НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) от 15.06.2011 № 2-795

                                                                                    Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-795/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2011 года г.Ростов-на-Дону

Пролетарский районный суд г. Рос­това-на-Дону в составе председательствующего судьи Шведенко М.В.,

с участием адвоката Сивенковой Л.В.,

при секретаре Чебанян Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпова В.Н. к ГАУК Ростовской области «Ростовский государственный музыкальный театр», третьи лица на стороне ответчика - Министерство культуры РО и Министерство имущества РО, о признании недействительным договора аренды жилого помещения, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

по иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Карповой О.В., действующей также в интересах несовершеннолетних Карповой Я.В., Карповой Р.В., Карповой К.В., к ГАУК Ростовской области «Ростовский государственный музыкальный театр» о признании недействительным договора аренды жилого помещения, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Карпов В.Н. обратился в суд с иском к ГАУК Ростовской области «Ростовский государственный музыкальный театр» о признании недействительным договора аренды жилого помещения, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, указывая, что приказом № 11 -л от 18.02.1999 г. был принят на работу к ответчику на должность водителя.

01.01.2009 г. в связи с изменением основных условий труда с истцом был перезаключен на неопределенный срок трудовой договор № 61- АУП, согласно которому он был назначен на должность заведующего художественно - постановочной частью.

01.09.2008 г. между истцом и ответчиком был заключен договор аренды жилого помещения, в соответствии с которым истцу и членам его семьи была предоставлена квартира по адресу: .

Согласно п.3.3.1. указанного договора, действие договора аренды жилого помещения прекращается при расторжении трудовых отношений с ответчиком.

Квартира, в которой проживает истец и члены его семьи: супруга и три малолетних дочери, является федеральной собственностью и находится у ответчика на праве оперативного управления, о чем имеется запись в ЕГРП и сделок с ним за № от ДД.ММ.ГГГГ

Истец полагает, что предоставление его семье для проживания указанного жилого помещения на условиях аренды является неправомерным, а потому обратился к ответчику с заявлением о заключении с ним договора социального найма на занимаемое его семьей жилого помещения. Однако, ответчик истцу отказал, указав, что договор социального найма театр выдавать не вправе, поскольку, квартира относится к ведомственному жилому фонду и принадлежит комитету по имуществу Ростовской области.

Считая отказ ответчика на проживание его семьи в указанной квартире на условиях социального найма незаконным и необоснованным, истец просит суд признать недействительным договор аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: .

Признать за истцом и членами его семьи право пользования жилым помещением по адресу: , на условиях социального найма и обязать ответчика заключить со ним договор социального найма жилого помещения по адресу: .

На стадии досудебной подготовки настоящего дела к судебному разбирательству, определением от 02.03.2011 г. к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Министерство культуры РО и Министерство имущества РО (л.д.35).

Определением от 16.05.2011г Карпова О.В., действующая также в интересах несовершеннолетних Карповой Я.В., Карповой Р.В., Карповой К.В., признана судом третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора (л.д.78).

В обоснование исковых требований Карпова О.В. указывает, что она и ее несовершеннолетние дети, интересы которых она представляет, являются членами семьи истца. Как усматривается из существа заявленных требований, истец оспаривает договор аренды жилого помещения от 01.09.2008 г., в соответствии с которым им была предоставлена квартира по адресу: . Кроме того, истец считает, что ответчик обязан предоставить указанное жилое помещение на условиях социального найма и заключить с ним договор социального найма жилого помещения.

При таких обстоятельствах, Карпова О.В. полагает, что оспариваемым договором аренды жилого помещения нарушаются ее жилищные права и права их малолетних детей. Карпова О.В. считает, что предоставление ее семье для проживания указанного жилого помещения на условиях аренды является неправомерным, поскольку, ст. 30 ч.2 ЖК РФ, предусмотрено, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским и жилищным законодательством.

В связи с чем она просит суд признать недействительным договор аренды жилого помещения от 01.09.2008 г. по адресу: .

Признать за ней и несовершеннолетними Карповой Я.В., ДД.ММ.ГГГГ г. р., Карповой Р.В.. ДД.ММ.ГГГГ г. р., Карповой К.В., ДД.ММ.ГГГГ г. р. право пользования жилым помещением по адресу: , на условиях социального найма.

Истец Карпов В.Н. и его представитель адвокат Сивенкова Л.В., в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, дав пояснения аналогичные изложенным в иске, и просили иск удовлетворить в полном объеме.

Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования - Карпова О.В. в судебное заседание не явилась, будучи извещенная о времени и месте рассмотрения дела; дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Карповой О.В. согласно ее заявления об этом с участием ее представителя Сивенковой Л.В., действующей на основании доверенности, которая исковые требования Карповой О.В. поддержала, просила иск Карповой О.В. удовлетворить.

Представитель ответчика - Оганезов Н.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования Карпова В.Н. и Карповой О.В. не признал по основаниям, изложенным в письменных отзывах (л.д.28-30, 101-103), просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Министерства имущества РО - Гамова Л.И. в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении исковых требований Карпова В.Н. и Карповой О.В. отказать.

Представитель третьего лица - Министерства культуры РО, в судебное заседание не явился, будучи извещенный о времени и месте рассмотрения дела; дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании с необходимостью и достаточностью установле­но, что согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Свидетельства о государственной регистрации права собственности, собственником квартиры № по адресу  является субъект Российской Федерации - Ростовская область, а юридическим лицом, осуществляющим оперативное управление этой собственностью, театр (ГАУК РО РГМТ) (л.д.7, 24).

С 18 февраля 1999 года истец находится в трудовых отношениях с Государственным автономным учреждением культуры Ростовской области «Ростовский государственный музыкальный театр», что подтверждается трудовым договором № 61-АУП, в соответствии с условиями которого Карпов В.Н. приступил к работе заведующим художественно-постановочной частью театра (л.д.8,9). Одним из условий трудового договора с истцом было предоставление ему квартиры на время действия трудового договора. Указанным трудовым договором перезаключен трудовой договор между сторонами по делу от 6 июня 2007 г. № 92-ХРП в связи с изменением основных условий труда. Согласно п.2 трудового договора № 61-АУР от 01.01.2009 г. настоящий трудовой договор заключен между сторонами на неопределенный срок (л.д.8).

1 сентября 2008 года между сторонами был заключен Договор аренды жилого помещения - квартиры по адресу:  (л.д.10,11).

Согласно статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Реализуя установленные законом права, ГАУК РО РГМТ, как представитель собственника, заключил с истцом Договор аренды, что находится в пределах, установленных ст.298 ГК РФ и ч. 2 ст. 30 ЖК РФ.

Разрешая исковые требования Карпова В.Н. и Карповой О.В. о признании недействительным договора аренды жилого помещения от 01.09.2008 г. по адресу: , суд приходит к следующему.

В ст.ст.166,168 ГК РФ содержится определение оспоримых и ничтожных сделок, установлены особенности их оспаривания в суде. Так, оспоримая сделка может быть признана недействительной в судебном порядке при наличии оснований, установленных Гражданским кодексом РФ. Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено не любыми лицами, а только теми, которые указаны в ГК РФ. Ничтожная сделка - это сделка, которая не соответствует закону или иному правовому акту.

Конкретных оснований ничтожности или недействительности оспариваемой сделки ни Карпова О.В., ни Карпов В.Н. не указали.

Между тем, сделки могут быть признаны недействительными лишь по основаниям, предусмотренным ГК РФ, перечень которых является исчерпывающим (ст. 162, 165, 168-179 ГК РФ).

В связи с вышеизложенным, суд, исследовав обстоятельства дела, приходит к однозначному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных исковых требований о признании недействительным договора аренды жилого помещения от 01.09.2008 г. по адресу: .

Разрешая исковые требования о признании за истцом и членами его семьи права пользования жилым помещением по адресу: , на условиях социального найма и обязании ответчика заключить с истцом договор социального найма жилого помещения по адресу: , суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом - ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Как видно из п.18 трудового договора от 01.01.2009г. театр предоставляет квартиру на время действия трудового договора. Однако на каком правовом основании работодатель должен предоставить работнику квартиру - не указано.

В свою очередь из договора аренды жилого помещения от 01.09.2008 г. усматривается, что при его заключении ГАУК РО РГМТ обязалось передать Карпову В.Н. в пользование спорное жилое помещение на условиях, согласованных сторонами и указанных в договоре. Истец согласился принять в пользование жилое помещение на согласованных условиях, о чем свидетельствует его подпись в договоре.

Согласно п. 1.2. договора аренды от 01.09.2008 г. размер арендной платы за жилье включает в себя: оплату коммунальных услуг (отопление, свет, горячая и холодная вода, вывоз бытового мусора, пользование лифтом), телефон.

С точки зрения требований закона к форме и существу гражданско-правовых отношений (договоров), договор аренды жилого помещения от 01.09.2008 г. не противоречил действующему законодательству Российской Федерации, а также не ущемляет права и интересы истца и третьего лица.

Оснований для понуждения ответчика к заключению договора социального найма по материалам дела не усматривается, и истцовая сторона не ссылалась на наличие обстоятельств, предусмотренных ст. 445 ГК РФ, обязывающих ответчика заключить договор найма спорного жилого помещения на установленных в законе условиях в обязательном порядке.

Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации(часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства.

Это в полной мере относится и к установлению нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условий реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма направлена на реализацию предписаний статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также на защиту интересов граждан, имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Законодательным Собранием РО 15 сентября 2005 года принят Областной закон Ростовской области от 07.10.2005 N 363-ЗС (ред. от 20.09.2010) "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области".

Истцовой стороной в порядке ст.56 ГПК РФ не представлены суду доказательств того, что Крапов В.Н., Карпова О.В. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Также судом не установлены законные основания возложения на ответчика, не являющегося собственником спорного жилого помещения, обязанности заключить с истцом договор социального найма спорного жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, исследовав все обстоятельства дела в их совокупности, оценив представленные сторона­ми доказательства каждое в отдельности и в их взаимной связи, приходит к выводу о необходимости отказа Карпову В.Н. и Карповой О.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Карпова В.Н. к ГАУК Ростовской области «Ростовский государственный музыкальный театр», третьи лица на стороне ответчика - Министерство культуры РО и Министерство имущества РО, о признании недействительным договора аренды жилого помещения от 01.09.2008г., признании права пользования жилым помещением по адресу: , на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма указанного жилого помещения - отказать.

В удовлетворении исковых требований Карповой О.В., действующей также в интересах несовершеннолетних Карповой Я.В., Карповой Р.В., Карповой К.В., к ГАУК Ростовской области «Ростовский государственный музыкальный театр» о признании недействительным договора аренды жилого помещения от 01.09.2008г., признании права пользования жилым помещением по адресу: , на условиях социального найма - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения 20.06.2011 г.

Мотивированное решение составлено 20.06.2011 г.

Судья: