РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2021 г. г. Тверь
Пролетарский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Комаровой Е.С.,
при секретаре Галаган В.И.,
с участием представителя административного истца Оганнисян Р.Н.,
представителя административного ответчика Куприянова К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области к Краснюк Наталье Александровне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Тверской области (далее - налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Краснюк Н.А., в котором просила взыскать с последней задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в сумме 16 965,00 руб., пени в размере 2 672,27 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 в сумме 3 327,75 руб., пени в размере 524,18 руб., а всего в сумме 23 489,20 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Краснюк Н.А. состояла на учете в качестве арбитражного управляющего, и согласно п. 1 ст. 419 НК РФ являлась плательщиком страховых взносов. В связи с неуплатой налогоплательщиком страховых взносов в установленные сроки, налогоплательщику было направлено требование об уплате задолженности от 19.06.2019 № 43300 с предложением погасить задолженность. Требование было направлено налогоплательщику в личный кабинет, однако, требование оставлено без исполнения. Определением мирового судьи судебного участка № 80 Тверской области от 25.11.2019 по делу № 2а-1493/2019 был отменен судебный приказ о взыскании с налогоплательщика задолженности, выданный 13.08.2019.
Представитель административного истца Оганнисян Р.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснила, что по данным налоговой инспекции административный ответчик прекратил свою деятельность в качестве арбитражного управляющего 21.09.2017. За 2017 год административным ответчиком налоговая декларация предоставлена не была. Вместе с тем, обязанность по уплате страховых взносов не зависит от наличия дохода.
Административный ответчик Краснюк Н.А. в судебное заседание не явилась при надлежащем извещении, ранее были представлены письменные возражения на административное исковое заявление, суть которых сводится к следующему. Административный истец ссылается на неуплату страховых взносов с 01.01.2017, однако Налоговым кодексом РФ предусмотрено взыскание только за 2018, 2019, 2020 годы. Согласно сведениям, содержащимся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве Краснюк Н.А. была арбитражным управляющим, т.е. состояла в саморегулируемой организации Ассоциации Ведущих Арбитражных Управляющих «Достояние», только в период с 24.07.2012 по 08.09.2017. Административный истец незаконно начислил страховые взносы за 2017 год и пени. Административным истцом не указана налоговая база, то есть тот доход который должен быть получен арбитражным управляющим. Доходы управляющего регулируются законодательством о несостоятельности (банкротстве), деятельность арбитражного управляющего является предпринимательской, она может приносить как прибыль, так и убытки. Соответственно, если у арбитражного управляющего не было дохода, прибыли, если сумма расходов превышает сумму доходов, следовательно, отсутствует налоговая база, т.е. стоимостная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база - это денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению (п. 1 ст. 274 НК РФ). В соответствии с ч. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом, (п. 2 ст. 286 НК РФ). Вызывает сомнение отправка административным истцом требования об уплате налога. Необходимо отметить, что о наличии вынесенного судебного приказа истцу стало известно только от судебного пристава Пролетарского ОССП г. Твери Сыромятниковой Я.А., возбудившего исполнительное производство.
Представитель административного ответчика Куприянов К.Д. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях административного ответчика, дополнительно пояснил, что административный ответчик лично отчетность не сдавала, поэтому не может представить доказательства отсутствия доходов. Полагал, что в связи с отсутствием доходов административный ответчик не должна была уплачивать страховые взносы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Расчетным периодом признается календарный год (п. 1 ст. 423 НК РФ).
Как следует из п. 1 ст. 430 НК РФ, в редакции, действовавшей по состоянию на 2017 год, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 1, 3 п. 2 ст. 425 НК РФ тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой: на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов; на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Согласно п. 1 ст. 52 НК РФ плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта (п. 9 ст. 45 НК РФ).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Указанной статьей предусмотрен порядок взыскания соответствующих пеней. Пени уплачиваются помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 1, 2 ст. 69 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Из материалов дела следует и судом установлено, что Краснюк Н.А. состояла на учете в качестве арбитражного управляющего до 08.09.2017, согласно протокола заседания Совета Ассоциации Ведущих Арбитражных управляющих «Достояние» от 08.09.2017 Краснюк Н.А. исключена из членов Ассоциации ВАУ «Достояние».
В связи с этим представленные налоговым органом сведения об исключении Краснюк Н.А. с 21.09.2017 суд отвергает, поскольку представленные налоговой инспекцией данные свидетельствуют об исключении административного ответчика из сводного государственного реестра арбитражных управляющих, а не из членов Ассоциации арбитражных управляющих.
Судом установлено и административным ответчиком не оспаривалось, что он не исполнил обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в связи с чем образовалась задолженность.
Требованием № 43300 от 19.06.2019 налоговый орган сообщил налогоплательщику о невыполнении обязанности по своевременной уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 16 965,00 руб., пени в размере 2672,27 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 3327,75 руб., пени в размере 524,18 руб., предложено погасить задолженность в срок до 30.07.2019.
В установленный срок административным ответчиком обязанность по уплате страховых взносов, пени не исполнена.
Определением мирового судьи судебного участка № 80 Тверской области от 25.11.2019 года отменен судебный приказ от 13.08.2019 о взыскании с Краснюк Н.А. задолженности.
Административный иск предъявлен в суд 22.05.2020, то есть в пределах срока подачи административного искового заявления в суд.
Вместе с тем, проверив расчет страховых взносов, произведенный административным истцом, суд частично не соглашается с ним, поскольку административным истцом расчет страховых взносов произведен по 21.09.2017, однако, как указано выше и установлено судом, Краснюк Н.А. прекратила свою деятельность в качестве арбитражного управляющего в связи с исключением ее из членов Ассоциации ВАУ «Достояние» 08.09.2017.
Таким образом, расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2017 по 08.09.2017 суд производит следующим образом: (7500 руб. ? 26% ? 8 мес.) + (7500 руб. ? 26% / 30 дней ? 8 дней) = 16 120 руб.
Расчет страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2017 по 08.09.2017 суд производит следующим образом: (7500 руб. ? 5,1% ? 8 мес.) + (7500 руб. ? 5,1% / 30 дней ? 8 дней) = 3162 руб.
Поскольку административным истцом неверно произведен расчет страховых взносов, суд также производит перерасчет пеней, при этом, учитывает, что административный истец просит взыскать пени за период с 07.10.2017 по 18.06.2019, а в силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
На основании изложенного расчет пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование суд производит следующим образом:
07.10.2017 – 29.10.2017 (16120 руб. ? 23 дн. ? 8,5% / 300) = 105,05 руб.
30.10.2017 – 17.12.2017 (16120 руб. ? 49 дн. ? 8,25% / 300) = 217,22 руб.
18.12.2017 – 11.02.2018 (16120 руб. ? 56 дн. ? 7,75% / 300) = 233,2 руб.
12.02.2018 – 25.03.2018 (16120 руб. ? 42 дн. ? 7,5% / 300) = 169,26 руб.
26.03.2018 – 16.09.2018 (16120 руб. ? 175 дн. ? 7,25% / 300) = 681,74 руб.
17.09.2018 – 16.12.2018 (16120 руб. ? 91 дн. ? 7,5% / 300) = 366,73 руб.
17.12.2018 – 16.06.2019 (16120 руб. ? 182 дн. ? 7,75% / 300) = 757,91 руб.
17.06.2019 – 18.06.2019 (16120 руб. ? 2 дн. ? 7,5% / 300) = 8,06 руб.,
а всего 2 539,17 руб.
Расчет пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование суд производит следующим образом:
07.10.2017 – 29.10.2017 (3162 руб. ? 23 дн. ? 8,5% / 300) = 20,61 руб.
30.10.2017 – 17.12.2017 (3162 руб. ? 49 дн. ? 8,25% / 300) = 42,61 руб.
18.12.2017 – 11.02.2018 (3162 руб. ? 56 дн. ? 7,75% / 300) = 45,74 руб.
12.02.2018 – 25.03.2018 (3162 руб. ? 42 дн. ? 7,5% / 300) = 33,2 руб.
26.03.2018 – 16.09.2018 (3162 руб. ? 175 дн. ? 7,25% / 300) = 133,73 руб.
17.09.2018 – 16.12.2018 (3162 руб. ? 91 дн. ? 7,5% / 300) = 71,94 руб.
17.12.2018 – 16.06.2019 (3162 руб. ? 182 дн. ? 7,75% / 300) = 148,67 руб.
17.06.2019 – 18.06.2019 (3162 руб. ? 2 дн. ? 7,5% / 300) = 1,58 руб.,
а всего 498,07 руб.
На основании изложенного суд взыскивает с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 16 120,00 руб. и пени в сумме 2 539,17 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 3 162,00 руб. и пени в сумме 498,07 руб., а всего 22 319,24 руб.
В удовлетворении остальной части требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области к Краснюк Н.А. суд отказывает.
Доводы административного ответчика об отсутствии обязанности по уплате страховых взносов в связи с отсутствием у административного ответчика в 2017 году доходов, суд отвергает по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 420 НК РФ, в редакции действовавшей до прекращения административным ответчиком деятельности в качестве арбитражного управляющего, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Пунктом 7 ст. 430 НК РФ предусмотрены периоды, за которые плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Такое основание для освобождения от уплаты страховых взносов как отсутствие доходов от осуществляемой деятельности, налоговым законодательством не предусмотрено. Уплата страховых взносов арбитражными управляющими осуществляется независимо от факта получения дохода от осуществляемой деятельности в конкретном налоговом периоде.
Доказательств наличия периодов, подлежащих исключению из расчета задолженности по уплате страховых взносов, административным ответчиком не представлено.
В связи с частичным удовлетворением административного иска государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика в доход бюджета по правилам ч. 1 ст. 114 КАС РФ и ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области к Краснюк Наталье Александровне удовлетворить частично.
Взыскать с Краснюк Натальи Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 16 120 (шестнадцать тысяч сто двадцать) рублей 00 копеек и пени в сумме 2 539 (две тысячи пятьсот тридцать девять) рублей 17 копеек, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 3 162 (три тысячи сто шестьдесят два) рубля 00 копеек и пени в сумме 498 (четыреста девяносто восемь) рублей 07 копеек, а всего 22 319 (двадцать две тысячи триста девятнадцать) рублей 24 копейки.
В удовлетворении остальной части требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области к Краснюк Наталье Александровне отказать.
Взыскать с Краснюк Натальи Александровны в бюджет муниципального образования Тверской области - городской округ город Тверь государственную пошлину в размере 869 (восемьсот шестьдесят девять) рублей 58 копеек.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Комарова
Решение в окончательной форме принято 03 февраля 2021 г.
Судья Е.С. Комарова
1версия для печатиДело № 2а-55/2021 (2а-1580/2020;) (Решение)