Дело № 2-153/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2022 года г. Тверь
Пролетарский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Виноградовой И.В.,
при секретаре Михайловой А.В.,
с участием истца Петровой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровой Софьи Ивановны к Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области, Администрации г. Твери, Департаменту финансов Администрации г. Твери, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тверской области о включении в наследственную массу излишне уплаченных наследодателем сумм налогов, взыскании денежных средств, судебных расходов,
установил:
Петрова С.И. обратилась в суд с исковыми требованиями к Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области о взыскании денежных средств в размере 35 964 руб. 05 коп., судебных расходов в виде уплаченной при подаче иска госпошлины, признании незаконным отказа о возврате излишне уплаченных наследодателем сумм налогов, понуждении возвратить излишне уплаченные суммы налогов.
В обоснование исковых требований указано, что она является наследником по закону на имущество ФИО7 умершей ДД.ММ.ГГГГ, принявшим наследство по закону. В материалы наследственного дела № 114/2019 года на имущество ФИО8 на запрос нотариуса ФИО9 поступил ответ Межрайонной ИФНС № 10 по Тверской области, согласно которому, по данным инспекции по состоянию на 24.01.2020 по налогоплательщику ФИО10 числятся излишне уплаченные налоги в общей сумме 35 964 руб. 05 коп., возврат которых наследникам умершего не предусмотрен действующим законодательством РФ о налогах и сборах. Вместе с тем, в случае вынесения судом решения о возврате наследникам указанных денежных средств и вступления его в законную силу, налоговый орган исполняет указанное решение. Постановлением нотариуса ФИО13 от 21.05.2021 Петровой С.И. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на имущество Петровой С.И., в виде сумм излишне уплаченных наследодателем налогов, поскольку возврат таких сумм наследникам умершего не предусмотрен действующим законодательством РФ о налогах и сборах. Однако на основании ст. 35 Конституции РФ, ст. ст. 129, 218, 1112 ГК РФ, излишне уплаченные наследодателем суммы налога должны быть включены в состав наследственной массы и унаследованы наследником ФИО12 по общим правилам наследования.
24.12.2021 к производству суда принято уточненное исковое заявление. Петрова С.И. просит включить в наследственную массу сумм излишне уплаченных наследодателем ФИО14. сумм налога в размере 35 964 руб. 05 коп., взыскать с Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области денежные средства в размере 35 964 руб. 05 коп., взыскать Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области уплаченную государственную пошлину в размере 1 278 руб. 92 коп.
Определением 20.01.2022 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области, Администрация г. Твери, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тверской области.
Определением 17.02.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент финансов администрации г. Твери.
Истец Петрова С.И. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просила вернуть излишне уплаченные ее матерью налоги, считала это несправедливым. Пояснила, что сам налогоплательщик должен обращаться с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налогов, но документально доказать факт обращения она не может.
Ответчик Межрайонная ИФНС России № 10 по Тверской области при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направила. Ранее в судебном заседании представитель ответчика возражала против заявленных требований, поскольку сумма излишне уплаченных налогов не подлежит возврату.
Соответчик Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно представленным письменным пояснениям вопросы, связанные с возвратом сумм излишне уплаченных страховых взносов, относятся к сфере публично-правовых отношений, которые до 01.01.2017 регулировались Федеральным Законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а с 01.01.2017 Налоговым кодексом Российской Федерации. Федеральным законом от 03.07.2016 №243-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вступившим в законную силу 01.01.2017, полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам. ФИО15 с 16.09.2016 по 03.05.2019 зарегистрирована в ОПФР по Тверской области в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно программного комплекса РК АСВ задолженность, а также переплата по страховым взносам на 01.01.2017 перед Пенсионным фондом у ФИО16 отсутствовала. В связи с тем, что согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом, а также, что Петрова С.И. не предъявляет каких либо требований к ОПФР по Тверской области полагали, ОПФР по Тверской области не является соответчиком по настоящему делу.
Соответчик Администрация г. Твери при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направила.
Соответчик Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тверской области при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил. В представленном письменном заявлении указано, что он не может выступать в качестве соответчика по данному гражданскому делу. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах Пенсионный фонд Российской Федерации», Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с 01.01.2010 по 31.12.2016 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование. С 01.01.2017 функции по установлению, взиманию и контролю за перечислением страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения перешли к Федеральной налоговой службе Российской Федерации и ее территориальным органам (ст.22 Закона № ФЗ).
Соответчик Департамент финансов администрации г. Твери при надлежащем извещении о времени месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому просил в требованиях Петровой С.И. отказать. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов. В силу пункта 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Подпунктом 3 пункта 3 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Таким образом, законодательство о налогах и сборах определяет права и обязанности исключительно самого налогоплательщика - физического лица, не передавая и не возлагая их на его наследников (за исключением задолженности по имущественным налогам - подпункт 3 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Согласно статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом согласно абзацу 2 данной статьи не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами. Порядок зачета или возврата излишне уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов предусмотрен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по заявлению налогоплательщика, который излишне уплатил налог. Согласно пункту 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены специальные условия и правила их выплаты. По смыслу статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежавшие выплате, но не полученные наследодателем при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств существования, включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях. Наследник имеет право на получение соответствующих денежных сумм только тогда, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но не получены им при жизни. Из материалов дела не следует, что при жизни Петрова Л.B. обращалась в налоговый орган с соответствующими требованиями о возврате излишне уплаченных налогов (сборов), решение о возврате ей денежных сумм налоговым органом не принималось. Соответственно, с учетом положений части 2 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, Петрова С.И., являющаяся ее наследником, не вправе требовать возврата из бюджета денежных сумм излишне уплаченного непосредственно наследодателем налога (сбора). Права наследников производны от прав наследодателя только в части получения начисленных сумм, причитающихся ему к выплате, но не полученных при жизни.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 настоящего Кодекса (ст. 1119 ГК РФ). Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве (статья 1149).
Судом установлено, что наследодатель ФИО17 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II-OH № 773171 от 06.05.2019 (том 1 л.д. 68).
Согласно поступившей от нотариуса ФИО18 копии наследственного дела № 114/2019 года на имущество ФИО19 умершей ДД.ММ.ГГГГ (том л.д. 67-105) истец Петрова С.И. является наследником по закону на имущество ФИО20., умершей ДД.ММ.ГГГГ принявшим наследство по закону, по правилу пункта 1 статьи 1153 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в установленный статьей 1154 Гражданского Кодекса Российской Федерации срок (том 1 л.д. 67-105).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов. В силу пункта 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
На запрос нотариуса ФИО21 поступил ответ из Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области № 16-19\01492 от 24.01.2020, согласно которому, по данным инспекции по состоянию на 24.01.2020 за налогоплательщиком ФИО22 ИНН №, умершей ДД.ММ.ГГГГ, числятся излишне уплаченные налоги в общей сумме 35 964 руб. 05 коп., возврат которых наследникам умершего не предусмотрен действующим законодательством РФ о налогах и сборах. Вместе с тем, в случае вынесения судом решения о возврате наследникам указанных денежных средств и вступления его в законную силу, налоговый орган исполняет указанное решение (том 1 л.д. 97-98).
Постановлением врио нотариуса ФИО23 25.05.2021 вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия по выдаче Петровой С.И. свидетельства о праве на наследство по закону на суммы излишне уплаченного налога ФИО24 со ссылкой на приведенный выше ответ Межрайонной ФНС России № 10 по Тверской области от 24.01.2020 № 16-19-01492.
Подпунктом 3 пункта 3 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Согласно статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом согласно части 2 данной статьи не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.
Таким образом, законодательство о налогах и сборах определяет права и обязанности исключительно самого налогоплательщика - физического лица, не передавая и не возлагая их на его наследников (за исключением задолженности по имущественным налогам - подпункт 3 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Согласно пункту 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены специальные условия и правила их выплаты.
По смыслу статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежавшие выплате, но не полученные наследодателем при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств существования, включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях.
Наследник имеет право на получение соответствующих денежных сумм только тогда, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но не получены им при жизни.
Из материалов дела следует, что при жизни Петрова Л.В. не обращалась в налоговый орган с соответствующими требованиями о возврате излишне уплаченного налога, решение о возврате ей денежных сумм налоговым органом не принималось.
Как следует из материалов дела Петрова С.И. обращалась в МИФНС России № 10 по Тверской области с заявлениями о возврате излишне уплаченной суммы налога.
По результатам рассмотрения данного заявления МИФНС России № 10 по Тверской области принято решение от 18.06.2021 об отказе в возврате налога в связи с тем, что такая процедура не предусмотрена действующим законодательством (том 1 л.д. 132).
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах Пенсионный фонд Российской Федерации», Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с 01.01.2017 спорные отношения регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации и находятся в ведении налоговых органов, а кроме того, взносы и иные платежи в фонды обязательного медицинского страхования подлежат зачислению в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Как следует из материалов дела по данным инспекции по состоянию на 24.01.2020 года за наследодателем ФИО25 ИНН № умершей ДД.ММ.ГГГГ года, числятся излишне уплаченные налоги в общей сумме 35 964 руб. 05 коп., взносы разнесены на индивидуальные лицевые счета:
- по КБК 18210202140060010160 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года)» (налог) в сумме 27 610 руб. 22 коп.;
- по КБК 18210202010060010160 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)» (налог) в сумме 2 212 руб.;
- по КБК 18210504010020000110 «Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городских округов» (налог) в сумме 3 458 руб. 35 коп., (пеня) в сумме 0 руб. 44 коп;
- по КБК 18210202103080013160 «Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года» в сумме 2 683 руб. 04 коп.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются самостоятельными плательщиками страховых взносов за себя на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Согласно пункту 1 статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Таким образом, страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями в федеральный бюджет, на индивидуальный лицевой счет плательщика страховые взносы не зачисляются, что также подтверждается ответом Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области от 15.03.2022 № 06-27/бн.
Соответственно, с учетом положений части 2 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, Петрова С.И., являющаяся наследником ФИО26 не вправе требовать возврата из бюджета денежных сумм излишне уплаченного непосредственно наследодателем налога. Права наследников производны от прав наследодателя только в части получения начисленных сумм, причитающихся ему к выплате, но не полученных при жизни.
Оценив названные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований о включении в наследственную массу излишне уплаченных наследодателем сумм налогов, взыскании денежных средств.
Поскольку судом отказано в удовлетворении требования о включении в наследственную массу излишне уплаченных наследодателем сумм налогов, взыскании денежных средств, требование о взыскании судебных расходов удовлетворению не подлежат, поскольку носят производный характер.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Петровой Софьи Ивановны к Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области, Администрации г. Твери, Департаменту финансов Администрации г. Твери, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тверской области о включении в наследственную массу излишне уплаченных наследодателем сумм налогов, взыскании денежных средств, судебных расходов, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей жалобы через Пролетарский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Виноградова
Решение в окончательной форме принято 22 марта 2022 года.
Судья И.В. Виноградова
Дело № 2-153/2022