НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Прокопьевского районного суда (Кемеровская область) от 18.04.2017 № 2А-154/2017

Дело № 2а-154/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 18.04.2017 года

Мотивированное решение изготовлено 21.04.2017 года

г. Прокопьевск 21 апреля 2017 года

Прокопьевский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего Иордана А.Ю.,

при секретаре Ивакиной Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Младенова В. А. к Департаменту по недропользованию по Сибирскому федеральному округу о признании незаконным приказа об изъятии земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Младенов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по недропользованию по Сибирскому федеральному округу о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельного участка с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория – земли сельскохозяйственного назначения. Требования мотивированы тем, что ему на праве собственности принадлежит указанный земельный участок, его изъятием нарушаются его права как собственника. По его мнению, земельный участок изымается в целях предпринимательской деятельности, а не для государственных нужд, что не является законным. Кроме того, полагает, что изданием спорного приказа, он теряет право на возмещение ущерба, за нарушения землепользования на его участке, установленные решением Прокопьевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу по иску Младенова В. А. к ООО <данные изъяты> об освобождении самовольно занятых земельных участков, взимании неосновательного обогащения, поскольку по указанному решению возбуждено исполнительное производство, однако оно еще не окончено. Просит признать незаконным приказ Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельного участка с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория – земли сельскохозяйственного назначения.

Административный истец Младенов В.А. в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца Младенова В.А. – Никитина Е.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить, пояснила суду, что изъятием земельного участка нарушаются права Младенова В.А. как собственника. Младенов В.А. не желает, чтобы у него изымали участок. Нарушений процедуры издания приказа об изъятии земельного участка, назвать не смогла.

Представитель административного ответчика - Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу - Квасников Д. С., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, просит в удовлетворении административного иска отказать, суду пояснил, что процедура изъятия земли у Младенова В.А. Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу, не нарушена. Необходимость оформления земельных участков недропользователем, обусловлена необходимостью выполнять условия лицензии, и обязанности пользователя недр, за которые недропользователь несет соответствующую ответственность, и исполнение которых в свою очередь, невозможно без оформления земельных отношений. Факт нахождения земельного участка в границах горного отвода угольного предприятия в силу действующего законодательства является достаточным основанием для принятия решения об его изъятии. Полагает, что для признания акта государственного органа недействительным, необходимы одновременно два обязательных условия: несоответствие указанного акта закону; нарушение прав и законных интересов заявителя. В данном случае оба указанных условия отсутствуют. Считает, что не нарушаются вопросы охраны земли, так как данная процедура напрямую урегулирована Земельным кодексом РФ, не освобождает недропользователя соблюдать указанное законодательство (осуществить в последующем перевод земель и соблюдать иные требования земельного законодательства). Полагает, что недропользование имеет стратегически важное значение для Российской Федерации, обеспечивающее, в том числе экономическую безопасность страны, законодателем предусмотрено значительное количество приоритетов развития и помощи организациям, занимающимся использованием недр. Одной из таких привилегий является фактически льготная процедура оформления земельных отношений путем использования процедуры изъятия земель. Процедура изъятия земельных участков направлена на законодательное решение вопросов пользования земельными участками при недропользовании, и предоставляет возможность пользователям недр в законодательно установленном порядке оформить земельные отношения и достижения интересов государства при предоставлении участка недр в пользование. Интересы Российской Федерации достигаются путем взимания налога на добычу полезных ископаемых. Земельный кодекс РФ предусматривает процедуру изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, при условии наличия лицензии на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя). Интересы государства в указанной процедуре являются: получение налогов (НДПИ который является в свою очередь бюджетообразующим), создание значительного числа рабочих мест, освоение указанного участка недр, поддержка угольной промышленности.

Представители заинтересованного лица – представители ООО «Разрез ТалТЭК» - Сафонова О. В., доверенность б/н от ДД.ММ.ГГГГ, Андреев С. И., доверенность б/н от ДД.ММ.ГГГГ, просили в удовлетворении требований отказать, полагая процедуру изъятия земельного участка у Младенова В.А. не нарушенной.

Суд, заслушав лиц участвующих в деле, изучив письменные материалы дела приходит к следующему.

В соответствии с ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ по административным делам административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, регулируется главой VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 56.2 Земельного кодекса РФ устанавливает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)

Федеральное агентство по недропользованию, в соответствии с изменениями, внесенными в Положение о нем Постановлением Правительства РФ от 18.03.2016 № 210, осуществляет (пункт 5.3.19. Положения) принятие решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

Приказом Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 № 255 осуществление данного, и непосредственно связанного с ним полномочий, было возложено на территориальные органы, которым является Сибнедра.

В соответствии с частью 2 статьи 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

Согласно части 4 указанной статьи, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Земельного кодекса РФ, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ, к которым относятся в том числе организации являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.

Судом установлено, что ООО «Разрез ТалТЭК» имеет лицензию на право пользования недрами КЕМ 01852 ТЭ (л.д. 77, 79-82).

Таким образом, ООО «Разрез ТалТЭК» является недропользователем и относится к организациям, указанным в пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ, на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд которых, осуществляется принятие решений об изъятии.

В адрес Сибнедра, от ООО «Разрез ТалТЭК» поступило ходатайство об изъятии земельного участка площадью 83412 кв. м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером общей площадью 112448 кв.м.

В ходе рассмотрения ходатайства было установлено (подтверждено заключением Кемеровского филиала ФБУ «ТФГИ по Сибирскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ), что указанный земельный участок располагается в контурах лицензионного участка КЕМ 01852 ТЭ (л.д. 57, 60).

Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ), было установлено, что собственником указанного земельного участка является Младенов В.А.

В результате Сибнедра был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельного участка площадью 83412 кв. м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером общей площадью 112448 кв.м. (л.д. 55-56).

Действующее законодательство РФ, предусматривающее право недропользователя получить в собственность земельный участок, принадлежащий другому лицу, в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами, не содержит оговорок о запрете, изъятия земельного участка, которое лицо не оформило, но занимает.

Необходимость оформления земельных участков недропользователем, обусловлена необходимостью выполнять условия лицензии, и обязанности пользователя недр, за которые недропользователь несет соответствующую ответственность, и исполнение которых в свою очередь, невозможно без оформления земельных отношений.

Таким образом, действия Сибнедра являются самостоятельно установленной законом процедурой, какие либо нарушения при издании приказа, судом не установлены, процедура его издания не нарушена. Факт нахождения земельного участка в границах горного отвода угольного предприятия в силу действующего законодательства является достаточным основанием для принятия решения об изъятии.

Доводы заявителя, относительно убытков и упущенной выгоды, причиненных изъятием земельного участка, являются предметом рассмотрения спора в рамках гражданского законодательства, поскольку являются материальными, и не могут быть предметом рассмотрения судом в рамках административных правоотношений.

При этом порядок изъятия, в дальнейшем предусматривает условия выкупа и возмещения убытков владельцу соответствующего земельного участка, следовательно, права собственника такого земельного участка обеспечены возможностью получить полное возмещение цены и убытков от недропользователя.

Доводы заявителя, о том что изъятие его земельного участка обусловлено предпринимательской деятельностью, суд находит неубедительными, поскольку Земельным кодексом РФ предусмотрена процедура изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в пользу держателя лицензии на пользование недрами (статьи 56.3 ЗК РФ). Следовательно, такая позиция изначально заложена законодателем непосредственно в Земельном кодексе РФ, что прямо вытекает из статьи 25.2 Закона РФ «О недрах», и статей 56.2, 56.3, 56.4 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, поскольку оснований для признания акта Сибнедра недействительным судом не установлено, приказ соответствует законодательству, в удовлетворении требования Младенову В.А. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 226-228, 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Младенова В. А. к Департаменту по недропользованию по Сибирскому федеральному округу о признании незаконным приказа об изъятии земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий: подпись.

Копия верна. Судья: А.Ю.Иордан (На момент опубликования решение в законную силу не вступило.)