) и распределяет лимиты бюджетных обязательств; Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тверской области и Министерства, а также Уставом. В соответствии с пунктами 28-34 Устава: управление Учреждением осуществляет его руководитель – начальник Учреждения на основе единоначалия; начальник Учреждения организует работу и несет ответственность за деятельность Учреждения в пределах своей компетенции; несет персональную ответственность за деятельность Учреждения, в том числе за принятие обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Согласно бюджетной росписи и лимитам бюджетных обязательств на 2018 финансовый год и плановый период, утвержденных заместителем Министра здравоохранения Тверской области ФИО11 18.12.2017, до Учреждения по КБК 034 0909 3020210050 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» доведены лимиты бюджетных обязательств на 2018 год в сумме 21 608 400 руб. (в течение 2018 года изменения в лимиты бюджетных обязательств по данному КБК не вносились), что соответствует лимитам бюджетных обязательств по КБК 034 0909 3020210050 119 (21 608 400 руб.), указанным в первоначальной и уточненной бюджетных сметах Учреждения на 2018 год. Согласно информации Министерства (письмо от 08.08.2019 № 7076-КС) в течение 2018 года от Учреждения не поступали официальные обращения по вопросу внесения изменений в бюджетную роспись расходов и лимиты бюджетных обязательств по КБК 034 0909 3020210050 119. Таким образом, в соответствии с положениями статьи 6, пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ Учреждением в 2018 году по КБК 034 0909 3020210050 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» могли быть приняты бюджетные обязательства на сумму 21 608 400 руб. Согласно регистру бухгалтерского учета (карточке счета 501.13 за 2018 год), отчету о бюджетных обязательствах (ф.0503128) Учреждением в 2018 году по КБК 034 0909 3020210050 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» приняты бюджетные обязательства на сумму 21 747 319 руб. 30 коп. (графа 7 отчета по ф. 0503128), что на 138 919 руб. 30 коп. (графа 11 отчета по ф.0503128) превышает доведенные Учреждению лимиты по КБК 034 0909 3020210050 119 (21 608 400 руб. (графа 5 отчета по ф.0503128)). В соответствии с карточкой счета 501.13 за 2018 год бюджетные обязательства по КБК 034 0909 3020210050 119 сверх доведенных лимитов на сумму 138 919 руб. 30 коп. приняты Учреждением 29.12.2018. Факт превышения доведенного лимита бюджетных обязательств на 2018 год по КБК 034 0909 3020210050 119 на сумму 138 919 руб. 30 коп. подтверждается показателем графы 2 «Обязательства сверх утвержденных бюджетных назначений», указанным в разделе 3 «Сведения о бюджетных обязательствах, принятых сверх утвержденных бюджетных назначений» Сведений о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф.0503175). В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. В соответствии со статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В соответствии с распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 10.11.2015 № 1026, распоряжениями Правительства Тверской области от 26.10.2018 № 590-рп, от 26.10.2018 № 591-рп Махлис А.В. назначен на должность начальника Учреждения с 11.11.2015. Согласно пунктам 6,7, подпунктам «а», «н» пункта 9 трудовых договоров от 10.11.2015 № 1511-10 (с изм. от 07.11.2017), от 26.10.2018 № 1810-26, заключенных Министерством с Махлисом А.В., начальник Учреждения: является единоличным исполнительным органом Учреждения, самостоятельно осуществляет руководство деятельностью Учреждения; обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава Учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов, Трудового договора; обязан обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации при выполнении финансово- хозяйственных операций. Пунктом 23 Трудового договора установлена ответственность начальника Учреждения за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Трудовым договором. В соответствии с пунктами 6, 2.1, 2.22 должностной инструкции начальника Учреждения (далее - Должностная инструкция), утвержденной Министром здравоохранения Тверской области 01.08.2013, начальник Учреждения осуществляет руководство деятельностью на основе единоначалия в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами; отвечает за судебно-медицинскую, организационно-методическую, финансовую и хозяйственную деятельность Учреждения; исполняет иные должностные обязанности в рамках имеющихся полномочий, установленных действующим законодательством. Пунктами 4.1,4.2 должностной инструкции установлена ответственность начальника Учреждения за ненадлежащее исполнение или неисполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, а также за нарушение законодательных и нормативно-правовых актов. Таким образом, должностным лицом – начальником Учреждения Махлисом А.В. совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 4-6);

- копией отчета по результатам внешней проверки бюджетной отчетности Министерства здравоохранения Тверской области за 2018 год с приложениями, согласно отчету о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128) и разделу 3 сведений о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175), пояснительной записке (ф. 0503160) сверх доведенных лимитов приняты бюджетные обязательства по взносам на обязательное социальное страхование на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений – ГКУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» по целевой статье 03409093020210050119 на сумму 138 900 руб. (доведенные лимиты – 21 608 400 руб., принятые обязательства 21 747 319 руб. Указанные действия учреждений свидетельствуют о нарушении требований пункта 3 статьи 219, пп. 2 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 10-40);

- копией бюджетной росписи (расходов) Министерства здравоохранения Тверской области на 2018 финансовый год и плановый период, в строке «взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» в 2018 год указано 21 608 400 руб. (л.д. 41-42);

- копией лимитов бюджетных обязательств Министерства здравоохранения Тверской области на 2018 финансовый год и плановый период, согласно которого в строке «взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» 2018 год указано 21 608 400 руб. (л.д. 43-44);

- копией бюджетной сметы ГКУ Тверской области «БСМЭ» на 2018 год согласно которой в строке «взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» указано 21 608 400 руб. (л.д. 45-46);

- копией уточненной бюджетной сметы ГКУ «БСМЭ» на 2018 год согласно которой в строке «взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» указано 21 608 400 руб. (л.д. 47-48);

- копией сообщения Министерства здравоохранения Тверской области от 01.08.2019 № 717/08-07, согласно которого официальных обращений от ГКУЗ ТО «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в течение 2018 года по вопросу внесения изменений в бюджетную роспись расходов и лимиты бюджетных обязательств по КБК 034 0909 3020210050 ВР 119 в Министерство не поступало (л.д. 49);

- копией карточки счета 501.13 за 2018 г., согласно которой доведенные лимиты составили 21 608 400 руб., принятые обязательства 21 747 319 руб. 30 коп., разница -138 919 руб. 30 коп. (л.д. 50-51);

- отчетом о бюджетных обязательствах на 01 января 2019 года согласно которого по строке «взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» КБК 03409093020210050119 в 2018 году лимит бюджетных обязательств составил 21 608 400 руб., принятые бюджетные обязательства на сумму 21 747 319 руб. 30 коп., не исполнено принятых бюджетных обязательств на сумму 138 919 руб. 30 коп. (л.д. 52-53);

- копией сведений о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств, согласно которого по КБК 03409093020210050119 обязательств сверх утвержденных бюджетных назначений составила 138 919 руб. 30 коп. (л.д. 54-56);

- копией распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 10.11.2015 № 1026, согласно которого 11.11.2015 на должность начальника ГКУ Тверской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» назначен Махлис А.В. (л.д. 57);

- копией распоряжения Губернатора Тверской области от 26.10.2018 № 590-рп, согласно которого 12.11.2018 Махлис А.В. уволен с должности начальника ГКУ Тверской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в связи с истечением срока трудового договора (л.д. 58);

- копией распоряжения Губернатора Тверской области ФИО10 от 26.10.2018 № 591-рп, Махлис А.В. 13.11.2018 назначен на должность начальника ГКУ Тверской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» сроком на 1 год на основании заключенного трудового договора (л.д. 59);

- копией трудового договора № 1511-10 с начальником ГУК «БСМЭ» от 10.11.2015 № 1511-10 (л.д. 60-68);

- копией дополнительного соглашения от 07.11.2017 № 52/17 к трудовому договору с начальником Государственного казенного учреждения Тверской области «БСМЭ» от 10.11.2015 № 1511-10 (л.д. 69);

- копией трудового договора № 1810-26 с начальником Государственного казенного учреждения Тверской области «БСМЭ» от 26.10.2018 (л.д. 70-77);

- копией должностной инструкции начальника Государственного казенного учреждения Тверской области «БСМЭ» (л.д. 78-82);

- копией Устава Государственного казенного учреждения Тверской области «БСМЭ» (л.д. 83-92).

Также вина начальника ГУК «БСМЭ» Махлиса А.В. подтверждается иными материалами дела.

Выводы мирового судьи о виновности начальника ГУК «БСМЭ» Махлиса А.В. в совершении указанного административного правонарушения мотивированы, собранные доказательства получили оценку, на основании всестороннего, полного, объективного исследования обстоятельств дела.

Доводы жалобы о том, что Махлис А.В. не обладает специальными знаниями в области бухгалтерского учета, поскольку функция по ведению бухгалтерского учета в ГКУ «БСМЭ» централизованной бухгалтерии осуществляются на основании договора о сотрудничестве от 11.11.2015, заключенного с ГБУЗ «областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», не принимаются судом, так как обязанности и ответственность начальника ГКУ «БСМЭ» определены в Уставе учреждения, должностной инструкции начальника учреждения и трудовых договорах, заключенных Министерством с Махлисом А.В. В соответствии с пунктом 34 устава ГКУ «БСМЭ», утвержденного приказом Министерства от 30.12.2011 № 719 (с изменениями от 27.08.2018), начальник ГКУ «БСМЭ» организует работу и несет ответственность за деятельность учреждения в пределах своей компетенции; несет персональную ответственность за деятельность учреждения, в том числе за принятие обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также другие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации. Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что начальником ГКУ «БСМЭ» Махлис А.В. ненадлежащим образом исполнялись возложенные на него обязанности по руководству учреждением: не были приняты меры по соблюдению положений бюджетного законодательства, не осуществлялся надлежащий контроль за организацией бухгалтерского и бюджетного учета в учреждении, за соблюдением бюджетного законодательства. Отсутствие у Махлиса А.В. специальных знаний в области бухгалтерского учета и бюджетного законодательства не могут являться основанием ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по руководству деятельностью учреждения, по соблюдению положений бюджетного законодательства.

Довод жалобы о том, что имущественные и иные права нарушены не были, вреда никому не причинено, правонарушение не повлекло за собой каких-либо вредных последствий и что не представляет собой общественной опасности, сумма в размере 138 919 руб. 30 коп. является незначительной суммой не принимаются судом во внимание, поскольку бездействие начальника ГКУ «БСМЭ» Махлиса А.В., выразившееся в непринятии мер по внесению изменений в бюджетную роспись учреждения, привело к нарушению положений пункта 3 статьи 219, пп. 2 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Доводы Махлиса А.В. о соблюдении существующего порядка уплаты страховых взносов не имеют отношения к рассматриваемому делу, поскольку объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касается нарушения порядка принятия бюджетных обязательств, и не связана с кассовым исполнением расходов. Данное деяние не ведет к наступлению каких-либо материальных последствий, а носит формальный характер - его общественная опасность заключается в нарушении финансовой дисциплины.

В соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные (денежные) обязательства учреждения, в том числе по уплате страховых взносов должны быть отражены в бухгалтерском и бюджетном учете в момент их признания (начисления) вне зависимости от сроков их кассового исполнения. Независимо от срока уплаты начисленные в декабре 2018 года страховые взносы подлежали отражению в бухгалтерском и бюджетном учете ГКУ «БСМЭ» в декабре 2018 года за счет доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств на 2018 год.

Доводы жалобы о том, что у него отсутствовал умысел на совершение данного правонарушения не принимается судом во внимание, поскольку в течение 2018 года начальником ГКУ «БСМЭ» Махлисом А.В. не принимались меры, предусмотренные пп. 4 пунктом 1 статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. «а» пункта 31 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета Тверской области и бюджетных росписей главных распорядителей средств областного бюджета Тверской области (главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета Тверской области), утвержденного приказом Министерства финансов Тверской области от 01.11.2012 № 29-нп, по направлению письменных обращений по изменению бюджетной росписи в Министерство – главному распорядителю бюджетных средств.

Постановление о привлечении начальника ГУК «БСМЭ» Махлиса А.В. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Наказание назначено с учетом наличия смягчающих и отсутствия отягчающих административную ответственность, характера совершенного административного правонарушения в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассматривая доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения, исхожу из следующего.

Согласно положениям статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценив характер совершенного административного правонарушения в сфере бюджетного законодательства, степень его общественной опасности с учетом объекта посягательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в связи тем, что допущенное заявителем правонарушение посягает на общественные отношения, регулируемые нормами бюджетного законодательства, находящиеся под особой защитой государства, и не может быть признано малозначительным.

Суд соглашается с выводом мирового судьи о том, что в рассматриваемом деле административное правонарушение направлено против финансовой дисциплины и несет угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него обязанностей по соблюдению требований бюджетного законодательства, в связи с этим совершенное административное правонарушение не является малозначительным.

В связи с изложенным, оснований для прекращения производства по делу, либо применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматриваю.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 80 Тверской области от 20.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника Государственного казенного учреждения Тверской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Махлиса Александра Владимировича оставить без изменения, а жалобу Махлиса А.В. – без удовлетворения.

Данное решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья И.В. Виноградова.