УИД 61RS0007-01-2021-006631 -21
Дело №2а-5580/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2021 года г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Роговой Ю.П.
при секретаре Полиновой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кириченко Е.А. к Администрации г. Ростова-на-Дону, МКУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону», заинтересованное лицо: Администрации Пролетарского района г. Ростова-на- Дону, МБУ «центр интеллектуальной транспортной системы» о признании незаконным бездействия и обязании осуществить мероприятия по демонтажу,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Кириченко Е.А. обратилась в суд с административным иском ссылаясь на то, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу <адрес>. В августа 2021 года ей были направлены в администрацию г.Ростова-на-Дону и МКУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону» письменные обращения о предоставлении информации о законности установки дорожных знаков, регулирующих в том числе ограничивающих дорожное движение на территории ЖК «Красный Аксай». До настоящего времени на ее обращение ответы не получены. Кроме того, путем установления знаков «дорога с односторонним движением» и «въезд запрещен на территории ЖК «Красный Аксай» нарушает ее право на свободное передвижение.
На основании изложенного административный истец с учетом уточнения административного иска просит суд признать незаконным бездействие Администрации г. Ростов-на-Дону МКУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону» выразившееся: в непринятии мер по демонтажу незаконно установленных дорожных знаков на территории жилого комплекса «Красный Аксай» в г. Ростов-на-Дону, а именно: знак 5.5 «Дорога с односторонним движением» в районе дома <адрес>; знак 3.1 «Въезд запрещен» в районе <адрес>; знак 5.6 «Конец дороги с односторонним движением» на <адрес>-на-дону; знак 4.1.6 «Движение направо и налево» в районе <адрес>; знак 3.18.1 «Поворот направо запрещен» в районе <адрес>; знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен» в районе <адрес>. Обязать Администрацию <адрес> и МКУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» в течение одного дня со дня вступления в законную силу суда осуществить мероприятия по демонтажу незаконно установленных дорожных знаков на автомобильной дороге на территории жилого комплекса «Красный Аксай»: знак 5.5 «Дорога с односторонним движением» в районе дома <адрес>; знак 3.1 «Въезд запрещен» в районе <адрес><адрес>; знак 5.6 «Конец дороги с односторонним движением» на <адрес>-на-дону; знак 4.1.6 «Движение направо и налево» в районе <адрес>; знак 3.18.1 «Поворот направо запрещен» в районе <адрес>; знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен» в районе <адрес>.
Протокольным определением суда от 18.11.2021 года в качестве заинтересованного лица привлечено МВУ «Центр интеллектуальной транспортной системы г. Ростова-на-Дону».
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении уточненного административного иска настаивала.
Представитель административного ответчика администрации г.Ростова-на-Дону Чекмарева Е.В. действующая на основании доверенности в судебное заседание явилась, административный иск не признала, по основаниям изложенным в отзыве. Просила в иске отказать.
Представитель административного ответчика МКУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель МБУ «центр интеллектуальной транспортной системы» Евтущенко С.А. действующий на основании доверенности в судебное заседание явился, суду пояснил, что они занимаются обслуживанием дорожных знаков, и только по поручению МКУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону» они могут демонтировать дорожные знаки вне схемы. Просил в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица администрации Пролетарского г. Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц по правилам ст. 150 КАС РФ.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и личные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу положений части 2 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов, с уведомление гражданина направившего обращение (часть 3 статьи 8 названного Федерального закона).
Согласно статье 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц. В отсутствие указанной совокупности условий административный иск не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Кириченко Е.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу <адрес>, расположенной в микрорайоне «Красный Аксай».
В районе дома <адрес> установлен знак 5.5 «Дорога с односторонним движением» в районе <адрес> установлен знак 3.1 «Въезд запрещен», что следует из представленных в материалы дела фотографий (л.д.63).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом Российской Федерации от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Согласно ст. 3 вышеназванного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
Согласно положениям ст. 24 Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (пункт 1).
Участники дорожного движения имеют право: свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения (пункт 3).
Согласно ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п.2 ст.15 указанного Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах) предусмотрено понятие автомобильная дорога, под которой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах).
Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах).
Пунктами 1, 9 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» является действующим, предназначен для безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дано понятие автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В рамках определенных федеральным законодательством полномочий совместным письмом МВД России от 02.08.2006 № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 N 01-29/5313 утвержден Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, который устанавливает основные требования к содержанию проекта организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков и разметки.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Статьей 3 названного Закона определено, что составной частью дорожной деятельности является содержание автомобильных работ - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, что дорожные знаки относятся к элементам обустройства автомобильных дорог (пункты 5,6, 12).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов и пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона № 257-ФЗ.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 ст. 3 Закона № 257-ФЗ.
Назначением дорожных знаков является информирование участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов. Дорожные знаки являются одним из элементов правил безопасности дорожного движения. Они должны устанавливаться в строгом соответствии с законодательством.
Как следует из содержания ч. 2, 4 ст 16 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", документация по организации дорожного движения разрабатывается на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с ГрК РФ, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии), долгосрочных целевых программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, поселений, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации.
В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
Порядок установки знаков содержит ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст).
Из п. 5.1.9 Стандарта применения дорожных знаков следует, что знаки устанавливают непосредственно перед перекрестком, пересечением проезжих частей, местом разворота, объектом сервиса и т.д., а при необходимости - на расстоянии не более 25 м в населенных пунктах и 50 м - вне населенных пунктов перед ними, кроме случаев, оговоренных Стандартом.
В материалы дела представлены справки МБУ «ЦИТС» от 01.12.2021 года из которых следует, что по бухгалтерскому учету дорожный знак 3.1 «въезд запрещен» по адресному ориентиру в районе дома 41 по ул.Подвойского в г. Ростове-на-Дону и дорожный знак 5.5. «дорога с односторонним движением» адресному ориентиру в районе <адрес> не числятся (л.д.106-107).
В целях устранения нарушения прав участников дорожного движения в месте расположения дорожного знака 3.1 «въезд запрещен» по адресному ориентиру в районе <адрес> и дорожного знака 5.5. «дорога с односторонним движением» адресному ориентиру в районе <адрес>, требования административного истица в этой части подлежат удовлетворению.
Организация эксплуатации дорожного хозяйства отнесена к компетенции МКУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения», который является самостоятельным структурным органом местной Администрации, данные положения закреплены в ст.ст. 16, 41 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также положениями Устава города Ростова-на-Дону, в связи в чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца Кириченко Е.А. предъявленных к Администрации г. Ростова-на-Дону.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Кириченко Е.А. - удовлетворить частично.
Признать действия (бездействия) МКУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» в непринятии мер по демонтажу дорожных знаков на территории жилого комплекса «Красный Аксай»: знака 5.5 «Дорога с односторонним движением» в районе дома <адрес>; знака 3.1 «Въезд запрещен» в районе <адрес> - незаконными.
Обязать МКУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» в срок до 31.01.2022 года принять меры по демонтажу дорожных знаков на территории жилого комплекса «Красный Аксай»: знака 5.5 «Дорога с односторонним движением» в районе дома <адрес>; знака 3.1 «Въезд запрещен» в районе <адрес> - незаконными.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.П. Роговая