НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) от 11.04.2022 № 2А-1347/2022

УИД 61RS0007-01-2022-000217-73

Дело № 2а-1347/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2022 года г. Ростов-на-Дону

Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Мельситовой И.Н.

при секретаре Евсеевой В.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 25 по Ростовской области к ФИО1 ФИО5 о взыскании задолженности по налогам, пене,

Установил:

МИФНС России №25 по Ростовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пене, ссылаясь на следующие обстоятельства.

ФИО1 ФИО6 ИНН в соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", с 07.04.2016 года г. зарегистрирован в качестве адвоката.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии с п.п. l п.3.4 ст.23 НКРФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Налоговым Кодексом страховые взносы.

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, аналогичным образом такая обязанность возникает у арбитражного управляющего либо адвоката с момента получения данного статуса до его утраты.

В соответствии с п.2 ст.432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п.1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулируются главой 34 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов. I

В соответствии с П.2 ст. 419 НК РФ, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 данной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения, статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; аналогичным образом такая обязанность возникает у арбитражного управляющего с момента получения данного статуса до его утраты.

Взносы для указанных лиц исчисляются исходя из МРОТ, установленного на начало календарного года. А если величина дохода самозанятого лица за календарный год превысит 300 000 рублей, то страховыми взносами также облагается его сверхлимитный доход, определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 420 НК РФ).

В соответствии с п.2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, указанными в ПП.2 П.1 ст.419 НК РФ, установлен статьей 430 НК РФ.

В соответствии с п.2 ст.432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 П.1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В связи с вышеуказанными положениями законодательства ФИО1 должны были уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период 2020 года.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае неисполнения обязанности по уплате налога налогоплательщику исчисляются пени.

В связи с тем что, ФИО1 ФИО7 не оплатила недоимку по страховым взносам, это явилось основанием для выставления направления требования № от 28.07.2020, № 55486, от 22.01.2021, № 3285, в котором ФИО1 ФИО8 было предложено уплатить страховые взносы и пени за неисполнение обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии и обязательное медицинское страхование зачисляемые в ФФОМС.

В добровольном порядке налогоплательщиком требованное не исполнено. Согласно П.1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, «В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом

особенностей, установленных настоящей статьей».

В полном объеме требования исполнены налогоплательщиком не были, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском в котором просит взыскать с ответчика страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере: налог за 2019 года (начисления 1% от превышения суммы дохода 300 000 руб.), в размере 1865 руб.. налог за 2020 в размере 32 448,00 руб., пени исчисленные за период с 3 июля 2020 года по 27 июля 2020 года, в размере 9,97 руб., пени, исчисленные за период с 1 января 20201 года по 21 января 20201 года в размере 96,53 руб., а всего на общую сумму 34 416 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о дне рассмотрения дела надлежащим образом.

Дело рассмотрено отсутствие представителя истца в порядке ст. 150 ГПК РФ.

Административный ответчик с требованиями не согласился, не оспаривая размер задолженности, указав, что он как военный пенсионер освобожден от уплаты пенсионных страховых взносов.

Выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, обозрев материалы дела № 2а-2550\2021, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

ФИО1 ФИО9 ИНН в соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", с 07.04.2016 года г. зарегистрирован в качестве адвоката.

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, аналогичным образом такая обязанность возникает у арбитражного управляющего либо адвоката с момента получения данного статуса до его утраты.

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 «Страховые взносы» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии с пп.1 п.3.4 ст.23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Налоговым Кодексом страховые взносы.

На основании п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с п.2 ст. 419 НК РФ, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 данной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; аналогичным образом такая обязанность возникает у арбитражного управляющего с момента получения данного статуса до его утраты.

Взносы для указанных лиц исчисляются исходя из МРОТ, установленного на начало календарного года, а если величина дохода самозанятого лица за календарный год превысит 300 000 рублей, то страховыми взносами также облагается его сверхлимитный доход, определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 420 НК РФ).

В соответствии с п.2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, указанными в пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, установлен статьей 430 НК РФ.

В соответствии с п.2 ст.432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п.1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В связи с вышеуказанными положениями законодательства ФИО1 должны были уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере начисления 1% от превышения суммы и взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период 2020 год.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае неисполнения обязанности по уплате налога налогоплательщику исчисляются пени.

Часть 1 указанной статьи устанавливает, что пеней признается установленная указанной статьей сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. Часть 2 статьи 75 НК РФ устанавливает, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. В соответствии с частью 3 указанной статьи пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по налогам и сборам начиная со дня, следующего за днем уплаты налога. В соответствии с частью 4 ст. 75 пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Часть 5 статьи 75 НК РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из вышеизложенных положений законодательства следует, что пени являются мерой ответственности за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, и так же как и налог подлежат обязательной уплате.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 69 НК РФ Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Исходя из системного толкования норм ст. 69 и ст. 70 НК РФ недоимкой признается сумма несвоевременно уплаченного налога, взноса, сбора. Пени недоимкой не являются.

В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей. При этом сроки направления требований не являются плескательными, и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании неуплаченных сумм налогов и сборов.

В связи с тем что, ФИО1 ФИО10 не оплатил недоимку по страховым взносам, это явилось основанием для выставления направления требования № от 28.07.2020, № 55486, от 22.01.2021, № 3285, в котором ФИО1 ФИО11 было предложено уплатить страховые взносы и пени за неисполнение обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии и обязательное медицинское страхование зачисляемые в ФФОМС.

Срок направления требования налоговым органом соблюден.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

Требование ответчиком исполнено не было.

При таких обстоятельствах, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично объеме.

Доводы ответчика о том, что он как военный пенсионер освобожден от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год несостоятельны.

Так, исходя из положений статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) адвокаты, являющиеся страхователями в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя.

Исходя из положений статьи 430 Налогового кодекса указанные плательщики при доходе до 300 000 рублей за расчетный период уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование только в фиксированном размере (за расчетный период 2020 года - 32 448 рублей). В случае если величина дохода адвоката за расчетный период превышает 300 000 рублей, то размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование такого плательщика определяется как сумма упомянутого фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 1% от суммы его дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Постановлением Конституционного Суда N 5-П подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22 и пункт 1 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ, подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса, часть четвертая статьи 7 Закона N 4468-1, части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ признаны не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В связи с этим согласно постановлению Конституционного Суда N 5-П федеральному законодателю надлежало - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом постановления Конституционного Суда N 5-П - незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ, подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса, части четвертой статьи 7 Закона N 4468-1, частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона N 400-ФЗ применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в постановлении Конституционного Суда N 5-П.

Во исполнение постановления Конституционного Суда N 5-П Федеральным законом от 30.12.2020 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 502-ФЗ) в статью 6 Федерального закона N 167-ФЗ внесены изменения, исключившие из числа страхователей адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1 и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения.

При этом Федеральный закон N 502-ФЗ вступил в силу 10 января 2021 г. и не содержит положений, предусматривающих обратную силу.

Таким образом, учитывая, что адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, они не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя с момента вступления в силу Федерального закона N 502-ФЗ - с 10.01.2021 и, соответственно, обязаны уплатить за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2020 года в фиксированном размере 32 448 рублей плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период 2019, 2020 годы.

Правовая позиция административного ответчика основана на пункте 2 Постановления N 5-П без учета вывода, изложенного Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 1 этого постановления, имеющего существенное значение для правильного толкования Постановления N 5-П.

Пунктом 1 резолютивной части Постановления N 5-П подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22, пункт 1 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ, подпункт 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, часть четвертая статьи 7 Закона N 4468-1, части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона N 400-ФЗ в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

В пункте 2 резолютивной части Постановления N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации признал те же положения указанного законодательства не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ во взаимосвязи с пунктом 10.1 части первой этой статьи, установил, что дело М., по жалобе которой принято Постановление N 5-П, по административному исковому заявлению к межрайонной инспекции ФНС России N 17 по Московской области, связанному с признанием ее плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и постановкой на учет в этом качестве, не подлежит пересмотру, поскольку в части признания адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию и возложения на них обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование оспариваемые ею законоположения не противоречат Конституции Российской Федерации.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащим Конституции Российской Федерации наличие самой по себе обязанности адвокатов из числа военных пенсионеров и приравненных к ним лиц на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование во взаимосвязи с наличием права таких лиц на одновременное получение двух пенсий (по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии по старости).

В Постановлении N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на пробелы в перечисленных нормах законодательства, допущенные федеральным законодателем, в части того, что условия для возникновения права на получение страховой пенсии по старости адвокатами из числа военных пенсионеров и приравненных к ним лиц при недостижении индивидуального пенсионного коэффициента заданной величины (не менее 30) и неприобретении страхового стажа необходимой продолжительности (не менее 15 лет) не позволяют рассчитывать указанным лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), на получение страховой пенсии по старости, при том что указанными лицами в период осуществления ими деятельности в качестве адвокатов добросовестно уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. То есть при недостижении указанных условий адвокаты из числа военных пенсионеров и приравненных к ним лиц лишаются права на получение второго вида пенсии - страховой пенсии по старости.

Именно в связи с отсутствием корреляции между порядком и условиями формирования и реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров (приравненных к ним лиц) и иных категорий застрахованных граждан на получение страховой пенсии по старости Конституционный Суд Российской Федерации предписал федеральному законодателю устранить подобные пробелы законодательства в целях соблюдения государством гарантий на пенсионное обеспечение всех застрахованных граждан при достижении ими общего пенсионного возраста.

Поэтому Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3 резолютивной части Постановления N 5-П указал федеральному законодателю принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания указанных выше положений применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в данном постановлении.

Поскольку обязанность адвокатов из числа военных пенсионеров (и приравненных к ним лиц) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование признана соответствующей Конституции Российской Федерации, то Постановлением N 5-П в соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" исполнение такой обязанности, возложенной Федеральным законом N 167-ФЗ, вопреки мнению административного истца, не приостанавливается и не прекращается с даты вступления Постановления N 5-П в законную силу, то есть с 30 января 2020 г.

С указанной даты прекращается действие порядка формирования и реализации пенсионных прав указанных лиц, основанного на применении индивидуального пенсионного коэффициента заданной величины (не менее 30) и приобретении страхового стажа необходимой продолжительности (не менее 15 лет), а также действие положений, не допускающих получение фиксированной части страховой пенсии по старости адвокатами из числа военных пенсионеров (и приравненных к ним лиц) по достижении ими общего пенсионного возраста, до внесения соответствующих изменений в упомянутое выше законодательство.

В целях исполнения Постановления N 5-П в качестве одной из мер по устранению указанных Конституционным Судом Российской Федерации пробелов в законодательстве 30 декабря 2020 г. был принят Федеральный закон N 502-ФЗ.

Федеральным законом N 502-ФЗ категория адвокатов из числа военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, получающих пенсию в соответствии с Законом N 4468-1, включена в положения Федерального закона N 167-ФЗ (статьи 6 и 29) в качестве страхователей и (или) застрахованных лиц, наделенных правом на добровольное вступление в систему обязательного пенсионного страхования и добровольное прекращение правоотношений по обязательному пенсионному страхованию путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

С учетом того, что Федеральный закон N 502-ФЗ не содержит положений о порядке его вступления в силу, данный федеральный закон вступил в силу в общем порядке, предусмотренном статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон N 502-ФЗ опубликован 30 декабря 2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, вступил в силу 10 января 2021 г.

Аналогичная позиция содержится в разъяснении разъяснение абзаца восьмого Письма ФНС 2 февраля 2021 г. N БС-4-11/1183 о прекращении обязанности адвокатов, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 11 января 2021 г. и Решение ВС РФ от 1 июля 2021 г. № АКПИ21-319.

Таким образом, от обязанности уплаты страховых взносов за 2019, 2020 годы ответчик не освобождён.

В силу ст. 114 КАС РФ с ответчика подлежат взысканию в доход бюджета расходы по оплате государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО1 ФИО12 в пользу МИФНС № 25 недоимку по уплате страховых взносов на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере: налог за 2019 года (начисления 1% от превышения суммы дохода 300 000 руб.), в размере 1865 руб.. налог за 2020 в размере 32 448,00 руб., пени исчисленные за период с 3 июля 2020 года по 27 июля 2020 года, в размере 9,97 руб., пени, исчисленные за период с 1 января 20201 года по 21 января 20201 года в размере 96,53 руб., а всего на общую сумму 34 416 руб.

Взыскать с ФИО1 ФИО13 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1232,48 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента с составления решения суда в окончательной форме.

Судья: Мельситова И.Н.