?Дело <номер>
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<дата><адрес>
Приютненский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Иванникова В.В.,
при секретаре судебного заседания Клемешове К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко Ивана Васильевича к <адрес> муниципальному образованию Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет и судебных расходов,
установил:
Кравченко И.В. обратился в суд с указанным иском мотивируя тем, что он в течение <дата> замещал выборную муниципальную должность Республики Калмыкия, а именно: должность <адрес><адрес> муниципального образования Республики Калмыкия. В настоящее время он является пенсионером и получателем пенсии за выслугу лет, назначенной ему распоряжением Администрации <адрес> РК <номер> от <дата> в размере <...> как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия (далее - <адрес> РК).
Решением Собрания депутатов <адрес> РК <номер> от <дата> в Положение о выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы <адрес> РК, утвержденное Собранием депутатов <адрес> РК <номер> от <дата> были внесены изменения: в пункте 3 слова «от трех лет в размере 55 процентов, свыше шести лет – 75 процентов» заменены словами «от трех лет в размере 45 процентов», далее по тесту.
Решением Собрания депутатов <адрес> РК <номер> от <дата> в Положение о выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы <адрес> РК, утвержденное Собранием депутатов <адрес> РК <номер> от <дата> были внесены изменения: в пункте 3 слова «от трех лет в размере 45 процентов» заменены словами «от трех лет в размере 25 процентов», далее по тексту, пункт 9 признан утратившим силу.
<дата><ФИО>8 РК направила Кравченко И.В. письмо, в котором сообщила о том, что ранее назначенная пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности <адрес> РК, изменена. Размер пенсии за выслугу лет составил: на основании решения Собрания депутатов <адрес> РК <номер> от <дата> о внесении изменений в Положение о выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы <адрес> РК, с <дата><...>.; на основании решения Собрания депутатов <адрес> РК <номер> от <дата> о внесении изменений в Положение о выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы <адрес> РК, с <дата><...>. С <дата> по настоящее время размер пенсии за выслугу лет составляет <...>. Считает, что исходя из требований Конституции Российской Федерации, объем социальных гарантий не должен уменьшаться.
Просит суд взыскать с <ФИО>9 РК невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с <дата> по <дата> в размере <...>. за счет средств бюджета <адрес> РК, а также судебные расходы.
В судебном заседании истец Кравченко И.В. и его представитель Корнусова Д.С. уточнили исковые требования, просили суд взыскать с <ФИО>10 РК невыплаченную пенсию за выслугу лет в размере <...>.
Представитель ответчика <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия <ФИО>5, ссылаясь на письменные возражения, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39 часть 1) и рассматривая защиту прав и свобод человека и гражданина, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, в качестве предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 пункты "б", "ж" части 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и социальных пособий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от <дата> № <номер>-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от <дата> № <номер>-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от <дата> № <номер>-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях, и выплачивается одновременно с ней. Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от <дата><номер> «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно данным Федеральным законом.
Пенсии за выслугу лет (ежемесячные доплаты к пенсиям) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, по своей правовой природе являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением данной категории граждан.Конституционный Суд Российской Федерации указал, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, дополнительного обеспечения - в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет, предоставляемого за счет средств соответствующих бюджетов (определения от <дата><номер>-О-П, от <дата><номер>-О-О, от <дата><номер>-О, от <дата><номер>-О и др.).
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Пенсионное обеспечение за выслугу лет является гарантией, предоставленной муниципальному служащему законом. В соответствии с положениями законодательства на муниципальных служащих распространяется объем прав государственного гражданского служащего в сфере пенсионного обеспечения. Условия предоставления муниципальному служащему права на государственную пенсию за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Обязательства по выплате доплат к пенсиям, как и формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования согласно п. 1 ст. 16 и ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относятся к вопросам местного значения, обязательства по доплатам муниципальным служащим являются финансовыми обязательствами органа местного самоуправления.
В силу выше приведенных положений закона пенсия за выслугу лет представляет собой дополнительную социальную выплату, предоставляемую за счет местного бюджета, соответственно, она может определяться исходя из финансовых возможностей местного бюджета.
Законодатель Республики Калмыкия, реализуя данное право, закрепил решением Собрания депутатов Приютненского РМО РК <номер> от <дата> «О выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности Приютненского РМО РК и должности муниципальной службы Приютненского РМО РК» Положение о выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Приютненского РМО РК, в котором предусмотрены гарантии социальных прав лиц, замещавших выборные муниципальные должности Приютненского РМО РК и должности муниципальной службы Приютненского РМО РК, предусмотрев, в частности, предоставление им дополнительного материального обеспечения в виде выплаты пенсии за выслугу лет за счет средств муниципального бюджета, которое устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о страховых пенсиях, при условии замещения государственной должности Республики Калмыкия не менее одного года и освобождение от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями (пункт 3).
По смыслу закона законодатель делегировал органам местного самоуправления с учетом финансовых возможностей бюджета района определять порядок и условия предоставления за счет собственных бюджетных средств дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к пенсиям, устанавливаемых муниципальным служащим.
В силу статей 12, 56, 57 ГПК РФ стороны должны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, а суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказать.
Из материалов дела следует, что истец Кравченко И.В. с <дата> по <дата> замещал должность <адрес> РК, то есть замещал выборную муниципальную должность Республики Калмыкия.
Судом установлено, что Кравченко И.В. с <дата> является получателем пенсии по старости, назначенной на основании Федерального закона «О страховых пенсиях».
Собрание депутатов <адрес> РК решением <номер> от <дата> утвердило Положение о выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы <адрес> РК, тем самым реализовав свои полномочия по обеспечению дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих.
Распоряжением Администрации <адрес> РК <номер> от <дата> Кравченко И.В. была назначена пенсия за выслугу лет с <дата> в размере <...>.
В связи с тем, что бюджет <адрес> РК является дефицитным с <дата> размер пенсии был изменен и составил <...>., с <дата> размер пенсии был изменен и составил <...>.
При этом вышеуказанные решения Собрания депутатов <адрес> РК в установленном законом порядке истцом оспорены не были.
Таким образом, поскольку выплата пенсии производится на основании принятого решения Собрания депутатов <адрес> РК <номер> от <дата> «Об утверждении Положения о выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы <адрес> РК», суд не находит оснований для взыскания невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет, считает требования истца о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет за период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в размере <...>. необоснованными.
Из представленной истцом справки о размере получаемой пенсии за выслугу лет от <дата> следует, что <адрес> Кравченко И.В. выплачена полностью государственная пенсия за выслугу лет из расчета <...> в месяц (<дата><...>. в месяц (<дата>.), <...>. в месяц (<дата>.). Долгов по выплате пенсии перед истцом не имеется. Поэтому суд считает необходимым отказать во взыскании с ответчика невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет в размере <...>.
Поскольку требование о взыскании судебных расходов является производным от требования о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет, в удовлетворении которого судом отказано, оснований для взыскания судебных расходов, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований Кравченко Ивана Васильевича к <адрес>ному муниципальному образованию Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет и судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Приютненский районный суд Республики Калмыкия.
Судья