Копия дело № УИД: № РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 15 октября 2021 года город Казань Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Б. Курбановой, при секретаре судебного заседания А.Р. Хайруллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России <адрес> к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности, установил: Истец обратился в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности. В обоснование административного иска указано, что ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность и применял систему налогообложения в виде налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджет субъектов РФ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 была представлена Единая (упрощенная) налоговая декларация за 2014 год. В соответствии с абзацем 4 пункта статьи 80 Налогового кодекса РФ единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. За несвоевременное представление в налоговый орган единых упрощенных деклараций по НДС за полугодие 2015г, а также 9 месяцев 2015го., налогоплательщик на основании решения налогового органа, вступившего в законную силу, привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 1000 рублей. Указанная сумма штрафа ФИО1 не оплачена. Кроме того, административный истец указывает, что административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов как индивидуальный предприниматель, а потому налоговым органом произведено начисление в соответствии со ст. 432 НК РФ страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГг. За несвоевременную уплату страховых взносов ответчику начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГг. в размере 78,36 руб., начисленные на сумму недоимки 902,83. (ДД.ММ.ГГГГ.) за период с 01.01.2017г. по 18.12.2017г. Административный истец указывает, что в адрес налогоплательщика в соответствии со ст.ст. 69,70 НК РФ были направлены требования об уплате штрафа и пени, однако в установленный в требованиях срок сумма налоговой задолженности не уплачена. Как указывает истец, ДД.ММ.ГГГГг. мировым судьей судебного участка № по Приволжскому судебному району <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика в пользу Межрайонной ИФНС России <адрес> задолженности. Определением мирового судьи судебного участка № по Приволжскому судебному району <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> задолженности по налогам был отменен. Ссылаясь на изложенное, административный истец просит взыскать с ФИО1 в доход государства штраф за несвоевременное представление декларации по налогу на добавленную стоимость в размере 1000 рублей и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГг. в размере 78,36 руб., начисленные на сумму недоимки 902,83. ДД.ММ.ГГГГ.) за период с 01.01.2017г. по 18.12.2017г. Административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в суд не явился, в административном исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии. Административный ответчик ФИО1 в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, при этом, направленное по адресу регистрации (<адрес>) ответчика по месту его жительства судебное извещение возвращено по истечении срока хранения. Применительно к правилам части 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела. В силу статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Как разъяснено в пункте 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное. Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, надлежащим образом извещенного судом о времени и месте судебного заседания. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Положениями части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций). В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Частью 2 указанной статьи определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Согласно абзацу 4 пункту 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. Судом установлено, что в соответствии со ст.80 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик не исполнил свою обязанность по своевременному представлению единой (упрощенной) налоговой декларации в налоговый орган, тем самым совершил виновное противоправное деяние, за которое п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей. Решением № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации и предусмотрен ко взысканию штраф в размере 1000 руб. В указанные в требовании сроки обязанность по уплате штрафа за непредставление единой (упрощенной) налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиком не исполнена. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. ДД.ММ.ГГГГг. мировым судьей судебного участка № по Приволжскому судебному району <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика в пользу Межрайонной ИФНС России <адрес> задолженности, в том числе в виде штрафа в размере 1000 руб. и который отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями должника. Доказательств, подтверждающих исполнение административным ответчиком своей обязанности по своевременной уплате налоговой задолженности в виде штрафа в размере 1000 рублей в ходе рассмотрения дела не представлено, соответствующие квитанции в подтверждение уплаты предъявленной суммы налоговой задолженности не представлены. Принимая во внимание, что налоговым органом соблюдены установленные законом требования к процедуре взимания налога в виде штрафа, а также, что административным ответчиком до настоящего времени задолженность по налогу в виде штрафа в добровольном порядке не уплачена, проверив представленный расчет задолженности, а также соблюдение установленных нормами пунктами 2 и 3 статьи 48 НК РФ сроков обращения в суд, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований в части взыскания налоговой задолженности в виде штрафа в размере 1000 рублей. Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. В силу статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы. Пунктом 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом. Из статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов. Как установлено судом, административный ответчик осуществлял предпринимательскую деятельность. Истец указывает, что за ответчиком числится задолженность за несвоевременную уплату страховых взносов, на которую начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере 78,36 руб. Судом также установлено, что в связи с тем, что ФИО1 не уплатила своевременно и в полном объеме страховые взносы за медицинское страхование, МИФНС России <адрес> в адрес ФИО1 направила требования об уплате задолженности. Однако в установленный в требованиях срок сумма налога не уплачена. В указанные в требовании сроки обязанность по уплате налогов налогоплательщиком своевременно и в полном объем не исполнена. С 01 января 2017 вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". Пунктом 5 ст. 18 названного Федерального закона признан утратившим силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах). Однако в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, должен осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Закона. Из материалов дела следует, что спорные отношения возникли до 01 января 2017 года, поэтому суд руководствуется нормами законодательства, регулировавшими порядок исчисления и уплаты страховых взносов до 01 января 2017 года. В соответствии со ст. 25 Закона о страховых взносах за нарушение сроков по уплате страховых взносов подлежат начислению пени. Согласно ч. ч. 3, 5, 7 указанной нормы пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. В соответствии с п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 года N 20-П неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Из анализа приведенных выше положений следует, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании основного платежа, поскольку только при наличии недоимки по страховым взносам плательщику страховых взносов могут быть начислены пени. При этом отсутствие основного обязательства уплаты страховых взносов влечет невозможность применения меры обеспечения этого обязательства в виде взыскания пени. В соответствии с требованием части 6 статьи 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд в том числе, проверяет, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ). Пунктом 5 статьи 75 НК РФ установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Пункт 4 статьи 69 НК РФ устанавливает, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование, в котором отсутствуют изложенные выше сведения, фактически не позволяет установить достоверность указанных в нём сумм налогов, сборов и правомерность расчёта соответствующих пени. Судом установлено, что в требовании № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ направленного в адрес налогоплательщика ФИО1 отсутствует расшифровка задолженности по пени с указанием периода начисления пени (количество дней просрочки уплаты недоимки, на которую начислены пени), размера недоимок по страховым взносам, на которые начислены пени, срока уплаты недоимки, ставки рефинансирования Банка России, применённой при расчёте суммы пени. В нарушение требований ст. 289 КАС РФ административным истцом не представлен расчёт пени, основания возникновения пени, а также доказательства взыскания с ФИО1 указанных недоимок в установленном законом порядке или их добровольной уплаты. Расчёт пени, основания возникновения пени - документы в обоснование и подтверждение сумм недоимок для начисления пени налоговым органом не представлены. При таких обстоятельствах, поскольку имеющимися в деле доказательствами не подтверждена несвоевременная уплата административным ответчиком страховых взносов, на которые начислены пени в общем размере 78,36 руб., не доказан период и сумма начисленных пени, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ФИО1 заявленных административным истцом сумм пени в общем размере 78,36,60 руб. Учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований МИФНС <адрес> к ФИО1 в части взыскания налоговой задолженности в виде пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере 78,36 руб. Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. Исходя из размера подлежащей взысканию суммы задолженности по налоговым платежам, с административного ответчика в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, подлежит взысканию государственная пошлина, которая с учётом положений статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 400 руб. На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: Административный иск Межрайонной ИФНС России № <адрес> <адрес> к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности удовлетворить частично. Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> доход бюджета в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <адрес> налоговую задолженность в виде штрафа в размере 1000 рублей. В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России ФИО4 Татарстан к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности в виде пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере 78,36 руб., отказать. Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 400 руб. в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда. Судья: (подпись) Р.Б. Курбанова Копия верна: Судья: Р.Б. Курбанова Справка: мотивированное решение суда составлено 15 октября 2021г. |