НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область) от 12.12.2018 № 2А-1486/18

Дело N 2а-1486/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тверь 12 декабря 2018 года

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Баранова В.В.,

с участием прокурора Степенковой О.В., представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО1, представителей заинтересованных лиц ФИО2, ФИО3, ФИО4,

при секретаре Смирновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по иску прокурора Пролетарского района города Твери к Администрации города Твери о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пролетарского района г. Твери обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Твери о признании незаконным бездействия Администрации города Твери, выразившееся в не принятии мер по сносу аварийных (ветхих) домов № 2, 4, 6 по ул. Прядильная, № 1/7, 3, 5 по ул. Спортивная г. Твери, и возложении на Администрацию города Твери обязанности организовать работы по сносу аварийных (ветхих) домов № 2, 4, 6 по ул. Прядильная, № 1/7, 3, 5 по ул. Спортивная г. Твери до 31.12.2018.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано на то, что прокуратурой Пролетарского района г. Твери проведена проверка по фактам пожаров, произошедших в микрорайоне Первомайский г. Твери в домах, признанных аварийными (ветхими). Установлено, что дома № 2, 4, 6 по ул. Прядильная, № 1/7, 3, 5 по ул. Спортивная г. Твери находятся в разрушенном состоянии, полностью расселены и подлежат сносу. В соответствии с постановлением администрации города Твери от 31.12.2009 № 3869 «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу» признаны аварийными и подлежащими сносу дома № 1/7, 3, 5 по ул. Спортивная, дома № 2, 4 по ул. Прядильной г. Твери. По сведениям ОНД по городу Твери в 2015 году осуществлены выезды пожарных подразделений по адресам: ул. Прядильная, д. 4 (ЖРП № 345 от 18.12.2015), ул. Прядильная, д. 6 (ЖРП № 367 от 25.12.2015), ул. Спортивная, д. 1/7 (ЖРП № 248 от 18.08.2015). 06.05.2018 и 07.05.2018 произошли пожары в доме № 5 по ул. Спортивная, 08.05.2018 в доме № 3 по ул. Спортивная г. Твери. Постановлением Главы города Твери от 25.02.2000 № 528 многоквартирный дом № 6 по ул. Прядильная г. Твери признан ветхим и подлежащим включению в список ветхих жилых домов муниципальной собственности, предлагаемых для первоочередного отселения жителей по Пролетарскому району. По сведениям ОНД и ПР по г. Твери ГУ МЧС России по Тверской области 08.07.2007, 21.09.2008, 23.09.2008 подразделения пожарной охраны выезжали на тушение загораний в доме № 6 по ул. Прядильная. На момент тушения жильцы в доме не проживали, дом находится по внешним признакам в аварийном состоянии не пригодном для проживания. Ранее прокуратурой района проводилась проверка по обращению Депутата Законодательного собрания Тверской области ФИО5 в интересах жителей микрорайона Первомайский г. Твери по вопросу неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, сложившейся в районе сгоревших, разрушенных и полуразрушенных домов. По результатам проверки прокуратурой района 19.02.2016 Главе администрации города Твери внесено представление об устранении выявленных нарушений. Решением Тверской городской Думы от 07.07.2005 № 71 утверждена городская целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда г. Твери на 2005-2010 годы». В соответствии с приложением № 2 названной программы дом № 6 по ул. Прядильная в г. Твери включен в перечень ветхих домов подлежащих расселению. Также, решением Тверской городской Думы от 29.05.2008 № 77 утверждена муниципальная адресная программа «Снос и реконструкция многоквартирных домов в микрорайоне «Первомайский -2» в Пролетарском районе города Твери». Данная программа предусматривала поэтапное и планомерное выполнение необходимых мероприятий в срок со II квартала 2008 года до IV квартала 2010 года. Согласно приложению № 2 данной программы в перечень многоквартирных домов, планируемых к сносу в микрорайоне «Первомайский-2» в Пролетарском районе города Твери, включены многоквартирные дома № 2, 4, 6 по ул. Прядильная, № 1/7, 3, 5 по ул. Спортивная г. Твери. Однако указанная муниципальная программа не была реализована в полном объеме, снос аварийных (ветхих) домов № 2, 4, 6 по ул. Прядильная, № 1/7, 3, 5 по ул. Спортивная г. Твери до настоящего времени не осуществлен.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Правительство Тверской области, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и ФИО6

В ходе рассмотрения дела прокуратура Пролетарского района города Твери неоднократно уточняла административные исковые требования, окончательно прося признать незаконными бездействия Администрации города Твери, выразившиеся в не принятии мер по сносу аварийных домов № 4 по ул. Прядильная, № 1/7, 3 по ул. Спортивная г. Твери, непринятию мер препятствующих несанкционированному доступу людей в аварийный дом № 5 по ул. Спортивная г. Твери и непринятию мер по утилизации строительного мусора, оставшегося после прекращения эксплуатации аварийного дома № 2 по ул. Прядильная г. Твери; возложении на Администрацию города Твери обязанности организовать мероприятия по сносу аварийных (ветхих) домов № 4 по ул. Прядильная, № 1/7, 3 по ул. Спортивная г. Твери до 31.12.2018; возложении на Администрацию города Твери обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийный дом № 5 по ул. Спортивная г. Твери, в целях предупреждения причинения вреда населению и окружающей среде до 31.12.2018; возложении на Администрацию города Твери обязанности осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора, оставшегося после прекращения эксплуатации аварийного дома № 2 по ул. Прядильная г. Твери до 31.12.2018.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пролетарского района города Твери Степенкова О.В. поддержала административное исковое заявление по приведенным основаниям, уточнив срок исполнения обязанностей по всем требованиям, установив его до 30.06.2019.

Представитель административного ответчика Администрации города Твери и заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Твери ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве. Дополнительно пояснила, что указанные дома находятся в собственности администрации г. Твери. Дома № 4 ул. Прядильная, № 1/7 и № 3 по ул. Спортивная расселены, дом № 5 по ул. Спортивная расселен через суд. По дому № 2 на ул. Прядильная истцом не представлено доказательств того, что имеется строительный мусор. Действия, указанные в п. 2 уточненного иска, запланированы на 2019 год, будет подготавливаться проектная документация. Срок должен быть установлен в течение финансового года до 31.12.2019.

Из отзыва Администрации города Твери следует, что решением Тверской городской Думы от 20.12.2017 № 113 (407) «О бюджете города Твери на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в редакции, действующей до 11.07.2018, на ликвидацию аварийного жилья (снос жилых домов, не подлежащих капитальному ремонту или реконструкции) было предусмотрено бюджетное финансирование на 2018 год в размере 11 010 300, 00 тыс. рублей, которое в настоящее время изменено в меньшую сторону, в частности на 2018 год бюджетом города Твери предусмотрена иная сумма – 6 210 300 тыс. рублей, основание: решение Тверской городской Думы от 11.07.2018 № 144 «О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 20.12.2017 № 113 (407) «О бюджете города Твери на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Финансирование 2019 и 2020 годов по данной подпрограмме оставлено без изменения. При этом данное решение Тверской городской Думы прокурором Центрального района города Твери (уполномоченного осуществлять функции надзора за соблюдением представительным органом местного самоуправления требований федерального законодательства) в установленном порядке не оспорено. Действия, направленные на формирование и утверждение бюджета города Твери, в частности по финансированию работ по реализации подпрограммы «Ликвидация аварийного жилья», исключают, в целом, бездействие административного ответчика. С целью ликвидации (уничтожения) аварийных домов как объектов недвижимости, а также не причинения ущерба (вреда) заинтересованным лицам, администрацией города Твери предпринимались меры по исполнению требований закона в части расселения граждан-нанимателей из аварийных домов, а также изъятия (выкупа) земельных участков и жилых помещений в таких домах. Судебные споры, возникшие в отношении домов № 3 и № 5 на улице Спортивная в городе Твери, исключают бездействие администрации города Твери (по объективной причине). Перечень аварийных домов, заявленный прокурором, включён в общий перечень аварийных домов, в отношении одних из которых, например, 08.08.2018 заключены муниципальные контракты по разработке проектно-сметной документации на снос (демонтаж) аварийных домов по адресам: г. Тверь, <...>, город Тверь, <...>, <...>, город Тверь, <...>, <...>. Указанные выше мероприятия свидетельствуют о том, что подпрограмма «Ликвидация аварийного жилья» реализуется в пределах финансирования. Очевидно, что исполнение решения суда по настоящему делу, в случае удовлетворения иска, ставит административного ответчика в зависимость от действий иного лица, в частности Тверской городской Думы, в полномочия которой входит рассмотрение и утверждение бюджета города Твери. Ссылка административного истца на постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу пли реконструкции» является в части определения сроков для сноса аварийных домов не состоятельной, поскольку Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов (пункт 49 указанного Положения). Срок сноса аварийных домов таким правовым актом не предусматривается, следовательно, требования прокурора (о сносе) со ссылкой на данный правовой акт не состоятельны. В материалах административного дела отсутствует документ, подтверждающий вину администрации города Твери, в том числе действий по самовольному занятию земельного участка, что свидетельствует о необоснованности требований прокурора в части ссылки на пункт 3 статьи 76 ЗК РФ. Требования основаны на догадках, предположениях, что прямо указано в административном уточнённом иске, например, «возможно уничтожение жилых домов и иного имущества, находящегося на прилегающей территории», что недопустимо по смыслу статей 59-62 КАС РФ, и требует самостоятельной судебной оценки. Исходя из того, что административным ответчиком не оспариваются правовые акты о признании домов аварийными и подлежащими сносу, сам по себе иск о понуждении к сносу является нелогичным (отсутствует сам по себе спор). Административным истцом, по сути, оспариваются сроки реализации мероприятий, предусмотренных муниципальной адресной программой по ликвидации аварийных домов, что указывает на неверный способ защиты. В случае удовлетворения административного искового заявления спор по существу судом не разрешится, исполнение решения суда будет направлено на неопределённость в действиях администрации города Твери. Так, требования согласно пункту 2 не содержат конкретики и по сути, повторяют мероприятия, предусмотренные ранее административным ответчиком в муниципальной адресной программе. Пункты 3 и 4 требований, основанные на статье 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», также не конкретны, имеют характер неопределённости, не исключают двойного толкования требования обеспечения безопасности зданий и сооружений при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа), установленные в статье 37 указанного Закона, включают в себя: 1) обязанность собственника здания (сооружения) принять меры по предупреждению причинения вреда населению и окружающей среде, включая: недопущение несанкционированного доступа людей в здание (сооружение); утилизацию строительного мусора; 2) необходимость обоснования безопасности технических решений по сносу (демонтажу) здания или сооружения с использованием взрывов, сжигания или иных опасных методов одним из способов, указанных в ч. 6 ст. 15 названного Закона. Исполнение вышеуказанных требований обеспечения безопасности зданий (сооружений) при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа) осуществляется, в том числе согласно утвержденным перечнями национальных стандартов и сводов правил и документам в области стандартизации. Проектируемые мероприятия по обеспечению безопасности сноса (демонтажа) здания (сооружения) с применением опасных методов должны быть подтверждены одним из установленных способов: результатами исследований, расчетами и (или) испытаниями, выполненными по сертифицированным или апробированным иным способом методикам, и др. (ч. 6 ст. 15 Закона), что не относится к компетенции органа местного самоуправления. Отсутствие в иске ссылок на национальные стандарты и своды правил и документов в области стандартизации, устанавливающие конкретные требования по обеспечению безопасности зданий и сооружении при прекращении эксплуатации (в процессе сноса, демонтажа) порождает свободу выбора мероприятий, и, как результат, конфликтную ситуацию в случае, когда административный истец будет не удовлетворён принятыми мерами. Удовлетворение заявленных требований в отношении конкретных домов из всего перечня аварийных домов в городе, признанными та ковы-м и в установленном законом порядке, будет направлено на вмешательство в финансовую хозяйственную деятельность органа местного самоуправления по реализации своих полномочий в пределах бюджетных обязательств, и, как следствие, нарушение конституционных гарантий местного самоуправления; установление первоочередности ликвидации аварийных домов и судебном порядке без учёта последовательности (целесообразности) сноса аварийных домов, расположенных и в других районах города, а также по исполнению решений суда по аналогичным спорам (иные адреса домов), что не отвечает принципам гражданского судопроизводства. Кроме того, прокурором не обоснованно какими именно нормативно - правовыми актами он руководствовался при выборе срока исполнения обязанностей до 30.06.2019. Предмета спора не существует. Все необоримые мероприятия по реализации программы администрация выполняет и никакого бездействия нет. В деле не представлены документы о проведении прокурорской проверки должным образом.

Представитель заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики и строительства администрации г. Твери ФИО2 согласилась с доводами административного ответчика.

Из отзыва Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики и строительства администрации г. Твери следует, что для выполнения сноса объектов капитального строительства необходимо провести торги на изготовление проектно-сметной документации с последующим проведением проверки достоверности определения сметной стоимости, и на ее основании провести торги на выполнение работ по сносу объектов капитального строительства в соответствии с требованиями и сроками, поновленными действующим законодательством. Также необходимо учитывать и сроки выполнения непосредственно самих работ (в среднем для проектно-сметной документации - 2 месяца, мероприятий по сносу аварийных (ветхих) домов – не менее 1 месяца). Проведение торгов возможно при условии наличия соответствующих бюджетных ассигнований. То есть, до начала проведения торгов (начало срока согласования аукционной документации в соответствии с Порядком № 117), необходимо будет внести изменения в решение Тверской городской Думы от 20.12.2017 № 113 (407) «О бюджете города Твери на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Порядок внесения изменений в решение о бюджете регламентирован решением Тверской городской Думы от 21.06.2011 № 179 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Твери». С учетом вышеизложенного, срок выполнения всех необходимых процедур и работ, необходимых для обеспечения мероприятий по сносу аварийных (ветхих) домов № 4 по ул. Прядильная, № 1/7, 3, а также мероприятия по утилизации строительного мусора, оставшегося после прекращения эксплуатации аварийного дома № 2 по ул. Прядильная г. Твери составит более 6 месяцев, даже при условии добросовестности подрядных организаций, которые будут отобраны по результатам конкурсов и аукционов. Согласно Подпрограмме 2 «Ликвидация аварийного жилья» муниципальной программы финансирование на снос жилых домов, не подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, было предусмотрено только с 2018 года в размере 11 010 300, 00 руб. В соответствии с решением Тверской городской Думы от 17.07.2018 № 175 «О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 20.12.2017 № 113 (407) «О бюджете города Твери на 2018 год и на плановый период 2019 и 2010 годов» (далее - решение Тверской городской Думы № 175), бюджетные ассигнования на реализацию задачи по сносу жилых домов, не подлежащих капитальном ремонту и реконструкции на 2018 год были уменьшены с 11 010 300, 00 руб. до 6 210 300, 00 руб. В связи с тем, что финансирование на реализацию Подпрограммы 2 «Ликвидация аварийного жилья» по сносу жилых домов, не подлежащих капитальному ремонту или реконструкции в соответствии с муниципальной программой, предусмотрено только с 2018 года, и впоследствии на основании решения Тверской городской Думы № 175 финансирование на реализацию данных мероприятий было уменьшено на 50 %, соответственно администрацией г. Твери в настоящее время осуществляются мероприятия по сносу аварийных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в более ранние сроки. Так, Департаментом ЖКХ и строительства проводятся мероприятия по сносу аварийных домов в городе Твери следующим адресам: <...>; <...>; <...>; <...> в городе Твери. В связи с этим, заключены контракты на разработку проектно-сметной документации на снос (демонтаж) многоквартирных домов по вышеизложенным адресам. На основании полученной проектно-сметной документации Департаментом ЖКХ подготовлена заявка для проведения конкурентных процедур по выбору подрядной организации на выполнение работ по сносу домов по казанным адресам. Таким образом, требования прокурора Пролетарского района г. Твери являются необоснованными, администрацией города Твери, структурными подразделениями администрации города Твери, выполняются все мероприятия по переселению граждан и сносу аварийных домов на территории города Твери в соответствии с предусмотренным на данные цели финансированием в рамках муниципальной программы и требованиями Закона № 44-ФЗ. Просят в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери ФИО3 пояснила суду, что прокурорская проверка проведена не надлежащим образом. Ответчиком исполняются все полномочия, возложенные на него. То, что дома необходимо сносить органом местного самоуправления не отрицается, но данный процесс достаточно длительный.

Представитель заинтересованного лица Администрации Пролетарского района г. Твери ФИО4 поддержал позицию ответчика и заинтересованных лиц, пояснив, что административным ответчиком принимаются все необходимые меры для реализации программы по сносу аварийных домов. Указанные в просительной части иска дома заложены в бюджете на 2019 год и будут снесены.

Заинтересованное лицо ФИО6, представители заинтересованных лиц Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и Правительства Тверской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представив ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

В представленном суду отзыве Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области указано, что дома № 2, 4 по ул. Прядильная, дома № 1/7, 3, 5 по ул. Спортивная г. Твери в краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области не включены.

Из отзыва Правительства Тверской области следует, что Адресные программы приняты в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Вопросов сноса аварийного жилищного фонда, а равно вопросов финансирования такого сноса Федеральный закон не регулирует. Также не регулируются такие вопросы и Адресными программами. Федеральный закон и принятые в соответствии с ним Адресные программы регулируют лишь сферу финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В части порядка переселения граждан из аварийного жилищного фонда Федеральный закон отсылает правоприменителя к нормам Жилищного кодекса Российской Федерации. Ни одна из Адресных программ не содержит финансируемого за счет программ мероприятия по сносу расселенных многоквартирных домов. Механизм реализации программ предполагает оказание организационной и финансовой поддержки муниципальным образованиям Тверской области в переселении граждан из аварийных многоквартирных домов. В то же время, адресные программы содержат организационное мероприятие, согласно которому сбор и обобщение информации о сносе жилых домов, не подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, осуществляется органами местного самоуправления постоянно. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области обеспечивают установку очередности сноса аварийного жилищного фонда в соответствии с требованиями планируемого развития территорий (пункт 13 в № 107-пп и № 272-пп, пункт 12 в № 236-пп). Планируемая дата сноса определена в Адресных программах на основании программ муниципальных образований Тверской области. На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона также региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Правительство Тверской области, принимая Адресные программы, выполнило нормотворческую функцию. Исполнителями Адресных программ являются органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

С учетом вышеприведенных положений закона суд не находит оснований к отложению судебного разбирательства и полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно ч. 3 ст. 7 указанного закона, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Устава города Твери, принятого Решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 № 68, Администрация города Твери является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Твери, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области.

Судом установлено, что Решением Тверской городской Думы от 29.05.2008 № 77 утверждена муниципальная адресная программа «Снос и реконструкция многоквартирных домов в микрорайоне «Первомайский-2» в Пролетарском районе города Твери», целями и задачами которой являются:

- оптимальное социально-экономическое развитие застроенных территорий в микрорайоне «Первомайский-2»;

- обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, не соответствующих санитарно-техническим требованиям;

- строительство новых многоквартирных домов, строений, сооружений;

- обеспечение территорий объектами социального и коммунально-бытового назначения;

- развитие инженерной инфраструктуры микрорайона;

- выработка решения вопросов, необходимых для устойчивого развития застроенных территорий муниципального образования «город Тверь».

Исполнителями основных мероприятий определены:

- департамент архитектуры о строительства администрации г. Твери;

- департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери;

- департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Твери;

- правовое управление администрации г. Твери;

- управление по связям со средствами информации администрации г. Твери;

- администрация Пролетарского района г. Твери.

Программа предусматривает поэтапное и планомерное выполнение необходимых мероприятий в срок со II квартала 2008 года до IV квартала 2010 года.

Мероприятия по сносу и реконструкции домов, попавших в границы территории, подлежащей развитию, включены во второй этап реализации программы (с III квартала 2008 года по IV квартал 2010 года).

Согласно приложению № 2 данной программы в перечень многоквартирных домов, планируемых к сносу в микрорайоне «Первомайский-2» в Пролетарском районе города Твери включены многоквартирные дома: №№ 2, 4 по ул. Прядильная и №№ 3, 5 по ул. Спортивная г. Твери.

Постановлением Администрации города Твери от 31.12.2009 № 3869 «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу» многоквартирные дома №№ 2, 4 по ул. Прядильная и №№ 3, 5 по ул. Спортивная г. Твери признаны аварийными и подлежащими сносу в связи с износом в процессе длительной эксплуатации.

Судом также установлено, что Постановлением Администрации города Твери от 25.06.2013 № 736 утверждена муниципальная программа «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы», основной целью которой является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах города Твери, в том числе снос аварийного жилищного фонда. Реализация Программы осуществляется в 3 этапа: III этап в IV квартале 2018 года включает снос аварийного жилищного фонда, в том числе домов № 3 и № 5 по ул. Спортивная г. Твери (Приложение № 1 к муниципальной программе).

Решениями Тверской городской Думы от 29.09.2016 № 277 и № 279 Администрации города Твери разрешено списать с бухгалтерского учета многоквартирные дома № 2 и № 4 по ул. Прядильная г. Твери в связи с признанием их в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

Распоряжением Главы города Твери от 16.11.2018 № 306-рг внесен в Тверскую городскую Думу проект решения Тверской городской Думы «О списании с бухгалтерского учета жилого дома № 5 по ул. Спортивная г. Твери».

Согласно информации, размещенной в муниципальной общественно-политической газете «Вся Тверь» 14.09.2018 состоится внеочередное заседание Тверской городской Думы по рассмотрению, в том числе, вопроса о списании с бухгалтерского учета жилого дома № 3 по ул. Спортивная.

Вышеуказанные аварийные дома расселены, что подтверждено информацией Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства от 20.06.2018, однако до настоящего времени не снесены.

Таким образом, утверждённая решением Тверской городской Думы адресная программа «Снос и реконструкция многоквартирных домов в микрорайоне «Первомайский-2» в Пролетарском районе города Твери» полностью не реализована, предусмотренные программой мероприятия административным ответчиком не исполнены.

Решение Тверской городской Думы от 29.05.2008 № 77 об утверждении муниципальной адресной программы не отменено и в установленном порядке незаконным не признано. Сведений о том, что спорные жилые дома утратили статус аварийных, в материалах дела не имеется.

Ссылки представителя администрации г. Твери на дефицит бюджета городского округа не освобождает ответчика от обязанности исполнения как Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», так и местных нормативных актов.

С учетом изложенного требования прокурора Пролетарского района города Твери о признании незаконными бездействия Администрации города Твери, выразившиеся в непринятии мер по сносу аварийных домов № 4 по ул. Прядильная и № 3 по ул. Спортивная г. Твери являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В удовлетворении требований прокурора Пролетарского района города Твери в отношении дома № 1/7 по ул. Спортивная г. Твери следует отказать, поскольку снос данного дома муниципальной адресной программой «Снос и реконструкция многоквартирных домов в микрорайоне «Первомайский-2» в Пролетарском районе города Твери» не предусмотрен.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в т.ч. меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 11.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Частью 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

В силу п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.

Следовательно, обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, и, соответственно, принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание при прекращении его эксплуатации, а также осуществление мероприятий по утилизации строительного мусора, возложена на орган местного самоуправления законом

06.05.2018 и 07.05.2018 произошли пожары в доме № 5 по ул. Спортивная г. Твери, 08.05.2018 в доме № 3 по ул. Спортивная г. Твери. Кроме того, ОНД по городу Твери в 2015 году осуществлялись выезды пожарных подразделений по адресам: <...> по ул. Спортивная, в 2014 году по адресу: <...> что подтверждается информацией ОНД по г. Тверь от 19.05.2016, 22.05.2018 и 23.07.2018.

Как следует из имеющихся в деле фотографий указанные прокурором дома находятся в полуразрушенном состоянии.

С учетом изложенного требования прокурора Пролетарского района города Твери о признании незаконными бездействия Администрации города Твери, выразившиеся в непринятию мер препятствующих несанкционированному доступу людей в аварийный дом № 5 по ул. Спортивная г. Твери и утилизации строительного мусора, оставшегося после прекращения эксплуатации аварийного дома № 2 по ул. Прядильная г. Твери, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

С учётом большого объёма работ и необходимости согласования вопросов финансирования проводимых мероприятий суд полагает необходимым предоставить административному ответчику срок исполнения решения, в части сноса домов, до 31 декабря 2019 года.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Пролетарского района города Твери к Администрации города Твери удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействия Администрации города Твери, выразившиеся в не принятии мер по сносу аварийных домов № 4 по ул. Прядильная и № 3 по ул. Спортивная г. Твери, непринятию мер препятствующих несанкционированному доступу людей в аварийный дом № 5 по ул. Спортивная г. Твери и утилизации строительного мусора, оставшегося после прекращения эксплуатации аварийного дома № 2 по ул. Прядильная г. Твери.

Обязать Администрацию города Твери в срок до 31 декабря 2019 года организовать мероприятия по сносу аварийных (ветхих) домов № 4 по ул. Прядильная, № 3 по ул. Спортивная г. Твери.

Возложить на Администрацию города Твери обязанность в срок до 30 июня 2019 года принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийный дом № 5 по ул. Спортивная г. Твери, в целях предупреждения причинения вреда населению и окружающей среде.

Возложить на администрацию города Твери обязанность в срок до 30 июня 2019 года осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора, оставшегося после прекращения эксплуатации аварийного дома № 2 по ул. Прядильная г. Твери.

В остальной части административного иска – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.В.Баранов

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 декабря 2018 года.

Судья В.В.Баранов