Дело №.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2018 года <адрес>
Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего судьи Шкахова Р.А.,
при секретаре М.И.Р.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению местной администрации городского округа <адрес> КБР к <адрес> МРО УФССП РФ по КБР о признании незаконными постановления судебного пристава-исполнителя,
установил:
Местная администрация городского округа <адрес> КБР обратилась в Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя <адрес> МРО УФССП РФ по КБР Т.А.А. от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №; обязать судебного пристава-исполнителя <адрес> МРО УФССП РФ по КБР Т.А.А. отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №.
В обоснование иска указало, что в адрес местной администрации городского округа Прохладный КБР 22.08.2018г. поступило постановление судебного пристава-исполнителя Прохладненского МО СП УФССП по КБР Т.А.А. о возбуждении исполнительного производства № в отношении местной администрации городского округа Прохладный КБР о взыскании <данные изъяты>. в пользу Межрайонной ИФНС России № по КБР. Указанное исполнительное производство возбуждено 08.08.2018г. на основании исполнительного документа - Акта органа осуществляющего контрольные функции № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Межрайонной ИФНС России № по КБР по делу № от 16.02.2018г., предметом исполнения которого является взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в пределах сумм указанных в требовании об уплате налогов, сбора, пени, штрафа. Местная администрация городского округа <адрес> считает постановление судебного пристава-исполнителя <адрес> МО СП УФССП по КБР Т.А.А. от 08.08.2018г. по исполнительному производству № незаконным в связи с тем, что у судебного пристава-исполнителя отсутствует основания для возбуждения исполнительного производства, поскольку исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. Службе судебных приставов необходимо было вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в соответствии с ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве». Таким образом, служба судебных приставов является неуполномоченным органом на взыскание по Акту Налогового органа. В вышестоящий орган в порядке подчиненности жалоба на постановление административного ответчика от 08.08.2018г. по исполнительному производству №-ИП не подавалась. С учетом изложенного просят признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя <адрес> МРО УФССП РФ по КБР Т.А.А. от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства № и обязать пристава-исполнителя отменить его.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес>.
Представитель административного истца Местной администрации г.о.<адрес> КБР в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. На заявленных требованиях настаивают, просят удовлетворить.
Представитель административного ответчика <адрес> УФССП по КБР уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
Представитель административного ответчика УФССП по КБР в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица Межрайонная ИФНС России№по КБР в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. О времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Учитывая, что извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания стороны и заинтересованное лицо в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, не высказали возражений относительно рассмотрения дела в упрощенном порядке, явка участников процесса обязательной признана не была, Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики на основании части 7 статьи 150 КАС РФ рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, судом установлено следующее.
В соответствии со ст.360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действий (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, предусмотренном главой 22 настоящего кодекса.
Согласно Уставу Местная администрация г.о.<адрес> является казенным учреждением, лицевые счета которого открыты в МУ «Финансовое управление администрации г.о.<адрес><адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России№ по КБРна основании требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от ДД.ММ.ГГГГ№, по которому срок исполнения истек ДД.ММ.ГГГГ, было вынесено постановление №о взыскании налога, сбора, пеней, страховых взносов, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика - местной администрации <адрес> на сумму <данные изъяты> руб.
В связи с неисполнением Местной администрацией г.о.<адрес>, вышеуказанного постановления Межрайонной ИФНС России№ по КБР, оно направлено в службу судебных приставов для исполнения.
Вместе с тем, пунктом 4 ст. 61 Бюджетного кодекса РФ установлено, что казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ.
Согласно п.п.2, 3 ст.239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл.24.1 БК РФ.
Главой 24.1 БК РФ установлено, что в случае, если счета должника открыты в учреждении Центрального банка РФ или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве (п.13 ст.242.3, п.12 ст.242.4, п.12 ст.242.5).
Таким образом, взыскание на средства бюджетного учреждения службой судебных приставов не производится, если у бюджетного учреждения нет счета, открытого в ЦБ РФ или в кредитной организации.
Согласно внесённым изменениям в НК РФ принятие решения о взыскании суммы налога (пени, штрафа) с казенного учреждения, которому открыт лицевой счет, должно осуществляться с учетом размера взыскиваемых средств (свыше пяти миллионов – на основании судебного решения, меньше пяти миллионов – по решению налогового органа).
При этом Федеральным законом от 04.10.2014г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», вступившим в силу с 06.10.2014г., глава 24.1 БК РФ дополнена ст. 242.6 «Исполнение решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», посвященной именно порядку исполнения решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов.
Исходя из этого судебные приставы-исполнители должны принимать к исполнению исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней и исполнять их за счет средств, находящихся на счетах должников в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях (п.3.1 Методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Приказом Федеральной службы судебных приставов от23.03.2006г.№).
В соответствии с п.13 ст.242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае если счета должника открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Между тем, п.1 ст. 242.6 БК РФ установлено, что решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.
Пунктом 3 рассматриваемой статьи предусмотрено, что казенное учреждение – должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике обращения задолженности и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года. Для исполнения решения налогового органа за счет средств соответствующего бюджета должник одновременно с вышеуказанной информацией представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения решения налогового органа в пределах остатка объёмов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств соответствующего бюджета, по соответствующим КБК.
При этом в случае отсутствия или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объёмов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объёмов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов (п.4 ст. 242.6 БК РФ).
Аналогичные положения закреплены в ст.46 Налогового кодекса России, согласно которой в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума (часть 1). Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (часть 2). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) – организации. Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента). При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме (часть 3.1). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (часть 7).
Согласно ч.1 ст.47 Налогового кодекса России, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В п.2 ст. 11 НК РФ определено, что лицевые счета – счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон №229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Законом.
Обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на судебных приставов-исполнителей ст.12 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ "О судебных приставах".
Статья 31 Закона №229-ФЗ предусматривает основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлены в БК. На это прямо указано в ч.2 ст.1 Закона об исполнительном производстве: порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании п.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с актом государственного органа, осуществляющего контрольные функции о взыскании налога должен быть предоставлен документ, содержащий отметки банка или иной кредитной организации, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
В силу пп.8 п.1 ст.31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм, при обращении в службу судебных приставов с постановлением о взыскании налога, сбора, пени штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, налоговым органом должна быть предоставлена информация о наличии у должника счетов, открытых Банках. Сведений о том, что в данном случае на момент получения исполнительного документа в отношении должника – Местной администрации г.о.<адрес> судебному приставу – исполнителю такая информация была представлена, материалы дела не содержат и суду не предоставлено. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной суду административным истцом Местной администрацией г<адрес> открыты лицевые счета в МУ «Финансовое управление местной администрации г<адрес>».
При указанных обстоятельствах, суд признаёт возбуждение исполнительного производства№ в отношении Местной администрации <адрес> на основании постановления судебного пристава-исполнителя <адрес> УФССП по КБР от 08.08.2018г. незаконным, административный иск подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
Административное исковое заявление местной администрации городского округа <адрес> к <адрес> МРО УФССП РФ по <адрес>, УФССП по <адрес> о признании незаконными постановления судебного пристава-исполнителя - удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя <адрес> МРО УФССП РФ по <адрес>Т.А.А. от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №.
Решение суда является основанием для отмены судебным приставом-исполнителем <адрес> МРО УФССП РФ по <адрес>Т.А.А. постановления от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Прохладненский районный суд КБР в пятнадцатидневный срок со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения.
Председательствующий Р.А.Шкахов