Дело №12-68/2018
РЕШЕНИЕ
.Саранск Республики Мордовия 28 мая 2018 года
Судья Пролетарского районного суда г.Саранска Республики Мордовия Нардышева Ольга Алексеевна,
при секретаре Киселевой Е.А.
с участием представителя должностного лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ФИО1 – ФИО2 действующей на основании доверенности от 10 мая 2018 года № 7-1443,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ПАО «Электровыпрямитель» ФИО1 на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия гр. 2 № 13/12-363-18-И/177/1 от 2 апреля 2018 года о привлечении должностного лица - генерального директора ПАО «Электровыпрямитель» ФИО1 к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации,
установил:
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия гр. 2 № 13/12-363-18-И/177/1 от 2 апреля 2018 года должностное лицо - генеральный директор ПАО «Электровыпрямитель» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - генеральный директор ПАО «Электровыпрямитель» ФИО1 обратилось в суд с жалобой на вышеуказанное постановление в которой указало, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене в связи с тем, что исходя из обстоятельств несчастного случая, комиссией по расследованию несчастного случая было принято решение поручить осмотр места происшествия, опрос пострадавшего, очевидца, должностного лица члену комиссии гр. 1 Вместе с тем, каких-либо основания для необходимости в фотографировании и видеосъемки места происшествия комиссия не усмотрела, поскольку всё описано в материалах по расследованию несчастного случая. Более того, ПАО «Электровыпрямитель» извещение о несчастном случае в ГУ-РО ФСС РФ по РМ было направлено в установление законом сроки. Пункты 6 и 7 протокола осмотра места происшествия не были заполнены, поскольку они заполняются только в том в случае, если несчастный случай произошел в помещении, а не на улице, как в данном случае.
Просит постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия гр. 2 № 13/12-363-18-И/177/1 от 2 апреля 2018 года отменить, производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 КоАП Российской Федерации в связи с малозначительность совершенного правонарушения.
В судебном заседании представитель должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – генерального директора ПАО «Электровыпрямитель» ФИО1-ФИО2 доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, пояснив также, что вину в совершении административного правонарушения признает, просит прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании статьи 2.9 КоАП Российской Федерации в связи с малозначительностью.
В судебном заседании государственный инспектор труда (по охране труда) гр. 2 просил постановление оставить без изменения, а жалобу должностного лица - генерального директора ПАО «Электровыпрямитель» ФИО1 без удовлетворения, поскольку с учетом совершения должностным лицом повторного однородного административного правонарушения, оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется
Проверив доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд проверяет дело в полном объеме.
Согласно статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.
В порядке статьи 26.1 названного кодекса, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что на основании поступившего 21 февраля 2018 года в Государственную инспекцию труда в Республике Мордовия извещения сотрудника ГБУЗ РМ « Республиканская клиническая больница» гр. 3 о пострадавшем от несчастного случая на производстве, обратившемся в медицинскую организацию начальника ПРБ ПАО «Электровыпрямитель» гр. 4, распоряжением руководителя Государственной инспекции труда в Республике Мордовия гр. 5 от 27 февраля 2018 года № 13/12-195-18-И была назначена внеплановая выездная проверка с 5 марта по 3 апреля 2018 года.
В ходе проверки были установлены и зафиксированы в акте проверки №13/12-335-18-И от 27 марта 2018 года Государственной инспекции труда Республики Мордовия факты нарушений требований статей 229.2, 230 Трудового кодекса Российской Федерации, выразившегося в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, а именно:
- осмотр места происшествия, опрос пострадавшего, опрос очевидца, опрос должностного лица проводился одним членом комиссии – начальником ООТП и ПБ гр. 1 (нарушение пункта 21 Постановления Минтруда России от 24.10.2002 №73);
- в материалах расследования отсутствует план, схема, эскизы места происшествия несчастного случая (нарушение статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации);
- работодатель в трехдневный срок не направил в исполнительный орган страховщика третий экземпляр акта и копии материалов расследования. Документы, подтверждающие выдачу одного экземпляра пострадавшему в трехдневный срок после утверждения отсутствуют. Документы, подтверждающие направление в исполнительный орган страховщика третьего экземпляра акта и копий материалов расследования, отсутствуют (нарушение статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 30 Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.
- работодатель направил сообщение о страховом случае в исполнительный орган страховщика на бланке не установленной формы (нарушение пункта 5 Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года № 73);
- протокол осмотра места несчастного случая оформлен на бланке не установленной формы. Отсутствуют строки (нарушение формы №7 Приложение №1 Форм документов необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года № 73);
- в протоколе осмотра места происшествия в пункте 6 не указано наличие общеобменной и местной вентиляции и её состояние, в пункте 7 – не указано состояние освещенности и температуры (нарушение статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации, формы №7 Приложение №1 Форм документов необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года № 73).
С актом проверки был ознакомлен и получил его копию законный представитель ПАО «Электровыпрямитель» гр. 1
Согласно статье 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации, при расследовании каждого несчастного случая комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего. Материалы расследования несчастного случая включают кроме прочего планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости - фото- и видеоматериалы.
В силу статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу).
В соответствии с пунктом 21 постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. № 73, в ходе расследования каждого несчастного случая комиссия производит осмотр места происшествия, выявляет и опрашивает очевидцев несчастного случая и должностных лиц, чьи объяснения могут быть необходимы, знакомится с действующими в организации локальными нормативными актами и организационно-распорядительными документами (коллективными договорами, уставами, внутренними установлениями религиозных организаций и др.), в том числе устанавливающими порядок решения вопросов обеспечения безопасных условий труда и ответственность за это должностных лиц, получает от работодателя (его представителя) иную необходимую информацию и по возможности - объяснения от пострадавшего по существу происшествия.
Вышеназванным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации утверждены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве.
По факту выявленного административного правонарушения в отношении генерального директора ПАО «Электровыпрямитель» ФИО1 30 марта 2018 года составлен протокол № 13/12-363-18-И об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации.
Постановлением по делу об административном правонарушении № 13/12-363-18-И от 2 апреля 2018 года должностное лицо - генеральный директор ПАО «Электровыпрямитель» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Факт совершения генеральным директором ПАО Электровыпрямитель» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, его вина, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе:
- извещением сотрудника ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница» гр. 3 о пострадавшем от несчастного случая на производстве, обратившемся в медицинскую организацию начальника ПРБ ПАО «Электровыпрямитель» гр. 4,
- распоряжением Руководителя Государственной инспекции труда в Республике Мордовия ФИО3 от 27 февраля 2018 года № 13/12-195-18-И была назначена внеплановая выездная проверка с 5 марта по 3 апреля 2018 года,
- актом проверки № 13/12-335-18-И от 27 марта 2018 года,
- предписанием № 13/12-337-18-И от 27 марта 2018 года, вынесенного генеральному директору ПАО «Электровыпрямитель» ФИО1 о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности,
- протоколом об административном правонарушении № 13/12-363-18-И от 30 марта 2018 года.
Исследованные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, каких-либо процессуальных нарушений, влекущих признание указанных доказательств недопустимыми, судом не установлено.
Административное наказание должностному лицу ФИО1 назначено в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, с учетом характера совершенного правонарушения и конкретных обстоятельств дела.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая, что состав совершенного должностным лицом – ПАО «Электровыпрямитель» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, является формальным, не требующим наступления негативных последствий, влияющих на степень общественной опасности данного правонарушения, а также исходя из оценки фактических обстоятельств дела, и характера противоправного деяния оснований для признания его малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП Российской Федерации, не имеется.
При этом, должна учитываться значимость тех отношений, на защиту которых направлено установление административной ответственности.
Кроме того, законодательство об административной ответственности предусматривает возможность признания правонарушения малозначительным, но не обязывает суд применять данную норму во всех случаях.
Исключительных обстоятельств по делу, по которым правонарушение совершенное должностным лицом может быть признано малозначительным, не усматривается.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене постановления, по делу не усматривается.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление по делу об административных правонарушениях является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия гр. 2 № 13/12-363-18-И/177/1 от 2 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - генерального директора ПАО «Электровыпрямитель» ФИО1 оставить без изменения, жалобу генерального директора ПАО «Электровыпрямитель» ФИО1 - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Мордовия с подачей жалобы через Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.
Судья О.А.Нардышева